СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ ПОЛУЧИТСЯ?

В самой компании информацию о выходе в Казань комментируют осторожно. «В настоящее время в Республике Татарстан работает один магазин сети «Лента», расположенный в Набережных Челнах. В ближайших планах - открытие магазинов в Омске, Барнауле и Чебоксарах. Также мы ищем площадки и в других городах России», - была краткой пресс-секретарь Яна Могилева.

Надо напомнить, что свой первый гипер в Татарстане питерская сеть открыла летом 2008 года. «Предприятие было построено за очень короткий срок строительной фирмой «Иншаат». Торжественная закладка первого камня состоялась 7 ноября 2007 года», – сообщала тогда пресс-служба мэрии Набережных Челнов. Общая площадь торгового центра составляет порядка 12 тыс. кв. м, из них площадь торговых залов – 8 тыс. кв. метров. Тогда, как вспоминают участники рынка, ритейлер пытался выйти в Казань, но, видимо, помешал кризис. И вот к этой идее питерцы вернулись вновь.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» собственный источник, «Лента» обратилась к казанским риелторам с просьбой подобрать участок с длиной сторон 190х210 м и площадью от 4 до 6 гектаров. Ритейлер хочет, чтобы была предусмотрена возможность застройки до 12 тыс. кв. м и размещения паркинга от 450 машиномест. То есть, по сути, речь идет о стандартном формате «Ленты» - отдельно стоящем гипермаркете.

Среди требований к участку - расположение на первой линии основной дороги, свободный обзор со всех сторон, а также правильная форма участка и наличие остановок общественного транспорта в пешеходной доступности от границ участка.

МИЛЛИАРД НА КАЗАНЬ?

По оценкам риелторов, таких больших участков сегодня не так много, и в случае заключения сделки она может стать одной из крупнейших в Казани. Напомним, что ранее участок под свой продуктовый гипермаркет подыскивала группа «Ашан». В январе этого года стало известно, что дочерняя структура DIY-оператора группы «Ашан» приобрела в Казани участок площадью 6,8 гектаров по улице Фатиха Амирхана. Тогда его стоимость эксперты оценили в 300 - 500 млн. рублей

И вот, похоже, грядет новая мегасделка. Такие сделки в столице Татарстана заключаются крайне редко. «Поэтому сложно оценить, сколько может стоить такой участок. Но для ориентира можно взять цену «сотки» под жилищное строительство в Казани. Это в районе 200 - 300 тысяч рублей за «сотку», - рассуждает директор АН «Счастливый дом» Анастасия Гиззатова. То есть в районе 100 - 180 млн. рублей. Представитель другого крупного игрока на земельном рынке считает, что ввиду дефицита территории цена может доходить чуть ли не до $250 - 300. То есть весь участок - в районе 300 - 470 млн. рублей.

С учетом инвестиций в строительство отдельно стоящего гипермаркета и организации машиномест общий объем инвестиций на выход в Казань для питерской сети можно оценить до 1 млрд. рублей.

ЖИЗНЬ В ДОЛГ ЗАСТАВИЛА ОТЦА-ОСНОВАТЕЛЯ РАСПРОЩАТЬСЯ С ДЕТИЩЕМ

Сеть магазинов «Лента» родом из Санкт-Петербурга и основана известным предпринимателем Олегом Жеребцовым в 1993 году. Ритейлер работает в формате гипермаркета Cash&Carry, являясь, по сути, конкурентом представленным в Казани магазинам «Метро», «Ашан» и Real. В целом если говорить о питерских сетях, то они в последнее время активно выходят на рынок Татарстана. В частности, открыли свои DIY-гипермаркеты «Максидом» и «МойДом».

Но как обычно бывает в бурно развивающихся компаниях, вскоре акционеры «Ленты» разошлись во взглядах на развитие предприятия. И накануне кризиса 2008 года разразился корпоративный конфликт, в который оказались втянуты Жеребцов (35,4%) и другой крупный акционер компании Август Мейер (36%). В результате противостояния у «Ленты» появилось два генеральных директора — Сергей Ющенко (симпатизирующий Мейеру) и Владимир Сенькин (близкий Жеребцову). Несколько месяцев в судах Санкт-Петербурга и Британских Виргинских островов (именно там зарегистрирована материнская компания "Ленты" — Lenta Ltd.) продолжались судебные процессы, которые решали, кто из директоров легитимен. В итоге скандал завершился примирением. В сентябре 2009 года Жеребцов продает свою долю в компании. Правда, большая часть средств была направлена на погашение личных кредитов, набранных до кризиса. В итоге после выплат из всей суммы осталось не более $25 миллионов.

Что интересно, «Лента» была одной из российских сетей, к которой присматривался американский Wal-Mart. Крупнейший мировой ритейлер рассматривал покупку этой сети как вариант для выхода на российский рынок.

ВСЛЕД ЗА «ЛЕНТОЙ» ПРИДЕТ И ПИТЕРСКИЙ «О’КЕЙ»?

Приход нового игрока в Казань прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Максим Шабашов - управляющий ТЦ «Молл Парк Хаус»:

- Сеть розничных магазинов «Лента» рассчитана примерно на ту же аудиторию, что «Ашан», Real, а также гипермаркеты «Магнит» (так называемые семейные). Будет вполне нормальным существование в Казани четырех таких гипермаркетов, так как в столице Татарстана на них дефицит. По сравнению со многими другими городами-миллионниками по метражу магазинов таких форматов Казань проигрывает. Так что потенциал у рынка есть. Более того, я уверен, что вместе с «Лентой» на рынок Татарстана выйдет и хорошая, качественная сеть "О’кей" с низким ценником и концептуальными магазинами. Когда все они зайдут на рынок, будет полный комплект магазинов в Казани, и можно будет уже оценивать рынок и смотреть, нужно ли открывать этим сетям по второму магазину.

Все меньше и меньше людей будут посещать продовольственные рынки, а вместо этого будут ходить в гипермаркеты.

Уже достаточно давно «Лента» пыталась выйти на рынок Казани, но, вероятно, существовали какие-то административные барьеры. После открытия «Ашана» все поняли, что дан зеленый свет, и активировались. Очень важно для открытия магазина найти хороший участок. Рынок занят магазинами у дома и т.п.

Владимир Иванов - гендиректор ООО "Бизнес-Центр" (ТЦ «Апельсин»):

- Я могу судить о гипермаркете «Лента» только как рядовой потребитель, который время от времени пользуется услугами этого торгового заведения. Примерно раз в два месяца. Но отмечу, что каждый раз, когда приезжаешь, там всегда толпы народа. В целом формат кажется успешным. По крайней мере, перед Новым годом, после Нового года народу было меньше, чем в других гипермаркетах и магазинах нашего города. Есть ли подобные игроки в Набережных Челнах? Лидером по-прежнему, я считаю, остается «Метро», но у него есть свой минус: они обслуживают только оптовых покупателей, тех, кто имеет доверенность на право покупки оптом. Они сразу большую часть аудитории тем самым отсекают. А формат «Ленты» у его учредителей, основателей, я так понимаю, подсмотрели у того же «Метро», может быть, у Wal-Mart… Думаю, с учетом того что у каждой семьи чуть ли не по два автомобиля, большие гипермаркеты имеют большие перспективы, чем средние гипермаркеты. Будущее - за ними и за «магазинами у дома» (где покупаешь ежедневно): раз в неделю семьи едут закупаться в большие гипермаркеты типа «Ленты», «Метро», «Эссен». Говорят, и Wal-Mart в Россию, может, скоро придет. Это крупнейшая торговая сеть в мире. Что любопытно, Лев Хасис - бывший исполнительный директор X5 Retail Group, ушел в Wal-Mart вице-президентом. Это не случайно. Хасис ведь от и до знает всю российскую торговлю. Думаю, его поставлена задача - посмотреть перспективы вхождения сети в Россию и Восточную Европу. Интересно еще, что одно время именно Wal-Mart присматривался к покупке сети гипермаркетов «Лента». Это было, когда у «Ленты» были финансовые трудности. Хотя сейчас, думаю, у «Ленты» все окей. Денег-то у людей полно пока, господдержка всех отраслей РФ свое дело делает…

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент»:

- Судя по формату, «Лента» стоит в одном ряду с «Метро», «Ашаном». В Питере эта сеть нравится жителям, и там она довольна успешна.

Рынок продовольственного фудритейла растет, потребителям необходимо что-то новое. Если «Ленте» удастся найти хорошее место для своего размещения, то определенную нишу сеть обязательно займет.

То, что раньше сеть не выходила в Казань, можно объяснить ее развитием. Кроме этого, необходимо понять, кто стоит за сетью, - возможно, это какой-либо банк. Возможно, пока сеть работала с товарной матрицей, нарабатывала управление персоналом, а сейчас уверена в себе и развивается шире.

КОНКУРЕНТЫ - ВСЕ ПРОДУКТОВИКИ

Антон Сафонов - старший аналитик "Инвесткафе":

- Земельный участок с указанной площадью в Казани может стоить порядка 110 - 115 миллионов рублей с учетом средних цен.

«Лента» – один из крупнейших российский ритейлеров. Основным форматом сети являются гипермаркеты. Долгое время деятельность компании сопровождал акционерный конфликт, что ограничивало интерес инвесторов и активное развитие сети, но сейчас он завершился, что делает «Ленту» достаточно привлекательной.

Конкурентами являются основные и крупнейшие ритейлеры сектора FMCG (fast moving consumer goods - товары повседневного спроса - ред.), то есть Х5 Retail Group, "Ашан", "Магнит", "О’кей", "Дикси".

Гипермаркеты – это очень перспективный формат, обычно с торговой площадью от 4 до 5 тысяч квадратных метров. Такой формат привлекателен для потребителей, имеет хорошие показатели по трафику, и он достаточно стабилен. Большим минусом является то, что на открытие одного такого магазина необходимо потратить большие средства, да и само строительство занимает много времени.

Искандер Юсупов - директор ООО "Супермаркет Недвижимости" (инвестиционная группа компаний ASG):

- «Лента» - крупный и серьезный игрок, думаю, у него здесь есть все перспективы для удачного развития. В городах присутствия «Лента» занимает заметные доли рынка (на родине сети в Санкт-Петербурге - более 15 процентов) благодаря невысоким ценам, развитой системе скидок и широкому ассортименту товаров. Конкурентами для «Ленты» в Казани будут все те же "Карусель", "Ашан" и Real. Другой вопрос: где расположится новый магазин? Компания ищет либо довольно большой земельный участок, либо готовое торговое помещение, способное удовлетворить потребности крупного ритейлера. С этой точки зрения «Ленте» очень подошел бы формат нашего проекта «Адмирал» на улице Клары Цеткин, где есть возможность оборудовать до 20 тысяч квадратных метров площадей, а также организовать вместительную парковку. Думаю, если сеть зайдет в Казань не с одним гипермаркетом, а решится на более агрессивную экспансию, то ее появление здесь окажет влияние на рынок, и «Лента» займет прочные позиции в городе.

P.S. После публикации материала в редакцию БИЗНЕС Online обратилась пресс-служба "Ленты" с просьбой уточнить в тексте некоторые детали. Как сообщила менеджер по связи с общественностью Яна Могилева, Владимир Сенькин был назначен на должность генерального директора в начале 2008 года и на момент продажи акций Жеребцова (в 2009г.) господин Ющенко не имел к компании никакого отношения. По ее же словам, два генеральных директора, Сергей Ющенко и Ян Дюннинг, появятся уже после покупки пакета акции фондами TPG и ВТБ Капитал в 2010 году.

Справка

«Лента» - российская сеть гипермаркетов. Ее оборот в 2009 году вырос до $1,8 миллиарда. (Есть данные 2010 года - 70,6 млрд. рублей). На июнь 2012 года сеть состоит из 43 гипермаркетов формата Cash&Carry. 15 из них расположено в Санкт-Петербурге (первый был открыт в 1999 году); пять - в Новосибирске; по два - в Краснодаре (первый здесь был открыт 28 июня 2008 года), Нижнем Новгороде (первый здесь был открыт в 2007 году) и Омске (также в 2007 году), по одному торговому комплексу находилось в ряде крупнейших и крупных городов России, среди которых - Волгоград, Ростов-на-Дону, Саратов, Астрахань, Петрозаводск, Тольятти, Тюмень, Пенза, Барнаул и др.

Головная компания сети - ООО «Лента» - на 100% принадлежит компании Lenta Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. 30,8% акций сети на август 2011 года принадлежало инвестиционным подразделениям Группы ВТБ - TPG Capital и «ВТБ Капитал», около 41,02% - инвестору Августу Мейеру (бывшему гражданину США), 11,1% - у ЕБРР, остальные делили миноритарные акционеры.

Август Мэйер продал свои акции в августе 2011 года и в настоящее время не имеет отношение к компании «Лента». Акционеры сети: американский фонд TPG, ВТБ Капитал, банк ЕБРР и другие миноритарии.

Генеральный директор сети - Ян Дюннинг (Jan Dunning).