3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

– Рашат Хамматович, в этом году тепло наступило уже в апреле – температура в иные дни повышалась до 25 - 30 градусов. Такая погодная аномалия для нашего региона как-то сказывается на состоянии энергообъектов?

– Мы это уже проходили летом 2010 года, когда работали в аномально жарких условиях. С чем тогда столкнулись – началось массовое провисание проводов. Когда температура - 30 - 40 градусов и есть высокие нагрузки, провода начинают провисать и перекрывают растительность под ними. Насчет растительности – мы еще в прошлом году основательно очистили все просеки. А в этом, вы же сами видели, какая бурная была весна: сначала половодье, потом жара, дожди – пошел буйный рост деревьев и кустарников вокруг подстанций, под линиями электропередач. Поэтому наши службы проводят активную расчистку.

– В Сетевой компании применяется метод аэросканирования сетевой инфраструктуры, расскажите о нем поподробнее.

– Аэросканирование – это достаточно новый способ определения состояния линий электропередачи и опор. Представьте вертолет, на нем установлено специальное оборудование, которое позволяет в формате 3D определить состояние энергообъектов. По результатам сканирования создается компьютерная модель того или иного объекта вплоть до мельчайших подробностей. К примеру, по одной из линий 220 киловольт при аэросканировании мы определили, что она короче, чем значится в документах. А это очень существенно: автоматику и защиту надо настраивать совсем по-другому. Эта технология позволяет определить негабариты расстояния от ВЛ до поверхности земли. В частности, недавно был выявлен дефект на линии 500 киловольт Киндери-ЗайГРЭС. По результатам аэросканирования был определен негабарит в 60 сантиментов, который возник в результате изменения характера дорожного полотна. Нами принято решение в тех местах установить дополнительные опоры.

В РЕКОНСТРУКЦИЮ ПС «ЦЕНТРАЛЬНАЯ» ИНВЕСТИРОВАНО БОЛЕЕ 1 МИЛЛИАРДА

– Какие работы в рамках капремонта ведутся в настоящее время в республике?

– Колоссальные работы идут на подстанции «Центральная», в этом году мы должны их завершить в полном объеме. Во-первых, на «Центральной» увеличиваем трансформаторную мощность в два раза. Было 250 МВА, будет 500 МВА. Новые автотрансформаторы уже пришли, установлены на рабочем месте, их готовят к включению.

Кроме этого, там идет полная реконструкция распредустройств 220 и 110 киловольт, масляные выключатели 220 кВ и воздушные выключатели 110 кВ меняем на элегазовые. Плюс перспектива возможности прокладки туда двух линий 220 киловольт от строящейся подстанции «Елабуга». Они на прямую придут на «Центральную», что даст нам возможность снизить дефицит мощности, который существует в Казанском энергорайоне.

– Каков дефицит мощности в Казани в настоящее время?

– Порядка 400 - 500 мегаватт. При «заводе» линий с Елабуги мы получим с Закамья дополнительные резервные мощности на покрытие дефицита в Казани. К тому же эти линии повысят надежность. Отмечу, что линии Елабуга-Центральная – в плане перспектив на 2015 год, но ячейки под них мы готовим уже сейчас.

– О каких суммах по реконструкции «Центральной» идет речь?

- О серьезных – более миллиарда рублей. Так что затраты большие.

– В прошлом году автотрансформаторы подстанции «Киндери-500» выводили в ремонт. В этом году планируются аналогичные работы в летний сезон?

– Да, с прошлого года мы приступили к масштабной реконструкции подстанции «Киндери». В этом - меняем автотрансформаторы, которые отработали 50 лет. Новые уже получены, идет подготовка к их установке в августе.

– То есть опять жителям региона предстоит летом жить в состоянии энергодефицита?

– В прошлом году «Киндери» выводилась в ремонт максимум на две недели, в этом – на полтора месяца в августе-сентябре. Согласен, нас ждет нелегкий рабочий режим, подготовка к нему идет, в принципе, все мероприятия проработаны. И потом мы не говорим, что будем отключать, речь идет о некотором ограничении энергопотребления. На это время максимально вводится генерация. А для создания в Казани наиболее благоприятного режима есть много линий, имеющих два источника электроснабжения. К примеру, часть - от подстанции "Киндери", часть - с возможностью переключения за пределами Казанского энергорайона. Максимум нагрузки будет переключено на другие подстанции. В том числе и в Марий Эл, Удмуртии, Чувашии.

ПРОСТО РЕМОНТОМ НЕ ОБОЙТИСЬ

– Раз уж мы говорим о надежности энергоснабжения, то хотелось бы вернуться к аварии на подстанции «Кутлу-Букаш-220», которая произошла в конце марта. Комиссия уже выяснила причины произошедшего?

– Да, авария случилась из-за того, что произошел вынос потенциала высокого напряжения в сети оперативного тока, в результате чего потеряли управление четыре коммуникационных аппарата – те, что в таких ситуациях должны отключать автотрансформатор. Но они не отключили, что привело к затягиванию аварийного режима и отключению поврежденного участка с большими выдержками времени.

– Но почему это произошло и как избежать подобных ситуаций в дальнейшем?

– Здесь объяснение простое: если оборудование подстанции предназначено для эксплуатации в течение 35 - 40 лет, то по истечении этого срока нужно его менять, как это делается на Западе. У нас же ситуация иная: оборудование, у которого вышел нормативный срок, проходит техническое освидетельствование с привлечением специализированной организации и представителей Ростехнадзора, и комиссия принимает решение о возможности дальнейшей эксплуатации. В "Кутлу-Букаш" все нормативные сроки давно прошли. Хотя сам по себе факт выхода из строя автотрансформатора 63 МВА – случай довольно редкий.

– Какое решение было принято: провести капремонт оборудования или все же поставить новое?

– Во-первых, сразу же после аварии была организована внутренняя комиссия с привлечением экспертной организации, которая и определила минимальную ремонтную пригодность автотрансформатора. В результате было принято решение приобрести новый, чтобы сократить сроки, войти в осенне-зимний период по нормальной схеме и выиграть в надежности. Кроме того, рассмотрен вопрос о начале первого этапа реконструкции подстанции уже в этом году.

– А когда будет введен новый автотрансформатор?

– Автотрансформатор – это очень сложный аппарат, на изготовление которого требуется не менее шести месяцев. По согласованному графику его ввод намечен в начале декабря. Но на прохождение ОЗП это никак не отразится.

КОГДА ДОЙДЕТ ОЧЕРЕДЬ ДО РАЙОНОВ?

– Перейдем от глобальных проектов к локальным, то есть к распределительным трансформаторным подстанциям. Планируется ли ремонт ТП?

– Есть многолетний график капитального ремонта этого оборудования, в соответствии с ним мы и выполняем ремонтные работы. Но здесь имеется камень преткновения – недовольство жителей из-за отключений электроэнергии. Понять людей можно, но выполнить ремонт без отключения нельзя! Начинаем оповещать, что вот такого-то числа будет обесточена данная электроустановка для выполнения ремонтных работ, и начинается - жалобы идут потоком в наш адрес: почему вы не работаете ночами? Почему не работаете по праздникам?

Мы пытаемся объяснять: ночами работать нельзя по технике безопасности – освещенность объекта должна быть нормальная, ведь мы работаем в электроустановке повышенной опасности. Во-вторых, в праздники работать тем более нецелесообразно – люди дома, а в рабочий день человек может и не заметить, что у него света полдня не было. Очень много офисов на первых-вторых этажах домов, они тоже начинают роптать: «у нас работа, бизнес, а вы отключаете электроэнергию!» В этом плане проблемы есть. Тем не менее определенное нами количество ТП мы обязательно охватим ремонтом и выполним его.

– Как происходит предупреждение населения о плановых отключениях и на какое максимальное время?

– Как правило, мы оповещаем управляющую компанию и всех абонентов, с которыми у нас есть договора на электроснабжение. Но у многих абонентов есть субабоненты, которых мы не знаем. Вот представьте - та же самая управляющая компания, а у нее в доме «сидит» парикмахерская или стоматполиклиника. Они начинают скандалить: почему не предупредили? Этот момент есть. Здесь уже недоработка управляющей компании, которая не побеспокоилась о своих арендаторах. Что касается времени проведения работ: обычно мы выполняем в течение рабочего дня. Если предстоит комплексный ремонт, то один день отключаем для строительно-малярных работ, в ночь включаем, потом на следующий день повторно отключаем и ведем ремонт самого оборудования. Максимум два дня.

– Складывается ощущение, что в этот раз все силы и средства капремонта нацелены на Казань. Неужели в районах республики энергообъекты не требуют вложений?

– Реконструкция объектов ведется и в других муниципальных районах, к примеру, в Альметьевске полным ходом идет реконструкция подстанции «Городская», в Набережных Челнах в прошлом году полностью реконструирована подстанция «Сидоровка». В этом году будет выполнен комплексный ремонт восьми ПС 35-500 кВ. Типовому капитальному ремонту будет подвергнуто более тысячи километров ЛЭП 35-500 кВ. Капитальный ремонт ВЛ 6-10 кВ будет осуществлен в размере более 6 тысяч километров.

Да, вы правы, объектов, требующих пристального внимания, в республике много. Та же подстанция «Бугульма-500» - одна из старейших подстанций в республике - требует реконструкции, к чему мы приступим в ближайшие годы. Но пока упор идет на Казань, и вы понимаете, почему: столице предстоят события мирового масштаба, и мы просто обязаны обеспечить надежность ее энергоснабжения. А денег на все объекты, к слову, сильно выработавшие свой срок, попросту не хватает. Но я думаю, что вопрос решится положительно. Отмечу один момент: на днях состоялось собрание акционеров нашей компании, так на нем принято решение – всю прибыль направить на реализацию инвестиционной программы компании и обеспечение энергоснабжения социально значимых объектов республики. Так что приоритеты очевидны.