В Казани завершился VI фестиваль #StagePlatforma, объединивший театральные вечера, мастер-классы и лекции о современной хореографии. Главным событием форума под патронажем премьера ТАГТОиБ Олега Ивенко стал показ новой, полновечерней, версии балета «Личности Миллигана» Эльмира Низамова и Олега Габышева. Спектакль по известному роману Дэниела Киза с участием казанских артистов и приглашенных звезд прошел в театре им. Джалиля при аншлаге. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Личности Миллигана» претендуют на статус редчайшего танцевального откровения в стенах театра им. Джалиля
Сеанс арт-терапии в фойе театра им. Джалиля
«Личности Миллигана» претендуют на статус редчайшего танцевального откровения в стенах театра им. Джалиля. При этом дирекция ТАГТОиБ пока так и не определилась с тем, как ей строить отношения с этим спектаклем, который на самом деле является продюсерским проектом премьера балетной труппы Олега Ивенко. Во всяком случае, на сайте театра ни слова о «Личностях Миллигана» нет.
Напомним, что первый акт спектакля о реально существовавшем американце, чья история довольно активно растиражирована массовой культурой, казанцы видели год назад на пятом по счету фестивале современного танца #StagePlatforma. Там действует юный Билли, который страдает от насилия отчима и открывает в себе первые 6 личностей (к концу жизни у него их было 24). В этом году Ивенко, композитор Эльмир Низамов и звезда труппы Бориса Эйфмана, хореограф Олег Габышев представили уже двухактную версию балета, где показана дальнейшая судьба Миллигана. Измученный герой попадает в психиатрическую клинику, проходит лечение и принимает главное решение в своей жизни.
В этом году Ивенко, композитор Эльмир Низамов и звезда труппы Бориса Эйфмана, хореограф Олег Габышев представили уже двухактную версию балета, где показана дальнейшая судьба Миллигана
К подаче мировой премьеры команда фестиваля подошла нетривиально и даже по-хулигански в самом хорошем смысле этого слова. В антракте в фойе ТАГТОиБ меланхолично прохаживались врачи в белых халатах и масках, а их пациент карандашом на картонке выводил рваный эскиз под стать графичной пластике балета. И надо сказать, что эта акция, пусть и не до конца продуманная (многие зрители из-за обилия людей в основном фойе просто не заметили неожиданных гостей), выдавала в ее авторах истинное душевное здоровье. Свежо выглядел и струнный квартет, музыканты гипнотизировали гостей минималистическими паттернами.
Креативная атмосфера вечера, правда, слегка отступила с выходом Геннадия Янина — экс-главы балета Большого театра и конферансье форума. Вообще, с конферансом театру им. Джалиля не везет от слова совсем. От утомительного многословия Эдуарда Трескина перед оперными спектаклями устали даже некоторые фанаты репертуарной политики ТАГТОиБ. Что касается Янина, то этот заслуженный в балетном мире человек год назад на гала-концерте #StagePlatforma не мог выговорить ни одного из имен его участников. А на этот раз, представив авторов и участников балета, он решил заодно пересказать «а-ля Трескин» все события спектакля, не оставив зрителю простора для фантазии. Зачем — большой вопрос, ведь балет Низамова – Габышева не условно-абстрактный, а его нарратив считывается даже неподготовленной публикой за счет ярких музыкальных и сценических образов.
Сам Ивенко — продюсер спектакля и первый балетный Миллиган
Драйв, нерв и эпатаж
Самый броский из них — сам Ивенко: продюсер спектакля и первый балетный Миллиган. За последний сезон премьер ТАГТОиБ солидно прибавил в презентации танца модерн. Это позволило ему превратить прошлогоднего Билли из закомплексованного подростка в безрассудного эксцентрика. Так гуманистичный первый акт балета обрел драйв, а сольные монологи Миллигана — предельную остроту, что обнажило индивидуальность Габышева-хореографа, подстертую в показах 2022 года.
Экзальтированные вращения Ивенко в начале спектакля подобны росчерку ножа. «Отрезанные» от корпуса руки на диско-вечеринке двигаются как на шарнирах, а в каждый прыжок солист влетает раненой птицей, обреченной упасть на землю. Не хуже Ивенко смотрелся в бесцезурных «килиановских» ансамблях с Аделаной (первый акт) и Доктором (второй акт), собрав раздробленное тело в гибкий, пластичный организм.
За два часа серьезной психологической работы зритель не устает, а сцены веселья, признаний, убийства и рефлексии напоминают кадры остросюжетного американского фильма
Поставив на контрасты, творцы эпатажного балетного триллера не прогадали. За два часа серьезной психологической работы зритель не устает, а сцены веселья, признаний, убийства и рефлексии напоминают кадры остросюжетного американского фильма. При этом полярные образы авторы, как и прежде, создают лаконичными средствами. Сценограф Елисей Шепелев — прямоугольной конструкцией, на которой мелькают тени, кровеносные сосуды мозга, казенные подушки, из которых выскакивают двойники героя в психлечебнице. Низамов пользуется рельефными тембровыми соло с редкими прорывами тутти (Миллигана в балете живописует рояль, Аделану — виолончель, Дэйва — челеста). Габышев — внезапными сдвигами темпоритма, чередованием танцевального синхрона и рельефных контрапунктов.
С появлением второго акта все эти компоненты усложнились, кристаллизовались и сложились в многоуровневое синтетическое целое, спаянное образно-тематическими связями. Особенно они слышны в музыке: лейттемы героев композитор вплетает в элитарный фьюжен из лексем минимализма, романтизма, джаза, балетной и танцевальной музыки XIX–XX веков. В первой части балета он смел и эклектичен, во второй — более последовательный, но не менее эксклюзивный. В психлечебнице Билли и его альтер эго танцуют танго, врач Миллигана (Олеся Пичугина) появляется под залихватское скерцо, а финальная битва героя с его двойниками воплощена безжалостно-монотонным остинато оркестра.
Нерв, с которым Ренат Салаватов и оркестр ТАГТОиБ исполнили партитуру, бьет даже сквозь фонограмму. И, конечно, отсутствие живого звука на показах — большое огорчение и для артистов, и для зрителя. Ивенко дипломатично сообщил, что запись пришлось использовать из-за плотного графика коллектива. Странно, что статус мировой премьеры балета для руководства театра — это не веская причина предоставить музыкантов, которые с удовольствием работают с новыми партитурами, своему солисту. Тем более «плотный график» выступлений оркестра часто сводится к 10 спектаклям в месяц.
Вместе с Миллиганом-Ивенко (которым они управляют как марионеткой) артисты составили триптих, обнаживший все главные идеи Габышева-хореографа
Познание возможностей тела
Но даже в этих условиях спектакль выглядел теплокровным. Во многом благодаря солистам музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксении Шевцовой (красавица Аделана) и Георги Смилевски – младшего (живчик Ален). Вместе с Миллиганом-Ивенко (которым они управляют как марионеткой) артисты составили триптих, обнаживший все главные идеи Габышева-хореографа. В первом акте это иллюстративность, требующая яркой актерской подачи, борьба остроты (Ален) и пластики движения (Аделана), в которой артисты исследуют свое тело. Во втором акте эти составляющие приходят к паритету, а иллюстративность модулирует в чистый танец, выражающий психологическое состояние героев. «Станиславцы», в равной мере владеющие и тем и другим, держатся уверенно и непринужденно.
Чего не скажешь о некоторых казанских артистах. Вагнер Карвальо (Рейнджер) с обнаженным торсом рождает благоговение у любителей современного танца. До тех пор, пока стоит на месте. При отменной для модерна физике (средний рост, плотное телосложение, рельефные мышцы) премьер не в силах сделать движение витальным и, соответственно, не воздействует на Билли. Чуть лучше это удалось Антону Полодюку. Его Отчим не заставляет вжаться в кресло (а именно это в идеале должно быть), но побуждает жалеть Миллигана, с которым домашний тиран вступает в поединок. Самые сильные чувства вызывает Александра Елагина, по самоотдаче не уступившая виновнику торжества: в колыбельной Дэйва внешнюю хрупкость солистка сплела с выверенной техникой и осязаемой внутренней силой.
Именно такие танцевальные откровения хочется видеть в Казани. Это подтверждают не только долгие овации на поклонах, но и радость на лицах артистов
Именно такие танцевальные откровения хочется видеть в Казани. Это подтверждают не только долгие овации на поклонах, но и радость на лицах артистов. Каково будущее «Личностей Миллигана» — пока неизвестно. Тур по Европе, в который Ивенко планировал отправить балет, пока маловероятен по внешним причинам. Возможно, спектакль удастся показать на просторах СНГ, а лучшим итогом будет ввести его в репертуар театра им. Джалиля. Ведь где развиваться таланту, как не в родном коллективе?
Ивенко на достигнутом останавливаться не собирается и уже анонсировал создание балета об ученом-изобретателе Николе Тесле и его показ на #StagePlatforma, но хочется надеяться, что этот проект будет не вместо «Миллигана», а станет развиваться вместе с первым продюсерским опытом 27-летнего танцовщика по созданию большого полноценного балетного спектакля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.