«В данном направлении просим активно работать. Это те деньги, что должны поступать в народное хозяйство и направляться на улучшение жизни людей», — наставлял судебных приставов Татарстана вице-премьер Рустам Нигматуллин, требуя активнее взыскивать долги по налогам. Анвар Закиров отчитался о работе в 2023 году: исполнительных производств, как ни странно, стало меньше, но нагрузка на приставов — все больше, а взыскания по алиментам наконец преодолели психологический барьер в 1 млрд рублей. О том, сколько еще должны татарстанцы и какой суммарный долг остался за ушедшими на службу по контракту, — в материале «БИЗНЕС Online».
За год приставы в РТ взыскали 17 млрд рублей. Выглядит внушительно. Но оставшийся долг по исполнительным производствам — 93 млрд рублей, т. е. 84,5% от общей суммы долга. На эти 93 млрд приходится 1,3 млн исполнительных производств
Взыскали 17 млрд, осталось 93
В этом году коллегия судебных приставов Татарстана прошла без московских гостей. Хотя два года подряд заместитель главного судебного пристава России Елена Захаркина устраивала подчиненным Анвара Закирова неприятный разбор полетов, пусть даже и по видеосвязи. Ныне на экране красовались лишь кадры презентации с цифрами из выступления руководителя ГУФССП РФ по РТ.
Закиров рассказал, что за год число исполнительных производств (ИП) не выросло, как происходит обычно, а, наоборот, снизилось почти на 9%. Всего их было почти 3 миллиона. Закиров объяснил: так случилось из-за того, что Госавтоинспекция и налоговая стали реже направлять им постановления к исполнению. Видимо, должники стараются не доводить до крайней точки.
На одного пристава в среднем приходилось 8 тыс. исполнительных производств (годом раньше — по 7,7 тыс. — значит, нагрузка опять выросла).
Главный пристав РТ отметил рекордные взыскания по алиментам — 1,2 млрд рублей: это почти на полмиллиарда больше, чем годом раньше. «Нам удается сохранять положительную тенденцию к снижению остатка неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов из года в год», — сказал Закиров. В отношении алиментщиков в 2023-м возбудили 2,5 тыс. дел по КоАП и больше 1 тыс. уголовных дел. Всего 9 должников избежали уголовной ответственности — они признали вину и погасили долги в сумме 4 млн рублей.
Всего же за год приставы в РТ взыскали 17 млрд рублей. Выглядит внушительно. Но оставшийся долг по исполнительным производствам — 93 млрд рублей, т. е. 84,5% от общей суммы долга. На эти 93 млрд приходится 1,3 млн исполнительных производств. Кстати, примерно такое же число ИП приставам удалось закрыть в 2023-м. Просто сумма долгов по ним оказалась намного меньше.
Анвар Закиров отметил, что в прошлом году обращений от татарстанцев стало на 19%, или на 1,2 тыс., больше. Причина — «стремительное развитие цифровых сервисов и активное внедрение клиентоцентричного подхода»
Массовые жалобщики и управа на микрокредитные организации
Обращений от татарстанцев стало на 19%, или на 1,2 тыс., больше, заявил Закиров. Причина — «стремительное развитие цифровых сервисов и активное внедрение клиентоцентричного подхода», — уточнил докладчик. Стало больше жалоб (почти в 1,5 раза) в «порядке подчиненности» — это когда пишут приставу, занимающемуся их исполнительным производством. «Значительная часть жалоб по сути своей является не жалобой, а информацией, которую стороны исполнительного производства пытаются довести до судебного пристава-исполнителя», — указал при этом Закиров. Еще в 1,5 раза стало больше жалоб от «массовых заявителей» — 83 тысячи. Такую активность он связал с тем, что те хотят получить все данные без посещения отделения и просто отправляют жалобы на «Госуслугах». Но и очно люди тоже ходят к приставам: если в 2022 году в отделения пришли 280 тыс. человек, то в прошлом — уже 400 тысяч.
«Все поступающие обращения и жалобы следует рассматривать в качестве сигнала о наличии проблемы и принимать все возможные меры для обеспечения законности и восстановления нарушенных прав заявителя», — поручил главный пристав РТ подчиненным.
Кстати, отметил Закиров, в этом году у приставов расширились «контрольно-надзорные» полномочия. Если раньше они надзирали за коллекторами, то теперь и за кредитными, и за микрофинансовыми организациями (не в целом, а в плане того, как те взыскивают долги со своих клиентов). С июля вступили в силу поправки к Уголовному кодексу РФ, и сейчас за незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с возвратом долгов, может грозить и уголовка. «Первые сообщения о преступлениях мы уже направили в органы внутренних дел», — заявил Закиров, не уточняя названий контор.
Главный пристав Татарстана также проанализировал, какие меры от приставов в 2023-м работали активнее всего. Самая популярная из них — арест на имущество. В прошлом году приставы наложили 12 тыс. таких арестов на сумму больше 7 млрд рублей, передали на реализацию имущества на 3,3 млрд рублей и первые 500 млн рублей, вырученные с продажи, уже перечислили взыскателям.
В этом плане очень эффективен арест автомобилей. В 2023-м наложили арест почти на 4 тыс. машин, из них на штрафстоянку увезли 700. Около четверти из них — это авто должников по налогам. Во время рейдов вместе с ГИБДД приставы наложили почти 1 тыс. арестов. «Данные мероприятия обеспечивают высокую эффективность по взысканиям штрафов ГИБДД и влияют на добровольную оплату штрафов», — заявил Закиров. Например, после рейдов должники заплатили 11 млн рублей штрафов за нарушения ПДД и еще 11 млн рублей налогов, указал докладчик.
По словам Закирова, сейчас из 54 отделений в Татарстане «наиболее сложная ситуация» в 6 из них — там недокомплект больше 30%
Некомплект и «школа пристава»
В конце Закиров перешел, пожалуй, к самой больной для приставов теме — кадры. «Несмотря на большую работу, которая проводится главным управлением, некомплект сотрудников сохраняется. Безусловно, у нас непростой квалификационный отбор, достаточно высокие требования к уровню образования, состоянию здоровья, личным и деловым качествам», — говорил Закиров. Как следовало из его слов, это одна из причин, почему они не могут набрать сотрудников. «При таких условиях на фоне снижения общего уровня безработицы и активного экономического развития РТ последнее слово остается за работником, который зачастую выбирает работодателя не с такими высокими требованиями и нагрузкой», — констатировал главный судебный пристав РТ.
Сейчас из 54 отделений в Татарстане «наиболее сложная ситуация», по его словам, в 6 из них — там недокомплект больше 30%. Цифра ровно такая же, как и в прошлом году, но конкретные отделения с критической нехваткой сотрудников Закиров не назвал.
«Мы понимаем, что работа с кадрами имеет первостепенное значение. Именно люди стоят за цифрами, показателями, которых нам удается достигать», — заявил Закиров, ставя перед собой цель на следующий год «продолжить работу на укомплектование» отделений.
Один из вариантов — набор молодежи из вузов. По словам Закирова, на базе казанского филиала РПА минюста России создали «школу пристава». «Такая деятельность, с одной стороны, просветительская, с другой — направлена на профессиональное ориентирование студентов старших курсов и подбор возможных кандидатов для последующего трудоустройства в УФССП», — объяснил Закиров.
Виктор Демидов сделал акцент на сборе алиментов, назвав это «очень солидным» показателем
О наборе контрактников и долгах по ЖКУ
Главный федеральный инспектор РТ Виктор Демидов сделал акцент на сборе алиментов, назвав это «очень солидным» показателем. А затем отметил «основательный вклад» приставов в формирование Вооруженных сил РФ для участия в СВО.
«Это важнейшая государственная задача, которую решают все органы государственной власти нашего Отечества, в первую очередь правоохранительные и военные. Благодаря системной работе, проводимой сотрудниками главного управления, в минувшем году 1 тысяча 146 человек, имеющих задолженности свыше 50 тысяч рублей, заключили контракт с министерством обороны России. Это очень достойный и солидный вклад», — подчеркнул Демидов.
И похвалил не только на словах: главный федеральный инспектор РТ добавил, что сотрудников главного управления обязательно отметят за такой результат.
Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ГУФССП РФ по РТ, судебные приставы проводят разъяснительные работы с должниками: объясняют, что в отношении тех, кто заключил контракт с минобороны, исполнительное производство приостанавливается. Об этом говорил и Закиров в своем докладе: «Для защиты интересов граждан, принимающих участие в проведении СВО, в том числе призванных по мобилизации, приостановлено почти 19 тысяч исполнительных производств на сумму более 900 миллионов рублей».
Демидов продолжал: в 2024 году будут выборы президента РФ, и приставы, как и другие органы, примут участие в этом мероприятии. «Мы прекрасно знаем, что сделано на сегодняшний день Владимиром Владимировичем Путиным, нашим глубокоуважаемым лидером нации, Верховным главнокомандующим, по восстановлению нашей страной национального государственного суверенитета, который в свое время, в 90-е годы, был по большей части утрачен», — заявил Демидов.
После награждения приставы остались на закрытую часть коллегии — обсуждать уже первый месяц 2024-го и планы на февраль
Его на трибуне сменил вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин. «Нельзя не обратить внимание на сложности. По-прежнему отмечаем высокую нагрузку, в которой вынуждены работать. В вашем докладе было озвучено: [в работе] порядка 3 миллионов исполнительных производств, в перерасчете на нагрузку на одного сотрудника приходится порядка 8 тысяч исполнительных производств. Но, несмотря на это, текущие темпы работы необходимо продолжать», — подчеркивал Нигматуллин.
А именно: по алиментам (в прошлом году по данной категории окончили всего 41% исполнительных производств, указал Нигматуллин), по взысканию долгов по зарплате. Попросил усилиться и в части взыскания долгов за ЖКУ. В принципе, здесь работа поставлена хорошо в республике, констатировал вице-премьер (собираемость 99%), но есть и переходящие долги. «По такой задолженности это недопоступление коммунальщикам за поставленные ресурсы и не вложенные в ремонт инфраструктуры деньги», — сделал простой вывод Нигматуллин.
Есть вопросы и по налоговой задолженности. Да, объем собираемости платежей меньше, что объясняется более низким поступлением документов от ФНС, однако общий объем долгов по налогам в РТ растет. «В данном направлении просим активно работать. Это те деньги, что должны поступать в народное хозяйство и направляться на улучшение жизни людей», — указал вице-премьер.
После награждения приставы остались на закрытую часть коллегии — обсуждать уже первый месяц 2024-го и планы на февраль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.