«В многонациональной среде у татар с рождения есть возможность освоить татарский и русский языки в совершенстве. Но, видимо, мы не понимаем этого счастья», — несколько разочарованно заявил глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин на I всероссийском форуме родного языка «Туган тел», который сегодня завершился пленарным заседанием в Казани. О чем Рустам Минниханов просил педагогов, чему удивлялся Василь Шайхразиев и как учителей просили не прибедняться и жить на позитиве — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам учителей татарского языка и литературы, положение с родным языком не сказать чтобы критическое, но хочется, чтобы возможностей для преподавания было больше
«Раньше были препоны со стороны государства…»
Не только учителей татарского языка и литературы, но и устазов медресе из 30 регионов России — всего около 800 человек — собрал I всероссийский форум родного языка «Туган тел», организованный всемирным конгрессом татар (ВКТ) совместно с минобрнауки республики, пленарное заседание которого прошло сегодня в «Корстоне».
Сразу заметим, что участие мусульманских деятелей в мероприятии было неслучайным. Так, по словам имама-мухтасиба Урмаевского мухтасибата Чувашии Наиля Ямалетдинова, татарский язык находится у них в приоритете, его преподают в мечетях, местном медресе, да и основы ислама абсолютно все желают постигать по-татарски.
Говоря же о привычных учреждениях системы образования, стоит заметить, что школ, где на татарском языке преподают все предметы, сейчас нет за пределами Татарстана. Но все же родную речь изучают в качестве учебного предмета. По словам педагогов, положение с родным языком не сказать чтобы критическое, но хочется, чтобы возможностей для преподавания было больше.
«У нас один урок родного языка и один татарской литературы раз в неделю с 4-го по 9-й классы, — говорит учитель родного языка села Татарское Маклаково Нижегородской области Галия Кутерова, причем с этого учебного года их количество сокращается. — После зимних каникул в 9-м классе уже не преподается».
Галия Кутерова (вторая справа): «У нас один урок родного языка и один татарской литературы раз в неделю с 4-го по 9-й классы. После зимних каникул в 9-м классе уже не преподается»
Есть и сопротивление со стороны родителей, но тут должна вестись разъяснительная работа, добавляет руководитель районного методического объединения учителей родного (татарского) языка и литературы Тюменской области Гузалия Муллачанова. «Татарский язык по заявлению преподается, с родителями активно работают администрация, классные руководители, учителя татарского языка. В Тюменской области родной язык преподают в 50 школах как этнокультурный компонент. В моей школе его изучают 100 процентов учеников, а это 700 детей ходят на уроки татарского языка. Хотя не все они татары, среди них есть узбеки, таджики, представители других национальностей», — рассказывает учительница родного языка и литературы чикчинской школы им. Якина.
Главное — заинтересовать детей. Так, в Астраханской области юных татар на уроки родной речи привлекают изучением литературного татарского языка. «Дети им очень интересуются, так как у нас астраханский диалект и им интересно, как звучит литературный татарский. Не только им, но и представителям 12 национальностей, которые у нас обучаются», — говорит учитель татарского языка и литературы трехпротокской средней школы Гульфия Валеева.
Лилия Каримова (в центре): «Раньше были препоны со стороны государства, сейчас абсолютно никаких нет. Наоборот, нам помогают» (Гузалия Муллачанова (справа), Гульфия Валеева (слева)
Практически все опрошенные «БИЗНЕС Online» утверждают, что местные администрации за пределами Татарстана всячески поддерживают преподавание татарского языка. Так, по словам Кутеровой, хоть в их школе и мало детей, но власти до конца борются, чтобы сохранить образовательное учреждение. Учитель татарского языка и литературы школы №4 Уфы Лилия Каримова также говорит, что какого-то давления нет, хотя признается, что не так давно в Башкортостане все было не так безоблачно: «Раньше были препоны со стороны государства, сейчас абсолютно никаких нет. Наоборот, нам помогают».
Но татарский присутствует не только в школах и медресе. Добровольно изучают родную культуру и в автономиях по всей стране. Как нам рассказал председатель региональной татарской национально-культурной автономии Москвы Фарит Фарисов, различные программы способствуют изучению родного языка. Но, к сожалению, препятствием на этом пути становятся и личные драмы. «У нас в возрасте 36 лет скончался Тимур Сабиров — айтишник. На нем были замкнуты колледжи, детсады в плане продвижения. „Ак буре“ — это обучающие мультфильмы на татарском, — сообщил Фарисов. — Он, кстати, помогал бойцам СВО, когда они выходили с передовой, монтировал для них видео и отправлял им. Когда стало известно о смерти Тимура, в честь него на передовой организовали боевой салют, как будто потеряли своего бойца».
Ильсур Хадиуллин: «В многонациональной среде у татар с рождения есть возможность освоить татарский и русский языки в совершенстве. Но, видимо, мы не понимаем этого счастья»
Минниханов: «О татарах должны знать во всем мире»
С дежурных слов о том, что главная задача на сегодня воспитать татарского ребенка, сохранить «татарскость», язык и религию, в Казани началась сама пленарка. Глава нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев продекламировал, что в достижении этой цели важную роль играют учителя татарского языка и литературы, как представители национального движения. Однако далее многие выступающие в своих докладах предпочитали говорить о своих достижениях, нежели о проблемах изучения татарского, но обо всем по порядку.
Первым слово взял министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, который, отвечая на свой же вопрос «Что нужно сделать для сохранения языка в век научно-технического прогресса?», вспомнил о джадидизме. По его словам, с помощью этой идеологии, а также ориентируясь на современные требования, нужно придерживаться поставленных целей. Любопытно, что спикер, говоря о миссии учителя татарского в обеспечении языку достойного места в мировом пространстве, упомянул о широких возможностях. К этому, например, он отнес изучение родного языка на основе заявления родителей, которое назвал правовым механизмом и национальным маркером. Стоит напомнить, что в 2018 году после принятия федерального закона изучение национальных языков субъектов РФ стало необязательным. «Бьешь в грудь, называя себя патриотом? Будь добр, пиши заявление — сохрани родной язык», — заявил министр.
«Надо начинать с себя — семья, детский сад, школа. В этом роль учителя очень большая, без него нельзя»
При этом в докладе Хадиуллина ни разу не прозвучали цифры, о которых еще в сентябре спрашивал вице-спикер Госсовета РТ, председатель комиссии по сохранению и развитию татарского языка Марат Ахметов. К примеру, сколько татарских классов было сформировано в новых школах, сколько школьников выбрало татарский для изучения, сколько 9-классников сдало ГИА по родному языку и пр. Вместо этого он предпочел говорить о недостаточной мотивации у молодых родителей писать заявление на изучение татарского, опираясь исключительно на преимущества в будущем. Заочно обращаясь к ним, спикер сообщил, что научно доказано: билингвы реже страдают деменцией.
«В многонациональной среде у татар с рождения есть возможность освоить татарский и русский языки в совершенстве. Но, видимо, мы не понимаем этого счастья. Есть такое выражение — „Татарину не нужен переводчик“. То есть татары издревле в госслужбе исполняли важную роль — на основании знания языков они связывали Россию с тюркским миром. Спустя эпохи события могут повториться. Негативное отношение со стороны Запада к нашей Родине, которое сформировалось еще при Советском Союзе, в последние годы усугубилось. Строительство суверенной экономики в нынешнее время отразилось в тесном взаимодействии с тюркским миром, и Татарстан в этом играет важную роль», — резюмировал Ильсур Гараевич.
Свое короткое выступление в пару минут президент РТ Рустам Минниханов начал с приятного — выставка перед форумом успокоила его душу, поскольку вызвала уверенность в светлом будущем народа. «Наш язык нужен нам. Не приходится думать, что он нужен кому-то еще. И надо начинать с себя — семья, детский сад, школа. В этом роль учителя очень большая, без него нельзя. Приложите усилия во имя развития нашего народа — о татарах должны знать во всем мире. Ваши результаты ощутимы, большое вам спасибо!» — обратился татарстанский лидер к учителям.
Учебная и внеурочная деятельность в изучении татарского языка должна идти в ногу со временем
Дефицит студентов и основы ислама на татарском
Из всех выступавших выделить можно лишь немногих из тех, кто реально говорил о проблемах в области изучения татарского. Как считает педагог гимназии №13 с татарским языком обучения Ново-Савиновского района Казани Алина Шагараева, учебная и внеурочная деятельность должна идти в ногу со временем. И в этой связи она выразила сожаление, что порой уроки или классные часы ограничены только облачением в национальный костюм и шитьем калфака. По ее мнению, главная задача в этом быстроменяющемся мире — сформировать актуальные качества и навыки, которые помогут ребенку быть успешным. Это, по ее словам, звучит пессимистично, поскольку все в наших руках и все условия созданы. «Не надо прибедняться», — настаивала победительница всероссийского конкурса «Лучший учитель татарского языка и литературы» и советовала коллегам оттачивать мастерство и мыслить позитивно.
Завкафедрой татарской и чувашской филологии стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий Илсур Мансуров еще раз подчеркнул, что изменения в образовательной сфере сказались на сокращении числа студентов на национальных отделениях, соответственно, это привело к сужению рынка труда.
«Нужно отметить, что процесс формирования национальных отделений происходит с трудом. Поэтому просьба к учителям — проявить еще большее упорство, — докладывал гость из Башкортостана. — В этом направлении проблем очень много. Парадокс: педагогам оказываем научно-методическую помощь, проводим конкурсы, работаем на имидж, однако как не было очереди из абитуриентов, так и нет. Ощущение, что сохранение отделений татарского языка и литературы и привлечение студентов остаются лишь заботой педагогов вузов. В некоторых случаях даже руководители национальных общественных организаций избегают этой работы. Еще хочу обратить внимание на то, что молодежь стремится в Казань. Но вернутся ли они обратно на родину, кто сохранит и будет развивать национальное образование и культуру в регионах? Закрытые в Тюмени, Тобольске, Ульяновске, Оренбурге, Москве, Ижевске и Бирске национальные отделения подтверждают опасения».
Кроме того, Мансуров не согласен с тем, что ответственность за изучение татарского в последнее время возложили на семью. С его слов, все чаще приходится слышать от самих детей, что до детского сада они прекрасно говорили на родном языке, но потом забыли. И причин он называет несколько: ребенок бо́льшую часть суток проводит в детсаду, где общение происходит на русском, и вдобавок некоторые воспитатели сами просят взрослых дома говорить с ними на «великом и могучем» для совершенствования языка. «Значит, мы недорабатываем?!» — настаивал доцент, указывая, что при множестве методичек и книг на татарском дети даже в деревнях все реже разговаривают на языке Тукая.
Рустам Минниханов: «Есть уверенность, что у татарского языка, татарской культуры большое светлое будущее»
Вышеупомянутый Наиль хазрат из Чувашии настаивал, что будущее нации тесно связано не только с родным языком, но и с религией. В связи с этим он посетовал, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого можно выбрать изучать православие, ислам, буддизм и другие течения, ведется только на русском языке. По его мнению, в татарских школах, особенно в регионах, уроки можно было бы проводить на татарском. Однако этим вопросом нужно заняться на государственном уровне.
Что касается других докладов, то они были посвящены тому, какие конкурсы и красивые мероприятия участники проводят, насколько высок уровень образования их учителей родного языка, какие места на олимпиадах занимают ученики и пр. А аспирантка КФУ Гамза Нур Налбант из Турции, которая стала обладательницей Гран-при IX международной олимпиады по татарскому языку, говорила о том, как плакала, когда только начала учить татарский, мечтала познакомиться с татарами и наконец воплотила мечту — приехала в Казань. «Люблю татар всем сердцем. Татарстан — моя вторая родина», — восторженно заявляла девушка.
В завершение форума руководитель созданной в августе 2023 года ассоциации учителей татарского языка и литературы Рузиля Фаттахова заявила о намерении открыть реготделения. А Шайхразиев в свою очередь добавил, что на местах работа должна вестись ежедневно, и обратил внимание на то, что многие дамы в зале сидят в хиджабе. «Приезжаешь в некоторые регионы, а там говорят, что в платке нельзя. Мы все живем в России, но почему в Чувашии с удовольствием носят платки, получают воспитание, образование, а в других местах запрещают? Таких вопросов много, и наше общение, наши встречи помогут дать ответы на них», — подытожил руководитель ВКТ, попросив проголосовать за принятие резолюции, содержание которой не было озвучено.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 254
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.