«Горжусь, что виделась с ним вживую на фестивале в Будапеште! Он приехал, чтобы посмотреть наш спектакль», — вспоминает о встрече с Юном Фоссе заслуженная артистка РТ Ляйсан Файзуллина. Сегодня 64-летний норвежский литератор стал лауреатом Нобелевской премии. Так сложилось, что к «продвижению» всемирно известного драматурга в России приложил руку театр им. Камала, в 2013 году Фарид Бикчантаев здесь первым в стране поставил пьесу «Однажды летним днем» и объехал с этим спектаклем немало фестивалей. О «татарском следе» в карьере нобелевского лауреата — в материале «БИЗНЕС Online».
Лауреатом Нобелевской премии стал 64-летний норвежский поэт, прозаик и драматург Юн Фоссе
«Озвучивают невыразимое»
Неожиданным образом сегодняшнее объявление лауреата Нобелевской премии по литературе нашло отзвук в столице Татарстана. Напомним, им стал 64-летний норвежский поэт, прозаик и драматург Юн Фоссе. «За его новаторские пьесы и прозу, которые озвучивают невыразимое», — так объяснил свое решение нобелевский комитет.
«Его огромное творчество охватывает самые разные жанры и состоит из множества пьес, романов, поэтических сборников, эссе, детских книг и переводов. Хотя сегодня он является одним из самых популярных драматургов в мире, его проза также становится все более известной», — отмечается в заявлении нобелевского комитета (цитата по Forbes.ru). В нем также подчеркивается, что Фоссе пишет романы в стиле, который стал известен как «минимализм Фоссе».
Причем же здесь Казань? На первый взгляд, объявленное в четверг решение мало чем отличается от тех, что нобелевский комитет выносил в последние годы, награждая отнюдь не самых известных авторов: Анни Эрно, Абдулразака Гурна или Петера Хандке. Имя Фоссе широкому российскому читателю также ничего не скажет, однако для современного отечественного театра норвежец — это важная фигура. Пожалуй, самый известный спектакль по его пьесе — «Сон об осени» Юрия Бутусова, который идет на сцене питерского театра им. Ленсовета.
«Однажды летним днем» получил несколько номинаций на «Золотую маску», ездил на фестивали в Шанхай и Будапешт. Причем в столице Венгрии камаловцам удалось показать свою работу самому автору пьесы, а также подарить норвежскому драматургу традиционную татарскую тюбетейку
«Это приятное чувство причастности к мировой культуре»
А вот пьесу «Однажды летним днем» в России впервые поставили в 2013 году в театре им. Камала. Получается, что в данном случае Фоссе сначала заговорил по-татарски, а уже потом по-русски. Эта работа на малой сцене родного театра стала знаковой для главрежа Фарида Бикчантаева. «Однажды летним днем» получил несколько номинаций на «Золотую маску», ездил на фестивали в Шанхай и Будапешт. Причем в столице Венгрии камаловцам удалось показать свою работу самому автору пьесы, а также подарить норвежскому драматургу традиционную татарскую тюбетейку. А в 2018 году «Однажды летним днем» принимал участие в первом российском фестивале Фоссе, когда на сценах театров в Москве и Санкт-Петербурге свои работы показывали Бутусов, Бикчантаев, Александр Огарев и другие известные режиссеры.
Сам главный режиссер театра им. Камала признавался в интервью «БИЗНЕС Online», что во многом постановка этой странной, экзистенциальной пьесы о женщине, в судьбе которой произошло событие, перевернувшее ее жизнь, была экспериментом для него. Речь даже о времени начала представления. «Это же удивительно: мы поставили его на 21:00, администрация была против, сопротивлялась, не верила, — говорил Бикчантаев. — Но мы доказали, что есть часть зрителей, которые идут смотреть именно театр, для них неважно, на каком языке это происходит, они приходят. Они же понимают, что это совсем другой формат».
Ближайший показ «Однажды летним днем» в театре им. Камала — 10 октября
Завтра у Бикчантаева премьера — в Анкаре в Турецком государственном театре он ставит «Убийство Гонзаго» по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова, поэтому для комментариев он недоступен. Но мы поинтересовались мнением о награждении Фоссе заслуженной артистки РТ Ляйсан Файзуллиной, которая играет в этом спектакле одну из главных ролей.
«Очень рада за Юна Фоссе! Горжусь, что виделась с ним вживую на фестивале в Будапеште! — сказала нашему корреспонденту Файзуллина. — Он приехал, чтобы посмотреть наш спектакль. Драматургия Юна Фоссе особенная для меня. Ритмическая проза как новый способ звучания. И это приятное чувство причастности к мировой культуре. Мне очень нравится наш спектакль „Однажды летним днем“. Наверное, это одна из моих любимых ролей. Очень важно играть разный материал для национальных театров, и работать с этой пьесой было одно удовольствие! Благодаря работе над этой пьесой я начала читать норвежских авторов, смотреть их кино и интересоваться их музыкой».
Кстати, ближайший показ «Однажды летним днем» в театре им. Камала — 10 октября. Также в театре нас заверили, что собираются отправить драматургу на электронную почту официальное поздравление.
«Что касается Фоссе, он драматург вообще-то очень сложный и у него достаточно трудный язык»
«Это такой тонкий человекоцентричный театр про важность человека и его духовного мира»
Известные театроведы рассказали «БИЗНЕС Online», что думают о драматургии Фоссе и его важности для российского театра.
«Знаковый драматург — это звучит красиво, но знаковый драматург — это Александр Николаевич Островский, которого сейчас ставит вся страна, — говорит Екатерина Дмитриевская, заведующая отделом театра газеты „Экран и сцена“. — Что касается Фоссе, он драматург вообще-то очень сложный и у него достаточно трудный язык. У нас были попытки его ставить, и в общем это были экспериментальные спектакли. Нельзя сказать, что они всегда были какими-то удачными. Единственный по-настоящему успех Юна Фоссе в России — это спектакль молодого многообещающего режиссера Антона Федорова „Ребенок“ в Воронежском камерном театре, который в прошлом году получил „Золотую маску“, став лучшим спектаклем малой формы. Это действительно достижение».
Фоссе заслуженно наградили Нобелевской премией, считает наш эксперт. «У него сложный метафоричный язык, пьесы полны символов, — продолжает Дмитриевская. — Он следует в чем-то, может быть, великому своему предшественнику Генрику Ибсену».
А театральный критик, арт-менеджер, доцент школы-студии МХАТ Павел Руднев добавляет, что Фоссе — крупнейший драматург современности, который «ставится везде». «В России было довольно много постановок, более 10, и это чаще всего главные режиссеры, главные театры, в таком смысле это явление магистральное, не маргинальное, — считает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Думаю, его отличает такой тонкий психологизм и сложная структура, похожая на симфонический, поэтический эффект. Это драматургия, которая корнями уходит в чеховскую драматургию, безусловно, и наследует выдающуюся скандинавскую драматургию, которую так любили в Московском художественном театре во времена Серебряного века. Там видны корни Генрика Ибсена, Августа Стриндберга, Кнута Гамсуна — тех, кто в предреволюционное время составлял опору российского театра, в том числе повлияв на появление Чехова. Сегодня драматургия Фоссе напоминает о наших скандинавских театральных корнях. Он всегда говорит о теме семьи, проблеме семьи и том, как семья объединяет, разъединяет людей, что проблема отцов и детей всегда существует. Это такой тонкий человекоцентричный театр про важность человека и его духовного мира».
При этом Руднев говорит, что Фоссе — это не тот автор, чьи пьесы пользуются «невероятным коммерческим успехом», поэтому в России его и не ставят так часто. Видел наш эксперт и «Однажды летним днем» Бикчантаева.
«Здесь просто режиссер Бикчантаев заинтересовался именно этим текстом, решил сделать это, быть первым, кто решился на такой шаг, — подчеркивает Руднев. — Тут нет никакого закона, это всегда вопрос амбиций режиссера. Кто-то хочет повторять чужие репертуарные решения, а кто-то хочет быть оригинальным, в данном случае Фарид Бикчантаев выбрал второе. И тем самым ввел этого драматурга в многонациональный российский театр, а не только в русскоязычный».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.