Большое переселение ожидается в скором времени в центре Казани: экономическая полиция Татарстана переезжает в новое здание на ул. Карла Фукса и освободит два исторических объекта — дом Стахеева на ул. Лобачевского и особняк Марко на ул. Щапова. Оба объекта давно ждали на аукционе, но с высокой вероятностью оба здания достанутся КФУ. Как стало известно «БИЗНЕС Online», Ленар Сафин попросил передать их на баланс вуза, предварительно — никто не против. О том, чем известны эти здания, кто в них мог въехать, для чего КФУ недвижимость в центре и сколько денег можно было бы за них выручить, — в материале «БИЗНЕС Online».
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в декабре сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Татарстану переедут в новое здание на перекрестке улиц Большой Красной и Карла Фукса
КФУ — почти на площади Свободы
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в декабре сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Татарстану сменят «прописку». Как и ожидалось, они переедут в новое здание на перекрестке улиц Большой Красной и Карла Фукса, которое ударными темпами возводит «Ак таш» Газинура Ахметова. Активная стройка началась этим летом, сейчас там завершаются отделочные работы, и в декабре трехэтажное строение, схожее по стилю со зданием УВД, будет готово принять экономических полицейских.
Соответственно, возникает вопрос, что делать с объектами, которые сотрудники УБЭП занимают сейчас, — на ул. Лобачевского, 9 (известный как дом купца Стахеева) и на ул. Щапова, 41 (особняк Марко). Еще летом наши источники, близкие к МВД, рассказывали, что к зданию на ул. Щапова присматривались крупнейшие застройщики республики. Его хотели превратить либо в дорогую гостиницу, либо в ресторан. Место ведь намоленное: периметр вокруг Лядского сада считается гастрономическим центром Казани.
Сейчас в нем завершают последние отделочные работы. А за строительство отвечает «Ак таш» Газинура Ахметова
Но торгов, скорее всего, не будет. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что историческими особняками заинтересовался КФУ. По информации собеседников издания, около месяца назад ректор главного вуза республики Ленар Сафин написал письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову, в котором попросил рассмотреть возможность передачи этих зданий в пользование университета.
Свое мнение по вопросу высказали и заинтересованные стороны: ни МВД, ни правительство РТ против не оказались. После этого ректор КФУ написал еще одно письмо с просьбой ходатайствовать о передаче этих зданий на баланс университета перед федеральным Росимуществом. Напомним, что обе стороны сделки — и МВД, и КФУ — федеральные структуры. Если это ходатайство будет подписано, то решение останется за Москвой и Росимуществом.
Как будут использовать особняки
Собеседники издания уверяют: если схема получит одобрение, особняки достанутся КФУ абсолютно бесплатно. Хотя за исторические здания продавец (в лице государства) мог бы выручить немалые деньги. Так, например, по сведениям Росреестра на 2014 год (более свежих данных нет), только кадастровая стоимость объекта на Лобачевского оценивалась в 78,6 млн рублей, на Щапова — почти в 43 млн рублей.
Рыночная цена — и того выше: по оценкам заместителя гендиректора A-Development Владимира Шайхиева, 1 кв. м в исторических особняках может стоить в среднем 120 тыс. рублей (в случае, если внутреннее и внешнее состояние зданий требует немаленьких вложений) и до 150 тыс. рублей (если состояние приближено к нормальному). В таком случае цены особняков могут доходить до 270 млн и 150 млн рублей соответственно.
Зачем Сафину понадобились особняки в центре Казани? По данным сайта КФУ, сейчас на балансе университета более 700 объектов недвижимости площадью 942 тыс. кв. м, и это не считая земельных участков на 254 гектара. Причем самые значимые из них сосредоточены именно в центре: это все учебные корпуса, КСК «УНИКС», общежитие №1 на ул. Пушкина.
Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что историческими особняками в самом центре Казани заинтересовался КФУ
«Вряд ли исторические особняки задействуют под учебную инфраструктуру», — говорят источники, намекая, что сейчас в центре города у КФУ фактически нет объектов для административных нужд — весь «штаб» университета располагается в учебных корпусах, в первую очередь в главном здании. Так что один из вариантов — использовать особняки как «офисы» для нескольких хозяйственных управлений КФУ.
Практика «поглощения» зданий одним из главных вузов Казани не новая. Активную работу в этом направлении вел экс-ректор Ильшат Гафуров. Из последних значимых «переездов»: в 2016 году в собственность КФУ перешли все объекты республиканской клинической больницы №2, больницы скорой помощи №2 и городской поликлиники №2 — это 42 тыс. кв. м площадей и 9 зданий. Теперь это университетская клиника КФУ. Здания серьезно отремонтировали: еще до момента официальной передачи КФУ вложил в реконструкцию РКБ-2 630 млн рублей.
В 2021 году Гафуров просил передать КФУ особняк им. Фешина на ул. Карла Маркса, в котором находится Казанское художественное училище (КХУ). Причем звучала инициатива не только о передаче здания, но и о присоединении училища к вузу. В самом художественном училище были категорически против этого, а министр культуры РТ Ирада Аюпова подчеркивала, что «Фешинское училище должно оставаться Фешинским». Позже были петиции от творческого сообщества РТ и письма президенту Минниханову. В итоге самостоятельность Казанской художественной школы с 127-летней историей была сохранена.
Также собеседники издания указывают на один любопытный нюанс: часть окон здания на ул. Лобачевского, 9 выходит на внутренний двор МВД. Т. е., по сути, на территорию особо охраняемого объекта. Возможно ли такое соседство с точки зрения безопасности? Или КФУ придется «законопатить» часть окон, что в условиях работ со зданиями – объектами исторического наследия будет наверняка непросто?
«БИЗНЕС Online» направил запрос в КФУ и МВД по РТ. В пресс-службе вуза пока воздержались от комментариев — до официального решения правительства.
Стоит заметить, что республика в целом старается не упускать из своих рук знаковые объекты. Один из примеров — фабрика «Спартак» из империи Роберта Мусина, которую с торгов купил контролируемый правительством РТ «Связьинвестнефтехим» (СИНХ), а потом передал республике. Да, здания фабрики разобрали, но в итоге на их месте появился новый IT-парк им. Башира Рамеева, ставший не только местом притяжения для айтишников, но и вообще площадкой для статусных мероприятий. Точно так же в 2019 году СИНХ купил с банкротных торгов здание головного офиса Спурт Банка на Спартаковской за 270 млн рублей. В корпусе рухнувшего банка сразу же поселили «Школу 21» Сбербанка.
Здание бывшего ресторана «Парус» и клуба «Штат 51» в 2021 году тоже выкупил СИНХ, применение объекту на Кремлевской набережной нашли нескоро: звучало много идей о том, кто бы мог заселить здание, построенное «Фоном» Анатолия Ливады. Сейчас в нем «заседает» созданный правительством республики Институт пространственного планирования РТ. А недавно республика заявила о планах выкупить ЦУМ и поселить там ремесленников.
Локация на Лобачевского — идеальная с точки зрения инфраструктуры: меньше 100 м до парка «Черное озеро» и чуть больше 100 — до площади Свободы
Наследство Стахеева: чем знаменито здание на ул. Лобачевского
Оба особняка, как было сказано, — это объекты культурного наследия регионального значения, охраняемые государством. На ул. Лобачевского семье Стахеевых принадлежали три дома, и трехэтажное здание, в котором до последнего времени работали экономические полицейские, — самое большое из них. Его площадь — 1,8 тыс. кв. метров. Оно построено в стиле модерн в начале XX века. Локация — идеальная с точки зрения инфраструктуры: меньше 100 м до парка «Черное озеро» и чуть больше 100 — до площади Свободы.
Купеческая династия Стахеевых происходит из Елабуги. Об их деятельности написаны десятки, если не сотни трудов, и неспроста: на начало ХХ века Стахеевы входили в список 30 богатейших предпринимателей России, по данным исторического списка журнала Forbes. Их состояние в пересчете на цены начала ХХI столетия оценивалось бы в $143 миллиона. Они занимались хлебной торговлей, винокуренным производством, пивоварением; по всей Волге ездили их суда и грузовые баржи — перевозили хлеб, сахар, чай, табак, зерно и нефть.
Кроме того, Стахеевы занимались скупкой недвижимости: им принадлежали жилые особняки в уездных и губернских центрах, земельные угодья и имения, торгово-промышленные заведения по всей России. Известны Стахеевы и как щедрые меценаты — много денег они жертвовали на благотворительность, строили церкви, учебные заведения, приюты и другие здания по всей Российской империи.
Интересный момент: здание, в котором сейчас находится Елабужский институт КФУ (до преобразования — Елабужский государственный педагогический университет), тоже связано с именем Стахеевых
Интересный момент: здание, в котором сейчас находится Елабужский институт КФУ (до преобразования — Елабужский государственный педагогический университет), тоже связано с именем Стахеевых. Оно было построено на рубеже XIX–XX веков как здание женского Епархиального училища на деньги Глафиры Стахеевой. Причем изначально она планировала в память о покойном муже Василии Григорьевиче построить духовную семинарию с церковью и престолом, но Священный синод настоял на женском училище. Затем в этом здании располагалась татарская учительская семинария, педагогический техникум, а потом и университет.
Но вернемся в Казань. Дом Стахеева на ул. Лобачевского, 9 строился изначально как доходный дом для торгового дома «И. Г. Стахеевъ и сыновья и Ко». На первом этаже располагались магазины. В конце февраля 1918 года дом занял комиссариат по делам мусульман Казанского губернского совета, где работали татарские большевики Сахибгарей Саид-Галиев, Камиль Якубов, Мулланур Вахитов и др. В чуть более позднее советское время здесь располагались магазины Бауманского райпищеторга — «Молоко» и «Промтовары».
Характерный образец доходного дома начала ХХ века — так описывают объект на сайте центра культурного наследия Татарстана. «Здание выстроено в формах рационалистического направления в архитектуре этого времени с некоторым налетом эклектичности», — говорится о доме Стахеева. Главный фасад — симметричный, с выделенными балконами; простенки между витринами магазинов первого этажа рустованы, междуэтажное пространство и пилоны декорированы лепными украшениями геральдического характера.
Двухэтажное здание на ул. Щапова с высокими потолками, построенное в 1906 году, принадлежало ученому-математику, профессору Казанского университета Александру Васильевичу Васильеву, который был депутатом первой Госдумы России
Дом-особняк Марко на ул. Щапова: возвращение в лоно университета?
А вот со зданием на ул. Щапова КФУ, можно сказать, связан исторически. Двухэтажное строение с высокими потолками, возведенное в 1906 году, принадлежало ученому-математику, профессору Казанского университета Александру Васильевичу Васильеву, который был депутатом первой Госдумы России. Когда ученый переехал в Петербург, в доме жил уже его сын Николай Васильев — ученый-философ, который с 1910-го тоже работал в Казанском университете. Николая Васильева поместили в психиатрическую больницу в 1922 году, а дом его отца был продан одному из сыновей казанского банкира греческого происхождения Мильтиада Марко. Теперь и объект культурного наследия называют его именем. Есть в Казани есть еще один особняк Марко — на ул. Гоголя, 4, где сейчас находится Государственный симфонический оркестр РТ.
Дом на Щапова построен по проекту казанского архитектора Константина Олешкевича. Его авторству в Казани принадлежат проекты ряда зданий в стиле модерн, в том числе, например, здание Шамовской больницы. Особняк Марко был с анфиладной планировкой (т. е. комнаты располагались друг за другом на одной оси, как, например, в Эрмитаже). На нижнем и верхних этажах размещалось по 8 основных помещений, а интерьеры, особенно потолки, были активно декорированы лепниной «растительного характера». Площадь здания — около 1 тыс. кв. метров.
В те времена район, в котором располагалась ул. Щапова (она именовалась Старо-Горшечной), назывался «Марусовкой» — от имени бывшего сапожника Луппы Марусова, который выкупил там землю и построил группу доходных домов. Район считался неблагополучным. Там обитали наиболее бедные студенты, опустившиеся чиновники и артисты, нищие проститутки — об этом в повести «Мои университеты» писал еще Максим Горький, который прожил в «Марусовке» почти год в середине 1880-х.
Сейчас, конечно, от былой «славы» не осталось и следа: на Щапова расположились элитные дома, а стоимость квартир начинается от 15 млн рублей. Неподалеку, на ул. Щапова, 27, расположено здание штаб-квартиры ТАИФа.
Анастасия Гизатова: «Есть объекты культурного наследия, которые требуют очень больших вложений. А здесь они не настолько значительные, поэтому объекты бы пользовались спросом»
Эксперты: объекты на рынке оторвали бы с руками
Объекты, будь они выставлены на аукцион, однозначно были бы востребованы на рынке, сошлись во мнении все эксперты «БИЗНЕС Online». По словам Шайхиева, сейчас очень высокий спрос на коммерческую недвижимость, особенно востребован центр города и отдельно стоящие здания. Во-первых, отмечает эксперт, большой ажиотаж вокруг гостиниц — из-за саммита БРИКС в 2024-м. Во-вторых, люди со временем начали ценить и понимать, что особняков в центре Казани становится все меньше. Потому и цена на рынке за такие объекты была бы достаточно высокой, полагает замгендиректора A-Development. «Чем меньше товара, тем больше на него желающих. И если еще года два назад такой ценник казался космическим, то в нынешних реалиях с учетом дефицита цены, думаю, будут именно такие», — говорит Шайхиев.
«Производить оценку, не видя здания и его конструктивных особенностей, — неблагодарное дело, но я предполагаю, что объект должен стоить не меньше 100 тысяч рублей за „квадрат“ общей площади, — рассуждает гендиректор АН „РеАгентство“ Юрий Чикиров. — Это если бы он продавался в рамках аукциона. И, возможно, в рамках аукциона был бы разгон цены для тех, кому это предложение было бы особо интересно».
У объектов уникальная локация, кроме того, они, что очень важно, в достаточно хорошем состоянии, указывает директор АН «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. «Есть объекты культурного наследия, которые требуют очень больших вложений. А здесь они не настолько значительные, поэтому объекты бы пользовались спросом», — считает эксперт. По ее оценкам, на внутреннюю отделку объектов, будь они проданы, ушло бы в среднем по 100 тыс. рублей за квадратный метр. Подобных зданий на рынке сейчас немного, думает Гизатова. Она отмечает: «Хорошие варианты даже не задерживаются в продаже». Как, собственно, произошло и в этом случае.
Насколько адекватным будет разместить в зданиях, например, учебные корпуса? Вполне, если это позволит объектам существовать дальше и не выпасть из городской жизни, считает Гизатова
Что можно было бы разместить в этих особняках, уйди они с молотка в частные руки? Зависит от того, какой земельный участок пошел бы «в придачу», потому что обе локации имеют проблемы с парковкой. Тем не менее, считает Шайхиев, на ул. Щапова, в «тихом центре с хорошими бизнес-потоками», можно было бы сделать апартаменты для постоянного проживания либо какой-то офисный сегмент. В здании на ул. Лобачевского — все то же самое, плюс возможность использовать как гостиницу. Впрочем, отмечает эксперт, судя по тому, как сейчас выглядят здания, совсем без ремонта обойтись, конечно же, не удастся. А с учетом того, что это объекты культурного наследия, себестоимость вложений вырастет.
Насколько адекватным будет разместить в зданиях, например, учебные корпуса? Вполне, если это позволит объектам существовать дальше и не выпасть из городской жизни, считает Гизатова. «Не хочется идти по центру города, который пустеет в вечернее время. Есть заброшенные здания и дома, которые не „живут“, а стоят как сиротки. Они могли бы быть и вовлечены в деловой оборот, и вообще участвовать в жизни города. И если [КФУ выберет] такое направление, [как учебный корпус], то, я думаю, они бережно отнесутся к этому зданию, восстановят, возможно, какие-то интерьеры», — рассуждает эксперт.
По мнению Чикирова, в плане приспособления здания под учебные аудитории могут возникнуть сложности с учетом достаточно больших несущих стен, присущих историческим объектам недвижимости. Но если сейчас в них присутствует «кабинетная система», то, полагает эксперт, возможно подумать над офисным предназначением помещений — например, разместить какие-то сопровождающие отделы и т. д.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.