«Если бы дверь открыл, отстрелялся, то сразу бы убил. А так повезло Щербакову», — рассказывал Ринат Фархутдинов, известный как Ринтик, об обстоятельствах покушения на директора КСК «УНИКС» в 1999 году. Заказчиком убийства следствие считает Геннадия Кирилова, на него же показал и Ринтик. Однако подельник последнего — уже вышедший на свободу член «Хади Такташа» Андрей Ситнов — в суде уверял: Ринтик оговорил Кирилова ради шанса на смягчение режима. Самого Ринтика уже осудили за покушение на Щербакова. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online» из зала суда, где рассматривают дело ОПГ «Тукаевские».
Эпизод, по которому свидетельствовали Сито и Ринтик (на фото), вменяют Геннадию Кирилову. Следствие считает его лидером банды «Тукаевские»
Роль Ринтика в деле «Тукаевских»
Двух ключевых свидетелей по одному из основных эпизодов в деле «Тукаевских» Верховный суд Татарстана допрашивал целых четыре заседания. Три из них «отвели» на допрос Андрея Ситнова (Сито), который в начале нулевых получил 22 года колонии за преступления в составе ОПГ «Хади Такташ» и уже освободился по УДО — на пару месяцев раньше положенного срока. Еще одно заседание понадобилось для того, чтобы допросить Рината Фархутдинова, или Ринтика, — осужденного главаря бригады киллеров «Хади Такташа».
В допросе Ринтик участвовал по видеосвязи из «Черного дельфина», где отбывает свой пожизненный срок. На экране в зале суда он появился в маске, а самого его было видно только выше линии плеч. Говорил он, глядя куда-то в пол, так что адвокаты даже усомнились, что он дает показания сам, а не читает написанный сценарий. Ринтику пришлось продемонстрировать свободные руки и заверить, что никто и ничего ему не подсказывает. А поводов для сомнений у защитников было немало…
На скамье подсудимых — 7 человек. Наиболее известный среди фигурантов дела — Геннадий Кирилов, которого следствие считает лидером банды «Тукаевские». Ему вменяются самые серьезные статьи: создание вооруженной банды (ч. 1 ст. 209 УК РФ), а также организация трех убийств и покушения. Также по делу проходят Айрат Аюпов, Ильнур Киямов, Рустем Шарафутдинов, Александр Марфин, Айрат Абдрахманов и Альберт Казаков. В зависимости от роли и участия в преступлении им вменяются убийство и похищение человека. Все эпизоды в уголовном деле датируются 1990-ми годами.
Эпизод, по которому свидетельствовали Сито и Ринтик, вменяют Кирилову. Речь идет о покушении на убийство бывшего директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова в 1999-м. По версии следствия, «Тукаевские» планировали крышевать бизнес Щербакова, который, помимо руководства УНИКСом, сдавал в аренду помещения. Когда Щербаков отказался от предложения группировщиков, они якобы решили его ликвидировать. За $10 тыс. это согласился сделать Ринтик по просьбе Кирилова, полагает обвинение. К исполнению заказа Ринтик привлек киллера Анатолия Новицкого (он уже мертв). Вместе они выследили Щербакова после работы, когда он вышел из спорткомплекса и сел в свою машину. Обвинение полагает, что Новицкий через лобовое стекло и переднюю дверь выстрелил несколько раз в Щербакова и убежал, сел в авто к Фархутдинову и уехал. Щербаков чудом выжил, получив многочисленные ранения.
Отметим, что в 2021 году Ринтика уже осудили по этому делу — к его пожизненному сроку Вахитовский суд Казани накинул еще 8 лет и 6 месяцев, признав виновным в пособничестве в покушении на убийство по найму. Ринтик изначально давал признательные показания. Однако в ходе судебных прений неожиданно изменил свою позицию. По словам Фархутдинова, он только во время рассмотрения этого дела понял, что «некие манипуляторы» якобы использовали его, чтобы посадить Кирилова, которого он оговорил по просьбе Ситнова.
Сито: «В конце срока уже все равно, лишь бы кто-то спас. Человек устает, понимаете?»
Ситнов в суд явился лично и с адвокатом — рассказал, что сейчас не работает, а занимается «вопросами здоровья». Сначала он «исправно» отвечал на вопросы гособвинителя Элины Ильясовой — о том, в какой школе учился, что ему ничего не известно о «преступной группировке» «Тукаевские», но он знает ребят с той улицы. Из подсудимых узнал только Кирилова (под фамилией, которую тот носил раньше, — Мураткин), который, по его словам, был «коммерсантом» и «ни в какие бригады не входил».
Но после череды вопросов о покушении на Щербакова Ситнов как будто не выдержал: «Ничего мне не известно! Мне все навязали». А затем перешел в режим монолога — решил рассказать, как все было, по его словам, на самом деле.
В 2018 году, заявил Ситнов, к нему в колонию в Кировской области приехали два оперативника и попросили написать записку для Ринтика. «Чтобы я оказал им помощь для закрытия какого-то висяка», — объяснял Ситнов. В обмен на это ему обещали «поездку» в Казань и УДО. Тот согласился и написал, мол, под диктовку — «этим людям можно верить, сделай так, как они попросят, за это будут „плюса“ и тебе, и мне». В 2020 году его этапировали в СИЗО-1 на ул. Япеева, оттуда вывезли в БОП и «подвергли обработке» — мол, нужно дать показания по эпизоду покушения на Щербакова и «заказчиком покушения является Кирилов Геннадий». Затем, по словам Ситнова, туда завели его знакомого, который заявил, что Кирилов «заключает досудебки», Ринтик дает показания — в общем, надо сотрудничать, иначе все плохо закончится для самого Ситнова. На очной ставке Ринтик якобы слезно просил его сказать так, как он просит, а взамен ему, пожизненно осужденному, обещают послабление режима: уберут какой-то эпизод из дела и у него «уйдет» пожизненное наказание. Ситнов сравнил свое и Ринтика психологическое состояние в тот момент с тем, словно утопающему протягивают руку помощи. «В конце срока уже все равно, лишь бы кто-то спас. Человек устает, понимаете?» — пытался он сыграть на чувствах.
Ситнов в итоге согласился. Заявил, что ему «дали показания», которые он заучивал, потом якобы заставили выступить в суде. «Мне стыдно, что я так сделал», — заявил Ситнов, добавив, что возможность сказать это все появилась только сейчас.
«[Кирилов] объяснил ситуацию, сказал, что надо устранить директора КСК «УНИКС». Я согласился»
Денег за покушение киллер не получил
Несмотря на заявления Ситнова, Фархутдинов уверял, что никто на него не давил, и подтвердил, что написал явку с повинной по эпизоду с Щербаковым. И очень подробно — хоть и казалось, что не слишком охотно, — дал показания в суде. Рассказал, что «слышал» о «Тукаевских», а с Кириловым его познакомил Ситнов в сентябре 1999-го. В тот день последние двое подъехали к зданию Советского суда (оно располагалось на ул. Заря), затем Ринтик с Кириловым отошли в сторону. «[Кирилов] объяснил ситуацию, сказал, что надо устранить директора КСК „УНИКС“. Я согласился. Предложил ему показать место, где тот ходит. Я сказал, что 10 тысяч долларов будет стоить. Он согласился», — рассказывал Ринтик.
После этого, по его словам, они встречались у КСК «УНИКС» — Кирилов показывал ему самого Щербакова и белую «Волгу», на которой тот ездил. Рассказал, где тот живет, куда ездит к любовнице, и даже дал оружие. Позже Ринтик признается, что оружие они все-таки взяли свое — мол, так понадежнее было.
Ринтик взял себе в подельники Новицкого, и отслеживали Щербакова они уже вдвоем. Сначала они решили убить его у собственного дома на ул. Социалистической, но там, в частном секторе, было много лишних глаз. Затем решили подкараулить у дома любовницы на ул. Бойничной и даже уже были готовы исполнить «заказ», но в один момент на лестничную площадку вышла соседка и убийство сорвалось. Тогда оставался один вариант — застрелить Щербакова возле УНИКСа.
План воплотили в действие в первых числах ноября 1999-го. В тот день в спорткомплексе проходил матч, вспоминал Ринтик. Сначала киллеры подождали Щербакова около дома любовницы, но тот там не появился, и они поехали к УНИКСу. Встали на стоянку чуть ниже здания спорткомплекса и ждали: Ринтик сидел за рулем, а Новицкий был готов пойти на дело.
В какой-то момент они увидели, что Щербаков выходит и направляется к своей машине — тогда и решено было действовать. «Я поехал вниз, на Пушкина, а Новицкий передернул затвор и пошел стрелять», — рассказывал киллер. Через несколько минут в оговоренном месте Новицкий спустился от УНИКСа по траве вниз и сел в машину. Оружие, по словам Ринтика, Новицкий «сбросил» по пути — его так и не нашли. После этого они поехали в «Комбинат здоровья», там Новицкий скинул с себя одежду в мусорный бак и пошел мыться.
Сам Ринтик, по его словам, не слышал, как Новицкий стрелял, а обо всем происходящем знал лишь с его слов. «Он рассказал, что так и так выстрелил, попал не попал, пытался добить, не получилось», — говорил Ринтик, отмечая, что Новицкий тогда «расстрелял всю обойму». Почему убийство не удалось, Ринтик объяснял чуть ли не профессионально: мол, из-за глушителя на пистолете пуля летела тише, тем более что Новицкий стрелял через лобовое стекло. «Если бы дверь открыл, отстрелялся, то сразу бы убил. А так повезло Щербакову», — рассуждал Ринтик.
Гособвинитель пыталась выяснить, действительно ли Ринтик менял свои показания во время рассмотрения дела по покушению на Щербакова в Вахитовском суде, но судья отклонил вопрос — «не по существу». Адвокат Кирилова Алина Богатеева тоже отметила: в Вахитовском суде Ринтик изменил свою позицию: судья снова заявил, что вопрос задан «не по существу».
Сам Ринтик после многочисленных вопросов начал нервничать и просил огласить те показания, которые давал на следствии. «Есть свидетель Ситнов, у него спрашивайте, — добавил Ринтик. — Я, что мог, сказал». «Ситнов у нас был допрошен, он рассказал, что вы даете такие показания, потому что сотрудничаете со следствием, что вам обещали поменять режим», — сказала ему другой адвокат Кирилова Анна Гарипова. На секунду в зале повисло молчание. Ринтик на это лишь успел сказать: «Я не знаю…» А судья в свою очередь сделал адвокату замечание «за подобного рода высказывания» и уточнил у Ринтика, оказывали ли на него какое-то давление. «Нет, не оказывали…» — вздохнув, сказал Фархутдинов.
Он добавил, что после покушения встречался с Кириловым, но оговоренную оплату в $10 тыс. от него так и не получил. «Потому что дело не было сделано», — объяснил он.
«2 раза следствию нужно было на Кирилова все списать. Мне все равно, уже все потеряно. Сейчас решил правду рассказать, устал от давления»
Почему Ринтик менял показания
Затем в суде огласили показания Ринтика от 2020 года, зачитали его явку с повинной: тот подтвердил, что в них все верно. Огласили и показания Ринтика из Вахитовского суда, где он заявлял, что всю информацию о деле ему предоставил Ситнов. Якобы тот сообщил Ринтику, что Кирилов умер и теперь на него можно «свалить» покушение на убийство — дело Фархутдинова же можно будет закрыть по срокам давности, зачитывала адвокат показания тех дней. Тогда пожизненно осужденный будто бы с такими умозаключениями согласился.
Однако потом в суде у него сыграли другие чувства. «2 раза следствию нужно было на Кирилова все списать. Мне все равно, уже все потеряно. Сейчас решил правду рассказать, устал от давления», — говорил Фархутдинов на том заседании и объяснял новую версию произошедшего. Эти показания Ринтик после вопроса судьи не подтвердил, выдав из себя слабое: «Нет».
Показали всем в зале и видео со следственных действий: на записи Ринтик ходит по территории рядом с УНИКСом, показывает точное местонахождение машин и маршрут Новицкого после покушения. Во время просмотра видео и оглашения показаний Ринтик сидел, закрыв руками лицо, — в какой-то момент казалось, что он вовсе спит.
После многочисленных попыток адвокатов задать вопросы (с переменным успехом — часть из них судья просто снимал) процесс завершили.
Напомним, что Кирилов свою вину в преступлении не признает.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.