Россия, как видится, прочно встала на путь преобразования. Для Татарстана окончательно перевернута страница суверенитета, но это, конечно, не повод не заявлять на федеральном уровне о своей самости. Благо поводов предостаточно. Это и помощь бойцам на фронте, и саммит лидеров БРИКС, и перепись населения, и даже сериал «Слово пацана». О том, какие мячи республика в этом году пропустила в свои ворота, а какие вколотила под перекладину партнерам, вспоминает корреспондент «БИЗНЕС Online».
В целом Россия успешно сдает экзамен на прочность — сплотилась не только на фронте, но и в тылу
Принятие СВО и «очищение» санкциями
Если 2022 год стал шоком для общества и политического истеблишмента, то в 2023-м страна окончательно осознала и приняла как факт, что прежней жизни больше не будет, и начала перестраиваться. Правда, кто-то по-прежнему воспринимает боевые действия на Украине как нечто напрямую ее не касающееся. Вспомнить случай, когда в Казани бойцов батальона «Алга» отказались пустить в кафе в военной форме: это тоже о том, как общество учится жить по-новому.
Но в целом Россия успешно сдает экзамен на прочность — сплотилась не только на фронте, но и в тылу. Идут гуманитарные конвои, чиновники регулярно посещают зону СВО (яркие примеры — мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев и глава Тетюшей Рамис Сафиуллов), не ослабевает упорство волонтеров, вовсю идет восстановление Лисичанска и Рубежного. Если поначалу были вопросы по экипировке бойцов самыми базовым вещами, то теперь они закрыты, и запросы трансформировались: второй комплект одежды, беспилотники, строительная техника для обустройства инженерных сооружений. В принятом на 2024 год федеральном бюджете с рекордной расходной частью — акцент на общую победу, ради которой придется ужаться в других направлениях.
Новые санкции Запада уже воспринимаются как обыденная неприятность. К тому же санкционный раж оппонентов поутих, и уговорить партнеров России не помогать ей у американцев и европейцев, кажется, не выходит. В начале года США ввели санкции против президента Татарстана Рустама Минниханова и тем самым окончательно «развязали руки» руководству республики. Показателен эпизод с Миннихановым, самолет которого власти Молдавии не пустили в Гагаузию. Власти Чехии думают над тем, чтобы заморозить отель «Ульрика», принадлежащий «Связьинвестнефтехиму». Если кто-то еще питал иллюзии в духе «нас не коснется» — коснулось. И в этом смысле западные элиты можно только поблагодарить: чем меньше иллюзий, тем быстрее мобилизуется республика. Надо признать, до сих пор находятся крупные бизнесмены, которые из опасения санкций боятся выступать в поддержку своей страны.
Российское общество все меньше воспринимает голоса уехавших за границу, хотя сочувствующих релокантам немало. Процесс «очищения», о котором говорил президент РФ, продолжается. Политических игрищ (во всяком случае публичных) не наблюдается, хотя для некоторых искушение в преддверии президентских выборов довольно велико.
В мае KazanForum впервые прошел на федеральном уровне. Хотя главные из ожидаемых гостей в Татарстан все же не приехали, на форуме работал довольно внушительный состав из кабмина РФ
Главное достижение 2023-го и главный вызов 2024-го
Казань окончательно закрепила за собой статус одного из главных исламских центров России, а может, и мира. В мае KazanForum впервые прошел на федеральном уровне. Хотя главные из ожидаемых гостей в Татарстан все же не приехали, на форуме работал довольно внушительный состав из кабмина РФ, включая первого вице-премьера Андрея Белоусова, не говоря уже о представительных иностранных делегациях. Также Казань, как столица передового региона, стала местом для нового раунда московского формата консультаций по Афганистану.
Теперь республика получает шанс стать связующим звеном не только для исламского мира, но и для глобального Юга: Казани доверили провести в 2024-м саммит лидеров стран БРИКС. Это одно из главных политических достижений РТ 2023 года. Да, ранее саммит уже принимали Екатеринбург и Уфа, но в новых мировых реалиях форум в Казани видится событием более высокого уровня: ставки совершенно иные, нежели в Башкортостане в 2015-м. Саммит в Казани пройдет под знаком формирования БРИКС как организации, способной стать альтернативой глобальным институтам Запада. Хотелось бы надеяться, что форум в столице РТ станет своеобразным «съездом победителей»: возможно, к следующей осени решится украинский вопрос, Китай уладит спор с Тайванем, в Африке окрепнет антиколониальное движение.
Так что предстоящее событие для республики — это и главный вызов наступившего года. Особенно с учетом аванса, который дал на декабрьской пресс-конференции президент России Владимир Путин: «Татарстан развивается хорошо. А Казань — один из наилучших примеров такого развития… Она естественным образом становится центром притяжения и хабом. Татарстан — многонациональная, многоконфессиональная республика. Здесь выстроены хорошие взаимоотношения между конфессиями. Неплохой пример для всей страны. С этим связан выбор».
То, что слова о межнациональном и межконфессиональном мире не просто красивый оборот, подтверждает тот факт, что палестино-израильский конфликт не вызвал в республике никаких осложнений. Впрочем, почивать на лаврах не стоит. Например, в прошлом году в Татарстане проявились риски, связанные с миграционным вопросом. И реагировать на них надо уже сейчас.
Явная ложка дегтя — результаты всероссийской переписи. Республика по ее итогам впервые перешла за 4 млн населения, но обсуждали вовсе не это, а «потерю» 600 тыс. татар
Казус Хамаева и «горькая» перепись
Несмотря на заметные успехи, республика все-таки пропустила несколько мячей, причем некоторые забила себе сама. Вызовы приходили и откуда не ждали. Власти РТ вроде «не виноваты», но разруливать приходилось им. Самый яркий пример — поступок депутата Госсовета РТ Азата Хамаева. Один из опытнейших политиков Татарстана с трибуны парламента покритиковал главу Чечни Рамзана Кадырова. Выходить из положения пришлось с серьезными репутационными издержками для республики и ее руководителя. Но президент Татарстана показал готовность в интересах общего дела пожертвовать личными амбициями: напряженность, тем более на пустом месте, не нужна никому. Но факт остается фактом — Хамаева не удержали в узде. Вероятно, казанскому Кремлю пришлось сделать определенные выводы.
Без вины виноватым оказался Татарстан в, казалось бы, курьезном скандале вокруг новой тысячерублевой купюры. Ее дизайн никак не обсуждался с республикой, но именно ей досталось за то, что полумесяц на купюре есть, а креста нет. Тут же пошли разговоры о якобы ущемлении русских. Сейчас Банк России рисует новую купюру. Результата ждут с некоторым трепетом. Есть ощущение, что это пока незаконченная история.
Затянули республику и в бурные дискуссии вокруг сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Власти Татарстана изначально не скрывали, что против подобных тем, и советовали подбирать более положительные. Но фильм все равно вышел, и резонанс оказался намного серьезнее позапрошлогоднего, когда съемки «прогнали» из столицы РТ. Теперь казанский Кремль, кажется, пытается на федеральном уровне начать дискуссию о том, нужны ли такие картины. Отклика пока не слышно, и с мнением о том, что сериал романтизирует подростковые группировки, многие не согласны. Президент РТ дал поручение донести до федерального центра позицию республики, но выполнено ли оно? Между тем авторы проекта намекают на второй и третий сезоны.
Явная ложка дегтя — результаты всероссийской переписи. Республика по ее итогам впервые перешла за 4 млн населения, но обсуждали вовсе не это, а «потерю» 600 тыс. татар. Власти РТ назвали перепись некачественной. Впрочем, упрекнуть надо скорее не Росстат, а себя. В тех же условиях чеченцы, например, «приросли» на 240 тыс. человек. Еще до переписи Татарстан пытался в этой сфере выяснять отношения с Башкортостаном, а остальную Россию оставил без внимания. В итоге люди, которые ранее указывали себя татарами, теперь этого не сделали. Почему это важно? Татары — вторая по численности нация в стране, и на волне СВО появились силы, которые пытаются разыграть карту русского шовинизма. Дескать, русские были задавлены, а теперь пришло время показать, кто есть кто. Показательны слова вице-спикера Госдумы Петра Толстого: «Не для того Иван Грозный, не знаю там, брал Казань, чтобы мы сейчас начинали говорить вдруг „россияне“». Причем звучит такая риторика вопреки заявлениям президента России, который сказал: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». Татарстану надо активнее на федеральном уровне участвовать в дискуссиях по этому поводу.
Вслед за «президентом» из Конституции РТ пропал «суверенитет», а символическим венцом прощания с эпохой может стать уход «последнего из могикан» — Фарида Мухаметшина
Прощание с эпохой
И, наконец, в 2023 году Татарстан окончательно встроился в федеральную вертикаль. Вслед за «президентом» из Конституции РТ пропал «суверенитет», а символическим венцом прощания с эпохой может стать уход «последнего из могикан» — Фарида Мухаметшина, 25 лет возглавлявшего Госсовет РТ. Республика перевернула эту страницу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 109
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.