ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЙ В УЗКИХ КРУГАХ
Основатели и владельцы десяти региональных розничных сетей по продаже товаров для ремонта и дома (DIY - Do it yourself) объявили о создании закупочного кооператива "Союз DIY", объединяющего около 90 магазинов в РФ. Об этом было заявлено в Москве в рамках форума DIY & Household Retail.
Среди участников кооператива оказалась и казанская компания, а именно ООО «Агава» (она развивает одноименную сеть супермаркетов и формат гипермаркетов «Мегастрой»), которую возглавляет и которой владеет казанский предприниматель Владимир Малыгин. Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель совета "Союза DIY", директор екатеринбургской группы "Трест СКМ" (развивает сети "Суперстрой", "Стройарсенал" и "Бравый бригадир") Ринат Мухаметвалеев, Малыгин был одним из активных участников и идеологов союза. «Идея родилась два года назад в процессе общения собственников сетей. Участники отбирались по принципу регионального лидерства и деловой репутации. Казанцы сразу стали участниками союза», - рассказал Мухаметвалеев. Комментарий самого Малыгина получить не удалось. В приемной «Агавы» заявили, что комментировать эту новость не будут.
«НАШ ГЛАВНЫЙ ВРАГ - ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА, РЯДОМ С НИМ ВРАГ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА»
Помимо "Треста СКМ" и «Агавы» в союз вошли тюменская сеть "Южный", курский "Стройгигант", архангельский "Блеск", астраханская "Элко", новосибирская "Перестройка", пензенский "Вектор", оренбургский "Строительный бум" и ивановское "Кенгуру". Всего в союзе 87 магазинов DIY.
Как известно, задачей любого закупочного кооператива является консолидация закупок сетей, а также обеспечение выгодных условий поставок из России, Европы и Юго-Восточной Азии. Как признается Мухаметвалеев, объединиться регионалов заставила растущая экспансия западных сетей DIY. Сейчас тройка лидеров по выручке среди российского ритейла на рынке стройматериалов - это французский "Леруа Мерлен" (50 млрд. рублей), немецкий OBI (30,9 млрд. рублей) и входящая в британскую корпорацию Kingfisher - Castorama (15,1 млрд. рублей). На эту великолепную тройку приходится 15% от выручки всего российского рынка DIY. «Наш главный враг - зеленого цвета, рядом с ним враг оранжевого цвета», - заявил председатель совета кооператива Мухаметвалеев, имея в виду "Леруа Мерлен" и "Оби".
«В данный момент мы находимся в процессе консолидации финансовой информации, и вскоре сможем озвучить общий объем закупок. В ближайший месяц мы также сформируем команду, которая будет развивать этот проект», - заявил на пресс-брифинге Мухаметвалеев. По оценкам организаторов, кооперация поможет снизить среднюю розничную цену на товар единого ассортимента на 5 - 10%, в зависимости от категории. Первые объединенные закупки на внутреннем рынке состоятся в третьем квартале, а на внешнем - в четвертом квартале этого года.
"Кроме того, перед нами стоят еще две стратегические цели - это совместная разработка и анализ ритейл-технологий, а также формирование совместных активов в области логистики", - заявил Мухаметвалеев. Говоря о перспективах союза, он отметил, что в трехлетней перспективе "Союз DIY" может выйти в лидеры по объему продаж на рынке товаров для ремонта и дома.
ЗАКУПОЧНЫЙ КООПЕРАТИВ ПЛЮС ФРАНЧАЙЗИНГ
Надо отметить, что подобный опыт уже был на рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ), который до кризиса показывал бешеный рост. Правда, с началом мировой экономической дестабилизации в 2008 году пузырь здесь сдулся, а многие лидеры оказались в аутсайдерах, или вообще потеряли самостоятельность («Эльдорадо», «Техносила»), или ушли с рынка («Мир»).
Так, Геннадий Качинский - руководитель группы изданий BLIZKO, отмечает, что по пути создания своей ассоциации уже пошли российские сети бытовой техники. «Еще в 2000 году была создана ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. Сегодня ассоциация объединяет более 60 организаций, среди которых крупные отечественные и иностранные торговые компании, а также производственные и инфраструктурные компании. С нашей точки зрения, DIY-рынок остро испытывает потребность в отраслевом союзе», - считает Качинский.
Директор по связям с общественностью ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов отмечает, что действительно на рынке БТиЭ были такие попытки (скорее всего, имеется в виду сеть «Эксперт»). «Их успешность мне сложно оценить. Лет семь назад была такая идея, но, если честно, не знаю, чем она закончилась. Возможно, на региональных рынках что-то подобное и существует. Но смысл, для чего это делалось и делается, понятен. Главным образом подобные коммерческие альянсы нужны для консолидации потенциальных продавцов, планирующих увеличить объем закупок у производителей. Для того чтобы таким образом увеличить свою рыночную долю и получить определенные преференции, в том числе и хорошие цены, скидки, которые подразумеваются при покупке большого объема продукции. Ведь одно дело, когда покупают один или десять телевизоров, и совсем другое, когда покупают тысячу. Любые преференции, будь то отсрочка по платежам или большие скидки, это в итоге сказывается на финансовом положении компании в лучшую сторону», - размышляет Гуськов.
Эксперт также добавляет, что в сегменте БТиЭ есть еще другой механизм – когда крупные оптовые компании создают франчайзинговую сеть. "Крупные оптовики, и так обладающие доступом к большому количеству товаров для того, чтобы наладить его ритмичный сбыт, организуют франчайзинговые сети. В любом случае эти вещи делаются для того, чтобы получить хорошие условия для закупки и оперировать большим объемом товара. Прежде всего, подобные союзы выгодны самим закупщикам. Вместо того чтобы купить товар больший товар по более низкой цене. А производителю выгодно больший объем товара продать быстрее", - объясняет пиар-менеджер РАТЭК. По его словам, сейчас большинство продавцов товаров народного потребления живет не с большой маржи, а с большого и быстрого оборота, который выгоднее быстрее продать. "Может быть, не с большей наценкой, но все быстро обернуть. Есть еще момент, что будь то одежда, будь то техника, будь то сегмент отделочных и строительных материалов, все быстро устаревает. Если новую коллекцию плитки быстро не продали – это всегда убытки, так как запас зависает на складах. В электронике вообще все моментально: не продашь быстро телефон, модель быстро устареет и уже будет не интересна", - считает Гуськов.
ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Генеральный директор сети магазинов ООО «Колорит» Айрат Гайнуллин отмечает, что то, что пытаются сделать российские региональные сети, уже повторили местные игроки в Польше. "Думаю, что «Союз DIY» - это разумный проект, я встречал подобный кооператив в Польше. Там он был успешен, и основной целью его создания была борьба с агрессивным вторжением западных сетей DIY в Польше в начале 90-х. Смысл в том, что члены кооператива объединяют закупочную деятельность для получения более выгодных ценовых условий от поставщиков", - говорит Гайнуллин.
В то же время подобные кооперативы не панацея. "Но надо понимать, что не всегда производители смогут пойти навстречу в плане снижения цены, так как с крупными игроками (а все, кто входит в «Союз», довольно крупные) рентабельность производителей и так на пределе. Ведь помимо товара поставщики обязаны выделять средства на маркетинговые акции, отсрочки платежа, доходящие до полгода, промоутеров и мерчендайзеров, а это все закладывается в цену", - поясняет гендиректор "Колорита".
В то же время эксперт в поддержку коллеги из РАТЭК говорит, что в Польше, помимо закупок, был общий маркетинг - была создана единая торговая марка для членов кооператива. В дальнейшем она даже переросла в собственную торговую сеть «Мровка» («Муравей») для небольших городов. "Но основная трудность в этом начинании - учет интересов всех участников кооператива и эффективное управление. Вы знаете ведь как бывает в колхозе - один хочет одно, другой второе, а в результате…", - считает он.
СОЮЗ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК НЕКОГО РОДА ДОГОВОРЕННОСТЬ,
ЧТОБЫ ДРУГ ДРУГУ НЕ ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ
Участники рынка оценили для «БИЗНЕС Online» перспективы нового проекта.
Иван Федяков - генеральный директор агентства INFOLine:
- Создание подобного рода коопераций для сегмента DIY является в какой-то степени единственным способом выжить в существующих экономических условиях. Компании, которые заходят в Россию, заходят с некоторыми другими установками. Их устраивает более длительный срок окупаемости, у них есть прямые контракты на поставку продукции, над чем российским компаний еще работать и работать, и много чего другого. Европейская компания всегда может воспользоваться тем, что у нее есть материнская компания. Это некая конкурентная борьба в рамках ужесточающейся конкуренции на рынке. К подобным союзам можно относиться как угодно, но их появление – неминуемая вещь, которая будет происходить в сегментах розничной торговли, где российские компания будут желать сохранять свои позиции. Сеть магазинов по совокупному товарообороту будет иметь хорошую выручку, но здесь акцент на выручке делать не стоит. Приведу в пример союз независимых сетей, в который входит также довольно много сетей, или торгово-закупочный союз, существующий уже более пяти лет. Торгово-закупочный союз, к сожалению, консолидирует лишь пять процентов рынка. В союзе DIY тоже не предполагается, что весь объем закупок будет консолидирован в нем. По крайней мере, одномоментно. Речь идет о стратегических взаимоотношениях и о том, что будет в будущем, но в текущий момент это пока только намерение к действиям. В любом сегменте сейчас должны возникать подобные союзы, потому что конкуренция на рынке ужесточается. Вопрос о повышении эффективности, в том числе и за счет закупочной деятельности, - это приоритетно. Плюс к тому - создание собственных торговых марок для сетей неприоритетно при тех оборотах, которые есть у большинства членов союза. А при создании единого бренда, будет ли он новый или старый, эффективность просто будет выше из-за эффекта масштаба.
Наиль Бикмуллин – директор завода строительных материалов Bikton, собственник сети "Еврокаскад":
- О намерении создать подобный союз я слышал, но эффективность его оценить будет крайне сложно. В разных регионах ситуация разная, есть регионы, где рынок перенасыщен, а есть те, где для размещения есть еще большая ниша. Есть регионы, где отделочные материалы производят, а есть регионы, как наш, например, где практически нет материалов от производителей. По крайней мере, их крайне недостаточно по сравнению с той же Самарой. Также некорректно сравнивать логистику в разных регионах. Союз может рассматриваться как некого рода договоренность, чтобы друг другу не переходить дорогу. Когда торговые сети встречаются и договариваются между собой о ценах, товарах и прочих условиях работы, всегда на рынке найдутся те, кто эти условия выполнять не будет. Поэтому скажу то, что обычно говорят в таких случаях: время покажет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.