- Я думаю, что проблему автомобилизации никак не решишь повышением налогов и повышением стоимости автомобилей. Нужно увеличивать штрафы за нарушения, как это делают в Европе, например. Там штрафы очень большие, и за неправильную парковку в том числе. Это действенный метод. Хочешь платить - нарушай, не хочешь платить – соблюдай правила.

Я думаю, со временем мы перейдем к тому, что люди будут активнее пользоваться общественным транспортом. Люди должны понять, как выгоднее - не своей машине или на общественном транспорте. Метро пользуются многие.

Тимур Тимуршин - директор ООО «Друг компании»:

- Я глубоко убежден, что в России вообще и в Татарстане в частности нужно не бороться с автомобилизацией городов, а создавать максимально комфортные условия для граждан, передвигающихся как на автомобилях, так и на общественном транспорте или, например, велосипедах. Вообще, Россию более логично сравнивать с США, где количество автомобилей на тысячу человек примерно в 5 - 6 раз больше, чем аналогичный показатель в России, и тем не менее ситуация с дорожным движением, в том числе в крупных городах, значительно лучше, чем у нас. Это обусловлено как грамотным планированием дорог, так и хорошо реализованной системой общественного транспорта - то, что в Казани, на мой взгляд, мы, к сожалению, потеряли.

Например, в Сан-Франциско, городе по численности населения сопоставимом с Казанью, до сих пор ходят трамваи, и почему-то они никому там не мешают и даже наоборот, ими активно пользуются, а в нашем городе с трамваями - удобным и экологичным транспортом – идет настоящая война. Аналогичным образом решен вопрос и с автобусами: в США они ходят по часам с точностью до нескольких минут, при этом никому в голову не приходит выделять под автобусы отдельные полосы, заставляя все увеличивающее количество автомобилей ездить по меньшему количеству полос. Как в анекдоте: «Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее надо меньше кормить и больше доить».

Решение вопроса с увеличивающимся количеством автотранспорта в Казани должно быть комплексным: необходимо развивать систему муниципального общественного транспорта, не отдавая этот вопрос на откуп частному бизнесу, стимулировать (в том числе экономически) бизнес и госучреждения переносить офисы на окраины и за пределы города, развивать инфраструктуру для велосипедистов и пешеходов. Закручивание гаек в отношении обычных автовладельцев ничего кроме озлобления не даст.

Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр»:

- Непопулярными мерами остановить автомобилизацию невозможно. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжало больше туристов, инвесторов. Значит, и машин мы ждем в городе больше. Появляется много бюджетных автомобилей. Высокий уровень автомобилизации достигается при наличии 500-600 автомобилей на 1000 человек. В Татарстане этот уровень еще не достигнут, но мы к этому придем. Нужно сделать проезд в городе удобным. Многие страны пошли по пути повышения цен за парковку в центре. Никто не возмущается, все прекрасно понимают, что земля представляет ценность. И бесплатно ее невозможно арендовать, это право собственности города или инвестора. Это нормальная отработанная практика, ничего нового изобретать не нужно.

Евгений Данилов - генеральный директор ООО «Телесет» и ОАО «ТНПКО»:

- Надо поощрять тех, кто ездит на общественном транспорте. Для этого нужно наш транспорт поднять до уровня евростандарта: строгие расписания, электронное табло на каждой остановке показывающее реальное время прибытия транспорта, современный экологически чистый подвижной состав. Необходимо активнее строить метро, улучшить качество сервиса, грамотнее продумать логистику. Пора уже сломать стереотип, что общественный транспорт это приходящий не вовремя автобус с хамом-кондуктором, гонщиком-водителем и переполненным салоном. И ввести в сознание казанцев, что общественный транспорт это выбор современного человека XXI века. Очень эффективно в этом смысле работают примеры из Европы. Если общественный транспорт будет дешевым и качественным, то большинство людей предпочтет его дорогому по цене и обслуживанию автомобилю. Но для этого должна быть проделана большая работа.

Эдуард Коваленко - директор представительства компании Softline в Казани:

- Во-первых, чтобы остановить автомобилизацию нужно стоить больше парковок. Пусть даже они будут платные. Я думаю, человек, который работает, к примеру, в центре городе, сможет позволить себе заплатить 50-100 рублей в день, за парковку. Если цена будет выше, не правильно парковаться все равно будут. Я заметил, что машин в центре было намного меньше, когда активно работали эвакуаторы, как только машин стали эвакуировать меньше, город снова заполнился неправильно припаркованном транспортом. Штрафы нужно повышать за неправильную парковку и за выезд на встречную полосу – это также одна из причин увеличения пробок в городе. На мой взгляд, городские автобусы, которые въезжают в центр, должны быть компактнее. Наши автобусы очень большие, улицы в центре узкие – движение затрудняется. Нужно развивать метро в городе, строить больше станций. Метро будет пользоваться большей популярностью в этом случае.

Рустем Абдуллин – генеральный директор Нижнекамского хлебокомбината:

- Думаю, что меры запретительного характера ни к чему хорошему не приведут, кроме революций ничего не будет. Необходимо условия создавать, чтобы было нормальное дорожное движение. А повышение штрафов просто людей обозлит. У нас ведь как получается - условия не созданы, а штрафы увеличили. Так ведь можно и доиграться, в конечном итоге, до социального взрыва. Такое мнение у многих людей. В Москве, автомобилисты обозлились и начали ведь проводить акции протеста.

Что касается того, чтобы заставить ездить чиновника на работу на велосипеде или общественном транспорте – это просто смешно. Необходимо сначала культуру создать, прежде чем кого-то заставлять. Европа к этому шла десятилетиями.

А если говорить о стимулировании пользования общественным транспортом в этом, безусловно, есть разумное зерно. В Европе есть такие примеры, там тем, кто передвигается при помощи общественного транспорта, предоставляются какие-то льготы. А если увеличивать штраф за парковку в жилых зонах, то нужно и парковки параллельно с этим создавать.

Азамат Сабиров – генеральный директор компании AVT:

- Если говорить о городе, о штрафах, то парковки должны быть обязательно. Но у человека должен быть выбор, либо ставить на парковку, либо платить штраф. К тому же, должна быть развита система общественного транспорта. Должна быть альтернатива - доехать на метро или на автобусе. Хорошо иметь перехватывающие парковки около станций метро.

По моему мнению, чтобы остановить автомобилизацию, я бы не давал кредиты на машины, или можно делать, как в Японии: нет парковочного места - не можешь купить машину. Можно сделать как в Турции - 100% налог на покупку автомобиля. Нужно понимать, что если будет меньше машин, можно будет лучше развивать общественный транспорт. И будет удобнее ездить на общественном транспорте.

Татьяна Федорова - председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

- Действительно, за неправильную парковку нужно штрафовать, и штрафы повышать, чтобы человек понял, что оставлять машину в неположенном месте просто нельзя. Это затрудняет движение общественного транспорта, по выделенным для него полосам. Те парковки, о которых так много говорят сейчас, должны быть по более адекватной цене. 20 рублей за час – дорого, можно было бы сделать цену 8-10 рублей в час. В центр ведь приезжают не только люди, которые могут платить, но и те, кто в средствах ограничен. Например, в центре у нас два рынка, сюда часто приезжают пенсионеры. Если у нас стремятся сделать цены за парковку, как в Европе, то и зарплаты, соответственно, должны вырасти. Также, я считаю, что нужно в два раза повышать налог на второй автомобиль в семье. Один автомобиль в семье необходим, но если человек позволяет себя роскошь-вторую машину, то и платить должен больше.

Андрей Николаев - креативный продюсер фильма «Сокровища озера Кабан»:

- Надо вводить моду на здоровый образ жизни. То есть пересаживать людей на велосипеды. Например, в Нидерландах очень многие люди ездят на работу именно на велосипеде. И выбросов в атмосферу этом случае будет меньше, и экология лучше. Я, конечно, автомобилист, но иногда в Москве оставляю машину дома и иду пешком. Мне кажется, власть должна показывать горожанам пример. Почему бы, например, мэру или президенту в ходе очередного осмотра города ехать не на машине, а на велосипеде? Это и пример был бы хороший, и с народом бы их сблизило.

Михаил Галицкий - артист Качаловского театра, народный артист РТ, лауреат госпремии РТ:

- Надо, как на западе, пересаживаться на велосипеды и создавать для велосипедистов условия – специальные дорожки, прокат велосипедов. Надо строже относится к выдаче прав, не секрет, у нас их часто покупают. Будут строгости при выдаче прав – меньше будет аварий.

Андрей Богданов – фотохудожник «Студии 2А»:

- Вы не задавались вопросом почему, например, в огромном Гонконге нет пробок? Да просто здесь в течение дня в город запрещен въезд грузового транспорта! Это разгрузило дороги процентов на 15. То же и с ремонтом дорог – его надо делать только ночью. Если бы соблюдались эти две вещи об уменьшении автомобилизации не пришлось бы говорить. Но руководству города до этого дела нет, оно с мигалками где угодно и как угодно быстро проедет. А неплохо бы поездить по другим странам и перенять полезный опыт, ездят же они и перенимают опыт проведения Универсиад.

Наркясь Монасыпова - директор филиала «АльфаСтрахование» в Казани:

- С этой проблемой нужно бороться, конечно, с помощью новых парковок. Цена не должна быть высокой, у нас же не Москва, где зарплаты на порядок выше. Нужно бороться глобально, создавать условия для нормального движения. Карательные меры тут не помогут. Нас самих же пустили в цивилизацию, а потом решили за это наказывать. За рубежом, на пример, перед тем, как строить дом или торговый центр, согласовывают парковку, продумывают эту систему. У нас же дома строят впритык друг к другу, лучше бы построили больше парковок - земли в стране много. Налоги для автомобилистов не нужно повышать. Зачем наказывать человека за то, что у него есть необходимость в автомобиле? Это уже давно не роскошь.

Вряд ли люди пересядут на общественный транспорт - у нас не так хорошо ходят автобусы, на остановках всегда стоит толпа людей.

Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- Главная причина активной автомобилизации в городе – плохая работа общественного транспорта. Люди долго стоят зимой на остановках - мерзнут, летом – в автобусах невероятно жарко. Люди, почувствовав комфорт личного автомобиля, никогда не пересядут на наш общественный транспорт. Если же транспорт будет часто ездить, автобусы будут хорошими, то уважающие себя люди, пересядут на общественный транспорт. На Западе люди мало пользуются личными автомобилями, потому что на автобусах передвигаться также комфортно, как на машине. У нас в 95 году началась эпоха частных перевозчиков, хоть и много было жалоб, но в условиях конкуренции, постепенно ситуация улучшалась. Если начинали с Газелек и Пазиков, то к 2005 году, перевозчики уже готовы были покупать комфортабельные автобусы. Но в 2005 году приняли закон, начали бороться с этим видом бизнеса. У города не хватает денег на качественные автобусы.

У нас есть неплохой резерв, это велосипеды. Но велосипедные дорожки у нас начнут строить только тогда, когда велосипедов будет больше. Я, например, добираюсь от РКБ до соцгорода за 45 минут, за это же время я доезжаю на машине.

Да и парковки строить, конечно, нужно платные. И стоимость их в центре должна быть не меньше 50 рублей в час. Куда люди денутся – будут платить. Только тогда у людей будет экономическая целесообразность не брать лишний раз автомобиль. Конечно, это не совсем гуманный способ. Но, это снизит нагрузку на дороги.

Николай Абруков – ректор КНИТУ (КАИ):

- Я не считаю, что нужно бороться с автомобилизацией населения, это естественный процесс. Нужно повышать качество дорог, строить новые развязки, чтобы обеспечить пропускную способность. Я не думаю, что повышение цен на топливо и на автомобили, станет фактором, который будет сдерживать число приобретаемых автомобилей. В городе очень много и дорогих машин, и машин среднего класса. Я не думаю, что люди не стремятся передвигаться на общественном транспорте из-за вопросов менталитета. Люди все равно будут выбирать тот вид транспорта, который для них оптимальней. Многие ездят в метро, это действительно удобно.

Михаил Котляров - коммерческий директор ООО «Акос»:

- Я не считаю, что у нас в городе есть проблема чрезмерной автомобилизации. В Риме, например, 700 машин на 1000 человек, у а нас всего 230. У нас проблемы, скорее, в неправильном проектировании дорог и отсутствии парковок. Радует, что последнее время власти стали задумываться над решением этих проблем. Хорошо, что парковки появляются, главное чтобы и цена была разумная. Также важно, чтобы не возникало таких ситуаций, как в торговом центре XL – когда большую часть построенной там парковки продали автомобильным салонам.

Марат Хайруллин - депутат Госсовета РТ:

- Недавно показывали репортаж о том, как борются с активной автомобилизацией в Европе. Там активно развивается система общественного транспорта, трамваи ходят там друг за другом, по четкому расписанию. Там даже люди, которые имеют машины, предпочитают пользоваться общественным транспортом, потому что экономят и свое время, и деньги. Этот опыт помог бы решить проблему и в нашем городе. Если говорить о повышении штрафов, то с учетом того, что культура в городе все-таки низкая, другие меры, кроме таких репрессивных методов, не помогут. Речь идет о безопасности, это важнее всего. Но лично я не сторонник того, чтобы повышать цены на автомобили и страховку.

Адель Ягудин – совладелец консалтинговой компании «Кавадрат»:

- Я вообще не вижу смысла останавливать автомобилизацию. Это индекс, показатель благополучия страны. Количество автомобилей должно расти, они должны быть доступными. Вопрос в том, что инфраструктура не успевает за автомобилизацией. Государство должно поддерживать автомобилистов. Да, везде повышают штрафы за неправильную парковку. Но в Казани нет альтернативы. Грамотных парковок у нас в центре нет.

Мне импонирует идея пересадить чиновников на общественный транспорт, в частности на велосипеды. Мэр Лондона ездит на велосипеде на работу и не видит в этом каких-то проблем. А почему нет - депутаты увидят проблемы города изнутри. Сейчас на велосипеде в городе передвигаться опасно, и эту проблему нужно решать. Очень много вопросов связано с платным въездом в центр. Но нужно подготовить инфраструктуру, это довольно дорого и проблематично. Проще административные центры выносить из этой части города.

Татьяна Гурьева - первый секретарь Набережночелнинского горкома КПРФ:

- У нас власти почему-то всегда выбирают один путь решения проблем – это сдирать с людей последнюю шкуру. Штрафовать за нарушение парковки? У нас дворы строились не рассчитанные на такое количество автомобилей. Если и штрафовать за нарушение правил парковки, то нужно дать возможность ставить на стоянки, которые были бы рядом с домом и по приемлемым ценам.

В советское время все планировалось, сегодня этому совсем не придают никакого значения. Сегодня у нас стихийный рынок. А там где стихия, там появляются всякие нехорошие последствия. Первоначально эту проблему нужно глобально изучить, а потом пытаться находить пути решения этой проблемы. Да, нужно поощрять передвижение на общественном транспорте, да, нужно разгружать центры городов. Можно рассмотреть и повышение налога на второй автомобиль. Но кроме этого нужно строить и дороги, многоуровневые в том числе, как это делают на западе.

Как один из вариантов – заставлять чиновника ездить на работу на велосипеде, я тоже поддерживаю. В конечном итоге должно быть сделано так, чтобы и автомобилистам и тем, кто пешком ходит, было комфортно.

Ришат Шайхулов – управляющий ООО ТД «Акульчев»:

- Думаю, самым эффективным будет второй вариант – поощрять людей, которые будут пользоваться общественным транспортом. Вопрос в том, какими способами поощрять?

Если чиновников пересадить на велосипеды, то остальная часть населения сама пересядет на двухколесный вид транспорта, потому что соответствующую инфраструктуру для велосипеда чиновники создадут в первую очередь. Даже если Набережные Челны взять, у нас очень модно стало ездить на велосипедах.

Азат Хаким - директор авиакомпании «Тулпар»:

- Я думаю, самый эффективный способ борьбы с автомобилизацией - это строительство парковок, пусть даже платных. Если их цена будет в районе 20 - 50 рублей в час, то многие люди смогут себе это позволить. К тому же эти деньги пойдут в государственный бюджет. Вводить штрафы на второй автомобиль в семье, я считаю, неправильно – это дискриминация. Другое дело, что можно было бы повышать налог на старые автомобили.

Олег Шатов - руководитель Казанской школы высшего водительского мастерства:

- Я как автомобилист с большим стажем могу сказать, что решение проблемы тут одно - строительство парковок. Желательно, конечно, чтобы они были бесплатными. Если платные парковки будут активно развиваться, то дело пойдет по накатанной – и любые парковки, даже около торговых центров, могут сделать платными.

Владимир Чачков - директор «Эдельвейс-М»:

- Я думаю, что повышение штрафов за неправильную парковку - это действенный метод, для того чтобы несколько разгрузить город. Во Франции, например, чтобы освободить Париж от машин, приняли решение не ездить на больших машинах, а пересесть на небольшие автомобили. И это действительно помогло. Я думаю, было бы возможным применять эту меру и в нашем городе. Платный въезд в центр города был бы возможен, но это будет тяжело сделать технически. В Лондоне въезд в центр платный, люди оставляют машины около метро и быстро добираются до нужной точки. Если у нас будет больше станций метро, я думаю, этим транспортом будут пользоваться больше, люди оценят удобство перемещения.

Алексей Дудов – генеральный директор «Татстрой»:

- Самый эффективный метод борьбы с автомобилизацией – это платный въезд в центр города и увеличить плату за парковки. Чем ближе к центру, тем должна быть дороже парковка. Перехватывающие парковки всегда должны быть заполнены автомобилями, тогда и город разгрузится. 20 рублей в час - вполне адекватная цена. Повышать налоги не имеет смысла, это не действенная мера.

Повышение штрафов за эвакуацию не решит проблему активной автомобилизации. Человек, как правило, не считает деньги, которые ему придется заплатить потом, он считает те деньги, которые должен отдать немедленно. Это психология. На этом и должны основываться эффективные методы.