«Вот мы сегодня с вами поговорили, но завтра ничего не изменится — для этого нужно время, годы», — признавал неизбежность некоторых процессов Рустам Минниханов на заседании совета по культуре при президенте РТ, прошедшем в четверг под флагом патриотического воспитания. Выдвигались идеи — усилить пропаганду семейных ценностей в афише культурных учреждений, делать мультфильмы про татарского барса и посмотреть спектакль, который занимается профилактикой развода. О том, чего 30 лет боялась страна по версии министра культуры РТ Ирады Аюповой, против какого отчима выступил председатель реготделения «Движения первых» Тимур Сулейманов и за что устал бороться главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев, — в материале «БИЗНЕС Online».
Заседание профильного совета при президенте РТ, прошедшее в КХУ им. Фешина, началось в самый разгар общения российского лидера с прессой и народом
Путин совету не помеха
Даже прямая линия с Владимиром Путиным накануне не помешала татарстанским VIP’ам собраться, чтобы поговорить о культуре. Заседание профильного совета при президенте РТ, прошедшее в КХУ им. Фешина, началось в самый разгар общения российского лидера с прессой и народом, где тот сказал немало добрых слов в адрес республики и ее руководства. Среди тех, кто предпочел обсуждение проблем татарстанской культуры пресс-конференции Путина, был и глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров, и вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, и министр образования РТ Ильсур Хадиуллин, и главреж театра им. Камала Фарид Бикчантаев, и певец Салават Фатхетдинов.
«Каждый из вас вносит свой вклад в реализацию направлений, которые закреплены в основах государственной культурной политики, утвержденных президентом РФ Владимиром Путиным в прошлом году, — начал свою речь Рустам Минниханов. — Татарстан — это пример укрепления гражданской идентичности, российской государственности, межнационального и межконфессионального мира и согласия. Для этого мы создаем все условия, развиваем инфраструктуру отрасли. Яркое тому подтверждение — масштабная реконструкция объектов культуры в Татарстане».
Для подкрепления своих слов спикер перечислил сданные строителями за последние несколько лет объекты культуры: Казанское художественное училище им. Фешина, Буинский драмтеатр, русский драмтеатр «Мастеровые» в Набережных Челнах, театр юного зрителя в Нижнекамске, Набережночелнинский татарский драмтеатр им. Гилязова. Президент Татарстана подчеркнул, что системное развитие отрасли культуры — один из эффективных инструментов противостояния негативным действиям недружественных стран, экстремизму и терроризму, которые представляют угрозу российской государственности и традиционным ценностям.
Рустам Минниханов: «Татарстан — это пример укрепления гражданской идентичности, российской государственности, межнационального и межконфессионального мира и согласия»
Аюпова: «К сожалению, последние 30 лет мы боялись говорить о государственной идеологии»
В свою очередь, с ключевым докладом о патриотическом воспитании как приоритетном направлении работы отрасли, а также популяризации и сохранение достижений художественной культуры выступила министр культуры РТ Ирада Аюпова. «Мы будем говорить не просто о вопросах духовно-нравственного воспитания, мы обсуждаем вопрос национальной безопасности. И в рамках сложившейся геополитической ситуации это вопрос о том, есть ли у нас будущее», — обозначила глава минкульта.
Вспомнив крылатую фразу «С чего начинается Родина?», она отметила, что в основе патриотизма лежит понимание собственного культурного кода (одно из любимых выражений Аюповой) и духовно-нравственных ценностей, в результате чего возникает чувство преданности родине. По словам министра, патриотизм невозможно воспитать храбрыми лозунгами, это системная работа, в которую должны быть включены все государственные и общественные институты.
«В вопросах патриотизма молодежь опирается преимущественно на художественные и документальные образы советского периода (которые, кстати, не факт, что уже работают, с учетом изменившегося контекста — прим. ред.). Но, к сожалению, не слышно про героев нашего времени в современном искусстве, — можно сказать, что пожурила часть присутствующих в зале деятелей культуры и, к примеру, руководителей театров министр культуры РТ. — Их отсутствие приводит к замещению псевдогероями, например, из новомодных сериалов. И, чтобы не потерять нашу молодежь, нужно переосмыслить репертуарную политику наших учреждений. В текущем репертуаре государственных театрально-зрелищных учреждений более 300 спектаклей, из них около 100 спектаклей патриотической направленности. Это хороший показатель. Но необходимо инициировать новые постановки, ориентированные на воспитание молодежи и адаптированные к восприятию поколением миллениалов».
Ирада Аюпова. «Мы будем говорить не просто о вопросах духовно-нравственного воспитания, мы обсуждаем вопрос национальной безопасности. И в рамках сложившейся геополитической ситуации это вопрос о том, есть ли у нас будущее»
Особое внимание спикер уделила мероприятиям в поддержку участников СВО и членов их семей. Так, более 50 тыс. родственников бойцов бесплатно посетили учреждения культуры, а в городах и районах РТ проходили концерты, вырученные средства от которых были направлены на помощь воинам и их семьям. Что касается увековечения памяти героев, то Аюпова напомнила, что будет создан мемориальный комплекс в Парке Победы в Казани, концепция которого, как писал ранее «БИЗНЕС Online», будет представлена в I квартале 2024 года.
В то же время Ирада Хафизяновна напомнила, что основы патриотизма и духовно-нравственных ценностей прежде всего прививаются в семье (почему в семье? — прим. ред.). Поэтому перед грядущим Годом семьи, объявленным президентом России, министр попросила руководителей проанализировать деятельность в контексте грамотного формирования предложения для семейного досуга. Более того, она настаивала, что в следующем году театры должны сделать акцент на пропаганду семейных ценностей. «Хороший пример — спектакль „Ситцевая свадьба“ (недавняя премьера в театре им. Камала — прим. ред.), ориентированный в том числе на профилактику разводов в первый год семейной жизни», — акцентировала она внимание.
РТ по количеству участников в программе «Пушкинская карта» занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края
«Рустам Нургалиевич, вы говорили, что быть патриотом своей страны — значит любить Родину, свой язык, ценить культуру, уважать историческое прошлое. К сожалению, последние 30 лет мы боялись говорить о государственной идеологии, — напомнила Аюпова. — Но если мы не осознаем суть, которая нас крепко связывает с Родиной, не подумаем о своих корнях, то идти в завтра будет трудно. И в завершение я бы хотела привести слова Лихачева: „Чтобы уничтожить нацию, необязательно ее истреблять, достаточно лишить ее своей культуры, искусства и родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение“».
Из любопытного главой минкульта также было сказано о планах запустить эксперимент по созданию на базе сельских клубов и модельных библиотек семейных центров ремесла по аналогии с центрами махалля. Т. е. предлагается организовать разновозрастные клубные формирования с привлечением тех же бабушек и дедушек, которые смогут чему-то научить молодежь, и наоборот. Там же хотят занять женщин традиционными ремеслами. Также стало известно, что РТ по количеству участников в программе «Пушкинская карта» занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. «Мы переломили тот тренд, когда директор школы предпочитал просто никуда не вывозить детей», — радовалась Аюпова. Если углубиться в цифры, то больше всего средств выручили Казань (15,7 млн рублей), Набережные Челны (15,1 млн) и Нижнекамский район (5 млн), а худшие показатели оказались у Верхнеуслонского (162,6 тыс.), Камско-Устьинского (156,1 тыс.) Высокогорского (107, 8 тыс.) районов.
Обратила внимание спикер на успехи татарских режиссеров в масштабах страны. Тот же «Бери да помни» Байбулата Батуллина собрал в прокате 17,5 млн рублей, хотя это и довольно скромные в глобальном масштабе цифры. Правда, Татарстан, практически не выделяющий денег на кино и, наоборот, вкачивающий сотни миллионов в театры, никакого отношения к успеху этого фильма не имеет, не дав ему ни копейки. Однако об этом умолчали…
Продолжил тему защиты традиционных ценностей и другой, несколько неожиданный герой совета, председатель реготделения «Движения первых» Тимур Сулейманов
Дядя Степа – милиционер против «Скибиди-туалета»: в эпоху «золотого тельца» возможно ли это?
Продолжил тему защиты традиционных ценностей и другой, несколько неожиданный герой совета, председатель реготделения «Движения первых» Тимур Сулейманов. Его презентация красочно демонстрировала, как насаждается чуждая и разрушительная система идей и ценностей. На экранах можно было наблюдать безумного персонажа хоррор-игры Poppy Playtime Хагги Вагги и поющие туалеты из веб-сериала «Скибиди-туалет». Возмутило бывшего министра молодежи РТ и то, что в книге «Спокойной ночи, Веста-Линнея!» финской писательницы Туве Аппельгрен ребенок воспитывается мамой и ее сожителем Виктором. Видимо, это огромная редкость для наших стопроцентно полных семей…
Не устраивал его и контент таких блогеров, как Леди Диана и Влад Бумага. «Дети хотят быть похожими на тех, чьи образы им знакомы, популярны, а значит, успешны. Сегодня 65 процентов детей 10–13 лет подписаны на блогеров, 55 процентов детей рассматривают блогинг в качестве возможной будущей профессии. Ключевой вопрос гражданско-патриотического воспитания — образы героев для подражания», — подчеркивал лидер «Пионерии 2.0», а в это время в зал с экрана смотрели самые популярные звезды среди подростков – Клава Кока, Instasamka, Даня Милохин, Валя Карнавал, Эльдар Джарахов и др. В противовес им спикер хотел актуализировать образы… Юрия Гагарина, Зои Космодемьянской, Льва Яшина и даже мультяшного Дяди Степы – милиционера. Увы, видимо, Сулейманов не совсем в этот момент отдавал себе отчет в том, что советские образы неотрывно следовали за советскими стандартами жизни — бесплатной медициной, образованием, детскими садами и кружками, индустриализацией, коллективизацией и прочим. Одно без другого не работает. А при действующем капитализме (то ли «диком» — с учетом огромного социального неравенства, то ли государственном уже) у молодежи и общества абсолютно другие закономерные герои. Герои, так сказать, эпохи безудержного потребительства (которое не ограничено никакой этикой — ни протестантской, ни исламской) и «золотого тельца».
К сожалению, именно выступление Сулейманова — эклектичное и противоречивое изнутри, которое никто на совете не прокомментировал, — заронило сомнение в общем успехе таких мероприятий и задумок. Благие, но банальные пожелания при таком подходе обычно уходят в свисток…
По словам Ркаила Зайдуллы, было бы уместно дать имена татарских писателей и поэтов, участвовавших в Великой Отечественной войне, татарским школам
Кстати, Сулейманов в своей попытке поиграть в «новую идеологию» в стиле «скрестим ужа и ежа» (капитализм и вульгарно понятый социализм) считает, что в борьбе за защиту традиционных ценностей, культурного кода и идентичности важна непрерывность гражданско-патриотического воспитания, чтобы к 18 годам сформировалось устойчивое мировоззрение «на основе традиционных ценностей». Какие? Как? Поскольку культура определяет воспитывающую среду, он предложил новые образы. Так, для малышей должны быть спектакли, мультфильмы и игрушки с символом Татарстана — барсом (увы, опять банальность). Сам же Сулейманов сразу показал залу первый прототип мягкой игрушки; для учеников младшей школы — песни и клипы группы «СалаваТik»; для ребят постарше — онлайн-игры с отечественными образами, например, гонки на «КАМАЗах» или игра в «Зарницу»; для подростков — комиксы и фильмы. Без комментариев, так сказать.
Кстати, о фильмах. Один патриотичный кинопродукт от местных авторов уже готовится Алексеем Барыкиным, который съездил в подшефный республике Лисичанск для съемок документального фильма.
А глава союза писателей РТ, депутат Госсовета Ркаил Зайдулла, грустно выслушав доклады о патриотизме, выдвинул свой вариант проявления этого чувства. По его словам, было бы уместно дать имена татарских писателей и поэтов, участвовавших в Великой Отечественной войне, татарским школам. Еще одна оригинальная идея из позапрошлой эпохи…
Худрук театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев рассказывал о формировании репертуара и настаивал, что в национальных театрах нужно делать упор на современную татарскую драматургию, но при этом важно сохранить классические произведения
Минниханов: «Я не человек мира»
Худрук театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев рассказывал о формировании репертуара и настаивал, что в национальных театрах нужно делать упор на современную татарскую драматургию, но при этом важно сохранить классические произведения. Поэтому он предложил издать порядка 25 томов книг, где будет собрана вся татарская классика, начиная с первой пьесы и до 2000 года. При этом, считает Зайниев, это должны быть доступные широкой аудитории книги, а не дорогие подарочные издания.
Второй важный вопрос от худрука «Экията» касался обучения театральных режиссеров в Татарстане, чтобы традиции театров передавались в целости и сохранности и не разрывалась преемственность. «На данный момент режиссеры обучаются в Москве в ГИТИСе. Плюсом к ним предлагаю здесь, при татарском театре, под руководством Фарида Бикчантаева организовать курс», — уточнил Зайниев в разговоре с «БИЗНЕС Online» после мероприятия.
Фарид Бикчантаев: «У меня идея простая — должен быть театральный институт. Пора уже, столько театров, столько внимания театрам! Я сколько этот вопрос поднимал и уже молчу. Никому это не нужно»
Идея не новая, причем сам главный режиссер театра им. Камала эту мысль высказывал еще в 2020 году на первом заседании совета по культуре при президенте РТ. «У меня идея простая — должен быть театральный институт, — напомнил вчера Бикчантаев нашему корреспонденту. — Пора уже, столько театров, столько внимания театрам! Я сколько этот вопрос поднимал и уже молчу. Никому это не нужно. Объединить [профильные] кафедры театрального училища и института культуры и создать единое учебное заведение, которое будет воспитывать здесь, в Татарстане, и режиссеров, и театроведов, и актеров с приглашением педагогов, потому что опыт у нас небольшой. Но есть поддержка от ГИТИСа, московских вузов. Просто это должен кто-то взять, я уже устал. Я пробовал. На совете об этом говорил — молчание. Тем более строится новое здание [Камаловского]. Старое здание кому останется, кто будет курировать? Кто?»
Директор театра им. Камала Ильфир Якупов добавил, что, помимо режиссеров, есть потребность в обучении специалистов по свету и звуку. Минниханов, впрочем, не стал отрицать необходимость создания местного театрального вуза и даже допустил, что проект можно реализовать.
Уже подводя итоги заседания, президент РТ снова вернулся к ключевой теме патриотизма. По его словам, любовь к Родине должна воспитываться с семьи (видимо, выслушав прозвучавшие идеи, невольно понимаешь, что наши творцы пока еще не созрели для новой идеологии, новых привлекательных героев). Но должна быть системная работа, а для этого нужно время и среда. «Вот мы сегодня с вами поговорили, но завтра ничего не изменится — для этого нужно время, годы», — мудро отметил он.
Также глава региона вслед за министром культуры возмутился, что в Татарстане есть свои герои, спортсмены и передовики труда, которые не представлены молодому поколению как актуальные герои времени. «Некоторые говорят про себя: „Я человек мира“. Но я не человек мира — я человек Татарстана! И мы, каждый из нас, должны гордиться этим», — резюмировал Минниханов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.