«Перед нами стоит задача за год вместе с «Магнитом» построить новый федеральный маркетплейс. Будем объединять самые сильные ресурсы. Расширим на всю страну ту модель, которая уже хорошо работала на 25 процентах территории», — говорит сооснователь KazanExpress Линар Хуснуллин. Маркетплейс сегодня ночью подписал соглашение с федеральным ретейлером о полной продаже своих акций. Если сделку одобрит ФАС, компанию переименуют в «Магнит Маркет». О том, почему не срослось с китайским AliExpress, кто еще претендовал на покупку и как бывшие владельцы распорядятся полученными от продажи акций миллиардами, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня ночью в Москве подписано соглашение о приобретении 100% акций ООО «Казаньэкспресс» у собственников маркетплейса. Все доли выкупил «Магнит». Официально сумма сделки не разглашается. Однако источники говорят, что речь может идти приблизительно о 12–13 млрд рублей
KazanExpress растворится в «Магните»
Бренд известного татарстанского маркетплейса KazanExpress с высокой долей вероятности прекращает существовать. Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня ночью в Москве подписано соглашение о приобретении 100% акций ООО «Казаньэкспресс» у AliExpress Russia бизнесменов Сергея Еремеева, Линара Хуснуллина и Кевина Ханда. Все доли выкупил «Магнит», одним из условий которого был… ребрендинг. Теперь маркетплейс будет развиваться под вывеской «Магнит Маркет». Зато так станет легче задача по выходу во все российские регионы, включая Москву и Петербург — достаточно поставить постаматы в существующих магазинах. Впрочем, судя по амбициям «Магнита», который сегодня является одним из самых эффективных ретейлеров России, этим все не закончится.
«Название меняется, потому что в регионах именно бренд „Магнит“ знают очень хорошо, аудитория одна из крупнейших в стране, — объясняет „БИЗНЕС Online“ сооснователь и гендиректор KazanExpress Хуснуллин. — Перед нами стоит задача за год вместе с „Магнитом“ построить новый федеральный маркетплейс. Будем объединять самые сильные ресурсы, которые есть и у нас, и у „Магнита“».
Линар Хуснуллин (слева): «Перед нами стоит задача за год построить новый федеральный маркетплейс. Будем объединять самые сильные ресурсы, которые есть и у нас, и у «Магнита»
И сам Хуснуллин, и сооснователь проекта, технический директор компании Ханда сохраняют свои посты при новых владельцах. Более того, по словам одного из прежних совладельцев KazanExpress Еремеева, которому принадлежало более трети акций компании, именно комфорт команды и стал одним из определяющих факторов при выборе нового партнера. «Мы рассматривали несколько предложений, были даже более выгодные, но мы считаем первостепенным комфорт команды, а она в новом партнерстве полностью сохраняется», — пояснил он нашему изданию.
До закрытия сделки с «Магнитом» доля учредителей в маркетплейсе распределяется следующим образом:
- AliExpress (через ООО «Агрегатор-с Онлайн») — 56,3%;
- Еремеев — 33,8%;
- Хуснуллин — 7,8%;
- Ханда — 2,1%.
Сам Еремеев подробностей не раскрывает, но источник «БИЗНЕС Online», близкий к одному из участников сделки, рассказывает, что борьба за казанский маркетплейс была нешуточной, а подготовка сделки длилась полгода. «Сбер опоздал буквально на несколько часов. В воскресенье вечером свое коммерческое предложение отправил „Магнит“, увеличив стоимость, а в понедельник в 9:00 пришло предложение от Сбера, но было уже поздно. Если бы предложения поступили одновременно, еще неизвестно, чье бы стало более приоритетным», — допускает он.
Официально сумма сделки также не разглашается. Однако источники, знакомые с ситуацией, говорят, что речь может идти приблизительно о 12–13 млрд рублей. И то это цифры с учетом долгов компании перед селлерами, которые до сих пор закрыты не все, и существенного падения акций участников рынка — Ozon, например, на пике стоил $13 млрд, а в начале этого года его оценка рухнула до 2 с небольшим миллиардов. Оценка самого KazanExpress сегодня — $180 миллионов (около 17,6 млрд рублей). Во всяком случае, такую цифру приводит Forbes, поставив маркетплейс на 25-ю строчку в топ-30 самых дорогих компаний Рунета.
По итогам 2022-го выручка KazanExpress составила 2,8 млрд рублей — почти в 4 раза больше, чем годом ранее
Для справки: по итогам 2022-го выручка маркетплейса составила 2,8 млрд рублей — почти в 4 раза больше, чем годом ранее. Чистый убыток при этом удвоился до 1,6 млрд рублей. Кредиторская задолженность — 3,8 млрд рублей. Оборот (т. е. объем продаж всех продавцов на площадке) в прошлом году, по данным самой компании, составил 19,3 млрд рублей. На начало года на площадке работали порядка 17 тыс. продавцов. Сеть обслуживания KazanExpress насчитывает 552 пункта выдачи заказов в 121 городе 21 региона.
«Я доволен сделкой и тем, как компания будет развиваться дальше. В первую очередь же мы инвесторы. Да, инвесторы, которые еще обладают экспертизой, помогают развивать отношения с партнерами и так далее (мы, например, в свое время и познакомили ребят с AliExpress). Но позиция любого инвестора — все измеряется деньгами. В данном случае мы получили хорошие деньги», — говорит Еремеев.
Теперь сделку должна согласовать ФАС — как-никак большая сумма и иностранное участие. Впрочем, вряд ли здесь будут проблемы: все-таки это не такая большая сделка в масштабах страны. А разбавить Ozon и Wildberries, которые, по данным Data Insight, в июне и июле 2023 года забрали себе 77% всех онлайн-заказов в России, рынку точно не повредит.
Геополитика скорректировала стратегию AliExpress
Что произошло?
Выход зарубежной компании, даже китайской, из российского бизнеса в 2023 году вряд ли кого-то удивит. Как еще летом сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование аналитиков сервиса «Точка Маркетплейсы», остановка инвестиций в продвижение привела к оттоку продавцов с «AliExpress Россия» на 27% год к году на фоне ощутимого роста конкурентов. К примеру, у «Сбермегамаркета» количество селлеров увеличилось на 120%, у Ozon — на 92%, а у KazanExpress — всего на 7,4%.
«AliExpress Россия» — совместное предприятие VK, USM International, китайской Alibaba Group и российского фонда прямых инвестиций. И по данным издания, VK с учетом «значительной экономической неопределенности», затрагивающей рынок e-commerce, оценила убыток от обесценения «AliExpress Россия» почти в 10 млрд рублей. Как утверждает Data Insight, в 2022 году продажи «AliExpress Россия» снизились на 47% до 56,2 млрд рублей. Ну и так далее. Очевидно, что с таким подходом о вливании большого количества денег в казанский маркетплейс китайцами можно забыть. А ведь когда ровно два года назад, в октябре 2021-го, они выкупали 50,1% акций, планы были даже в перспективе выхода на IPO. Во всяком случае, такой сценарий допускал тогда основатель ГК Fix Дмитрий Еремеев, прежде крупнейший акционер KazanExpress. Но геополитика скорректировала стратегию уже через несколько месяцев.
«AliExpress сосредоточится на собственном развитии трансграничной торговли, это их сильнейшая сторона. Модель KazanExpress же направлена на внутреннюю логистику — как можно скорее и как можно дешевле доставлять людям их покупки», — комментирует происходящее Хуснуллин.
Казанский маркетплейс де-факто остался в подвешенном состоянии, без особого развития. Оборот с прошлогодних 19,3 млрд рублей вырастет до 22 млрд, которые в компании ожидают по итогам этого года. Для масштабов KazanExpress, привыкшего расти ежегодно хотя бы на 500–600%, этого крайне мало. В начале года он характеризовал происходящее довольно жестко: «В 2022-м все пошло по одному месту, мы пытались просто не умереть. Взять кредиты под ставку в 27 процентов было нереально, мы задерживали выплаты поставщикам».
«Сейчас китайская стратегия в России очень проста и описывается двумя словами: зарабатывать деньги. А инвестировать — это про тратить. Поэтому логично, что в компанию пришел новый стратег», — говорят источники «БИЗНЕС Online».
В пресс-службе «AliExpress Россия» объяснили решение о выходе из KazanExpress фокусированием на развитии кросс-бордерного бизнеса в РФ. «В свою очередь, все средства от продажи KazanExpress пойдут на собственное развитие „AliExpress Россия“, включая совершенствование логистики и сокращение сроков доставки зарубежных заказов для российских пользователей», — рассказали в пресс-службе нашему изданию.
Выгода для «Магнита» от партнерства с KazanExpress очевидна. Магазины можно будет использовать как пункты выдачи, и это должно дать потрясающий мультипликативный эффект
«Готовы открываться в Москве, Петербурге, только развяжите нам руки!»
«Модель KazanExpress заточена на экспансивный рост и постоянное развитие, — обтекаемо пояснил Еремеев. — „Магнит“ — это комплементарный бизнес с большим количеством собственных поставщиков, огромной покупательской базой, разветвленной сетью магазинов. В разных странах, например, очень популярна модель, когда пункты выдачи заказов располагаются в магазинах. Ретейлер как раз искал для себя команду, платформу и готовый e-commerce-продукт, потому что строить с нуля гораздо дороже и дольше по времени».
«Я считаю, что это очень успешная сделка для всех сторон, и не только в денежном выражении. Если „Магнит“ приобретет KazanExpress, это даст синергетический эффект, появится новый игрок, который будет работать по всей стране, чьи продавцы получат огромные возможности для развития, а покупатели — комфорт за счет развитой сети магазинов», — оценивает Еремеев, который сам давно вышел из капитала компании, но как один из некогда главных акционеров пристально следит за ее судьбой.
Для Хуснуллина же важно, что потеря доли в компании не отрезает его от операционного управления. «Нам оказали доверие и дали карт-бланш. Для меня это важно. „Магнит“ покупает то, что уже работает. Это же не просто склад и машины — у „Магнита“ такого добра у самого навалом — это команда, компетенции, опыт. „Магнит“ покупает много-много лет опыта. Для меня важно, что мы наконец сможем реализовать все преимущества нашей модели. Готовы открываться в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах, только развяжите нам руки! Команда полностью заряжена и готова», — объясняет Хуснуллин.
В феврале 2018 года основатель «Магнита» Сергей Галицкий продал 29,1% компании банку ВТБ за 138 млрд рублей (4 661 рубль за акцию). После этого компания обогнала по выручке X5 Group и увеличила долю рынка за счет покупки сети «Дикси».
В ноябре 2021 года ВТБ продал 17,28% обыкновенных акций «Магнита» компании Marathon Group по цене в 5,7 тыс. рублей за акцию. Компания была создана в 2017-м Александром Винокуровым (зятем главы МИД РФ Сергея Лаврова и бывшим президентом группы «Сумма» Зиявудина Магомедова) и Сергеем Захаровым.
По состоянию на 31 декабря 2022 года структура акционерного капитала «Магнита» выглядит так:
- Marathon Group — 29,2%;
- в свободном обращении — 66,8%;
- дочерняя компания «Магнита» АО «Тандер» и менеджмент компании — 4%.
По итогам 2022 года выручка «Магнита» составила 2,35 трлн рублей — сегодня это второе место среди российских ретейлеров после X5 Group. Компания занимает 12,8% продовольственного рынка России.
По словам гендиректора, у бизнес-модели KazanExpress конкурентные преимущества: быстрая доставка, низкие цены и, самое главное, эффективная логистика и CPO (cost per order — стоимость одного заказа). «Нас покупают в том числе из-за этой эффективности. Стоимость исполнения одного заказа у нас в среднем в 3,5 раза ниже рынка. А „Магнит“ работает в самых популярных розничных форматах, это одна из самых эффективных компаний в стране, которая умеет работать „на земле“. В этом смысле мы друг другу комплементарны», — добавляет он.
Выгода для «Магнита» от такого партнерства тоже очевидна. По данным сентябрьского исследования Data Insight «Рынок eCommerce в России – 2023», наибольший рост заказов происходит в секторе e-grocery, который охватывает товары повседневного спроса: продукты питания, напитки, для детей, сопутствующие и т. д. На фоне частичной деградации офлайновой розницы это особенно заметно: по прогнозам аналитиков, за 12 месяцев 2023 года количество заказов в данном сегменте увеличится на 54%, а объем онлайн-продаж, включая НДС и стоимость доставки, — на 38%.
Поэтому неудивительно, что «Магнит» тоже смотрит на e-commerce. Его магазины можно будет использовать как пункты выдачи, и это должно дать потрясающий мультипликативный эффект. «Мы берем ту модель, которая работала хорошо на 25 процентах территории, и расширяем ее на всю страну за счет ресурсов „Магнита“. Это более 60 миллионов человек, которые ежемесячно заходят в магазины, из них почти 20 миллионов пользуются онлайн-сервисами. Для 90 процентов покупателей планируем сохранить доставку за один день, в некоторых дальних регионах она, конечно, может занимать и два дня», — объясняет гендиректор компании.
По словам Хуснуллина, одна из причин, почему KazanExpress решился на сделку именно с «Магнитом», — очень адекватная команда ретейлера с большой экспертизой в сфере e-commerce. К примеру, Гюванч Донмез, директор по электронной коммерции, ранее занимался развитием Delivery Club — одного из лидеров по доставке еды.
KazanExpress был основан в 2017 году. Сейчас маркетплейс представлен в 121 городе 21 региона
Как развивался KazanExpress
KazanExpress — первое, что приходит в голову большинству людей, которым задают вопрос о самом успешном IT-проекте Татарстана нового времени или, допустим, наиболее близком к «единорогу» явлении в Иннополисе. Маркетплейс был основан в 2017 году Хуснуллиным и талантливым выпускником Университета Иннополис Ханда, которого Forbes тут же включил в свой шорт-лист «30 до 30». У Хуснуллина на тот момент за плечами уже имелся опыт ретейла — он развивал сеть магазинов «Все по 99 рублей». Когда она выросла до 140 точек в 80 городах, он продал свою долю бизнес-партнеру и задумал открыть российский аналог AliExpress c дешевыми товарами и быстрой доставкой. Ханда стал техническим директором онлайн-магазина, а Хуснуллин — генеральным директором.
У Хуснуллина за плечами уже имелся опыт ретейла — он развивал сеть магазинов «Все по 99 рублей». Когда она выросла до 140 точек в 80 городах, он продал свою долю бизнес-партнеру и задумал открыть российский аналог AliExpress c дешевыми товарами и быстрой доставкой
Начинали с продажи дешевых китайских товаров, а уже в 2018 году стартап привлек $2 млн от ГК Fix Дмитрия Еремеева. К 2019-м оборот площадки достиг 250 млн рублей, а в 2021-м она наторговала в интернете на 3,3 млрд рублей, оборот составил 9 млрд рублей.
В конце 2020 года компания решила построить фулфилмент-центр KazanExpress на территории свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Общая сумма инвестиций в проект составила 4,8 млрд рублей. При этом были планы построить 8 корпусов, общую стоимость которых Хуснуллин оценивал в более чем 12 млрд, преследуя цель охватить 80% страны доставкой за один день. В 2021 году Еремеев продал контрольный пакет (50,1%) акций AliExpress.
Талантливого выпускника Университета Иннополис Кевина Ханда Forbes включил в свой шорт-лист «30 до 30». Он стал техническим директором онлайн-магазина
А в начале 2023-го компания заявила о намерениях построить «Город электронной коммерции» в Верхнеуслонском районе на 375,2 га и 25 тыс. жителей.
В начале лета KazanExpress объявил о планах продать свой фулфилмент-центр UD Group, чтобы расплатиться по долгам перед селлерами. Сам маркетплейс продолжил использовать помещения, но уже как арендатор. Сообщалось, что новый владелец возьмется за строительство остальных 7 складских корпусов, но сделка так и не была завершена.
«Компания остается в Татарстане, команда — тоже. Отсюда мы не уезжаем ни в коем случае. Штат увеличится, обороты вырастут, но компания остается здесь»
Что дальше?
Несмотря на непростую внешнюю ситуацию, к сделке с «Магнитом» KazanExpress подошел, имея наполеоновские планы и на СММЛЦ, и на большой кусок земли в Верхнеуслонском районе, где компания, повторим, планировала построить отдельный «Город электронной коммерции» на 375,2 га и 25 тыс. жителей. Сбудутся ли теперь эти задумки — большой вопрос. «Безусловно, у нас есть видение. Но в детали еще предстоит вникнуть», — уклончиво пояснил Хуснуллин.
Зато он заверил, что планов у маркетплейса сменить прописку на московскую нет. «Компания остается в Татарстане, команда — тоже. Отсюда мы не уезжаем. Штат будет развиваться, обороты вырастут, присутствие в других регионах увеличится, но ядро компании остается здесь», — сообщил он.
И это очень хорошая новость. По идее, теперь «Магнит» должен вкладывать в развитие маркетплейса десятки, если не сотни миллиардов рублей. Иначе какой смысл в покупке? Это налоги, рабочие места и компетенции в республике. Да и местные продавцы такому повороту событий порадуются.
Сам Хуснуллин тоже в столицу уезжать не планирует — более того, свою долю от вырученных за маркетплейс средств подумывает вложить… в родную деревню. «У меня есть мечта сделать в деревне, где я вырос, экоотель. Если получится, в Нижних Саврушах, в Тюлячинском районе, появится целый комплекс, что-то вроде „Камского трофея“. Там очень красиво!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.