Окончанием дискуссии вокруг судьбы дома Асадуллаева в Москве можно считать письмо, которое оказалось в распоряжении «БИЗНЕС Online». В нем управделами президента РФ Александр Колпаков уведомляет президента РТ Рустама Минниханова о том, что по его обращению принято решение о передаче здания татарского культурного центра в российской столице в пользование татарстанскому правительству. Примечательно: из документа следует, что Казань предлагала и вариант с переходом дома Асадуллаева из федеральной собственности в республиканскую, но от него в Москве отказывались. О том, какие изменения ждут Фарита Фарисова, главу местной татарской автономии, ранее управлявшей объектом, — в материале «БИЗНЕС Online».
Дом Асадуллаева, расположенный в Малом Татарском переулке в Москве, передается в безвозмездное пользование правительству Татарстана
«Все это будет официально финансировать республика»
Судя по всему, завершилась эпопея вокруг столичного дома Асадуллаева, татарского культурного центра, расположенного в Замоскворечье. Все последние годы управление делами президента России, в чьей собственности находится здание, грозилось забрать его у татарской автономии Москвы. И вот теперь принято решение — дом Асадуллаева, расположенный в Малом Татарском переулке, передается в безвозмездное пользование правительству РТ.
Это следует из письма, который президенту Татарстана Рустаму Минниханову еще в октябре направил управделами президента РФ Александр Колпаков (есть в распоряжении редакции). Из него следует, что Минниханов обращался в администрацию Владимира Путина с просьбой о передаче здания из федеральной собственности в собственность или безвозмездное пользование правительства РТ. «Принято решение поддержать предложение о передаче здания и вспомогательных объектов (забор кирпичный, площадка), расположенных по адресу: Москва, Малый Татарский переулок, дом 8, строение 1, правительству Республики Татарстан в безвозмездное пользование», — пишет Колпаков.
Рустам Минниханов обращался в администрацию президента РФ с просьбой о передаче дома Асадуллаева из федеральной собственности в собственность или безвозмездное пользование правительства РТ. Эту информацию подтвердил и полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин (справа)
Эту информацию нашей газете подтвердили вице-премьер РТ – полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин. «Сейчас Татарстан ждет постановления правительства России об официальной передаче, — рассказал он. — Алла бирса, там будут располагаться татарские общественные организации Москвы и Московской области, редакция татарской газеты. Все это будет официально финансировать республика. Это будет настоящий культурный центр с разными кружками, курсами». Соответствующее постановление федерального правительства за подписью Михаила Мишустина после утряски всех формальностей должно появиться, по оценке Ахметшина, через два-три месяца.
Вчера же эта тема обсуждалась на большом совещании в минземимуществе Татарстана. Одним из его участников был глава татарской автономии Москвы Фарит Фарисов. «Сейчас обсуждается форма содержания здания, для того чтобы больше никогда не возникало коллизий. И это совещание было фундаментальным в плане принятия решения. Но до официального объявления раньше времени некоторые вещи не хотелось бы говорить», — отметил Фарисов в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Фарит Фарисов: «Сейчас обсуждается форма содержания здания, для того чтобы больше никогда не возникало коллизий»
Какова же будет роль автономии, возглавляемой Фарисовым, в работе дома Асадуллаева в новых условиях? «Здание будет в собственности Татарстана, там Фарисов тоже будет, но не только он один, — комментирует полпред Ахметшин. — Это станет бюджетным учреждением с республиканским финансированием, появится свой директор, бухгалтер, все будет прозрачно, чтобы вести ремонтные работы, оплачивать коммунальные расходы. Все будет проходить через бюджетное учреждение».
Кто может возглавить в качестве директора новое бюджетное учреждение? Пока информированные собеседники называют только одну конкретную версию. А именно, что сам полпред РТ в РФ Ахметшин, который больше 10 лет находится на своей нынешней должности, может уйти на пенсию с госслужбы и возглавить дом Асадуллаева. Но это всего лишь версия.
Здание построили в 1913–1914 годах по проекту архитектора Владимира Краузе на средства нефтепромышленника и мецената Шамси Асадуллаева и пожертвования татарского народа
Интриги вокруг дома Асадуллаева и неудавшийся проект в кинотеатре «Энтузиаст»
Вообще, это далеко не первая попытка властей республики заполучить свой «кусочек Татарстана» в Москве, который бы финансировался регионом. «БИЗНЕС Online» в свое время рассказывал о неудачной попытке открытия культурного центра и музея татарского народа в столице РФ, создать которые Минниханов распорядился еще в 2016 году в здании бывшего кинотеатра «Энтузиаст». Предпринимались ранее подобные попытки и в отношении дома Асадуллаева, но все они были до осени 2023-го неудачными.
Что же до истории самого дома Асадуллаева, то его построили в 1913–1914 годах по проекту архитектора Владимира Краузе на средства нефтепромышленника и мецената Шамси Асадуллаева и пожертвования татарского народа.
Дом задумывался и строился как татарский культурный центр и всегда таковым являлся. В разные времена тут располагалась школа, проходили вечера мусульманской молодежи, свои газеты на татарском языке издавал Гаяз Исхаки. Тут же был приют-интернат, детский сад и даже театр рабочей молодежи, популярная и богатая библиотека тюркских народов. Позднее в редакции татароязычной газеты «Метростроя» несколько лет работал Муса Джалиль.
В 2003 году дом Асадуллаева, находящийся в федеральной собственности, передали татарской общественности Москвы, а в 2009-м с местной автономией подписали договор безвозмездного пользования на 49 лет. Однако летом 2018 года управление по эксплуатации зданий высших органов власти (управделами президента РФ) неожиданно нагрянуло в дом с проверкой. Тогда пришли к выводу, что здание используется не по целевому назначению (из-за присутствия кафе «Казан Чай Бар» и магазина сувениров), также в нем проведены незаконные перепланировки и есть нарушения правил пожарной безопасности. Итогом стал иск в суд с требованием расторгнуть договор.
В автономии, в свою очередь, все претензии отвергали и расторгать договор категорически не соглашались. В ходе заседаний в материалах дела обнаружили якобы поддельные документы, подписанные предыдущим главой автономии Расимом Акчуриным, на которые ссылался управделами, просили привлечь в качестве третьего лица правительство РФ, распоряжением которого в свое время здание было выделено татарам Москвы. Суд отклонял все ходатайства ответчика.
На все это накладывалось и откровенно враждебное отношение друг к другу ряда татарских организаций Москвы: по одной из версий, именно с взаимных доносов и начинались очередные проверки управления делами президента РФ.
Одну из ключевых ролей в возвращении здания татарской общественности Москвы, как утверждали источники «БИЗНЕС Online», тогда сыграл ныне покойный митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (слева)
Однако спустя год управление внезапно изменило позицию и согласилось пойти на мировое соглашение, от которого ранее категорически отказывалось. Тогда же стало известно, что в дело с домом Асадуллаева вмешался Татарстан. Республика решила взять финансирование огромного здания в центре Москвы на себя, а взамен просила как раз передать особняк на свой баланс, рассказывали нашему изданию источники. Но такой вариант не устраивал ни федералов, ни московских татар. «Вопрос финансирования, когда дело находится в суде, даже рассматривать нельзя. В ближайшее время возобновляем переговоры с Татарстаном. Решение есть, что это должно быть, но в какой форме, пока не установили», — говорил Фарисов.
Татарская культурная автономия Москвы и управделами заключили мировое соглашение в октябре 2019 года. Стороны договорились, что ответчик освободит здание от третьих лиц, до конца 2021-го они получат разрешения и согласования на уже проведенные в доме перепланировки, а к октябрю следующего года автономия предоставит поэтажные планы и экспликации. В случае выполнения этих пунктов истец обязался не выдвигать претензий и не требовать расторжения договора. Одну из ключевых ролей в возвращении здания татарской общественности Москвы, как утверждали источники «БИЗНЕС Online», тогда сыграл ныне покойный митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Летом 2023 года судьба татарского дома вновь оказалась под угрозой. Управделами направил автономии уведомление о расторжении в одностороннем порядке с 1 августа договора о безвозмездной аренде здания. В документе говорилось, что автономия не выполнила некие работы по сохранению дома. Общественная организация, в свою очередь, ссылалась на департамент культурного наследия Москвы, который не утвердил предмет охраны здания, и поэтому просила перенести сроки. В управлении посчитали этот аргумент недостоверным.
«Дом Асадуллаева всегда находился и функционировал при содействии и поддержке, в том числе и материальной, официального Татарстана»
«Собственность в центре города, весьма дорогостоящая, желающих ее использовать много»
Татарские общественники в разговоре с «БИЗНЕС Online» комментируют новость о будущем дома Асадуллаева.
«Такое решение, конечно, положительное. Это было бы весьма позитивно, — говорит аксакал татарского общественного движения Москвы Гаяр Искандяров. — С одной стороны, то, что пытались отобрать, тоже понятно. Это собственность в центре города, весьма дорогостоящая, поэтому желающих ее использовать очень много. Но и основания были. Татарстан тоже кое в чем виноват. Я считаю, что руководство автономии, которая там у нас находится, тоже занимается не совсем правильными делами. К сожалению, мы не можем добиться правды, выборности руководства автономии от татарского народа, поэтому здесь есть противоречия».
Искандяров напоминает, что больше 20 районных автономий не могут вступить в организацию, «потому что Фарит Фарисов не разрешает». «Конечно, они все не очень-то хорошо работают, но эту систему кто-то должен регулировать, надо работу наладить», — уверен собеседник газеты.
Рустэм Ямалеев: «Очень хочется, чтобы в доме Асадуллаева велась татарская жизнь»
«В попытке отъема этого здания в свое время в 2018 году обвиняли нас, и это стало главной причиной нашего исключения из ВКТ, — напоминает руководитель общественной организации „Национальный конгресс татар“ Рустэм Ямалеев. — Потом, когда уже разобрались, было поздно, и, чтобы не терять лицо, так мы и пока находимся за штатом ВКТ. Для нас это такой болезненный вопрос, будет в ближайшее время заседание „Милли шура“, я думаю, что эту роковую ошибку, может быть, есть возможность исправить. Очень хочется, чтобы в доме Асадуллаева велась татарская жизнь. Фарит Фарисов и Равиль Ахметшин — близкие друзья с 90-х, потому они вдвоем занимаются этим вопросом. На сегодняшний день я им альтернативы не вижу, пусть так и продолжают. Я их обоих знаю, они люди с большим опытом жизненным, поэтому, наверное, лучше им доверить эту работу».
«В принципе, всегда возникал такой вопрос, и это хорошее решение, — говорит известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев. — Я не думаю, что дом Асадуллаева принадлежит только автономии. Он всегда находился и функционировал при содействии и поддержке, в том числе и материальной, официального Татарстана. Нормальный вариант, но мнение общественности по проведению мероприятий и культурному насыщению тоже нужно спросить, тут противопоставлять не надо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.