ФИНАЛЬНЫЙ ГВОЗДЬ В «РЕЙТИНГОВЫЙ ГРОБ»

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг Кипра в иностранной и национальной валюте с "BBB-" до "BB+", то есть ниже инвестиционного уровня. Как говорится в сообщении агентства, прогноз по долгосрочным рейтингам - "негативный". Краткосрочный рейтинг был понижен с "F3" до "B".

Как отмечает Fitch, кипрским банкам необходимы значительные вливания капитала, чтобы была восстановлена уверенность в их финансовой устойчивости.

Напомним, что 13 января 2012 года рейтинговое агентство S&P понизило рейтинг Кипра до так называемого «мусорного» уровня – "BB". Эксперты объяснили свои действия наличием в стране монетарных проблем и сильной зависимостью кипрской экономики от греческой.

Через пять месяцев, 13 июня, кредитный рейтинг Кипра был понижен агентством Moody's сразу на две ступени - с "Ba1" до "Ba3". Основная причина снижения, по словам представителя Moody's, заключается в ухудшении экономического положения островного государства "ввиду возможности выхода Греции из еврозоны". Такой сценарий может потребовать усиления поддержки правительством кипрских банков, которые во многом зависят от экономики Греции. Кроме того, в агентстве отметили продолжающееся ухудшение макроэкономической ситуации на Кипре.

В агентстве заявили, что их расчеты показывают, что для рекапитализации банковской системы Кипру потребуется сумма, превышающая 10% ВВП страны. Так, до конца июня стране нужно изыскать 1,8 млрд. евро на рекапитализацию второго по величине банка страны Cyprus Popular Bank. Он понес потери в размере около 2 млрд. евро при реструктуризации греческой суверенной задолженности.

ВЛАСТИ ЕС ПРОТИВ "БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ"

Официальные представители ЕС давно невзлюбили «большую тройку» рейтинговых агентств. Так, первые серьезные негативные заявления прозвучали около года назад, когда Moody's, Fitch и S&P наперегонки резали рейтинги Португалии и Греции. Так, член совета управляющих ЕЦБ Эвальд Новотны заявил, что кредитные рейтинги агентств – это сугубо их мнение, а не новая информация. При этом свое мнение они выражают так, что только усложняют долговой кризис в Европе.
Чиновники из ЕС считают, что рейтинговые агентства делают это намерено. Они спекулируют на своем влиянии на экономику. Еврокомиссар по внутреннему рынку ЕС Мишель Барнье даже заявил, что рейтинговым агентствам нужно вовсе запретить выставлять оценки кризисным государствам.

В частности, решение S&P по Кипру было охарактеризовано местным минфином как «волюнтаристское и бездоказательное. Ввиду того что агентство решило понизить рейтинг Кипра всего через два дня после того, как Еврокомиссия сочла, что Республика Кипр приняла необходимые меры для оздоровления государственных финансов».

ИНСТРУМЕНТ БОЛЬШОЙ ИГРЫ

Сегодня рейтинговые агентства - это не только и столько группа экспертов, союзников инвесторов, сколько инструмент пресловутого "мягкого влияния". В самом деле - если инвесторы верят агентствам, это можно использовать. Так, страны с наибольшими долгами (как государственного, так и корпоративного сектора), такие как США, Япония, Великобритания, имели рейтинг надежности выше, чем, например, КНР или Россия, долги которых символичны.

Такое положение устраивало и США, и Европу, поэтому до 2008 года никто из финансистов стран "золотого миллиарда" этому не возражал. Но друзья, как известно, познаются в беде. С приходом первой волны кризиса обострилась конкуренция за капиталы, и американские власти стали использовать рейтинговые агентства в своих интересах, в том числе и против ЕС.

Отметим, что сейчас сильно выигрывают США, занимая под «0» или даже с отрицательной доходностью. Проблемы Штатов ушли в тень на фоне финансового «пожара» в Европе. Тем временем страдают страны PIIGS: займы для них предоставляются под 6% и выше вплоть до заоблачных 25% годовых. Власти ЕС вынуждены выкупать облигации проблемных стран с рынка и предоставлять коммерческим банкам средства для подобных операций. То есть занимают по своему внутреннему курсу.

Справедливости ради можно отметить, что Германия тоже круто удешевила свои займы. Но сможет ли она в одиночку стабилизировать зону евро – открытый вопрос.

Интересно, что власти ЕС озаботились созданием собственного международного рейтингового агентства и ищут пути снижения влияния заявлений «большой тройки».

Подчеркнем, что, еще будучи премьер-министром РФ, в июле 2011 года Владимир Путин одобрил идею создания рейтингового агентства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Тонкие манипуляции на рынках капиталов не могли остаться без внимания со стороны высшего руководства нашей страны. «Сделали негативную оценку, рейтинг страны уронили, кредиты на страну стали дороже», - пояснил премьер.

БЕЛАРУСИ ПОНЯТНО, НО ЗАЧЕМ ОДАЛЖИВАТЬ КИПРУ?

По неофициальной информации, Кипр собирается просить деньги на рекапитализацию банков у России, а не у европейского антикризисного фонда. Сообщалось, что на этот раз правительство Кипра может обратиться к Москве за кредитом в размере 5 млрд. евро.

Заметим, что в 2011 году российское правительство предоставило Никосии кредит на 2,5 млрд. евро, что превышает 10% ВВП страны. Кредит был выдан на срок до пяти лет под 4,5% годовых с возможностью досрочного погашения без каких-либо дополнительных санкций.

Любопытно, что многие эксперты сомневаются в возможности вернуть эти средства на таких условиях. Возникает вопрос: в чем интерес РФ в предоставлении займов для тонущего в проблемах оффшора?

Как известно, Кипр является одной из наиболее популярных оффшорных гаваней для российского бизнеса. Есть ли тут связь? Вполне возможно, так как если рухнут ключевые банки Кипра, то могут «испариться» средства оффшоров и заморозиться управление активами.

Отметим, что в 2010 году наибольший объем накопленных прямых иностранных инвестиций в РФ приходился на Кипр - $62 миллиарда (или 20,7% от всего объема). В свою очередь, Россия входит в число крупнейших инвесторов на Кипре: объем накопленных прямых российских инвестиций в экономике Кипра составил 2 млрд. 590 млн. евро на конец 2009 года.

В качестве альтернативного варианта - РФ в силу будущих геополитических выгод может позволить себе сегодня потерять несколько миллиардов евро на списаниях, подобных греческому выборочному дефолту.

ИНТЕРЕС ТАТАРСТАНА

Насколько бизнес Татарстана заинтересован в стабильности на Кипре? Это наглядно демонстрирует нижеприведенная таблица.

==table73==

Как выясняется, владение через оффшор популярно у нас во всех сферах: и машиностроение, и оптовая торговля, и строительство. Получаем десятки миллиардов рублей активов под контролем оффшоров. При этом порой доли пакетов контрольные (более 50%), что может существенно усложнить функционирование таких субъектов в случае усиления нестабильности на Кипре.

Подчеркнем, что напрямую наша республика имеет очень скромный торговый оборот с Кипром: за 2010 год - $937 тысяч.

В то же время компании Кипра активно вкладывают средства в экономику РТ. Так, только за 2008 год было вложено $710 млн., что составило 27,4% от всех иностранных инвестиций в нашу республику.

Отметим, что согласно единому государственному регистру предприятий и организаций Республики Татарстан зарегистрировано 945 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. На долю Кипра приходится 11,9% от общего числа.

Интересно, что указанные выше компании входят в «Топ-300», то есть играют значительную роль в хозяйственной деятельности нашей республики. Это значит, что их проблемы могут отразиться на самочувствии всего Татарстана.

Справка

Республика Кипр:
ВВП - 17,76 млрд. евро (2011 год);
Государственный долг - 12,72 млрд. евро (71,6% от ВВП);
Население - 790 тыс. человек (16,1 тыс. евро госдолга на душу).