«Слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решения», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин на презентации концепции развития речного сервиса «Казань — город на воде». Это 1,4 тыс. новых мест для швартовки, 12 км благоустроенного берега, развитие детского спорта и собственный судостроительный кластер, который может появиться на бывших иловых полях в Победилово. По грубым оценкам, концепция потребует не менее 10 млрд рублей инвестиций. Главное — город уже сформировал видение будущего водной инфраструктуры и определил для нее площадки. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин: «Мы слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решения»
«Связано с большими ресурсами»: станет ли Казань городом на воде?
Сегодня в театре им. Камала продолжил работу первый международный архитектурно-строительный форум «Казаныш». Главным событием второго дня стала презентация концепции развития речного сервиса «Казань — город на воде», разработанной Институтом развития города. Акцент — на создании новой городской инфраструктуры для частного маломерного флота на Волге и Казанке и благоустройстве новых прибрежных общественных пространств, а также развитии парусного, водомоторного спорта и судомоделирования.
Воплощение концепции создаст в Казани крупнейшую в РФ систему речных марин. Сегодня на форуме «Казаныш» ее назвали единственным примером такого «амбициозного проекта в средней полосе России», а участники из российских городов и других стран были солидарны в поддержке начинания столицы РТ.
Разумеется, реализация концепции — задача на десятилетия. «Это завтрашний день Казани. Мы слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решения. <…> Мы будем жесткими в своих решениях ради наших жителей, ради того чтобы это служило уже на десятилетия, на века вперед», — оценил мэр столицы РТ Ильсур Метшин концепцию развития речного сервиса.
Сейчас частные маломерные суда редко заходят в Казань. Эксперты называют такие проблемы:
- Не хватает мест для стоянок и швартовок, заправок на воде, теплых эллингов для хранения и ремонта маломерных судов зимой. Доходит до того, что яхты вывозят зимовать в Нижний Новгород и Самару.
- Нет береговой инфраструктуры для организованного водного туризма, пассажирских и круизных перевозок. Например, здание центрального речного вокзала Казани реконструируют с 2005 года, причем к Универсиаде-2013 там решили разместить отель. Теперь хотят вернуть изначальный облик и функцию.
Проблемы не только с инфраструктурой. «На Казанке той же творится бардак. Сотни несанкционированных выходов, выпусков, всего чего угодно…» — сказал Метшин.
«Город пока не активно работает с водой и прибрежными территориями», — признала следом главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина
«Город пока не активно работает с водой и прибрежными территориями», — признала следом главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Описывая сложившуюся ситуацию, она рассказала, что пока Казань имеет один яхт-клуб, одну секцию парусного спорта, центр гребного спорта, 7 лодочных станций, 3 пункта проката гребных лодок и 3 заправочные станции на воде. Все это расположено на Волге — Казанка практически не задействована, если не считать единственного причала, от которого летом курсирует экскурсионный речной трамвайчик.
Казань стоит на Великом волжском пути — важнейшей трансконтинентальной артерии, которая и в наши дни остается таковой.
Куйбышевское водохранилище на Волге охватывает географию от Тольятти и Ульяновска до Новочебоксарска, входят в нее Димитровград, Зеленодольск, Болгар и Тетюши, другие небольшие города Чувашии, Марий Эл, Татарстана. Здесь самый широкий разлив Волги, есть уникальные заповедники — например сараловский участок Волжско-Камского заповедника.
В радиусе 100 км от Казани — четыре объекта, охраняемые ЮНЕСКО: это Казанский кремль, историко-археологический комплекс «Болгар», город-остров Свияжск и астрономическая обсерватория им. Энгельгардта К(П)ФУ. И все это доступно по воде.
Таким образом, потенциал Казани для развития водного туризма очень велик, учитывая тенденцию к увеличению численности маломерного флота на Волге.
Сложившуюся ситуацию планируют в корне изменить и вернуть водную гладь в активную жизнь города, включая и берега Казанки, а именно здесь в столице РТ сосредоточена масса достопримечательностей. Подготовленный Институтом развития города и управлением архитектуры Казани план предусматривает 24 новых объекта речной инфраструктуры в историческом ядре города и за его пределами:
- 1 главный городской яхт-клуб на полуострове Локомотив;
- 9 городских марин;
- 2 туристические марины;
- 5 объектов водных видов спорта;
- 6 гостевых стоянок;
- 1 судостроительный кластер.
Сложившуюся ситуацию планируют в корне изменить и вернуть водную гладь в активную жизнь города, включая и берега Казанки, а именно здесь в столице РТ сосредоточена масса достопримечательностей
В числе вариантов размещения судостроительного кластера — бывшие иловые поля в поселке Победилово. Это территория площадью 100 га, которую рекультивируют в 2025 году, и там город видит производство доступных маломерных судов, эллинги для хранения судов, сервисные центры, образовательные учреждения.
«Благоустройство связано с большими ресурсами, прежде всего финансовыми, трудовыми, временными», — подчеркнул Метшин.
Перечисленное тянет на миллиарды рублей, которые город будет искать у инвесторов. Причем на части территорий уже есть интересанты, готовые вкладывать деньги.
Центральным элементом концепции станут городские марины — своеобразный аналог городской парковки для машин, только предназначенный для маломерных судов
Городские и туристические марины, главный яхт-клуб
Центральным элементом концепции станут городские марины — своеобразный аналог городской парковки для машин, только предназначенный для маломерных судов. Число мест швартовки на каждой колеблется от 5 до 100. Делают из плавучих понтонов длиной от 8 до 12 метров.
Шесть марин предлагают расположить в городских локациях рядом с:
- ЖК «Ричмонд».
- Стадионом «Ак Барс Арена».
- Национальной библиотекой Татарстана.
- Центром семьи «Казан».
- Ул. Портовой — южнее речного порта.
- «Ривьерой».
Процесс формирования марин трудоемкий, ведь, помимо понтонов, городским маринам нужны подходы к берегам, подвод электроснабжения, водоснабжения и углубление дна. Объем инвестиций колеблется от 100 млн до 240 млн рублей. Кроме того, марина немыслима без автостоянки — ведь обычно владелец судна должен где-то оставить машину. Предложенные места как раз и обеспечивают возможность появления такой инфраструктуры.
Объем инвестиций колеблется от 100 млн до 240 млн рублей
А туристические марины город видит в Займище и неподалеку от острова Щурячий. В первой планируют создать 250, во второй 150 швартовочных мест для маломерных судов длинной до 12 метров. Для этого надо построить причальную стенку, подвести сети и установить понтоны для швартовки. Стоимость каждой такой марины оценивают в 180 млн рублей.
Главный городской яхт-клуб «Локомотив» на 450 швартовочных мест разработчики концепции видят на одноименном полуострове в Вахитовском районе. Там же планируют благоустроить 2,3 км набережной и возвести общественное здание площадью 2,5 тыс. кв. метров. Для этого создадут искусственные земельные участки площадью 13 гектаров. Среди запланированных работ — подвод сетей, создание водопропускных каналов, углубление дна и рекультивация нарушенных земель, а также новый мост через действующий канал. Сумма инвестиций оценивается в 6 млрд рублей.
«Водный генплан» Казани учитывает и развитие детско-юношеского спорта
Объекты спорта, гостевые и «зеленые» стоянки, эффекты
«Водный генплан» Казани учитывает и развитие детско-юношеского спорта. Объекты разместят в черте города, это будут:
- Три парусные школы. В планах — увеличить участок детской парусной школы «Локомотив» на 100 учащихся, реконструировать участок школы, сделать новые причалы, летнюю площадку, спуск яхт. Объем финансирования — 126 млн рублей. С нуля за 497 млн рублей предлагают создать центр парусного спорта «Заречье» на 150 человек. Расходы на парусную школу напротив парка «Стамбул» для 90 учащихся оцениваются в 210 млн рублей.
- Центр судомодельного спорта для 30 детей хотят создать на базе подросткового клуба «Лидер» на ул. Подлужной. Там даже есть собственный бассейн для испытаний. Требуется 10 млн рублей.
- Секция водно-морского спорта и морского многоборья на 30 занимающихся видят на берегу Казанки в Советском районе. Надо 20 млн рублей.
Гостевые стоянки у центра города с поминутной оплатой швартовки предлагается открыть у:
- парка «Манзара»;
- «Ривьеры»;
- экстрим-парка «Урам»;
- Кремлевской дамбы;
- Кремлевской набережной — два объекта.
Цена одного такого причального сооружения составляет 6 млн рублей, стоимость 15 минут стоянки — от 1 тыс. рублей, средняя доходность в период навигации — 80 тыс. рублей в сутки.
«Зеленые» стоянки на отдалении от центра Казани и тоже с поминутной оплатой предлагают возвести на Казанке:
- трасса М7;
- поселок Щербаково;
- Большие Дербышки;
- Борисоглебское;
- Савиновский парк.
Эти объекты в первую очередь ориентированы на пользователей байдарок, каяков и небольших лодок.
Среди ожидаемых эффектов концепции «Казань — город на воде»:
- новые рабочие места;
- 12 км благоустроенной береговой полосы;
- 1,4 тыс. новых мест для швартовки;
- новые туристические маршруты, проходящие через Казань. Усиление региональной связи с Ульяновском, Чебоксарами, Самарой.
«Любая дорога начинается с первого шага, мы его сделали и будем последовательны в достижении цели», — оценил мэр предложенный проект.
Сегодня на одной из вечерних сессий форума «Казаныш» будущее речного сервиса — пожалуй, уникального для России — обсуждали во всех деталях с профессиональным сообществом. По предварительным оценкам экспертов, масштабный проект может потребовать до 10 млрд рублей инвестиций.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.