История, когда в российские авиазаводы никто не верил, закончилась, заверили вчера на открытии Dubai Airshow 2023 участники делегации РФ. Тем не менее отечественная экспозиция этого года выглядит достаточно аскетично, да и расположилась она не в первых рядах форума. В том, с чем это может быть связано, показала ли наша промышленность новинки, что представил КВЗ и как флагман российской экспозиции связан с Казанью, на месте разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Особое отношение к РФ было акцентировано в самом расположении экспозиции. Если в 2021 году наша страна традиционно разместилась в главном здании, то сегодня там лишь экспозиция «Роскосмоса», а якорного российского экспонента — «Ростех» — «выселили» на самый край территории выставки
Знак качества
Россию будут пытаться выдавить с рынка вооружений — под такие кулуарные обсуждения у наших стендов в ОАЭ вчера стартовал международный авиакосмический салон Dubai Airshow 2023. Разговоры небезосновательны. Особое отношение к РФ было акцентировано в самом расположении экспозиции. Если в 2021 году наша страна традиционно разместилась в главном здании, то сегодня там лишь экспозиция «Роскосмоса». А якорного российского экспонента — «Ростех» — «выселили» на самый край территории выставки. Логично: кто заказывает музыку, тот и… А среди главных спонсоров мероприятия — Boeing и Airbus.
Но, похоже, на отношения с ближневосточными партнерами это не особо повлияло. В павильоне то и дело начинались «обниматушки» между руководителями российских компаний и гостями в местных традиционных одеяниях.
«В таких мероприятиях надо участвовать, — рассказал журналистам директор федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев. — Это авторитетная площадка, на которой мы выставляемся с 90-х годов. Самое главное — возможность встретиться с партнерами, сверить часы, посмотреть, что есть нового, что показывают конкуренты. А страны Ближнего Востока и Северной Африки — наши традиционные партнеры: на них приходится примерно 40 процентов портфеля заказов. И выкинуть Россию ни с каких рынков невозможно, а уж тем более с рынка вооружения. Мы вторые в мире экспортеры вооружений и военной техники (ВиВТ). Это просто потуги наших недругов. Но нам ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, и сегодня промышленность работает достаточно эффективно, а нам есть что предложить. К тому же наша техника доказала эффективность в реальных боевых условиях. Это знак качества».
Экспозиция России в этом году выглядела достаточно аскетично
Экспозиция России в этом году выглядела достаточно аскетично. Это особенно ясно, если вспомнить дубайский авиасалон 2021-го (он проводится раз в два года). Впрочем, в тот год и стран-участниц было больше — 148, сегодня — 95. Тогда Россия показала самую большую за несколько лет экспозицию. В стиле американских военно-промышленных шоу-презентаций представили истребитель пятого поколения Су-75 (Checkmate). А еще в Дубае летали Ка-52 «Аллигатор», Ми-28 «Ночной охотник», в воздух поднялся и МС-21 — впервые за рубежом. На статической стоянке можно было увидеть Ми-171А2, Ка-226Т и Sukhoi Superjet — Aurus. Российский беспилотный лидер «Кронштадт» впервые представил (хотя и в моделях) широкой публике ударные дроны.
На этот раз в дубайское небо поднимется только Ка-52 («Зарекомендовал себя с лучшей стороны в ходе боевых действий», — подчеркнул Шугаев). На статике — пожарный Ка-32А11М. Как рассказал «БИЗНЕС Online» представитель «Вертолетов России» (ВР), этот «Камов» может быть весьма актуальной темой для Дубая. Дело в том, что машина оснащается горизонтальной водяной пушкой, позволяющей тушить пожары на верхних этажах небоскребов. Казанский вертолетный завод представлен медицинским «Ансатом». Однако на сегодня вертолет проходит через тотальное импортозамещение, поэтому именно данный образец вряд ли можно считать актуальным.
Казанский вертолетный завод представлен медицинским «Ансатом»
Другая продукция КВЗ представлена моделью Ми-38. На Dubai Airshow 2019 его демонстрировали в воздухе (кстати, как и медицинский «Ансат», а борт в стилистике Aurus показывали на статике). «Тогда он имел большой успех, — напомнил представитель ВР. — Это прекрасная машина для VIP-перевозок: самая большая кабина в данном классе позволяет выполнять уникальные вертолетные интерьеры». Такой акцент наводит на давно высказывающуюся экспертами мысль о том, что массовое будущее у Ми-38 вряд ли возможно. Впрочем, он и задумывался как дорогая штучная машина. Правда, года четыре назад говорили о том, что Ми-38 может стать прародителем нового ряда вертолетов. Но сегодня есть основания полагать, что таким станет Ми-171А3, который будет строить Улан-Удэнский авиазавод. В этот раз его выставили в Дубае. До недавнего времени он тоже позиционировался как узконишевый продукт — офшорный вертолет, но сегодня о нем все чаще говорят в ином ключе. «В дальнейшем будем эту машину приводить к грузопассажирскому облику, который позволит выполнять традиционные для вертолетов этого класса задачи», — сообщил представитель ВР. В общем, новое слово в негласном соперничестве КВЗ и У-УАЗа.
Комплекс средств жизнеобеспечения и самообороны летчиков, совершивших катапультирование или аварийную посадку
Ближний Восток накачивает мускулы
Какую еще российскую продукцию можно отметить на шоу? «Ростех» предрекает большой экспортный потенциал вертолетной ракете «Изделие 305Э». Указывается, что она зарекомендовала себя в зоне СВО. Есть натурный образец дрона «Орлан», о котором в самых положительных тонах высказываются военно-промышленные эксперты. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) впервые представил комплекс «Сапфир», предназначенный для защиты, как заявлено, от всех типов беспилотников, в том числе в городских условиях и на индустриальных объектах. Также это обновленный комплекс средств жизнеобеспечения и самообороны летчиков, совершивших катапультирование или аварийную посадку. Вчера возле него что-то оживленно обсуждали американские летчики. Кстати, их в наш павильон заходило немало.
Но наиболее представительными по числу посетителями были гости с Востока. «Мы весьма заинтересованы в развитии отношений, тем более что страны Залива кредитоспособны, нам с ними общаться комфортно, — отметил Шугаев. — Но надо отметить такую тенденцию у стран региона — амбиции создания собственной оборонной промышленности. Мы не можем не учитывать этот факт и предлагаем кооперационные связи».
Амбиции действительно высоки, например, в экспозиции ОАЭ оказались полетные и космические скафандры.
И еще о крепнущей самостоятельности ближневосточных партнеров. На днях ОАЭ получили два учебно-тренировочных самолета L-15 китайского производства (предположительно, будут летать на шоу). Они куплены в рамках реализации стратегии по диверсификации портфеля заказов. Как сообщает центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), покупка может отрицательно повлиять на планы приобретения истребителей F-35A в США: появилась информация о прекращении переговоров о закупке. И причиной могли стать опасения США в отношении Абу-Даби развивать сотрудничество с Пекином и Москвой.
Отметим, что в российской экспозиции ничего не говорило о том, что у нашей страны есть программы в области гражданского авиастроения, хотя внутри РФ только и разговоров, что об МС-21, Superjet 100, Ту-214, Ил-114, «Байкале», «Ладоге». Между тем, как сообщает пресса ОАЭ, коммерческая авиация лидировала на первом дне шоу. Так, авиакомпания Emirates анонсировала заказ на 95 широкофюзеляжников — Boeing 777-9s, 777-8s, 787s — на $ 52 миллиарда. Лоукостер FlyDubai заказал на $11 млрд 30 Boeing 787-9 Dreamliner, турецкий SunExpress разместил заказ на 45 Boeing 737MAX с опционом на 45 бортов. Латвийская airBaltic купит 30 Airbus A220. Так авиасалон может и перекрыть рекорд 2021 года, когда были заключены сделки на $78 миллиардов.
Флагманом российской экспозиции признан военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А
Флагманом российской экспозиции признан военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. «Это наш главный экспонат на выставке, — подчеркнул, общаясь с прессой, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. — Ульяновский авиазавод вышел на ритмичные поставки. И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы продвигать самолет на внешние рынки. Предлагаем его и в варианте топливозаправщика, также есть версия с функцией пожаротушения. Наше МЧС одновременно использует и Бе-200, и Ил-76. Глобальное потепление увеличивает количество пожаров, и мы отмечаем обращение все большего количества стран по поводу пожарной техники».
Сверхвостребованный самолет и прикрытие темы казанского Ту-330
Любопытный момент. Слюсарь сообщил, что в перспективе «Ильюшин» закроет все ниши транспортной авиации — легких, средних, тяжелых и сверхтяжелых самолетов.
Для Казани это означает прекращение обсуждения темы Ту-330, ожившей было с решением о возобновлении выпуска коммерческих Ту-214. Напомним, в 2019 году минобороны объявило конкурс на создание среднего военно-транспортного самолета (СВТС). В нем участвовали «Ильюшин» с Ил-276 и «Туполев» с Ту-330. Ход дела не оглашался, и, предположительно, в итоге оно было поставлено на паузу. Важно, что Ту-330 на 70% унифицирован с Ту-214, а это означает минимальный технический риск и сокращение срока создания, доводки, а также затрат на опытное и серийное производство и обучение экипажей. Получается, темы для обсуждения больше нет.
Между тем военно-транспортные самолеты (ВТС) — один из самых востребованных продуктов на рынке вооружений. В целом по суммам на нем лидируют самолеты. По оценке ЦАМТО, в 2015–2022 годах это $223,9 млрд (34,86% от объема продаж всех категорий ВиВТ; далее идут вертолеты, военно-морская, бронетанковая техника, средства ПВО, ракетно-артиллерийское вооружение, беспилотные летательные аппараты). Внутри самолетного сегмента лидируют истребители ($139,590 млрд). А вот следом идут военно-транспортные самолеты — $26,149 миллиарда. Такая ситуация прогнозируется и на следующую пятилетку.
Второй справа — Юрий Слюсарь, второй слева — Даниил Бренерман
Отметим, что фирму «Ильюшин» с февраля возглавляет выходец из Татарстана Даниил Бренерман. Он родился 15 ноября 1982 года в Казани. Сын известного в 90-х предпринимателя Михаила Бренермана. В 2014-м он стал гендиректором курской «Авиаавтоматики», в 2015–2018 годах был гендиректором Раменского проектно-конструкторского бюро (бортовое радиоэлектронное оборудование), а потом — первым заместителем КРЭТ. В июле 2021-го Бренермана назначили управляющим директором ОКБ им. Яковлева, в мае 2022-го — первым заместителем управляющего директора «Ильюшина», а в феврале текущего года— управляющим директором. Комментируя назначение, ОАК сообщала, что «Ил» по итогам 2022 года нарастил объем выпуска Ил-76МД-90А и перед новым руководителем стоит задача дальнейшего увеличения темпа, а также активизации работы по гражданским программам, в том числе Ил-96-400М. Эта машина совершила первый полет перед самым Dubai Airshow, 1 ноября.
Вчера «БИЗНЕС Online» предложил Бренерману прокомментировать международный дебют Ил-76МД-90А. «Самолет, безусловно, востребован, — рассказал он. — Легендарный Ил-76 получил новые возможности — он возит больше и дальше, оборудован самыми современными системами. Интерес большой со стороны партнеров. Мы вышли на серийное производство и наращиваем его. Огромное спасибо пермским двигателестроителям — обеспечивают нас своевременно, двигатели отличные».
Также мы поинтересовались тем, как он относится к разговорам о том, будто Казанский авиазавод – филиал «Туполева» переманивает кадры у воронежских коллег. «Не слышал, что переманивают, но, если что, думаю, найдем общий язык с коллегами, — ответил он. — Да, с кадрами сейчас тяжело, но мы берем много учеников, и через несколько месяцев они уже аттестуются на разряд — у нас одна из крупнейших отраслевых образовательных программ. И если год назад ребят, которые соответствовали всем критериям и оставались на производстве, было мало, то сейчас число таких увеличилось в разы. История, когда в авиазаводы никто не верил, закончилась».
И, наконец, добавим, что вчера, как всегда филигранно и с душой, выступили «Русские витязи» на Су-35С. Общепризнано: наши всегда летают лучше всех.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.