«Будущее искусственного интеллекта определяется в идеологической битве между технооптимистами, теми, кто опасается развития ИИ, и многомиллиардными корпорациями», — описывает американская пресса кейс компании OpenAI, открывшей миру чат-бот ChatGPT. В конце прошлой недели совет директоров компании внезапно уволил гендиректора Сэма Альтмана за недостаточную откровенность, а накануне — под давлением пула инвесторов, который возглавляет Microsoft, — вернул руководителя обратно. История с увольнением стала кульминацией раскола в компании, которая никак не может найти баланс между безопасностью своих наработок для человечества и стремлением заработать. О том, почему история OpenAI может быть первым тревожным звонком, — в материале «БИЗНЕС Online».
В конце прошлой недели совет директоров компании внезапно уволил гендиректора Сэма Альтмана за недостаточную откровенность, а накануне — под давлением пула инвесторов, который возглавляет Microsoft, — вернул руководителя обратно
«Шокирующая драма»
Пока российские власти переживают, не заберет ли искусственный интеллект работу у людей, и думают, как бы так его зарегулировать, чтобы не навредить, в США решают вопросы другого порядка. В последнюю неделю американская публика безотрывно следит за происходящим в компании OpenAI — самом громком стартапе года, создавшем чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT. Местная пресса описывает происходящее как «шокирующую драму», которая поразила Кремниевую долину и мировую индустрию ИИ. Пожалуй, за весь мир говорить неправильно, но вот в американском инфополе внутренние «разборки» в компании обсуждаются даже больше, чем конфликт на Ближнем Востоке.
Что произошло? Вечером в пятницу, 17 ноября, совет директоров OpenAI внезапно уволил генерального директора и публичное лицо компании Сэма Альтмана. Совет директоров сослался на результаты некоей проверки, показавшей, что Альтман «не всегда был откровенен в своих сообщениях с советом директоров». «Правление больше не уверено в его способности продолжать возглавлять OpenAI», — указывается в сообщении. Совет директоров, разумеется, отдал должное Альтману и поблагодарил его, но подчеркнул, что «для продвижения вперед необходимо новое руководство». Читай, Альтман такое движение обеспечить не может.
Завуалированные официальные формулировки тут же вызвали вопросы и подозрения, что за ними скрыта настоящая причина увольнения одного из пионеров ИИ. Выяснилось, например, что незадолго до своей отставки Альтман рассказывал инвесторам о планах запустить в компании некий новый проект. Как выяснилось, новость об увольнении шокировала не только индустрию, но и сооснователя компании Грега Брокмана, которого, кстати, решили снять с поста председателя правления совета директоров. Неприятные известия Альтману и Брокману сообщил третий сооснователь, главный научный сотрудник и член совета директоров Илья Суцкевер.
Тут надо пояснить, что такое вообще OpenAI. Компания появилась в 2015 году как некоммерческая исследовательская лаборатория, цель которой была в том, чтобы общий искусственный интеллект приносил пользу всему человечеству. На старте среди инвесторов компании был и бизнесмен Илон Маск, однако в 2018 году он вышел из состава совета директоров из-за конфликта интересов. А в 2019-м компания становится коммерческой. Корпорация Microsoft сначала вкладывает в компанию $1 млрд, а затем наращивает пакет до $10 млрд и становится крупнейшим инвестором. Тем не менее компания оставалась под контролем совета директоров, а «старший брат» в ее дела вроде бы не вмешивался. Но такая идиллия продлилась недолго.
OpenAI появилась в 2015 году как некоммерческая исследовательская лаборатория, цель которой была в том, чтобы общий искусственный интеллект приносил пользу всему человечеству
Победили деньги?
В ноябре 2022 года выходит ChatGPT — самый амбициозный и известный проект. Число пользователей чат-бота стремительно растет, сейчас это около 100 млн человек. OpenAI превращается в прибыльную компанию с потенциальной оценкой около $90 миллиардов. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Коммерческое подразделение, по словам сотрудников, все больше давило по поводу коммерциализации и зарабатывания денег. «После ChatGPT появился ясный путь к доходам и прибыли. Вы больше не могли оправдывать себя идеалистической исследовательской лабораторией. Были клиенты, которые хотели, чтобы их обслужили здесь и сейчас», — на условиях анонимности рассказал собеседник The Atlantic.
Увольнение Альтмана стало кульминацией борьбы двух идеологий в компании, отмечает The Atlantic. Один «лагерь», в который входил Альтман, гнался за быстрой коммерциализацией, а другой придерживался более осторожного подхода, регулирования, опасаясь угрозы ИИ для человечества. Хрупкое равновесие, которое все-таки держалось, нарушилось с выходом ChatGPT.
Команды безопасности внутри компании стремились замедлить ход событий, а продуктовая часть, напротив, хотела набрать обороты и удвоить коммерциализацию. Уже в феврале 2023 года OpenAI выпускает платную версию ChatGPT, а в марте — интерфейс прикладного программирования, с помощью которого покупатели могут интегрировать ChatGPT в свои продукты.
По мнению прессы, ключевую роль в увольнении Альтмана могло сыграть его противостояние с Суцкевером (сторонником более ответственного подхода). The Atlantic со ссылкой на двух сотрудников описывает показательный эпизод: «Для выездного мероприятия руководства в этом году Суцкевер заказал местному художнику деревянное чучело, которое должно было изображать „несогласованный“ ИИ, то есть такой, который не соответствует целям человека. Он поджег его, чтобы символизировать приверженность OpenAI своим основополагающим принципам». По словам собеседников, главный научный сотрудник уверен, что компания приблизилась к разработке AGI — Artificial general intelligence, или общего искусственного интеллекта, способного выполнить любую человеческую задачу.
В ноябре 2022 года выходит ChatGPT — самый амбициозный и известный проект. Число пользователей чат-бота стремительно растет, сейчас это около 100 млн человек. OpenAI превращается в прибыльную компанию с потенциальной оценкой около $90 миллиардов
События после увольнения Альтмана развивались стремительно. Совет директоров назначил временно исполняющего обязанности гендиректора, а в понедельник, 20 ноября, представил в качестве руководителя главу видеостримингового сервиса Twitch Эммета Шира. Параллельно с этим трое ведущих исследователей и еще несколько десятков сотрудников OpenAI заявили о планах уйти из компании.
Вскоре выясняется, что инвесторы настаивают на возвращении Альтмана и даже изучают вариант подать иск в суд. А ушедших Альтмана и Брокмана с удовольствием принимает на работу главный инвестор — Microsoft. «Мы с большой радостью делимся новостью о том, что Сэм Альтман и Грег Брокман вместе с коллегами присоединятся к Microsoft, чтобы возглавить новую команду по созданию продвинутого ИИ. Мы намерены как можно скорее предоставить им все необходимое для успешной работы», — заявил глава корпорации Сатья Наделла. Даже пообещал «приютить» остальных специалистов OpenAI, если они пожелают покинуть текущее место работы.
В результате в среду утром, 22 ноября, Альтмана восстановили в должности, а в совете директоров произошли серьезные изменения. «Мы достигли принципиальной договоренности, что Сэм Альтман возвращается на должность генерального директора OpenAI», — сообщила компания. Совет директоров теперь будет состоять из Брета Тейлора, бывшего председателя правления «Твиттера» до его поглощения Маском, Ларри Саммерса, бывшего министра финансов США, а также Адама Д’Анджело, исполнительного директора Quora и одного из членов совета директоров, проголосовавших за отстранение Альтмана.
Выглядит как отличный сюжет для сериала, на котором Microsoft, безусловно, еще может заработать. На фоне новостей о возвращении Альтмана стоимость акций компании побила рекорд, а Bloomberg называет произошедшее хаотичной, но убедительной победой компании. Быстрый разворот успокоит инвесторов, но оставляет большие вопросы о будущем OpenAI и других стартапов в области ИИ, которые пытаются нащупать баланс между «ответственными» разработками и стремлением найти инвесторов, готовых вложиться в масштабную вычислительную инфраструктуру, на которой завязан ИИ.
Альтман, как пишут СМИ, согласился на внутреннее расследование своего увольнения из компании. Пойдет ли возвращение на пользу компании и не приведет ли к еще большей консолидации власти в одних руках — вопрос открытый.
«Переворот в OpenAI обусловлен комплексом причин, главная из которых — противоречие между некоммерческой миссией компании (создать надежный AGI, который принесет пользу всему человечеству) и коммерческими интересами Microsoft, вложившей в OpenAI 10 миллиардов долларов»
«Microsoft не та фирма, чтобы жертвовать 10 ярдов на пользу человечеству»
Происходящее в США активно обсуждают профильные специалисты в России. Председатель Лиги независимых экспертов в области информационных технологий (ЛИНЭКС) Сергей Карелов со ссылкой на бывшего коллегу по IBM Карлоса Переса сообщил, что ситуация с увольнением лишь отвлекающий маневр руководства компании. Якобы в OpenAI нашли новые способности у своих моделей, которые могут представлять опасность. «Они не понимают, что делать в ситуации, когда исследователи OpenAI обнаружили у своей модели новую эмерджентную когнитивную способность — самостоятельно на лету находить новую информацию (которой нет в ее базе данных), позволяющую модели выходить за пределы знаний, сформированных на стадии ее обучения и потому ограниченных набором обучающих данных», — приводит он слова Переса.
Сам же Карелов придерживается самой очевидной версии. «Переворот в OpenAI обусловлен комплексом причин, главная из которых — противоречие между некоммерческой миссией компании (создать надежный AGI, который принесет пользу всему человечеству) и коммерческими интересами Microsoft, вложившей в OpenAI 10 миллиардов долларов. Альтман был идеологом и мотором сделки с Microsoft и нес персональную ответственность перед инвестором за его деньги. А Microsoft не та фирма, чтобы жертвовать 10 ярдов на пользу всему человечеству», — отмечает он.
«В августе Илья Суцкевер говорит, что в будущем человек захочет стать частью ИИ. В октябре Илья в интервью заявляет, что больше не занимается созданием следующего поколения генеративного ИИ, а работает над тем, как не дать AGI выйти из-под контроля. Получается, AGI готов. За два дня до увольнения Сэм Альтман на саммите АТЭС сделал заявление, на которое СМИ не обратили внимания. Альтман упомянул, что OpenAI недавно совершила огромный прорыв, который раздвигает границы всего», — подмечает телеграм-канал «Все о блокчейн, мозге (BCI), цифровой экономике, WEB 3.0 в России и мире».
Автор канала уверен, что стартап оказался в капкане Microsoft: «Эта грустная сага о попытке остановить прогресс в ИИ, о котором Маск и его сподвижники говорили еще в марте, похоже, воплотилась в жизнь. Вряд ли мир узнает в ближайшее время истинную правду, но это 100 процентов не конфликт Ильи Суцкевера и Сэма Альтмана», — отмечает он.
«Думаю, в OpenAI увидели хорошие возможности получения больших прибылей на основе создаваемых ими технологий и, естественно, не смогли этим не воспользоваться. И это вполне логично для компании. Главное — продолжать инвестировать в развитие более фундаментальных вещей, что, как видим, в горизонте нескольких лет уже может позволить с лихвой окупить вложенные средства», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института искусственного интеллекта Университета Иннополис Рамиль Кулеев.
«Основные стейкхолдеры (лица, которые могут напрямую влиять на работу компании, — прим. ред.) нашли вариант развития компании, который устраивает большинство. Кажется, все произошедшее только привлечет еще больше внимания к продуктам компании», — добавил собеседник газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.