«Миллиард рублей за 33 конструкции!» — оценил доход города от продажи права размещения новых рекламных щитов на 10 лет мэр Казани Ильсур Метшин. И дело не только в инфляции — город растет и развивается, а объем рынка наружной рекламы Казани за пять лет вырос на 35% до 900 млн рублей, несмотря на коронакризис и уход иностранных рекламодателей в начале 2022 года. В трудные времена отрасли помогли меры городской и федеральной поддержки. Теперь местный игрок — ООО «Лариса Сити Сэйлс» — оставил позади федеральные Russ Outdoor и «Восток-Медиа». Отметим, рынок наружки Казани вот уже пять лет на 65% в руках двух фирм одной семьи Фоминых. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Суммарная стоимость лотов на 10-летних торгах выросла втрое со стартовых 269,6 млн рублей до 1 млрд рублей
Итоги торгов — еще 1 млрд рублей за 10 лет
Новость о рекордном доходе города от права размещения 33 рекламных щитов за 1 млрд рублей прозвучала сегодня на утреннем совещании в исполкоме Казани. Суммарная стоимость лотов на 10-летних торгах выросла втрое со стартовых 269,6 млн рублей до 1 млрд рублей. Эти деньги пойдут в бюджет города, первый платеж в 240 млн рублей уже поступил.
В сравнении с 2018 годом цена одного лота подскочила в 7 раз до 32 млн рублей: пять лет назад в Казани на 10 лет реализовали 898 конструкций за 3,2 млрд рублей.
В торгах-2023 участвовали три компании:
- казанское ООО «Лариса Сити Сэйлс», группа компаний «РИМ». По данным AdMetrix, ГК является вторым оператором России.
- подмосковное ООО «Восток Медиа».
- московское ООО «АПР-Сити/ТВД», Russ Outdoor.
В борьбе за поверхности участники сделали 593 шага на увеличение цены. В итоге победила казанская группа компаний «РИМ».
«Миллиард рублей за 33 конструкции — это настоящая битва!» — оценил итоги торгов мэр Казани Ильсур Метшин. — Бюджет города получает дополнительный доход, который направим на комфорт, благополучие, благоустройство, социальные объекты. Бизнес получает новый формат и точки для развития. Радует, что казанская компания не просто на равных боролась с федеральными грандами, но и победила».
Цена высокая — на текущий момент это одни из самых дорогих торгов в стране в пересчете на одну конструкцию, рассказал изданию владелец медиагруппы «РИМ» Илья Фомин.
«Необходимо уточнить, что 30 миллионов — это не стоимость, которую город получит сразу, а цена, которую мы заплатим в течение 10 лет, — сказал Фомин. — Сейчас наш платеж составил 20 процентов от этой стоимости. Цена обусловлена формированием лотов мэрией города — на торги выставлен ограниченный объем предложений, в ближайшие пять лет новых торгов не будет. Поэтому все участники, которые были заинтересованы либо зайти на рынок, либо увеличить свою долю присутствия, торговались до высоких значений. Такое формирование схемы торгов позволит избежать переизбытка конструкций на улицах города и заработать большие доходы в бюджет города. Очень грамотное решение».
Новые еврощиты появятся на улицах или участках улиц, на которых прежде не размещались рекламные конструкции, — это улицы Глушко, Тихорецкая, Техническая, Копылова, Губкина, Кул Гали, Мира, братьев Батталовых, Петра Витера, Вознесенский тракт. Часть конструкций предполагает установку цифровых экранов, а часть — призматроны.
«Расположение новых мест выбиралось таким образом, чтобы они не снижали коммерческую привлекательность действующих мест и в то же время максимально охватывали все районы города, — сказал на совещании начальник управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов. — В первую очередь задействованы улицы или участки улиц, на которых ранее не размещались рекламные конструкции. Таким образом, новая адресная программа не пересекается, а лишь дополняет действующую.
Объем рынка наружной рекламы Казани за пять лет вырос на 35% до 900 млн рублей, несмотря на коронакризис и уход иностранных рекламодателей. Динамику связывают с активным развитием города: за пять лет число жителей выросло на 63 тыс. до 1,3 млн, столица РТ привлекает и жителей других регионов. Рынок также растет благодаря цифровым носителям — за год число конструкций с цифровым экраном выросло с 90 до 138.
В 2006 году столица РТ провела первые в России торги на право размещения рекламных конструкций, а в 2012-м — первые в России электронные торги, которые прошли в обстановке «наружной революции»
Как Казань упорядочивала рынок наружки, помогла в коронакризис и в начале СВО
Наводить порядок с рекламными щитами, растяжками на центральных улицах и магистралях власти Казани начали после празднования 1000-летия. В 2006 году столица РТ провела первые в России торги на право размещения рекламных конструкций, а в 2012-м — первые в России электронные торги, которые прошли в обстановке «наружной революции».
«Помним, какой хаос был с рекламой, наружной рекламой, — вспоминал Метшин. — Поставили цель навести порядок и первыми в стране победили этот вопрос. Построили одну из самых прозрачных и эффективных систем в стране. Наш опыт перенимали другие города. Показали, что можно и нужно работать, не захламляя проспекты, фасады зданий. От этого выигрывает и город, и жители, и бизнес, и бюджет».
Казань изменила правила игры накануне Универсиады. Рабочую группу по проблемам наружной рекламы исполком создал в 2010 году, работу возглавила начальник управления наружной рекламы Ирина Дябилкина. К началу 2011 года подготовили проект новой схемы размещения наружной рекламы. Во главу угла поставили не тугую мошну, а эстетику города и под корень извели билборды в историческом центре.
С улиц сняли растяжки, свыше половины конструкций срезали с главных городских магистралей. И, по образному выражению мэра Казани, реклама «трусов над Кремлем» (была такая растяжка над Ленинской дамбой) ушла в небытие. В итоге количество билбордов сократилось на треть, город на пять лет разыграл 1 140 мест за 863 млн рублей. Доход города от наружки удвоился.
С трудом приняли новые правила представители местного рынка во главе с «Неон-Арт-М» Алексеем Мамаковым. Бизнес требовал льгот и преференций: в ход пошла рекламная кампания — на щитах разместили цитаты Метшина, Рустама Минниханова, Дмития Медведева и Владимира Путина о поддержке малого бизнеса. Были и обращения в прокуратуру.
«Писали, что я могильщик бизнеса, что убью Казань, — снова вспоминал казанский градоначальник и обратился к цитате из Библии: „По делам твоим, по плодам рук твоих узнают тебя“. — Рад, что плоды нашей работы в диалоге с бизнесом привели к тому, что наши компании выросли до того, что наравне бьются и выигрывают, процветают в Казани. К слову, и Алексей Мамаков продолжает работу и успешно развивается. Что нас, безусловно, радует».
Последние масштабные торги состоялись в 2018 году. Тогда город заключил с компаниями 10-летние контракты на 3,2 млрд рублей. При этом число разыгранных конструкций сократилось на 33 процента — их осталось 898. Средняя стоимость размещения одного еврощита составила 4,6 млн рублей, что на тот момент в несколько раз превышало аналогичный показатель других городов-миллионников России. Уже тогда федеральный Russ Outdoor получил в 4 раза меньше конструкций, чем местные игроки, сполна отомстившие за разгром 2013 года.
В коронакризис город поддержал операторов наружной рекламы. Тогда поквартальные платежи 2020 и 2021 годов перенесли на 2021 и 2022 годы и сделали ежемесячными. Это позволило сохранить договоры и удержать фирмы от банкротства. В начале 2022 года из-за ухода и приостановки работы зарубежных компаний загрузка площадей наружной рекламы в столице РТ с марта упала с 60 до 35%. Рынок вновь поддержали: половину платежа за I квартал в 36,5 млн рублей отсрочили на год — с 31 марта 2022-го по 31 марта 2023-го. Тогда же появилась федеральная поддержка рекламного бизнеса.
«Наружная реклама, как и в Москве, как и в Петербурге, в Казани очень востребована»
«С уходом зарубежных компаний открылась дорога для других компаний»
Почему рынок наружной рекламы Казань по-прежнему привлекателен? Кто в числе главных рекламодателей? На эти и другие вопросы «БИЗНЕС Online» попросил ответить экспертов.
Павел Савицкий — директор рекламного агентства «Пи Арт»:
— С чем связан интерес к казанскому рынку? Казань — один из крупнейших городов России. Это столица Татарстана, а Татарстан — республика с развитой промышленностью, нефтедобычей и нефтепереработкой. Часто проходящие здесь бизнесовые, спортивные и культурные мероприятия привлекают много приезжих из регионов России и других стран. Поэтому Казань, конечно же, интересна для размещения наружной рекламы.
Что касается ушедших с рынка наружной рекламы западных компаний, то у меня нет точной статистики по количеству. Но как гражданин, который ездит по городу и видит рекламу, могу сказать, что, во-первых, не 100 процентов рекламных площадей были заняты иностранными компаниями. Во-вторых, не все иностранные компании ушли. В-третьих, если взять для примера автомобильный рынок, то на смену европейским, американским и японским брендам приходят китайские. Их качество мы не будем обсуждать, но люди не перестают ездить на автомобилях, они просто покупают авто других производителей. И продавцы этих автомобилей также нуждаются в рекламе. В этом плане ничего не изменилось. Изменились только названия брендов на поверхности рекламных носителей, вот и все.
Илья Фомин — владелец медиагруппы «РИМ»:
— Такой индустрии нет ни в одном городе в России — только у нас и в столице. Казань сформировала славу одного из центров наружной рекламы в России. Исходя из всего этого, мы не могли не принять участие в торгах.
Рынок наружной рекламы Казани, как и весь рынок России, находится на этапе роста. Это связано с рядом факторов. Во-первых произошла консолидация рынка. Некоторые крупные игроки, осознав перспективность этого рекламного канала, начали скупать региональных операторов. Мы пошли другим путем — развиваем партнерскую сетку, подключая небольших операторов к федеральной партнерской программе. В настоящий момент медиагруппа «РИМ сотрудничает с более чем 90 операторами наружной рекламы от Владивостока до Калининграда, и мы первые по представленности в регионах страны. Во-вторых, произошло сокращение рекламного инвентаря в целом в других медиа. В-третьих стоимость размещения в «наружке» все еще значительно ниже, чем в других медиа, при этом обеспечен максимальный охват аудитории. И еще один фактор — диджитализация рынка. На смену статичным конструкциям пришли цифровые экраны. В нашем портфеле 40 медиафасадов и более 300 собственных диджитал-билбордов плюс порядка 600 партнерских. Все эти факторы толкают рынок вверх.
Два года назад у нас было всего 18% международных рекламодателей. Кто-то остался, например, под другим брендом: например, раньше размещался «Макдоналдс», а сейчас — «Вкусно и точка». На место ушедших пришли 4–5 новых местных компаний, которые сейчас борются за место на рынке и вкладывают большие инвестиции в рекламу, в том числе и в аутдор. Самые крупные рекламодатели — онлайн-сервисы и экосистемы: Сбер, «Яндекс», ВК, МТС. Девелоперы в регионах — вторая группа рекламодателей, но они берут большой объем размещения в Москве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.