Израиль оказался не готов к войне с Палестиной. Все, что еврейское государство могло противопоставить, — ответный террор в отношении тех, кто непосредственно в атаке 7 октября не участвовал. Почему ЦАХАЛ проспала войну? Как должна была работать система обороны стены? Почему командиры обороны оказались уничтожены в первый же день? Куда делась половина личного состава, охраняющего стену? Ответы на эти вопросы — в колонке обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Первый удар израильская армия проспала. Согласно многочисленным видеороликам, штурмовики ХАМАС вошли на территорию Израиля с разных направлений, атакуя военные базы
Разведка проспала
7 октября, в праздник Симхат Тора, группировка «ХАМАС» смогла прорвать стену, разделяющую сектор Газа и Израиль. В этот же день были нанесены тысячи ракетных ударов по городам и малым населенным пунктам ракетами «Кассам». Вечером в тот же день армия Израиля начала операцию «Железные мечи», нанося массированные авиаудары по территории сектора Газа, а также спешно подготавливаясь к большой наземной операции. Для этого в течение двух суток мобилизовали 300 тыс. резервистов. Призывали в равной степени и мужчин, и женщин, а премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в первый же день назвал произошедшее войной.
Однако первый удар израильская армия проспала. Согласно многочисленным видеороликам, штурмовики ХАМАС вошли на территорию Израиля с разных направлений, атакуя военные базы, населенные пункты и даже фестиваль электронной музыки. Вопреки ожиданиям, хваленая ЦАХАЛ не то что не смогла сдержать натиск, но и вовсе оказалась не готова к нападению. Легкие внедорожники, мотоциклы и даже парапланы легко преодолели преграду, застав израильтян врасплох. В сети появились фотографии убитых еврейских солдат, которые встречали противника буквально в трусах и бронежилете. Появились кадры ударов беспилотников, которые сбрасывали боеприпасы на безмятежно стоящие танки «Меркава». Хамасовцы сообщили, что захватили полтора десятка таких танков, однако на кадры видеофиксации попало лишь несколько машин.
Системы наблюдения (на этом мы еще остановимся чуть позже) оказались выведены из строя. Фактически за ними просто не следили. Не справилась с задачей и признанная wunderwaffe система ПВО «Железный купол». Она не выдержала натиска такого количества ракет. Как отмечает военный эксперт Александр Зимовский, в 2014 году во время операции «Несокрушимая скала» десяток развернутых батарей смог перехватить 90% всех ракет. В 2021-м «Железный купол» повторил результат.
«На фоне статистических побед всегда в балансе есть переменная: масса залпа. В первые годы развертывания „Железного купола“ максимальное количество ракет, выпущенных по Израилю в сутки, даже в периоды открытого конфликта, колебалось от 195 до 320. В ходе боев в мае 2021 года за первый период было выпущено 477 ракет за сутки. 7 октября всего за 20 минут выпущено или 5 тыс. ракет (версия ХАМАС), или от 2,2 тыс. до 3 тыс. ракет (версия ЦАХАЛ). От такого количества целей „Ж-Кумпол“ просто с натуги треснул. Это было сказано всеми наблюдателями, и у нас, и на Западе — этот кумпол сломался, несите следующий», — пишет Зимовский в своем телеграм-канале.
Впрочем, тот факт, что «Железный купол» построен как высокоинтегрированная система и нацелен на оборону от неуправляемых снарядов, известно. Как отметил военный эксперт Дмитрий Дрозденко, заточенная под стремительный и высоколетящий снаряд по просчитываемой траектории «Железный Купол» работает отлично, трудности с ним возникают в случае, если снаряд меняет траекторию полета. «Специфика работы „Железного купола“ в том, что он знает районы пустыни, где нет ничего, и знает районы, где нужно защищать. Он не лупит ракетами по всем, а только по тем, которые представляют опасность. Стоимость одной ракеты существенно превышает цену залпа со стороны палестинцев, но в Израиле считают, что овчинка стоит выделки. С экономической точки зрения, для Израиля это существенные траты… „Железный купол“ отбивает день, другой, третий, а через неделю Израиль просит о перемирии. Почему? Ракеты ПВО кончились. А чтобы их восстановить, нужны деньги, за это время они настреляли на несколько десятков миллионов долларов. Так что любая ПВО может быть перегружена, идеальной ПВО не бывает», — заявил он в интервью «БИЗНЕС Online».
Именно на это сделало ставку ХАМАС в этот раз. Ракеты «Кассам» не точны, система ПВО реагирует в среднем на 1–2 из 10, т. к. остальные ударят «в молоко». Как следствие, эффективность системы получается повышенной. Но, как только количество ракет возрастает, происходит обнуление эффективности. Проще говоря, система ПВО начинает захлебываться от количества реальных целей, а также от просчета ложных.
То есть, как отмечает Зимовский, израильтяне слишком полагались на технологии. Как следствие, израильская разведка «Моссад» точно так же оказалась не готова. «Моссадовцы не смогли вскрыть систему и каналы связи ХАМАС (ХАМАС использует только провода и пешую эстафетную почту с курьерами и записками), „Моссад“ купился на дешевый детский трюк — на кампанию дезы, которую ХАМАС провел, обсуждая в открытом доступе по мобилкам „отказ от активной военной борьбы и применения силы против Израиля“. Эти базары ХАМАС разрешило „Моссаду“ перехватить. Перехваты легли в основу оценки ситуации и прогноза, исключавшего возможность военного удара из Газы», — уточняет Зимовский.
В радиоинтервью за 6 суток до начала нападения советник по национальной безопасности Израиля Цахи Ханегби сказал: «ХАМАС очень, очень сдержано и осознает последствия своей активности против Израиля. Мы не ожидаем выхода ситуации в секторе Газа из-под контроля». Не имея надежных агентов влияния внутри ХАМАС, Израиль уповал на техническую разведку, в том числе облеты дронами, прослушку телефонных переговоров, отслеживание активности в интернете, поставки товаров двойного назначения и пр. То, что что-то идет не так, израильской разведке стало понятно только в тот момент, когда палестинцы начали снимать бульдозеры и эскалаторы, пробивающие бреши в стене, и выкладывать их в интернет.
Как отмечает Зимовский, израильтяне слишком полагались на технологии. Как следствие, израильская разведка «Моссад» точно так же оказалась не готова
Проблемы в армии
Главной, можно сказать, основополагающей преградой между сектором Газа и Израилем была высоченная бетонная стена. Притом не сама по себе, а изобилующая системой охраны, которая была предметом невероятной гордости у израильских военных. Контроль стены осуществлялся вышками с видеокамерами, которые следят за всем периметром (он реально небольшой, около 50–60 километров). Есть датчики наземного и воздушного движения, а также автоматические башни с пулеметами. Разумеется, по штату были и военные, которые усиливали имеющиеся системы обороны. Система ведения огня была рассредоточена на секторы поражения. С расстоянием 2 км была оборудована бронебашня с пулеметным гнездом, оптикой, а также системами целеуказания и наведения.
Проблемой, как и во всех остальных армиях мирного времени, стал человеческий фактор, т. е. было допущено грубейшее пренебрежение тем, что в Российской армии называется «Устав гарнизонной и караульной службы». Стало известно, что большая часть личного состава караулов, расставленных для контроля стены, в момент атаки ХАМАС спала в казармах и даже на боевых постах. Более того, известен случай, когда спящий солдат был убит непосредственно в «Меркаве», у части танков даже пушки остались нерасчехленными. Более того, 50%, т. е. половина военнослужащих, была отправлена домой на религиозный праздник. Раньше количество подобных отпускников не превышало 10–15%, но под давлением религиозной общественности это количество повысили.
«То же самое было и с операторами автоматических пулеметов. Когда ХАМАС начало вырубать израильскую систему видеонаблюдения и экраны стали гаснуть, бойцы этого просто не увидели. А когда увидели — уже ничего не было видно. ХАМАС обнулило системы видеонаблюдения снайперским огнем и ударами дронов. Точно так же повалили вышки сотовой гражданской связи и систему связи между постами наблюдения и управления огнем. Израильские генералы были настолько уверены в неприступности высокотехнологичной системы охраны и контроля за периметром, что сократили гарнизоны вдоль стены с Газой», — уточняет Зимовский.
Другой ошибкой, ставшей критической, стала концентрация командиров и начальников охранных бригад на одной военной базе. В итоге штурмовики, ворвавшиеся на территорию базы, уничтожили большую часть командного состава. В ХАМАС заявили, что взяли в плен бригадного генерала армии Израиля Нимрода Алони. В качестве доказательства была выложена фотография, на который человек, похожий на генерала, в трусах и майке шагал под конвоем бойцов ХАМАС.
Как следствие, цепочки боевого управления были разрушены, гарнизоны, расположенные вдоль периметра стены, не смогли начать координированные действия, автоматические пулеметы не стали стрелять. Кроме того, общий эффект паники был усилен валом белого шума в информационном поле, что также тормозило принятие решений. В том числе и из-за этого первые израильские самолеты поднялись с баз спустя несколько часов после начала атаки, а не вступили в бой в первые минуты. Время было упущено, наносить удары по штурмовикам, укрывшимся в населенных пунктах на глубине до 25 км от границы с Газой, авиация не могла. В итоге летчики, чтобы зря не летать, отбомбились по Газе.
Вместе с тем к вечеру субботы, 7 октября, ЦАХАЛ взяла себя в руки. Подразделения, находящиеся в глубине страны, стали выходить на позиции. ХАМАС, попробовав в краткосрочных перестрелках армию «на зубок», предпочло отойти обратно под стены Газы, пока израильская армия восстанавливала утраченный порядок. Однако и тут не обошлось без родимых пятен мирного времени. Так, утром 8 октября корреспондент AFP в районе ливано-израильской границы сделал фотосессию развернутых там для отражения возможных ударов ливанской «Хезболлы» израильских артиллерийских частей, оборудованных САУ М109А5. Фотографии выглядели настолько красноречиво, что, как говорится, критиковать — только портить.
Стало известно, что большая часть личного состава караулов, расставленных для контроля стены, в момент атаки ХАМАС спала в казармах и даже на боевых постах
«Тесно развернутые на совершенно открытом месте „колесом к колесу“ самоходные орудия вперемешку со специальными машинами, безо всякой маскировки и обложенные штабелями боеприпасов. Очевидно, что возможность контрбатарейной борьбы со стороны противника не предполагается в принципе, а о существовании барражирующих боеприпасов, БПЛА-квадрокоптеров и FPV-дронов израильские артиллеристы (представители нации, еще вчера считавшейся лидером в развитии беспилотной техники) не подозревают», — написал в своем блоге директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
И это не единичный случай, который стал очевиден после начала новой арабо-израильской войны. Это и танки, которые как будто не знают, что у противника есть БПЛА со снарядами, и пехота, которая как будто нарочно передвигается плотными кучками в городской застройке. Очевидно, навыков действия против если не равного, то стремящегося к равенству противника, который может результативно атаковать, ЦАХАЛ не имеет.
«Мы не увидели того, о чем нам все время говорили. Конечно, полномасштабные боевые операции против каких-либо государств Израиль не вел, все ограничивалось короткими боевыми операциями, налетами, чисто дистанционно. Противник, против которого они воевали, практически не отвечал. Они воевали с заведомо слабым противником, который свою тактику не менял годами. Как только изменилась тактика у врага, выяснилось, что ЦАХАЛ не готова», — прокомментировал ситуацию в разговоре с «БИЗНЕС Online» военный эксперт Алексей Леонков.
Как отмечает Пухов, эта проблема отмечалась наблюдателями еще в ходе боевых действий израильской армии в Ливане в 2006 году. «Дело, разумеется, не в отдельных тактических проблемах Армии обороны Израиля (АОИ). Беспрецедентная атака ХАМАС из сектора Газа на Израиль 7 октября 2023 года продемонстрировала системный кризис израильской военной организации, почивавшей на опыте и достижениях длительного периода успешных войн против арабов. Во-первых, очевидно проблемной в современных условиях является сама резервистская система построения АОИ с роспуском большей части военнослужащих на выходные. В результате, судя по всему, АОИ просто не имеет не только достаточного количества подразделений постоянной готовности, но и даже достаточного количества людей в пунктах постоянной дислокации частей. Регулярные части оказываются, по сути, тоже мобилизационной фикцией. Даже на очевидно опасном направлении границы с сектором Газа не было людей не только для охраны и обороны самой линии границы и КПП на ней, но даже для самоохраны ППД воинских частей», — комментирует Пухов сложившуюся ситуацию.
Аналогичные проблемы возникли там, где, как многим казалось, у Израиля и быть не могло — в обеспечении армии. Собранные 300 тыс. (по некоторым данным, 360 тыс.) мобилизованных оказались материально не готовы, не хватало всего на свете, в том числе современных касок, бронежилетов (выдавалось обмундирование 1980-х годов), ночных прицелов, радиостанций. В общем, израильская армия столкнулась с тем же, с чем украинская и российская армии. Решение получилось схожее, точно так же стали организовываться волонтеры, собирающие на беспилотники и все остальное.
Армии Израиля всеми силами хотелось стереть тот стыд и позор, который она испытала в первый день войны
Там, где осколки меча в стороны летели
Ненависть, которая пронзила израильское общество, описать сложно. Фотографии жертв и похищенных людей невероятно взбудоражили израильтян. Израиль пошел за местью. Местью не к бандитам, унизившим «сильнейшее государство региона», а ко всем палестинцам сразу. Бомбардировка сектора Газа была настолько массированной, что к вечеру пятницы, 13 октября, Израиль отчитался, что сбросил уже 4 тыс. т бомб. Кроме того, были отключены электроэнергия, водоснабжение, заблокированы поставки топлива для дизельных электростанций. В тротиловом эквиваленте это примерно половина от взрыва ядерной бомбы в Хиросиме. Сносилось буквально все, бетонные многоэтажки складывались как картонные, погребая под собой жителей обреченного города.
Позиция Израиля стала однозначной — виноваты все. И те, кто атаковал, и те, кто сидел, в том числе дети и старики. Армии Израиля всеми силами хотелось стереть тот стыд и позор, который она испытала в первый день войны. Вместе с тем непосредственные бомбардировки территории, а всего, по заявлению министерства обороны Израиля, было сброшено порядка 6 тыс. бомб, должны были уничтожить до 40% военной мощи ХАМАС.
Однако, как замечает телеграм-канал «Старше Эдды», все сложилось не совсем так, как задумывалось. «Весь этот уже примененный огромный потенциал очень слабо сказался на боевых способностях ХАМАС и нанес ущерб, по сути, только гражданской инфраструктуре с минимальным ущербом для палестинских комбатантов. Впереди, если Израиль, конечно же, решится, наземная операция, которая затребует кратно большего расхода боеприпасов, причем артиллерия здесь выйдет на первый план», — пишет автор.
Сложившиеся дома стали укрытием для огромного подземного города, который оборудовали жители сектора Газа, глубина залегания тоннелей которого достигает 70 метров. Скорее всего, силы ХАМАС просчитывали и этот вариант, а значит, под землей должны быть схроны с топливом, водой, боеприпасами, которые понадобятся для длительной осады. В случае если ЦАХАЛ решится на наземную операцию, руины станут объективным препятствием для продвижения войск. В итоге Израилю либо придется устроить настоящий юридический геноцид (массовое, неизбирательное уничтожение людей), стоя на том, что, пока ХАМАС продолжает существовать, карательная операция не прекратится, либо пробовать брать Газу штурмом. В этом случае потери могут значительно превышать морально допустимые для израильского общества.
Суммируя все вышесказанное, можно еще раз подчеркнуть, что начавшаяся война вскрыла все проблемы ЦАХАЛ. Миф о сверхукомплектованности, высочайшей обученности и боеготовности израильской армии сгорел вместе с танком «Меркава». Война для Израиля только началась. Сигнал о том, что Голиаф, получив камень из пращи, как минимум сутки не мог оправиться, получен всеми соседями. А значит, старые, затаенные обиды могут быть помянуты вновь. Перед Израилем в полный рост встала необходимость военной реформы. Справится ли он с ней — вопрос не праздный.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.