Примерно в 17 тыс. рублей обойдется поездка по М12 на легковушке — если сложить только таксу «Автодора» и бензин. «Для автомобилистов дорого. Скорее всего, М12 облюбуют коммерсанты, нежели простые водители», — пожимал плечами один из собеседников по дороге в Первопрестольную. «Не нравится — не езди», — говорил другой. Но есть и позитив: доехать за 6,5 часа — это реально! Движение уже идет — в Татарстане пока по чуть-чуть, а вот в Нижегородской области поток ощущается. О том, как по дороге рассекают «призраки», что говорят в многофункциональных комплексах и где все еще нет заправок, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
На прошлой неделе платная трасса М12 «Восток» наконец-то дошла до Татарстана — на полгода раньше заявленного срока. 21 декабря движение по дороге открыли с благословения Владимира Путина. Теперь до Москвы от Казани можно насладиться 823 км свежего асфальта, выложив примерно 5 тыс. рублей. Расстояние сопоставимо с бесплатной М7. Но благодаря максимально разрешенной скорости в 130 км/ч, четырехполосному движению и объезду городов время поездки сократилось с 12 до 6,5 часа, как сообщали в «Автодоре». Оценить все это редакция решила на себе, отправив корреспондентов на следующий же день после торжественного открытия дороги.
-
В Татарстане на трассу ведут 6 развязок: в Кайбицком, Верхнеуслонском, Лаишевском и Пестречинском районах. Мы стартовали с самого начала, съехав на М12 на пересечении Шали – Бавлы. Пропустить нужный съезд или заплутать не получится: указатели заранее сообщают о повороте на платную дорогу.
-
Одна из анонсированных фишек М12 — многофункциональные зоны (МФЗ) дорожного сервиса — места, где водители могут заправиться, перекусить, принять душ и даже помолиться. Впервые такую точку от «Татнефти» на пути водитель встречает через 15 км после начала поездки. Таковых в Татарстане пока 4 из запланированных 6.
-
Универсальная АЗС на площади в 2 га имеет 21 колонку со всеми видами топлива и электрозаправку. Дальнобойщикам и автобусам выделили отдельные зоны. Помимо этого, установили детскую площадку, воркаут-зону. Вряд ли до наступления тепла кто-то ими воспользуется, но задумка неплохая.
-
В проекте МФЗ предусмотрели и душевую с прачечной. Водители согласятся: нет ничего лучше теплого душа после многочасовой поездки. По соседству с душевой поставили молельную комнату для представителей всех конфессий. По задумке «Татнефти», в них не будет никакой религиозной атрибутики — только стрелка на потолке, указывающая на Каабу. Источник финансирования исключительно пожертвования меценатов и спонсоров.
-
Освежиться в душе и помолиться корреспонденту «БИЗНЕС Online», увы, не удалось. В душевой до сих пор не закончили монтаж сантехники, а молельная закрыта.
-
Со слов сотрудников, заправка функционирует со дня открытия, но пока что в тестовом режиме. Не все терминалы работают, есть проблемы со связью. Некоторые товары не завезли, а летняя терраса забита аппаратурой для душевой и прачечной. «Здесь все освободить предстоит, порядок навести, это зависит от подрядчика. Душевая почти введена в эксплуатацию, практически полностью все отремонтировано, будет выставляться оборудование — и скоро все запустим», — объяснил мастер АЗС Айрат Гафаров.
-
Чем же потчевала посетителей МФЗ? Ассортимент пока дополняется, но голодными водителей не оставят. Если не брать в расчет снеки, полакомиться можно сэндвичами, пончиками, выпечкой и горячими блюдами с салатами: картошкой, пловом, шницелем и т. д. Например, легендарный эчпочмак обойдется в 79 рублей, а стаканчик кофе стоит от 149 рублей. За полноценный обед (мясо с гарниром и салатом) водитель отстегнет от 250 рублей. Можно сказать, демократично, с учетом пустоты окружающего пейзажа.
-
За полчаса на заправку приехали около 15 водителей. Большинство на этой платной дороге впервые. Как оказалось, настоящий фурор случился в день открытия. «Вчера был наплыв, люди идут хорошо, но, конечно, еще не привыкли [к платной трассе]. Это только начало, в следующем году будет больше!» — воодушевлена работница АЗС Татьяна. Стоит отметить человеческое отношение (по сравнению с другими заправками) «Татнефти» к работникам: несмотря на круглосуточный график, пересменка здесь каждые 12 часов.
-
А это самый сложный элемент всей трассы М12 — новый четырехполосный мост через Волгу. Его длина — 3,4 км, ширина — 25 метров. Чтобы ускорить процесс возведения моста, его строили одновременно с двух берегов; понадобились временные мосты и технологические площадки, чтобы ко всем опорам был постоянный доступ. Что интересно — мост слегка вибрирует, что ощущается даже в машине.
-
Следующая АЗС — через 100 километров. Вновь от «Татнефти». Душевая и молельная также не работают, их откроют в течение 10 дней. Еду продают не на развес, как на предыдущей заправке, а в боксах. Полноценный обед будет стоить 220 рублей. Одно «но»: наши любимые эчпочмаки здесь стоят на 12 рублей дороже, чем на предыдущей заправке. Видимо, чем дальше от Казани, тем дороже завоз.
-
К слову, МФЗ работает с ноября. До открытия последнего этапа здесь заправлялись в основном жители близлежащих поселений. В последние дни поток водителей вырос скачкообразно. За неполный день АЗС приняла больше сотни водителей, отмечали сотрудники.«В основном легковые автомобили, но на каждую 10-ю легковушку приходится одна грузовая», — поделился ощущениями мастер АЗС Салават Рахматуллин.
-
Основной поток машин едет в сторону Казани. За четыре часа езды мы насчитали примерно 200 автомобилей, половина из которых — большегрузы. В сторону Москвы машин заметно меньше — около 90.
-
Почему же эти водители выбирают платную М12, а не бесплатную М7? Все дело в скорости: на «Востоке» не нужно «тошнить» в населенных пунктах, стоять в пробках и беспокоиться о подвеске на разбитом участке. На платной автодороге путь сокращается на часы. «Трасса сокращает поездку в полтора часа до Арзамаса. Раньше мы ехали до Шумерли 8–9 часов, сейчас — 6. Цена не смущает, главное — удобство: нет светофоров, населенных пунктов, большого количества машин», — рассказал Дмитрий, с которым мы разговорились на очередной остановке.
-
На некоторых окраинах трассы до сих пор идут работы.
-
На протяжении М12 — 19 съездов, с которых можно съехать на Иннополис и Ульяновск, Чебоксары, Арзамас, Муром, Владимир и другие населенные пункты. До некоторых придется ехать довольно далеко: к примеру, от развязки близ Канаша по дороге А151 до столицы Чувашской Республики — около 100 километров. Трассировку выбрали с целью развития малых городов, объяснял предправления «Автодора» Вячеслав Петушенко. Кроме того, и цена земли под дорогу вдали от крупных городов дешевле.
-
Выезд в Чувашию. С этого момента количество машин на пути заметно увеличилось. Оно понятно: участки сдали раньше, люди уже привыкли.
-
Остановимся на качестве дорожного полотна. По заявлению «Автодора», дорога уложена с расчетом на грузопоток в 24-летней перспективе и представляет из себя «большой слоеный пирог из асфальта, щебня, песка и так далее». Но, честно говоря, весь путь по татарстанскому участку машину команды «БИЗНЕС Online» качало на каких-то непонятных неровностях. На редких кочках автомобиль даже подлетал. Потом мы такого не отмечали.
-
Причина кроется в не до конца осевшем асфальте и со временем проблема уйдет, оптимистично высказался Вячеслав, работавший водителем самосвала на участке у Сергача. «Трасса очень удобная, скоростная, благодаря ей до Москвы я буду ехать на четыре часа меньше. А что по поводу цен: не нравятся они — не езди», — пожал плечами собеседник.
-
Ну а на чувашском отрезке М12 катастрофическая нехватка АЗС в сторону Москвы: их еще банально не достроили. До ближайшей, в Арзамасе, — 196 километров. Единственная заправка от «Газпромнефти» под Шумерлей пребывает в плачевном состоянии. Всего одна колонка с 92-м, 95-м бензином, дизельным топливом, а вокруг — стройка. В приемлемый вид, рассказали строители, все приведут только к августу 2024-го.
-
В общем, многие заправки до сих пор не ввели в эксплуатацию. По официальным данным, функционируют 19 из 45 объектов дорожного сервиса, остальные в «активной фазе реализации». Что ж, понятно: срок сдачи дороги переносили дважды. Сначала вместо 2027 года — на лето 2024-го, потом — еще на полгода.
-
Еще одна проблема поездки по М12 — сложности со связью. 80% пути красный оператор ловил «ешку» или терял сеть. Ни созвониться, ни выйти в интернет.
-
Проблему со связью решают. На всех участках М12 ставят базовые станции. Как говорил накануне открытия глава минцифры Татарстана Айрат Хайруллин, всего на татарстанском участке М12 протяженностью 152 км будет 29 базовых станций. Это обеспечит 100-процентное покрытие скоростным интернетом и связью всей дороги. Завершить их установку планируют к середине января.
-
За состоянием трассы тщательно следят. В снегопад на дорогу выходят снегоочистители. В обычную погоду машины чистят дорожные ограждения.
-
Заглохла машина или закончился бензин? На такой случай по М12 дежурят дорожные инспекторы, которые при необходимости отбуксируют до ближайшей стоянки.
-
Лесные зоны огородили сетчатым забором, дабы дикие звери не мешали движению автомобилей. Если животному понадобится перейти на другую сторону автомагистрали — есть экодуки. «Зеленые мосты» огорожены шумозащитными экранами, покрыты почвой и растительностью. Только вот забор есть не на всех участках, так что животные периодически выходят к границам магистрали.
-
Нижегородская область. Дорогу накрыл густой туман. Выглядело атмосферно.
-
На фото — первая спустя почти 200 км заправка. АЗС открыли 21 декабря, а потому здесь еще небольшой хаос: нет ценников, некоторые товары не пробиваются. Один водитель сетовал, что полчаса не может заправить грузовик — кассиры почему-то не могли включить подачу топлива на его колонку.
-
А вот так выглядит легкий перекус ценой в 503 рубля: это два блинчика и кофе в банке. По нашим наблюдениям, на заправке «Лукойла» самые высокие цены на М12: если на «Татнефти» 92-й стоил 49,80 рубля, на «Газпромнефти» — 49,40 рубля, то здесь — 50,35 рубля. Суп-лапша тянет рублей на 200, стаканчик кофе стоит от 199 рублей.
-
Дорога от Арзамаса до Владимира освещена кусками. Довольно-таки приличные участки магистрали тонут в темноте.
-
Вантовый мост через Оку на 1 378 м сдали 8 сентября. Он соединяет берега Владимирской и Нижегородской областей, Центрального и Приволжского федеральных округов.
-
Бесспорно, одно из красивейших мест М12.
-
Неожиданная встреча: заправка «Татнефти» во Владимирской области. Работает больше месяца, но готовая еда здесь появилась в день открытия. Цены на еду практически идентичны татарстанским, за одним исключением: эчпочмаки тут стоят 119 рублей! Ну оно и понятно — до малой родины далеко…
-
До цели — поворота на МКАД — 4,5 километра. У въезда в Москву дорога расширилась до 6 полос, выросла интенсивность движения. Из столицы машины выезжали десятками.
-
МКАД. Конечная. До столицы команда «БИЗНЕС Online» добралась за 7 часов на скорости в 130 км/час. Но нас постоянно обгоняли — машины явно шли и под 150, и под 170 км/ч.
-
Первая остановка — самая большая в стране АЗС площадью 1,2 тыс. «квадратов» от «Лукойла». Здесь одновременно могут заправляться 16 легковых и 6 грузовых автомобилей. По сути, это даже не МФЗ, а полноценный ТРЦ. «Начинка» здания впечатляет: детская игровая зона, аптека; в продаже, помимо еды, косметика, игрушки и сувениры, средства гигиены, зоотовары. Можно принять душ за 150 рублей и постирать одежду за 180. Снаружи — детская площадка и зона для выгула собак. Обслуживают комплекс, по нашему наблюдению, не меньше 20 человек. График работы непростой: сутки через трое.
-
Помимо наценки на товары (около 300 рублей), водители сетуют на расположение МФЗ. «Чем они мотивировались, когда ставили МФЗ здесь? От Москвы 150 километров, а до Казани и Арзамаса — далеко», — отмечал один из водителей.
-
Поражало количество зайцев на дороге — мы насчитали более 20 автонарушителей. На М12 нет КПП, шлагбаумов и пунктов оплаты. Заезжающие машины фиксируют камеры, а затем, постфактум, водители счет оплачивают в Сбере или на сайте «Автодора». Система несовершенна, и бумажка или грязь на номере позволяет проехать по трассе без оплаты. «Автодор» пытается бороться с нарушителями: как писал «Коммерсантъ», в 2023 году водителям в России вынесли 1,05 млн штрафов за неоплаченный проезд по платным магистралям. Впрочем, штрафы невелики: для водителей легковых автомобилей — 1,5 тыс. рублей, грузовиков — 5 тысяч. Правда, и оплату проезда это не отменяет.
-
Некоторые зайцы работают как будто в команде и страхуют друг друга.
-
В сторону Казани у заправки «Лукойла» стоит православный киот. Как пишет «Автодор», постройку возвели в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» и иконы Преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Серафим Саровский — основатель и покровитель главной святыни региона — Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, который входит в состав паломническо-туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров. Трасса М12 — самый быстрый путь к паломническому центру.
-
Народная мудрость: обратный путь всегда кажется короче. Путь домой прошел субъективно быстрее, на спидометре было под 130 км/ч. До начала М12 в Татарстане команда «БИЗНЕС Online» добралась за 6,5 часа — быстрее, чем до Москвы.
-
«Для автомобилистов дорого. Скорее всего, М12 облюбуют коммерсанты, нежели простые водители», — отмечал один из путешественников. Счет, кстати, приходит быстро. Поездка туда и обратно по М12 от Казани до Москвы обошлась почти в 17 тысяч. Это более 7 тыс. рублей на бензин в обе стороны плюс оплата тарифа «Автодора».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 103
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.