ЦБ решил не слишком «жестить» и поднял ставку на ожидаемый 1 п. п. — до 16% годовых ЦБ решил не слишком «жестить» и поднял ставку на ожидаемый 1 п. п. до 16% годовых Фото: «БИЗНЕС Online»

«Скучные» 16% годовых

Сомнений в том, что совет директоров ЦБ на заседании в пятницу поднимет ключевую ставку, не было никаких. На финансовом рынке думали скорее о том, на сколько увеличится ставка — будет это 1% или выше. На руках у регулятора были все предпосылки для серьезного ужесточения денежно-кредитной политики. Главный аргумент — растущая инфляция. Если изначально Банк России надеялся привести инфляцию к целевым 4% в 2024 году, то теперь пошли разговоры о том, что и в следующем году такого результата не будет. К примеру, Сбер в своем прогнозе закладывает достижение цели по инфляции только в 2025-м. Инфляция к концу этого года составит 7,5%, «может быть, чуть больше, к 8 процентам», с сожалением отметил накануне на прямой линии президент России Владимир Путин. Но правительство и ЦБ принимают нужные меры, оговорился глава государства.

Так что у главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной был, что называется, карт-бланш. Да, в этом году Банк России уже поднял ставку вдвое, но пока влияния этой меры на цены не видно, эффект отложенный. Накануне регулятор сообщил, что инфляционные ожидания предприятий в декабре ускорились по сравнению с ноябрем и остаются на исторически высоких уровнях.

ЦБ в итоге решил не слишком «жестить» и поднял ставку на ожидаемый 1 п. п. до 16% годовых. При этом уже во втором предложении релиза Банк России подчеркнул: «Инфляционное давление остается высоким». За октябрь – ноябрь рост цен с поправкой на сезонность составил 10,0% в пересчете на год (по сравнению с 12,2% в III квартале), годовая инфляция немного «припала» с 7,5% в ноябре до 7,1%. По итогам года инфляция ожидается на уровне 7–7,5%, а рост ВВП России составит выше 3%. «Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста во втором полугодии 2023 года оказалось более значительным, чем Банк России оценивал в октябре», — пишет ЦБ. Экономика росла «существенно выше» ожиданий.

Набиуллина: «Цена процента инфляции – 600 миллиардов рублей из кармана людей!»

Уже состоявшееся ранее повышение ставки замедлило темпы кредитования в «отдельных сегментах», но общие темпы роста кредитования остаются высокими. Проще говоря, высокие процентные ставки не сильно охладили интерес к кредитам. Но тенденция такая, надо сказать, есть. В Татарстане число ипотек на фоне выросшей ставки за месяц снизилось на 15,9% с 9,4 тыс. в сентябре до 7,8 тыс. в октябре, говорил недавно президент РТ и председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда» Рустам Минниханов. Да, активность в жилищном секторе замедлилась, но объемы ипотеки все равно высокие из-за широкого набора льгот, заочно «спорит» ЦБ в своем релизе.

Уже состоявшееся ранее повышение ставки замедлило темпы кредитования в «отдельных сегментах», но общие темпы роста кредитования остаются высокими Уже состоявшееся ранее повышение ставки замедлило темпы кредитования в «отдельных сегментах», но общие темпы роста кредитования остаются высокими Фото: «БИЗНЕС Online»

ЦБ повторил октябрьский тезис о том, что для возвращения инфляции к 4% требуется продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Регулятор все еще надеется, что годовая инфляция снизится до 4–4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Следующее заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке пройдет 16 февраля 2024 года. Причем сегодня регулятор не дал явного сигнала, как будет действовать дальше. «Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — сказано в релизе. Проще говоря, будет снижение инфляции — будет и падение ключевой ставки. Но правило, видимо, может сработать и в обратную сторону.

На что еще обращает внимание регулятор? Особенно высокая кредитная активность наблюдается в корпоративном секторе, здесь темпы выше прогнозов. Выше ожиданий ЦБ складывается и рост экономической активности. Вновь Банк России напоминает о дефиците кадров как о главном ограничении в российской экономике. Так что у безработицы на историческом минимуме 2,9% есть и обратная сторона медали. Приток денег граждан в банки продолжается на фоне растущих ставок по вкладам и возврата наличных.

«Экономика <…> не успевает за растущим спросом. И если бы мы закрыли глаза на высокую инфляцию и не ужесточали денежно-кредитную политику, экономике это только навредило бы, — отметила Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров. — Представьте, что экономика — это автомобиль. Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется и далеко мы не уедем. Ехать, возможно, будем быстро, но не долго».

Лежащие на поверхности последствия сегодняшнего решения ЦБ — ставки по кредитам вырастут, как и ставки по банковским депозитам Лежащие на поверхности последствия сегодняшнего решения ЦБ — ставки по кредитам вырастут, как и ставки по банковским депозитам Фото: © Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / www.globallookpress.com

«С повышением ставки закончили, высокие ставки надолго»

Индекс Мосбиржи на фоне решения ослабил падение c минус 1,1% до минус 0,4%, индекс гособлигаций RGBI остался на месте, как и курс рубля. На 13:32 мск доллар стоил 89,62 рубля. Лежащие на поверхности последствия сегодняшнего решения — ставки по кредитам вырастут, как и ставки по банковским депозитам. К слову, Сбер и ВТБ анонсировали повышение процентов по вкладам еще до сегодняшнего объявления от ЦБ. Теперь максимальная ставка по вкладу у Сбербанка составляет 16,5%, а у Почта Банка — 17%. То ли еще будет.

«Скачок инфляции за верхний предел прогнозных значений на 2023 год в 7,5% и риски недостижения таргета 4% на 2024 год вынуждают сохранять жесткий цикл ДКП (денежно-кредитной политикиприм. ред.). При этом экономика остается перегретой на фоне дисбаланса спроса и предложения товаров и услуг, а давление на рынке труда сохраняется. Индикаторы перегрева — бурный рост ВВП при падении уровня безработицы», — объясняют повышение ставки в «БКС Экспресс».

Там считают, что нынешнее значение в 16% — это максимум, и в середине 2024 года Банк России перейдет к снижению ставки. БКС также замечает позитивное влияние возросшей ставки на рубль, который успокоился и теперь «курсирует в области 90 за доллар»: «Скорее всего, новой волны девальвации не будет, и спекулятивные покупки инвалют рисуют оказаться убыточными в ближайшие месяцы». Что касается ставок по кредитам, они в ближайший месяц могут еще подрасти, но «не сильно и не долго», считают в БКС.

Теперь главный вопрос — когда ключевая ставка начнет снижаться, говорят в «Альфа-Инвестициях». Это случится не раньше второго полугодия 2024 года, причем в следующем году ставка не опустится ниже 10%, прогнозирует главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. В Промсвязьбанке считают, что это финальное повышение ключевой ставки в этом цикле ужесточения, но переход к снижению начнется не ранее июня 2024 года. Вероятно, повышать ставку больше не будут, осторожно прогнозируют в Сбере. Росбанк ждет ближайшее снижение в апреле (до 15%), но не исключает «новые резкие взлеты и падения ключевой ставки в дальнейшем».

Текущие 16% годовых — это «золотая середина» и пик подъема ключевой ставки, в похожем ключе рассуждает профессор НИУ ВШЭ, автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган. «С повышением ставки закончили, высокие ставки надолго», — анализирует он релиз ЦБ.

«Вполне ожидаемые 16 процентов — это хорошо, но, кроме этого, ничего нового и действительно захватывающего, чего обычно ждешь от регулятора. „Дорожной карты“ на ближайшее будущее нет, она просто будет печататься по мере выхода дальнейшей макростатистики», — замечает экономист «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой. По его словам, Банк России оставляет себе широкое пространство для маневра и «понятнее траектория ставки в 2024 не стала». Регулятор не убирает со стола возможность еще поднять ставку в I квартале 2024 года, предупреждает эксперт.

«Для рубля жесткая политика — это плюс, но прямые эффекты (через спрос) увидим лишь в 2024-м, краткосрочно же все продолжит крутиться вокруг экспортных продаж, будущих дивидендов и спроса на валюту под конец года. До конца месяца рубль может еще попробовать подрасти, но уверенности в этом (учитывая условия) у меня нет. Скорее, его умеренный рост до 85–90 увидим лишь в 2024-м», — добавил Полевой.

«Мы близки к завершению цикла повышения ставки, но дальнейшие решения будут зависеть от поступающих данных», — отметила сегодня Набиуллина и предупредила, что ставка будет высокой «столько, сколько потребуется». Вариант повышения на 2 п. п. предметно не рассматривался.

Почему даже с высокими ставками люди продолжают брать кредиты? По словам Набиуллиной, люди опасаются, что их сбережения обесценятся и дальше будет дороже. А когда инфляционные ожидания высоки, ставки по кредитам уже не кажутся такими страшными. Например, сейчас инфляционные ожидания — 12%, а ставка по ипотеке — 8%.

«Я думаю, что до президентских выборов рубль будет укрепляться. 80 рублей [за доллар] мы точно увидим» «Я думаю, что до президентских выборов рубль будет укрепляться. 80 рублей за доллар мы точно увидим» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кто-то зарабатывает, а кто-то за это платит. Сильнее всего деньги растекаются по югу, Волге…»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали сегодняшнее решение ЦБ и порассуждали о его последствиях и сроках смягчения денежно-кредитной политики.

Александр Виноградов — ведущий экономист АНО «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— Нынешняя относительно высокая ставка и очередное продление программы льготной ипотеки служат одной и той же цели — замораживанию чрезмерной денежной массы, предотвращению выплескивания ее на потребительский и валютный рынки с закономерными инфляционными последствиями. Лучше уж пусть те, кто получил эти деньги (которые правительство вваливает в, скажем так, известные отрасли экономики), положат их на депозиты в банки либо же в котлованы будущего жилья. При этом ключевые отрасли — те самые, которые очень нужны правительству, — и так получат свое финансирование, для них высокая ставка не является помехой в деятельности.

С одной стороны, правительство жмет на газ, причем где надо, где оно считает, что необходимо тратить деньги. Но, поскольку вливание денег в определенные отрасли влечет за собой риск локальной инфляции с дальнейшем растеканием по экономике, в частности за счет покупки валюты, ЦБ это заранее пытается тормозить. Кто-то зарабатывает, а кто-то за это платит. Сильнее всего деньги растекаются по югу, Волге, Уралу, Дальнему Востоку. Там основные предприятия ВПК, оттуда набирают контрактников и туда идут деньги. Там рост потребления и цен, и ЦБ это все притормаживает.

Когда ожидать понижения ставки? Когда кончится СВО и когда-нибудь после этого.

Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Решение было в рамках рыночных ожиданий. Опасения были у рынка акций, что повышение будет слишком серьезным, ждали 17–18 процентов [годовых].

Пик ли это? Никто не знает. Но я согласен, что весной инфляция пойдет вниз и ставка — тоже. Эффект девальвации же не сразу сказывается, а он перестанет сказываться. Плюс эффект повышения ставки тоже на инфляцию влияет не сразу, а с лагом в 3–6 месяцев. К тому моменту рубль еще сильнее укрепится. Весной годовая инфляция выйдет на пик и начнет снижаться.

Я думаю, что до президентских выборов рубль будет укрепляться. 80 рублей [за доллар] мы точно увидим. Сейчас же «золотое» время для вкладчиков — новогодние и рождественские вклады стоит разместить на максимальный срок под фиксированный процент.

Дмитрий Голубовский — аналитик и эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс»:

— Я неоднократно уже говорил, что ключевая ставка — это не ключевой инструмент в борьбе с инфляцией. Я думаю, что ключевой инструмент — это контроль над валютной выручкой экспортеров и организаций, взаимодействие с ними, чтобы она равномерно поступала на валютный рынок. Основной вклад в инфляцию внесла девальвация рубля.

Что касается ставки. Это предсказуемо, что она выросла, и, наверное, даже дальше продолжит расти, еще не предел. ЦБ очень упорно считает, что нужно охладить кредитование и охладить таким образом спрос на импорт и улучшить торговый баланс. Потребительское кредитование — это то, что оказывает давление на рубль, в том числе потому, что оно проявляет спрос на импорт. В этом есть логика, но это вводится с неким временным лагом, хотя и имеет накопительный эффект. Это раз. Второе — такой подход он бьет не только по спросу на импорт, он бьет и по внутреннему спросу. Сюда входит и жилищная сфера — будет охлаждаться рынок недвижимости, что оказывает негативное влияние на всю экономику. Поэтому я считаю такой метод борьбы с инфляцией сродни применению оружия массового поражения. Вы хотите что-то отрегулировать, но плохо делаете всем. Ставка на запретительном уровне для бизнеса.

С точки зрения такого классического монетаризма они все делают правильно. На мой взгляд, Центральный банк перегибает палку, ему это свойственно. Я могу сказать только: он действует в русле своих подходов. Такая ставка — это не нонсенс, такое в истории мы видели. Пока Центробанк не добьется дефляции, когда месяц к месяцу цены начнут падать, он будет держать высокую ставку. Падать цены начнут где-то как раз к началу весны.

То, что у нас высокие темпы кредитования, не значит, что у нас высокая деловая активность — она может снижаться. Потому что логика здесь может быть такая же, как ускорение кредитования, когда только начался цикл подъема ставки снова и у нас резко выросло кредитование новостроек. Это удивлять может: кредит подорожал, а вырос спрос. Потому что логика включилась: возьми в кредит сегодня, потому что завтра будет дороже. Поэтому могут набирать какие-то краткосрочные долги, потому что краткосрочный долг не потребует большой переплаты, но надо его быстро отдавать. Все для того, чтобы иметь какой-то запас кеша. Если ты увидишь, что финансовые условия ухудшаются, у тебя будут какие-то деньги. А если финансовые условия не ухудшатся, деньги можешь вернуть. Логика у бизнеса может быть совершенно разной, потому что сам по себе рост кредитования — это не то, о чем можно однозначно говорить как о тенденции в какую-то сторону.