Марат Нуриев: «Прохождение депутатских инициатив многоступенчатое, на каком-то этапе могут и забуксовать. Приходится повторно объяснять суть вопроса» Марат Нуриев: «Прохождение депутатских инициатив многоступенчатое, на каком-то этапе могут и забуксовать. Приходится повторно объяснять суть вопроса» Фото: Олег Спиридонов

«Не штаны протирать в Госдуме, а пользу Татарстану приносить»

— Марат Абдулхаевич, вы всю жизнь работали на «земле», практик до мозга костей. Что вас больше всего удивило или даже, может быть, разочаровало в работе Госдумы?

— Конечно, Государственная Дума Российской Федерации — это масштаб, сюда делегированы депутаты из всех субъектов страны, причем разных профессий и с разных должностей. Общаясь с ними, многое узнаешь, хотя и до этого мы активно взаимодействовали с коллегами из других регионов. Проблемы отрасли ЖКХ мы знаем, но, как оказалось, они имеют свою специфику в разных уголках нашей большой страны. Вроде бы везде ЖКХ, но, в зависимости от географии и природных условий, проблемы разные.

— «Вы шли в Госдуму решать те проблемы, которые выстрадали, работая большое количество лет в сфере ЖКХ. Слышат ли вас, соглашаются ли с вашими предложениями? Как происходит принятие конкретных решений по вашим предложениям?» (Тухватуллин Азат)

У вас есть некий список проблем, которые надо решить на федеральном уровне?

— Да, такой список у меня есть. И основная цель-то моя заключалась в том, чтобы вынести проблемы на федеральный уровень и попытаться их решить. К каждому депутату есть жесткие требования со стороны руководства республики: не штаны протирать в Госдуме, а пользу Татарстану приносить.

По тем проблемам, которые были в моем багаже, мы, конечно, работаем. Но я не ожидал, что эти вопросы будут решаться так непросто и небыстро. Прохождение депутатских инициатив многоступенчатое, на каком-то этапе могут и забуксовать. Приходится повторно объяснять суть вопроса. Мы-то видим эти проблемы со своих позиций, исходя из своего опыта работы, а там воспринимают их со своей точки зрения. Поэтому надо встречаться с этими людьми и доказывать необходимость решения проблемы. Если этого не делать, инициатива просто застрянет и законопроект не найдет своего развития.


— Такой тернистый путь инициатив — это просто волокита и излишняя бюрократия или столь дотошный подход имеет объективное основание, как считаете?

— Закон — это очень серьезный документ. Если уж его приняли большинством голосов депутатов, дальше он должен работать по всей стране. Поэтому к разработке законов надо относиться очень ответственно и скрупулезно. Хотя я не исключаю, что и какая-то волокита тоже присутствует. Но такая многоступенчатость обсуждения инициатив — это необходимость. Законопроекты проходят через экспертные советы, правовое управление, профильное министерство, аппарат президента РФ, и каждая инстанция дает свое заключение. Затем авторы законопроекта устраняют все замечания и выносят его на первое чтение. Нет же такой цели, чтобы как можно больше законов принять, главное — законы должны быть работающими. Наша цель — принять такой закон, который будет приносить пользу стране и гражданам.

«По моей части в прошлом году была программа оздоровления Волги, реконструкция северного коллектора в Казани» «По моей части в прошлом году была программа оздоровления Волги, реконструкция северного коллектора в Казани» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В прошлом году задание было 2,6 миллиарда рублей, в этом — 5,3 миллиарда»

— «Рустам Минниханов всем депутатам Госдумы от Татарстана дает задание по привлечению федеральных средств в республику. Есть ли такое задание у вас? Сколько средств вы привлекли в РТ за два года своей депутатской работы?» (Тимур)

— Такое задание есть у всех депутатов. Моя сфера — ЖКХ, коммунальные сети. В прошлом году задание по этим статьям было 2,6 миллиарда рублей, в этом году — 5,3 миллиарда.

У нас очень много программ в стране: национальные проекты, президентские и партийные программы. В нашей республике работает сплоченная команда во главе с президентом РТ, которая ставит задачу всем министерствам и ведомствам участвовать в федеральных программах и совместно с депутатами привлекать федеральные средства для развития. Но мало деньги привлечь, необходимо еще проконтролировать, что деньги пришли, направлены по назначению и реализованы в полном объеме.

По моей части в прошлом году была программа оздоровления Волги, реконструкция северного коллектора в Казани. А в этом году после выступления президента РФ Владимира Владимировича Путина о необходимости обратить внимание на коммунальную инфраструктуру были выделены средства на эти цели. Татарстан в стороне не остался, и в 7 муниципальных районах республики были проведены работы по федеральной программе. В Лаишевском районе были проложены коммунальные сети до новых микрорайонов.

Контролировать реализацию этой программы поручено мне. У нас сформирована рабочая группа, и мы в минстрое РТ ежемесячно проводим совещания. Контролируем, какие средства уже поступили, на какую сумму проведены работы.

— Вы сказали, что в прошлом году ваше задание было 2,6 миллиарда рублей, в этом году — 5,3 миллиарда. Задание выполнено?

— Конечно, все деньги получены и реализованы. Что касается текущего года, то работы выполнены почти на 4,5 миллиарда рублей, до конца года остается реализовать порядка 900 миллионов, и я уверен, что все будет выполнено.

«Еще до реформы в Казани мэром Ильсуром Метшиным было принято решение по отдельному сбору ПЭТ бутылок. По всему городу для них были установлены корзинки, проведена информационная кампания для населения» «Еще до реформы в Казани мэром Ильсуром Метшиным было принято решение по отдельному сбору ПЭТ-бутылок. По всему городу для них были установлены корзинки, проведена информационная кампания для населения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ну нельзя же постоянно множить мусорные свалки!»

— «Когда наведут порядок с вывозом мусора? Реформа привела не к порядку, а, наоборот, к беспорядку. Когда у нас наладят раздельный сбор и переработку отходов? Зачем множить эти полигоны?» (Ирек Фаткуллин)

— Реформа началась три года назад, но вначале всегда все идет тяжело, Может быть, мы еще не готовы были к ней. Ведь и от населения многое зависит. Кроме того, повлияли и такие непредвиденные факторы, как ковид, СВО и последовавшие за ней западные санкции. Например, из-за санкций не смогли в срок запустить мусоросжигательный завод. И финансовый вопрос играет большую роль.

Еще до реформы в Казани мэром Ильсуром Метшиным было принято решение по отдельному сбору ПЭТ-бутылок. По всему городу для них были установлены корзинки, проведена информационная кампания для населения. И люди уже привыкли к этому. Но сбор и переработка ПЭТ-тары тоже требует денег. Сначала эта работа была привлекательной для коммерсантов, а сегодня стала убыточной, поскольку в стране резко упали цены на это вторсырье: если раньше цена за килограмм доходила до 55 рублей, то сегодня она порядка 20 рублей. С такими расценками расходы не покрываются, и коммерсанты стали уходить с этого рынка. А люди правильно возмущаются, почему пропали эти корзины.

Проблемы есть, но мы все равно дойдем до их решения, потому что тема отходов всегда злободневна. Нет столько земли, чтобы полигоны ТБО все время строить. Целью-то реформы было часть мусора перерабатывать, а неперерабатываемый остаток сжигать.

Но у этой проблемы есть вторая сторона — рост объема отходов из-за обилия упаковки. Сегодня должен заработать закон, согласно которому бизнес получает какие-то преференции, если уменьшает упаковку или сам ее перерабатывает. Помните, в советское время сдавали стеклянные бутылки? И они нигде не валялись. В этом направлении надо работать. К чему эта избыточная упаковка? Тем более она ведет к удорожанию самого товара. И это оплачивают потребители, наши граждане.

— «Нужно установить твердые тарифы по всем категориям потребителей по вывозу ТКО. Сколько споров и судов! Пусть будет одинаковая ставка во всех регионах для садоводческих товариществ — одна, для рынков — другая, для больших продовольственных магазинов — третья. Законом это не урегулировано, а местный комитет по тарифам тоже не регулирует. В итоге страдают обычные жители, достучаться невозможно ни до кого». (Евгения)

— Не соглашусь с этим предложением. Во-первых, тарифы законом №89-ФЗ не регулируются. Во-вторых, просто невозможно установить единый тариф на всю страну, поскольку везде условия разные, поэтому и затраты разные. Где-то отходы за 50 километров возят, а где-то полигон рядом. Где-то есть МСЗ, а где-то его нет. Вот для этого в каждом регионе есть комитет по тарифам. Регоператор, который организует сбор, вывоз и утилизацию мусора, должен свои затраты доказать, и на основании этого в каждом регионе принимается свой тариф. Тариф зависит от себестоимости производимых работ, и усреднить его невозможно. И хорошо, что тариф на услугу регоператора по обращению с ТКО регулируемый, находится под контролем государства.

«Регоператор, который организует сбор, вывоз и утилизацию мусора, должен свои затраты доказать, и на основании этого в каждом регионе принимается свой тариф» «Регоператор, который организует сбор, вывоз и утилизацию мусора, должен свои затраты доказать, и на основании этого в каждом регионе принимается свой тариф» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Торговые центры и другие компании жаловались, что за вывоз отходов им предъявляют цену не по фактическому объему генерируемого ими мусора, а по нормативу, причем завышенному, по их мнению. Кто тут прав-неправ?

— Конечно, справедливее было бы по факту, и организовать это возможно. Даже по жилому многоквартирному дому. У нас в свое время это было организовано: за основу подсчета берется объем одного бака и умножается на их количество. Так же и с бизнесом можно сделать, если у них свои баки. Но, к сожалению, многие коммерческие структуры, особенно магазины, собственные баки не имеют, а выносят свои отходы на контейнерную площадку соседнего дома. В таких условиях сложно вести учет именно их отходов. Поэтому и применяют норматив, который определяется в зависимости от площади торгового зала и других параметров. Раньше у каждого магазина был экологический паспорт, где расчетным путем было установлено, сколько мусора может производить данный объект.

Но есть некоторые спорные моменты в этом вопросе, и коммерсанты к депутатам тоже обращаются. Например, многие картон сдают на вторсырье, а по нормативу регоператор его учитывает все равно. Такие вопросы надо решать в диалоге руководителей с обеих сторон. Невозможно в законе предусмотреть все подобные моменты.

— На МСЗ под Казанью крест поставили из-за западных санкций, как считаете?

— Нет, крест не поставили. Что касается западного оборудования, то надо найти выход из сложившейся ситуации. Может быть, закупят в Китае. Над этим работают. Но я не представляю, как миллионный город сможет обойтись без такого завода, поскольку объем отходов с каждым годом только увеличивается. Ну нельзя же постоянно множить мусорные свалки! Мы же этим дышим. Я уверен, что завод будет.

«С коллегами мы внесли законопроект о жидких коммунальных отходах (ЖКО). Законом это сегодня не отрегулировано» «С коллегами мы внесли законопроект о жидких коммунальных отходах (ЖКО). Законом это сегодня не отрегулировано» Фото: tatarstan.ru

«Хотим отрегулировать механизм обращения с ЖКО»

— Как вы считаете, закон об обращении с ТКО требует какой-то доработки? Или возникающие вопросы надо решать на местах?

— Кроме №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», есть еще много правительственных документов, регламентирующих работу. Что касается закона, то, конечно, внесение изменений и дополнений назрело. Госсовет РТ совместно с депутатами от республики внесли большой законопроект в Государственную Думу. Уже есть заключение правительства РФ с его замечаниями. Этот вопрос в компетенции комитета Госдумы по экологии. Мы работаем над тем, чтобы законопроект допустили к обсуждению и приняли наши предложения, пусть даже и не в полном объеме. В этой работе активно участвует и мой коллега — депутат Государственной Думы РФ от Татарстана Илья Вольфсон. Вместе обсуждаем и стараемся найти общее решение.

— Какие, например, дополнения к закону вы предлагаете?

— О строительных отходах, о так называемых зеленых отходах (ветки деревьев и т. п.), о крупногабаритных отходах от населения. Кроме того, с коллегами мы внесли законопроект о жидких коммунальных отходах (ЖКО). Законом это сегодня не отрегулировано. Во многих поселках и в МКД нет централизованной системы канализации, поэтому население пользуется личными выгребными ямами, которые время от времени надо освобождать. Люди нанимают ассенизатора, стоимость услуг которого не отрегулирована. Кто-то берет за свою работу пять тысяч, кто-то — 15 тысяч рублей. Почему так? Тот, кто берет пять тысяч, скорее всего, сливает отходы в ближайший овраг, а тот, кто за 15 тысяч оказывает услугу, вывозит отходы в коллектор, где они проходят очистку. Естественно, это стоит дороже. Здесь мы видим несколько проблем: во-первых, не отрегулирована стоимость услуги, во-вторых, страдает экология. Поэтому мы хотим отрегулировать механизм обращения с ЖКО. Этого в законе нет.

— Наказание за слив в овраг тоже будет прописано? Согласитесь, кому-то закон не преграда…

— Если есть нарушения, наказание обязательно должно быть.

— «Почему в поселке Северный в Казани нет канализации? Такое ощущение, что живем в XIX веке, в глухой деревне и до сих пор пользуемся выгребными ямами». (Соня)

— Когда строили этот поселок, канализации не было в планах. А выгребная яма — это нормативная форма канализования, ничего противозаконного в этом нет. А вообще для поселков делается очень много: дороги, освещение, благоустройство, строятся и ремонтируются социальные объекты. Это тоже надо замечать. Придет время, и канализация появится.

— Сегодня застройщики возводят огромные коттеджные поселки. Есть у них обязанность строить централизованную канализацию?

— Это зависит от договоренностей между застройщиком и покупателем. С общей канализацией или без нее — это все нормативно. При покупке земельных участков необходимо быть более внимательными, чтобы такие вопросы не возникали.

«Систематическая проверка газового оборудования и вентиляции — это необходимость, от этого зависит жизнь и здоровье людей» «Систематическая проверка газового оборудования и вентиляции — это необходимость, от этого зависит жизнь и здоровье людей» Фото: tatarstan.ru

Взрывы бытового газа: с 1 сентября 2023 года вступил в силу №71-ФЗ

— «По всей стране в домах взрывается бытовой газ. Почему это происходит? Люди не умеют пользоваться или причина более глубинная и системная? Что об этом думают законодатели и как реагируют?» (Анна Дмитриева)

— Уже приняли №71-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Этот закон о том, что в МКД обслуживать все газовое хозяйство должна одна специализированная организация. Это должно повысить ответственность подрядчика за свою работу. Мы ведь дошли до того, что в многоквартирных домах разные подрядные организации занимались обслуживанием газовой инфраструктуры: кто-то занимался общедомовой сетью, кто-то — внутриквартирной. И организации эти могли быть неспециализированными.

Но многое зависит и от населения, что касается допуска в свое жилье. Систематическая проверка газового оборудования и вентиляции — это необходимость, от этого зависит жизнь и здоровье людей. Сегодня рамы герметичные, поэтому нет никакого притока воздуха, а многие в ходе ремонта квартиры закрывают вентиляционные решетки, самостоятельно переносят газовую колонку и плиту в неположенное место. Тем самым люди создают себе опасное жилище. Эти нарушения могли бы увидеть и поставить на контроль специалисты во время обхода МКД, но не все граждане допускают их в свои квартиры. По этому поводу у нас готов законопроект, мы планируем внести его в Госдуму в ближайшее время.

— Как ваш законопроект предлагает решить проблему недопуска газовиков в квартиру?

— Сам собственник обязан один раз в год приглашать специалистов проверить газовое оборудование. Мы же проводим ТО своего автомобиля ежегодно, находим для этого время. Так же и с квартирой: надо, чтобы ее владелец находил время раз в год вызвать специалиста, чтобы тот проверил, все ли в порядке, нет ли опасности.

Разве можно законом заставить людей самим вызывать специалистов? Сейчас газовики сами приходят, и то толку нет — их многие не пускают. А уж самим об этом вспоминать вообще нереально.

— Но никто же не забывает про ТО автомобиля, потому что без его прохождения машину на штрафстоянку ставят! Так же и здесь: если владелец квартиры проверку не обеспечил, значит, жилье не готово к эксплуатации. Жилищники же подписывают акт готовности дома к отопительному сезону. А разве трудно раз в год побеспокоиться о безопасности своего жилища и даже своей жизни?

— Конечно, это разумно, но пофигизм никто не отменял…

— Потихонечку мы должны приучать к порядку. Ваша читательница задает же такой вопрос — почему газ везде взрывается? Кто еще может быть ответственным за безопасность квартиры, если не ее владелец?!

— Согласна с вами. Будем надеяться на благоразумие наших сограждан… Вы сказали, что обслуживающая организация по газу должна быть одна — и на внешнюю сеть, и на оборудование в квартирах. Это должна быть структура газоснабжающей компании или может быть бизнес, имеющий лицензию на такой вид деятельности?

— В №71-ФЗ написано, что это должно быть структурное подразделение газоснабжающей организации или их подрядчик, отвечающий определенным требованиям. Управляющие компании и собственники жилья должны заключать договор только с этой организацией.

«Жители, повторюсь, ежегодно должны принимать решение о видах работ по дому. Более того, если управляющая организация выполнит какие-либо работы без решения общего собрания собственников, это считается нарушением» «Жители, повторюсь, ежегодно должны принимать решение о видах работ по дому. Более того, если управляющая организация выполнит какие-либо работы без решения общего собрания собственников, это считается нарушением» Фото: tatarstan.ru

«Когда человек обучен, он не жалуется во все инстанции, потому что знает, как действовать»

— «За капитальный ремонт домов мы платим немалые деньги, не надеясь, что доживем до него. Но текущий-то ремонт мы тоже оплачиваем! Почему его не видим? Почему нет системы в таком важном деле? Приходится буквально уговаривать управляющие компании, а от них одни обещания или отписки. А если и сделают ремонт, то некачественно — лишь бы отвязались. Когда это кончится?» (Альфия)

— Добиваться того, чтобы дом содержался в порядке и вовремя проводился текущий ремонт, надо путем переговоров. По закону все это должно производиться по воле собственников. Они обязаны ежегодно определять вид работ по текущему ремонту и необходимую для этого сумму. Это совместная работа собственников с управляющей компанией.

Что касается качества работ, то и здесь самый лучший контролёр — собственник. Это зависит от активности людей, проживающих в конкретном доме. Все решения принимают собственники: и по оплате, и по выбору организации, и по обращению в различные органы. К сожалению, активность собственников пока не очень высокая. Кроме того, людей все-таки надо обучать вопросам ЖКХ.

— Взрослых или детей надо этому обучать?

— Взрослых мы уже пробовали обучать, и на это были выделены бюджетные средства. Это тоже неплохо, но это как попытка запрыгнуть в уходящий поезд. Мы предлагаем ввести уроки ЖКХ в 8–10-х классах школы и над этим сегодня работаем. Уже провели переговоры с министерством просвещения, с министерствами строительства, архитектуры и ЖКХ. Государство должно быть заинтересовано в обучении населения. От этого все выиграют!

— Это должен быть отдельный предмет в расписании, например «основы ЖКХ»?

— Да, отдельный предмет, проводимый факультативно. Пока мы один раз в квартал проводим такой урок. Если школа не готова к этому, помогают жилищники, даже пенсионного возраста. Я сам лично проводил эти уроки. Эта работа ведется, но пока не на систематической основе. Мы же хотим, чтобы был урок по расписанию. И детям это интересно.

— О чем этот предмет — об управлении многоквартирным домом, об устройстве инженерных систем, о безопасности?

— Мы разработали четыре темы для урока один раз в квартал. Первая тема — «Что такое жилищно-коммунальное хозяйство», вторая — «Права и обязанности жителей в многоквартирном доме», третья — «Благоустраиваем дворовые территории вместе», четвертая — «Тарифы, услуги и их формирование».

Если человек будет знать свои права и обязанности, намного легче было бы и управлять домом, и результат был бы больше. Сегодня много жалоб по линии ЖКХ. Но ведь автовладелец не жалуется в ГИБДД, когда у него с машиной проблемы или уже выписали штраф и т. д. Во-первых, он обучается и сдает экзамены, чтобы получить право управлять автомобилем. Во-вторых, и с машиной на дороге проблем не меньше, чем с жильем, но никто на это не жалуется в какие-то инстанции. А в ЖКХ многие претензии и жалобы просто от незнания. Когда человек обучен, он не жалуется во все инстанции, потому что знает, как действовать. Таким образом, мы разгрузили бы контролирующие органы и судебные инстанции.

— Как сегодняшние правила трактуют периодичность проведения текущего ремонта МКД? Только по заявлению жильцов или все-таки периодичность определена и ей должны следовать управляющие организации или ее подрядчики?

— Собственники заключили договор с управляющей организацией на обслуживание данного дома. УК или сама обслуживает, или нанимает подрядную организацию. Есть нормативные документы о том, в какие сроки выполняется текущий ремонт. Но жители, повторюсь, ежегодно должны принимать решение о видах работ по дому. Более того, если управляющая организация выполнит какие-либо работы без решения общего собрания собственников, это считается нарушением. Сегодня в законе так. Но я считаю это не совсем правильно. Ведь если жители сами выбрали управляющую организацию, то они должны доверить ей и содержание дома, самой определять, когда и какой текущий ремонт проводить. Сегодня УК ничего не может делать без решения жильцов, а они редко бывают активными. В итоге нет никакого результата.

Мы как раз и работаем над тем, чтобы передать управляющим организациям полномочия по текущему содержанию дома. Я возглавляю рабочую комиссию по улучшению управления МКД. С нами работают экспертный совет и депутаты от разных регионов. Мы подготовили четыре законопроекта, в том числе по текущему ремонту, по долгам за текущий ремонт. Планируем в этом году внести эти законопроекты.

На интернет-конференции в 2020 году вы сказали, что вопрос о долгах собственников жилья перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг при продаже квартиры можно решить только на федеральном уровне, поскольку по закону новый собственник не несет ответственности по долгам предыдущего владельца квартиры. Вы же считаете, что долг должен оставаться за квартирой. Эта инициатива найдет свое воплощение в разрабатываемом вами законопроекте?

— Да, работа идет, но не все так просто. Потребуется вносить изменения в действующий Жилищный кодекс, и мы их уже подготовили. Во-первых, покупатель должен знать, что за квартирой есть долг, во-вторых, этот долг должен погасить либо продавец квартиры, либо покупатель. Пусть они сами между собой решают вопрос, кто заплатит. Такую норму мы предлагаем в законопроекте. При переходе права собственности на квартиру к новому собственнику переходит и задолженность за текущий ремонт по аналогии с капитальным ремонтом.

— «Нашему дому по адресу ул. Лаврентьева, д. 26 в 2024 году будет 41 год, коммуникации дома устарели. Какой срок для замены труб и коммуникаций существуют по нормам?» (Светлана)

— Раньше во время ремонта мы заменяли все. Люди даже иногда возмущались: зачем заменили хорошие трубы? Но сейчас подход другой, поскольку бюджет ремонта ограничен средствами, которые накопили собственники жилья. Поэтому в республике есть краткосрочная и долгосрочная программы ремонта. Краткосрочную можно регулировать, например, если в текущем году подошел срок замены лифта, то на другие работы средств уже не хватает. А люди не считают это за ремонт. Пока унитаз в квартире не поменяют, многие люди не считают, что прошел ремонт.

У каждого материала есть свой срок эксплуатации. Срок службы металлических труб — 25–30 лет. Но ведь еще есть и текущий ремонт, во время которого какие-то участки трубопровода меняют на полипропиленовые. Если железные трубы лет 10–15 назад по текущему ремонту поменяли на полипропиленовые, то зачем их опять менять? Я не поверю, что за 41 год в доме ничего не меняли. Такого быть не может! Управляющая компания вместе с собственниками следит за состоянием общедомового имущества и коммуникаций. И при необходимости включает дома в краткосрочную программу ремонта.

«Откуда у региона и города деньги на жилье дворникам? Этот вопрос надо решать на федеральном уровне. Но пока это предложение не нашло отклика у коллег» «Откуда у региона и города деньги на жилье дворникам? Этот вопрос надо решать на федеральном уровне. Но пока это предложение не нашло отклика у коллег» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы много строим жилья, и надо думать, как его обслуживать, откуда кадры брать»

— «ЖКХ уже давно испытывает кадровый голод. Нет дворников, уборщиков подъездов. В советское время им давали служебное жилье, и кадры были. Как считаете, в наше время это возможно? Какой закон надо издать, чтобы решить этот вопрос?» (Эльза)

— Честно говоря, вопрос служебного жилья был одним из острых, с которыми я шел в Госдуму. Но когда я его озвучил, многие были удивлены: «Это вопрос муниципалитета, вот пусть он и решает эту проблему через маневренный фонд». Но если бы этот вопрос был решаемым на уровне муниципалитета и региона, я его не поднимал бы в Госдуме! Откуда у региона и города деньги на жилье дворникам? Этот вопрос надо решать на федеральном уровне. Но пока это предложение не нашло отклика у коллег.

Советские служебные квартиры уже отработаны дворниками. Но ведь мы много строим жилья, и надо думать, как его обслуживать, где кадры брать. Я считаю, что застройщики в своем жилищном комплексе могли бы выделять одну квартиру для обслуживающего персонала. Всем было бы хорошо: и жители довольны, что двор чистый, и застройщик спокоен, что его ЖК хорошо содержится. Практика показала, что семейный подряд в этом деле — это самое лучшее. Тем более если семья проживает в этом же ЖК.

— «Какие законодательные инициативы вы как депутат внесли в Жилищный кодекс России, чтобы избежать фальсификаций протоколов ОСС и наказаний виновных в фальсификации?» (Сергей)

— В 2023 году прошли первое чтение поправки в Жилищный кодекс, которые ужесточают ответственность за фальсификацию решений общего собрания собственников. Но я не сторонник ужесточений. Скоро и собрание невозможно будет провести! Раньше решение считалось принятым, если за него проголосовало 25 процентов от общего количества собственников, а сегодня эта норма поднята до 50 процентов.

Второе нововведение: инициатор собрания должен подписать все листы решения, что должно повысить его ответственность.

На практике бывает, что две-три группы жителей приносят свои протоколы и начинается противостояние между жителями. В результате появляются двойные счета-фактуры. И начинаются суды. Особенно болезненно решается вопрос, когда жители меняют управляющую организацию. И было предложено изменение: управляющую организацию можно менять только через год ее работы.

Хочу отметить, что, к сожалению, иногда действующее законодательство подталкивает к нарушению процедуры. Приведу примеры, какие ситуации бывают при проведении работ по текущему ремонту. В многоквартирном доме течет кровля. Чтобы сделать работы по ее устранению, необходимо провести общее собрание собственников и собрать 50 процентов подписей. Течь кровли волнует жителей верхних этажей, и они заинтересованы в этом ремонте. А остальных жителей волнуют другие виды работ. Поэтому не получается собрать нужное количество подписей. А управляющей организации необходимо устранить течь кровли, так как страдают собственники и имущество верхних этажей. УК приходится возмещать ущерб, платить штрафы и т. д. Таких примеров можно привести огромное количество. Ведем работу по устранению этого недостатка.

— «Что означает запись в системе ГИС ЖКХ „протокол аннулирован“? Без решения суда разве может быть протокол общего собрания собственников жилья быть аннулированным?» (Сергей)

— Протокол собрания может быть аннулирован в двух случаях: первый — если его отозвал инициатор собрания, второй — по решению суда. И УК должна отобразить это решение в ГИС «ЖКХ». Сегодня жилищники обязаны все свои действия ежемесячно отражать в Государственной информационной системе «ЖКХ».

— Инициатор собрания может отозвать протокол без всякой процедуры, без повторного проведения собрания?

— Да, потому что это же его инициатива была. Ведь собрание может быть и по мелким каким-то вопросам — например, цветы во дворе посадить.

— Наши читатели задают вам вопросы и по работе УК «Уютный дом». Вы с ними связь поддерживаете?

— Конечно, я наблюдаю за их работой. Все-таки этой сфере я отдал 33 года своей жизни. Что касается фальсификаций решения общего собрания, то за весь период моей работы было только два таких случая.

— «Живу в ЖК „Магеллан“ (ул. Чистопольская). Как сделать, чтобы нашим хозяйством управляла компания „Уютный дом“?» (Хайрутдинов Ришат Равильевич)

— Управляющую компанию можно сменить решением общего собрания собственников жилья. Если за это предложение проголосуют 50 процентов собственников плюс один голос, то решение будет законным. Можно выбрать любую компанию.

«В обязанности собственника входит обеспечение доступа работников жилищно-коммунального хозяйства к инженерным сетям. До него система является общедомовым имуществом, а внутри квартиры — имуществом собственника, за которое он сам несет ответственность» «В обязанности собственника входит обеспечение доступа работников жилищно-коммунального хозяйства к инженерным сетям. До него система является общедомовым имуществом, а внутри квартиры — имуществом собственника, за которое он сам несет ответственность» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Отопление и воду перекрывать за долги нельзя, а вот газ, электричество и канализацию можно»

— «Считаете ли вы правильным установление правительством РФ границы ответственности на входном кране, например, системы водоснабжения в квартире? Ведь, чтобы перекрыть подачу воды в квартире должника по коммунальным услугам, нужно попасть в эту квартиру, а собственник может не пускать управленцев в свою квартиру. Тогда нужно обращаться в суд с иском о допуске в квартиру. Если бы входной кран был в общедомовой собственности, тогда управляющая организация всегда могла бы в исковом заявлении указать, что попасть в квартиру управленцы не могут и не могут иметь доступ к общедомовой собственности, потому просят суд обеспечить им допуск в квартиру к должнику». (Сергей)

— Решение правительства считаю правильным. Вентиль, перекрывающий воду, находится в квартире. И в обязанности собственника входит обеспечение доступа работников жилищно-коммунального хозяйства к инженерным сетям. До него система является общедомовым имуществом, а внутри квартиры — имуществом собственника, за которое он сам несет ответственность.

Что касается должников по жилищно-коммунальным услугам, то перекрывать воду им никто не имеет права. Отопление и воду перекрывать за долги нельзя, а вот газ, электричество и канализацию можно.

— «Какие законопроекты вы как депутат инициировали, чтобы обязать управляющие организации всей России публиковать доходы от управления общедомовой собственностью, вверенной им собственниками помещений в МКД?» (Сергей)

— Для этого законов достаточно. Раньше жилищники в ГИС ЖКХ вводили информацию обо всех доходах-расходах один раз в год, сегодня — ежемесячно. Если этого не сделать, жилищная инспекция имеет право наказать, вплоть до лишения лицензии на управление многоквартирными домами. Никто не хочет лишиться лицензии и потерять работу, поэтому все публикуется. И каждый житель может зайти в ГИС ЖКХ и посмотреть все данные по своему дому. Конечно, надо уметь правильно читать эту информацию.

— Наверное, у каждого жителя МКД порой возникает вопрос: куда идут деньги, полученные от расположенной на крыше их дома антенны сотовой связи или рекламы в лифте?

— По закону это называется дополнительным доходом МКД. На ежегодном отчетном собрании управляющей организации эта цифра должна быть озвучена, и собственники принимают решение, на что направить эти средства. Как правило, они уходят на содержание общедомового имущества, в дополнение к текущему ремонту, или на благоустройство двора, поскольку за благоустройство придомовой территории собственники не платят — нет такой строки в счет-фактуре. А дворы все-таки надо обслуживать, иначе они быстро придут в упадок после ремонта по программе «Наш двор». Конечно, все должно происходить по согласованию с собственниками жилья или советом МКД. Можно и просто накапливать эти средства, например, на дополнительный ремонт.

А вообще это не такие большие деньги. Например, оператор связи платит 270 рублей в месяц, за рекламу в лифте — 50–100 рублей.

— Вы сказали, что УК обязана раз в год отчитаться перед собственниками жилья о своей деятельности, в том числе о доходах и расходах. Но вот я, например, не помню, чтобы меня позвали на такое собрание. Законом или Жилищным кодексом это как-то отрегулировано?

— Отчет обязателен, но он может быть в разной форме. Даже напечатанный на бумаге и прикрепленный на доску объявлений тоже считается отчетом. Когда я работал в управляющей организации, мы ежегодно очно проводили отчетное собрание на территории каждой из 13 наших подрядных организаций. Кроме того, отчет у нас был напечатан в виде книжечек, которые мы раздавали по квартирам. И на подъездах вывешивали отчет. Но далеко не все УК так делают. Во время ковида собрания мы перестали проводить. И сейчас, по-моему, их не проводят.

«Приемные у нас в разных местах — и в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Росси» Дмитрия Анатольевича Медведева в Казани, и в районах» «Приемные у нас в разных местах — и в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Росси» Дмитрия Анатольевича Медведева в Казани, и в районах» Фото предоставлено Маратом Нуриевым

«Сегодня обращаются с просьбой вернуть родных с передовой»

— «Как часто и где проводите прием граждан? Сколько вопросов вам поступило за два года, какой процент из них удалось довести до „победного конца“ (Ирина Антонова)

— Три недели в месяц мы работаем в Госдуме, одну неделю — в регионах, встречаемся с населением. Приемные у нас в разных местах — и в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Росси» Дмитрия Анатольевича Медведева в Казани, и в районах. Я избирался в пяти районах: Советский, Ново-Савиновский, Авиастроительный, Тюлячинский и Пестречинский. И в Москве прием организован на разных площадках.

Поступило более 250 вопросов. Довести до «победного конца» удалось около 50 процентов.

— «С какими проблемами к вам обращаются избиратели чаще всего? Удается ли помочь людям? Или вы только перенаправляете жалобы/просьбы в разные инстанции?» (Мансур)

— Проблемы у людей разные. Недавно на прием в Москве пришли 22 человека из разных регионов. Просят, например, помочь попасть к генеральному прокурору, к руководителю СКР Бастрыкину. Или жалуются на мэра своего города. А у нас в республике приходят в основном с жилищными вопросами, поскольку знают, что я из этой сферы. Бывает, что достаточно консультации или разъяснения по каким-то вопросам.

Недавно посещали семью участника СВО. Его воспитала бабушка после гибели родителей. С ней живет еще один внук, который учится в школе. Я увидел, что баня у них совсем старенькая, и мы капитально ее отремонтировали.

— Мы — это кто?

— Я и моя команда.

— За собственные деньги отремонтировали?

— У нас нет других денег.

— Наверное, часто обращаются именно за материальной помощью. У вас есть какой-то фонд для этого или спонсоров находите?

— Действительно, многие финансовой помощи просят. В соцсетях у нас есть свои каналы в «Телеграме», «ВКонтакте», «Одноклассниках». И через них многие люди обращаются. Но лично у меня, кроме зарплаты, нет других доходов. Приходится искать спонсоров. Но иногда помощь требуется срочно, и тогда я отдаю свои деньги.

— «Будут ли проездные билеты для школьников по РТ? Дети после школы посещают спортсекции и кружки, туда надо ехать на чем-то». (Роза)

— Все зависит от возможностей муниципалитета. У ряда категорий граждан, например, у многодетных и неполных семей, у инвалидов, есть льготы для проезда на общественном транспорте.

— В связи с проведением СВО какие-то обращения граждан прибавились?

— С начала мобилизации призывали и тех, кто имел троих детей. Но потом в министерстве обороны решили таких вернуть домой. А людей уже обучили, сформировали в батальоны, их не отпускают. И тогда родственники нас просто атаковали, чтобы многодетных отцов вернуть. Мы плотно работали по этому вопросу и с военкоматами, и с главами администраций. Многих вернули. Но некоторые захотели остаться в армии.

Затем пошли вопросы по оплате, потому что было много неразберихи. Мы добивались, чтобы оплата прошла каждому. Сегодня таких вопросов уже нет.

Сегодня обращаются с просьбой вернуть родных с передовой: «Мой сын (или муж) год отслужил, пусть теперь вместо него другой пойдет». Когда действительно нарушены чьи-то права, мы добиваемся их восстановления.

«У нас в стране принимаемые меры по наказанию злостных неплательщиков являются гуманными и, к сожалению, не дают ожидаемых результатов» «У нас в стране принимаемые меры по наказанию злостных неплательщиков являются гуманными и, к сожалению, не дают ожидаемых результатов» Фото предоставлено Маратом Нуриевым

«Планирую поднять темы…»

— Какие у вас планы на ближайшее будущее? Какие законопроекты готовите?

— Планирую поднять тему списания долгов по ЖКХ после банкротства физлица. Сегодня это стало очень популярным. Банкроты освобождаются от всех долгов, в том числе за жилищно-коммунальные услуги. А там есть долги по 800 тысяч рублей! Управляющая организация по закону «О банкротстве» обязана их списать должнику. В то же время ресурсоснабжающие организации ничего не списывают управляющим организациям и требуют оплату в полном объеме за поставленные ресурсы. Я предлагаю устранить этот пробел в законодательстве и ввести аналогичную норму, регулирующую взаимоотношения сторон.

Еще один вопрос касается перевода жилых помещений МКД в нежилые, коммерческие. Сегодня первые этажи многих домов советской постройки переводят в нежилые помещения. Я считаю, что в этом деле уже пора поставить точку. Во-первых, это необходимо в целях безопасности: в парикмахерской или магазине любой может оставить что-то опасное. Во-вторых, перепланировка разрушает дом. В-третьих, уже нет необходимости в таком количестве нежилых помещений. Сегодня в новых домах коммерческие помещения уже изначально предусматриваются.

На разных уровнях сегодня обсуждается проблема изношенности коммунальных сетей. Президент в своем послании также озвучил это. К сожалению, экономическая ситуация в стране меняется. На сегодняшний день задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги по стране составляет более 800 миллиардов рублей. Эти средства напрямую можно было бы направить на замену коммунальных сетей и улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. У нас в стране принимаемые меры по наказанию злостных неплательщиков являются гуманными и, к сожалению, не дают ожидаемых результатов. Необходимо продолжить работу в этом направлении.

— Марат Абдулхаевич, спасибо за разговор. Успехов вам!


Нуриев Марат Абдулхаевич родился 14 мая 1966 года в деревне Шемяково Апастовского района ТАССР. Окончил Казанскую государственную архитектурно- строительную академию по специальности «инженер по водоснабжению и водоотведению» (1999). Заслуженный работник ЖКХ РФ.

1983–1984 — тракторист в колхозе им. Н.К. Крупской, Апастовский район.

1984–1986 — служба в рядах Советской армии.

1986–1989 — тракторист в Апастовском районном объединении «Сельхозхимия».

1989–1990 — слесарь-сантехник в ЖЭУ-8 ПТЖХ Вахитовского района Казани.

1990–1995 — инженер в ЖЭУ-49 ПТЖХ Вахитовского района Казани.

1995–2001 — заместитель управляющего ПО «Казгоржилхоз» ПТЖХ №1 Вахитовского района Казани.

2001–2002 — заместитель директора АНО «Жилсервис» Вахитовского района Казани.

2002 — директор АНО «Жилсервис» Ново-Савиновского района Казани.

2002–2006 — директор МУП «Жилсервис» Ново-Савиновского района Казани.

2006–2021 — генеральный директор ООО «Управляющая компания „Уютный дом“».

2005–2019 — депутат Казанской городской думы.

2019–2021 — депутат Госсовета РТ.

С сентября 2021-го — депутат Госдумы РФ.