«Сети перекладывают риски на производителей, переговоры с ними не всегда легкие. Сильно увеличилась наценка: если раньше наценивали 70–80 процентов, то сейчас — 100–120 процентов», — такие итоги 2023 года подвел владелец группы компаний «Акульчев» Сергей Акульчев. Из-за кадрового дефицита прибыль производства известных венских вафель в России упала вдвое, а санкции вынуждают компанию приобретать б/у оборудование. В 2024-м «Акульчев» планирует провести ребрендинг, взять на работу ветеранов-инвалидов и внедрить агрессивный маркетинг. О том, как СВО экономически повлияла на пищевую промышленность и почему работяги должны зарабатывать больше офисных сотрудников, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Владелец группы компаний «Акульчев» Сергей Акульчев
О герое
49-летний Сергей Акульчев начал свой бизнес с небольшой пекарни около 30 лет назад. В 2004 году предприниматель занялся производством кондитерских изделий — известных венских вафель. Сегодня на кондитерском комбинате «Акульчев» в Набережных Челнах работают около 800 человек, предприятие производит около 150 различных видов мягких вафель, печенья, макарунов на 10 линиях. Продукция «Акульчева» представлена более чем в 15 странах. 2023 год компания рассчитывала закрыть с оборотом в 3,5 млрд рублей без учета НДС. Сейчас Акульчев живет в Москве.
Цены на продукцию не поднимали. Но из-за роста зарплат и ряда других факторов прибыльность компании сократилась в 2 раза
О начале 2023 года и падении прибыли
- 2023-й начался очень слабо. Первая половина прошла депрессивно, благосостояние населения падало. Люди меньше тратили, меньше потребляли, приобретали более дешевые продукты. Компании пришлось переформатировать продажи, и благодаря этому вторая половина года пошла бодрее, да и у людей появились деньги на руках. Сегодня производство полностью загружено заказами, сотрудники выходят в дополнительные смены: приходится вызывать, потому что рук реально не хватает.
- Цены на продукцию не поднимали. Но из-за роста зарплат и ряда других факторов прибыльность компании сократилась в 2 раза. У компании хорошая экономическая модель, вопрос выживания не стоит. Могли заработать больше — заработали меньше. Хотелось бы идти по плану, но факт получился меньше.
- Проблемы возникли с запчастями и поставками оборудования. До СВО оборудование покупали в Европе: в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии, чуть-чуть в Турции и России. Наши поставщики перестали выходить на связь — присоединились к бойкоту России. Запчасти идут дольше и стоят дороже, их сложнее найти и привезти. Западные компании перестали обслуживать программное обеспечение, и это проблема: наше производство высокоавтоматизированное, уровень автоматизации составляет 50%, а в планах — дойти до 80%.
- Стали закупать в небольших количествах б/у европейские линии. Не все могут выживать в новых условиях, компании начинают продавать оборудование, а мы его подхватываем. Никакого «каннибализма»: оборудование не разбирается, а идет в работу, на расширение производства. В 2023 году мы увеличили производственные мощности на 20%.
- Помимо этого, переориентировались на отечественные решения: наши ребята стали делать несложное оборудование и довольно неплохо. Но классом оно, конечно, уступает европейцам.
- Компания потеряла европейские рынки сбыта, но активнее стали работать с СНГ, Монголией, арабскими странами, Китаем. Например, Азербайджан закупал слабо, а сейчас покупает больше всех.
- У нас нет проблем с получением кредитов. Ставки высокие, конечно, но банки понимают, что деньги сгорают и их надо пристраивать. «Акульчев» считается хорошим заемщиком, категории А, кредиты и лизинги нам выдают легко.
- Из-за СВО сильно подорожала логистика. Там боевые действия, армии нужны люди, умеющие управлять большими машинами и обслуживать их — танки, самоходки. Поэтому водителей большегрузов забрали в первую очередь — возник дефицит. Это раз. Два — возник дефицит машин: Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz ушли с рынка — цены на другие бренды подскочили. Подорожало топливо: за рубежом его стали брать меньше, поэтому надо зарабатывать на внутреннем рынке и повышать цены. Эти все факторы взвинтили цены от 40 до 100% на логистику.
- Яйца ни с того ни с сего подорожали в 2 раза. Вроде не Пасха, никогда такого не было. Ранее взлетели цены на сахар. Это игры монополий, из-за которых резко поднимаются цены.
- Сети перекладывают риски на производителей, переговоры с ними не всегда легкие. Сильно увеличилась наценка: если раньше наценивали 70–80%, то сейчас — 100–120%. При этом через СМИ декларируют: цены поднял производитель. Но ведь это не так: мы стали зарабатывать в 2 раза меньше, а сети — в 2 раза больше. Поэтому в перспективе ожидаем их рост — сети расширяют свои монополии.
- «Акульчев» занимает 75–80% вафельного рынка. Ключевая проблема сетей не качество или цена товара. Десятки тысяч магазинов открываются, им нужно найти производителей, которые ежедневно будут обеспечивать продукцией. Конкуренции по этому параметру нам никто не может составить.
- Лет 10 лет назад объемы СТМ (собственная торговая марка — прим. ред.) составляли порядка 60%. Постепенно «Акульчев» развивал свой бренд. В 2022 году СТМ у нас был уже около 20%, в 2023-м — 10%. Как видите, практически вся продукция продается под нашим брендом.
«Акульчев» занимает 75–80% вафельного рынка
О кадровом кризисе и высоких зарплатах рабочих
- Татарстан — уникальный регион. У республики мощные руководители, которые нагрузили производства заказами. Людей «пропылесосили» отовсюду. Фактически у нас нет свободных рабочих рук, все загружено, и никого мы не можем найти, даже за хорошую зарплату.
- Трудностей добавила мобилизация. Получилась интересная цепочка. Когда мужчин забрали в армию, то выплачивали единоразовое пособие и зарплату. Жены никогда таких денег в деревнях не видели. Условно, муж зарабатывал 50 тыс. рублей, на всю семью доход — 80 тыс., а теперь — 200 тысяч. Ну они все остались дома: «Зачем я буду ходить на работу? У меня 200 тысяч, буду заниматься собой и ребенком, хозяйством!» Мужчины ушли на фронт, а женщины не вышли на работу.
- За год у нас выросли зарплаты на 40%. Меньше 50 тыс. в «Акульчеве» никто не получает.
- Упадут ли зарплаты после окончания СВО? Не берусь прогнозировать. Но интересно закручивается спираль. Когда началась спецоперация, прогнозировали сворачивание производств и падение зарплат, переизбыток рабочих рук, помните же, какой кипеж был. Вышло наоборот: людей нет, а российские производства быстро встали на рельсы и начали расти. Плюс пошли военные заказы.
- Высокие зарплаты у рабочих не лишат страну высококвалифицированных кадров. Зарплата — хороший механизм регуляции при дефиците. В свое же время не хватало юристов, потом — финансистов, маркетологов и др. Теперь вот так. Все идет своим чередом. Не будет хватать айтишников — рынок вырастет в цене. Сейчас же востребованы люди труда.
- Как облегчить кадровый кризис? Во-первых, нужно заниматься автоматизацией, чтобы снижать зависимость от ручного труда. Во-вторых, улучшать условия работы людей. В-третьих, это все-таки повышать зарплаты. Сокращение ручного труда неизбежно повысит среднюю зарплату. Я считаю, что люди на производстве очень много работают и всегда в России были недооценены. IT-специалист может зарабатывать 200 тыс. рублей, а человек на смене — 20 тысяч. Сильный перекос. В Европе цеховик, даже не начальник смены, может зарабатывать больше, чем продавец. У них так давно заведено, что люди труда, зарабатывающие руками, получают не меньше офисных рабочих. У нас такого нет, мы к этому только начинаем идти. Это правильно: на заводе люди должны получать столько же, сколько и в офисе.
За год у нас выросли зарплаты на 40%. Меньше 50 тыс. в «Акульчеве» никто не получает
О помощи бойцам в зоне СВО и реабилитации ветеранов
- Два сотрудника компании ушли в зону СВО. Мы сохранили за ними рабочие места, зарплату, они значатся у нас в командировке. Помогаем семьям, выстроена система: нужна помощь дома, например, с починкой — родные звонят нашим механикам, которые бесплатно проводят ремонт. Детям стабильно делаем подарки на Новый год, 1 сентября. Иногда к нам от бойцов поступают запросы на спецсредства — приборы ночного видения, тепловизоры — мы их отправляем. Однажды они вели ремонтные работы в блиндажах, был большой запрос на стройматериалы и инструменты.
- На Новый год ничего не отправляем. Бойцов перебрасывают на передовую, теряется связь, меняются телефоны. Грузы отправляем строго по запросам.
- Мы не стали заниматься определенным популизмом и отправлять туда свои вафли. Бывает, отправим «КАМАЗ» с нашей продукцией, но я считаю, что это белиберда.
- С 2024 года начнем набирать на работу инвалидов-колясочников, мы готовим инфраструктуру. Раздевалку, проход уже сделали доступными для них, на входе вскоре поставим мойку для колясок, готовим санузлы и рабочие места.
- На примере чеченского конфликта, Афгана мы помним, что бойцы возвращаются с войны брошенными и никому не нужными, искалеченными, слыша от людей: «Я тебя туда не отправлял!» Я боюсь, что у нас такая ситуация может повториться. Они пошли не по грибы и ягоды, и ребята вернутся травмированными — без рук, без ног, без глаз. Они будут брошены гнить в подъездах, спиваться, погружаться в депрессию.
- У нас уже есть опыт взаимодействия с инвалидами. В компании работают глухонемые, умственно отсталые. Зачем брать, например, на работу мигрантов, когда есть брошенные люди? Отличные работники, прекрасно справляются с обязанностями, работают над формированием коробок и на упаковке.
- Сотрудники хорошо реагируют на эти нововведения, все понимают. Получать люди с ограниченными возможностями здоровья будут не меньше, чем обычные рабочие. Планируем создать 20 рабочих мест за 20 млн рублей.
- В зону СВО не планировал отправляться. Я считаю, у каждого свое место. От меня больше помощи будет здесь, в том, что я умею и хочу делать.
На 2024 год у нас три основные зоны роста. Первая — увеличение продаж и агрессивная маркетинговая и коммерческая политика, нам надо захватывать рынок
О планах и прогнозах на 2024 год
- Ожидания на новый год положительные. Компании 30 лет, мы прожили все на свете: пожар, ковид, кризис. Надо оперативно реагировать на ситуации, не переживать лишний раз. Что бы ни происходило — все заканчивается, как в свое время и ковид. Казалось, что ему конца и края нет, а потом оп! — за три месяца сняли маски и открыли аэропорты. И СВО закончится, оставшись в памяти дурным сном. Главное — оставаться человеком и смотреть вперед.
- На 2024 год у нас три основные зоны роста. Первая — увеличение продаж и агрессивная маркетинговая и коммерческая политика, нам надо захватывать рынок. Второе — автоматизация производства. Третье — увеличение штата людей, чтобы у сотрудников было время на обучение. «Акульчев» создаст внутреннюю школу развития производственного персонала. Люди работают в цикле, и компания хочет, чтобы у них была полная смена в месяц, когда они занимаются только корпоративной культурой, образованием, личностным ростом, тренингом. Они будут не работать, а обучаться. Без этого рабочие превращаются в зомби и тупеют.
- Что такое агрессивный маркетинг? Это отработка с мерчандайзингом — выкладка, обнуление остатков. Следом в планах увеличение количества торговых точек, рекламная кампания в интернете, а затем, когда у нас будет высокая представленность во всех регионах, выйдем на телевидение. Активно расширим акционные программы, работу с блогерами. Далее — ребрендинг. Пора. Упаковка должна жить, меняться, быть современной.
- Сырье в 2024-м подорожает, переживаний нет, потому что оно всегда дорожает. С чего ему дешеветь? Подорожает — будем думать, оптимизировать, это же наша работа. Что бы ни было, пробьемся. Планируем расширение в Челнах, пока что идея в стадии разработки.
- В Москве я занимаюсь с коммерцией, собираю команду, которая разделяет наши потребности, умеет работать. Но, чтобы что-то открыть в столице, нужно до конца освоить Челны, чтобы была база. Это правильно, потому что логистика подорожала.
- 80% наших потребителей в треугольнике Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Краснодар, но основа — Москва и Московская область. Нам нужно быть ближе к потребителю, это удешевит перевозку груза.
Планируем расширение в Челнах, пока что идея в стадии разработки
Совет предпринимателям
- Мой совет предпринимателям: чтобы были устойчивость и глобальное понимание, нужно пойти в духовную часть. Коммерсанты частенько пытаются все решить самостоятельно, контролировать, гонятся за экономикой и теряют человечность. Когда слишком уходишь в деньги и математику, в тебе остается мало человека. Духовная же часть помогает жить и быть уверенным в завтрашнем дне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.