«Мы в лицее Иннополиса создаем свое программное обеспечение на основе нейронных сетей, которое поможет формировать индивидуальную траекторию развития для каждого ученика», — рассказывает лауреат конкурса «Учитель года – 2023» Арман Костанян. На пути к призовому месту он с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым обсудил внедрение данного решения в единую платформу «Моя школа», а с ректором МГУ Виктором Садовничим — важность математики. О чем лучшие учителя страны просили президента России Владимира Путина и какие приемы привезет с конкурса татарстанский педагог — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне Владимир Путин провел традиционную встречу с лучшими учителями России по видео-конференц-связи — был и педагог из лицея Иннополиса Арман Костанян
О чем лучший учитель Татарстана договорился с Кравцовым и что хотел представить Путину
«С патриархом мы разговаривали на образовательные темы, он говорит: „Сомнений нет, что вы дадите знания <…>. Важно, в какие сердца вы вложите эти знания и как они будут использоваться“», — рассуждал накануне президент РФ Владимир Путин на традиционной встрече с лучшими учителями России. В зале, где проходила встреча, — увы, в этот раз только по видео-конференц-связи — был и педагог из лицея Иннополиса Арман Костанян. Он стал одним из призеров конкурса «Учитель года», в котором участвовали 90 человек, уступив место победителя учителю русского языка и литературы школы при посольстве России в Иране Олегу Янковскому. Другими призерами стали учитель физкультуры из ЛНР Антон Кандауров, учительница английского языка из Чеченской Республики Бэлла Яндиева и учитель физики из Белгородской области Михаил Ладных.
Сам Костанян преподает в Иннополисе математику и разрабатывает цифровые инструменты для системы образования. На встрече с Путиным до него микрофон не дошел — не хватило времени, но он был готов рассказать об одном из таких инструментов: в лицее создается свое ПО на основе нейронных сетей, которое поможет формировать индивидуальную траекторию развития для каждого ученика. «Программа задает учащемуся вопросы, и исходя из его ответов адаптируется под него и генерирует новые вопросы, чтобы проявить глубину знаний, интересы, увлечения, указать на слабые и сильные зоны. Ребенок будет понимать, что у него получается, и получит свой образовательный маршрут», — рассказал Костанян в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Финалистом первого конкурса в 1997 году стала учитель Средней общеобразовательной школы №141 Ирина Гиматутдинова.
1998: учитель физики из школы-комплекса №18 Йошкар-Олы Виталий Кабаев.
2003: преподаватель русского языка и литературы Средней общеобразовательной русско-татарской школы №55 Татьяна Першагина.
2005: учитель изобразительного искусства гимназии №37 с русским этнокультурным компонентом Елена Курсова.
2009: учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей им. Лобачевского при КФУ Гузель Хусаенова.
2011: учитель физики Нияз Гафиятуллин из гимназии №19.
2012: учитель русского языка и литературы из русско-татарской школы №111 Николай Токранов.
2013: учитель истории и обществознания из школы №143 Сергей Шадрин.
2015: учитель русского языка и литературы Евгения Родионова из Средней общеобразовательной школы №151 с углублённым изучением отдельных предметов.
2016: учитель истории и обществознания гимназии №90 Советского района Казани Иван Филатов.
2017: учитель математики Алмаз Хамидуллин из лицея-интерната №2.
2018: учитель физики и астрономии Радик Хабиров из татарской гимназии №1 им. Тукая.
2019: учитель биологии Наиль Мирсаитов из лицея-интерната №2.
2021: учитель иностранных языков Мария Голованова — МБОУ «Гимназия №122 им. Зайцевой».
2022: учитель обществознания Ильсур Зиганшин из лицея-интерната № 2.
В 2014 году абсолютным победителем конкурса стала учительница биологии и замдиректора по методической работе в нурлатской школе №1 Алла Головенькина. Затем она получила повышение, став директором средней образовательной школы. В 2016 году ей предложили место заместителя директора по учебной работе лицея Иннополиса.
Благодаря конкурсу он сумел презентовать это решение министру просвещения РФ Сергею Кравцову и предложил распространить опыт на другие школы, если апробация в Иннополисе пройдет успешно. По его словам, уже есть прототип программы, к концу года она должна запуститься в полную силу.
«Сергей Сергеевич отреагировал положительно. Сказал, что готов поддержать, если у нас все получится, — рассказал Костанян. — И даже предложил интегрировать в единую платформу „Моя школа“, к которой будут подключаться все образовательные учреждения России!»
Арман Костанян преподает в Иннополисе математику и разрабатывает цифровые инструменты для системы образования
«Дети с каждый годом все революционнее»
Кравцов, впрочем, был не единственным, с кем Костаняну удалось наладить контакт. «О важности математики мы разговаривали с ректором МГУ Виктором Садовничим. Мы говорили, что в объяснении ее обязательно нужен человек, искусственный интеллект не заменит педагога. И тот фундаментальный уровень, на котором у нас находится математическое образование, делает наших инженеров и программистов конкурентоспособными по всему миру. Я рассказывал, что в нашем лицее мы ведем огромную профориентационную работу в этом направлении — приглашаем наших ребят в различные IT-компании в Иннополисе, где им рассказывают, что без математики никуда, даже если ты хочешь стать аналитиком, тестировщиком или разработчиком», — рассказывал педагог.
По его наблюдениям, дети с каждый годом «все революционнее», потому что для них цифровые технологии — норма. «Они заточены на совершенствование и упрощение всего, стремятся делать жизнь проще и окружающий мир лучше. Мы, в свою очередь, создаем условиях для их развития», — объяснял Костанян. Специфика ли это детей Иннополиса или все подрастающее поколение такое, поинтересовалась у учителя корреспондент «БИЗНЕС Online». «Считаю, что все дети такие. Важно создать необходимую среду для самореализации. Многие ребята хотят, но нет условий, их не поддерживают или у них что-то не получается, рядом нет человека, который поможет и направит», — подчеркнул педагог.
Некоторые новые приемы создания среды и выстраивания образовательного процесса, которыми поделились коллеги, Костанян привезет с конкурса в Татарстан. «Это была мощная прокачка навыков и расширение своих собственных границ. Здесь все профессионалы, лучшие учителя из своих регионов, и у каждого свое видение. Сразу думаешь: „Круто, можно было бы это у нас сделать. Или чуть-чуть поменять, а позже применить у нас“. Например, мы увидели, как учителя в разных школах работают с родителями: мы в прошлом году начали усиленную работу в этом направлении — создали „Лекторий поколений“, будем его развивать. Потому что зачастую проблема непонимания между школой и родителями возникает из-за того, что они (родители — прим. ред.) не вовлечены в образовательный процесс», — рассуждает он
К слову, Костанян еще 6 лет назад не видел себя в роли школьного учителя. Но после окончания университета в 2017 году он со второй попытки согласился поработать на профильных сменах для обучающихся, после этого его позвали в лицей иннограда, и он «ушел с головой» в профессию. «Других предложений не рассматриваю, потому что нравится работа в Иннополисе», — говорит он.
Учитель истории из Москвы Александр Оджо, в свою очередь, поблагодарил президента за введение трудового воспитания в школах и за новый учебник истории для 10–11-х классов
«Таким узким специалистам, как вы, в голову приходят такие хорошие идеи»
А что предложили те, кому все же удалось донести свои идеи до президента? Такая возможность уже на встрече появилась сразу у двух педагогов из новых субъектов. Учитель русского языка и литературы Горловской школы №55 ДНР Никита Никитюк затронул тему подготовки советников директоров по воспитанию. Такая должность появилась совсем недавно, а система их обучения будет совершенствоваться, заверила вице-премьер Татьяна Голикова. Сам Путин отметил, что воспитание — «это ключевое звено всей образовательной системы». А для территорий, где «истреблялась вообще вся русская культура, русский язык и литература», это имеет особое значение. «Но и для всей страны в целом», — добавил президент.
«Отрадно, что теперь в дружную команду участников, финалистов конкурсов входят и педагоги Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Поддержка систем образования в этих регионах чрезвычайно важна», — отметил Путин и призвал помочь коллегам «наверстать упущенное», а также сделать все, «чтобы и школьники, и учителя чувствовали себя частью единого образовательного пространства большой страны».
Учитель физкультуры из города Красный Луч ЛНР Антон Кандауров, в свою очередь, предложил усовершенствовать существующую программу школ-побратимов, чтобы появилась возможность организовывать более «продуманные» мероприятия в очном формате. «В голову просто никому не приходило, считалось достаточным…» — отреагировал на предложение Путин.
Учительница русского языка и литературы из Краснодара Евгения Константинова была обеспокоена конкуренцией педагога и искусственного интеллекта. «Даже ходят споры о том, сможет ли искусственный интеллект заменить учителя или нет. Я считаю, например, что нет!» — призналась она. Педагог предложила дать возможность учителям получать дополнительное образование не в своей отрасли, «чтобы расширить поле исследований со своими учениками».
Михаил Ладных — учитель сельской школы и тренер сборной Белгородской области по олимпиадной физике — призвал устанавливать во дворах школ допоборудование, чтобы привить любовь (а не страх) к физике ученикам младших классов. Это, например, могли бы быть неравноплечные качели и мост Леонардо да Винчи, «чтобы дети на переменах бегали, прыгали, видели красоту физики». «Это совсем почти ничего не будет стоить, просто заранее об этом нужно подумать и сделать так, как коллега говорит, — снова поддержал Путин. — Это копейки, вообще ни о чем!»
Учитель литературы из Астраханской области Андрей Журбин назвал Россию «литературоцентричной» страной и предложил открыть дома дружественных литератур в дружественных странах — Азербайджане, Иране, Туркмении и Казахстане, «которые бы занимались возведением культурных мостов через Каспий», пока в Европе «закрываются центры русской культуры».
— Как вы на это посмотрите? — аккуратно поинтересовался Журбин.
— Очень положительно. Честно говоря, хорошо, что таким узким специалистам, как вы, в голову приходят такие хорошие идеи. Мне не приходила, к сожалению, — продолжал хвалить Путин.
Учитель истории из Москвы Александр Оджо, в свою очередь, поблагодарил президента за введение трудового воспитания в школах и за новый учебник истории для 10–11-х классов, особенно за то, как в нем «прописан вопрос культуры». В завершение к Путину обратился Олег Янковский — учитель при посольстве России в Иране. Его интересовало отношение президента к развертыванию российских образовательных модулей на базе иностранных школ и возможность открытия новых школ в дружественных нам государствах.
Миллионы граждан из бывших республик Советского Союза работают сегодня в России, подхватил Путин. Поэтому страна заинтересована в том, чтобы эти люди были готовы к жизни здесь, в том числе знали русский язык. «А если говорить о других странах, в том числе об Иране, где вы сейчас работаете, живете: прежде всего мы должны видеть заинтересованность в этих странах, чтобы там создавались такие образовательные учреждения, — сказал российский лидер. — Но сама по себе идея, конечно, правильная. Это и есть мягкая сила в самом добром и хорошем смысле этого слова — распространение нашей культуры, наших образовательных систем».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.