ВСЕ СТУПЕНИ

Сегодня пришло печальное известие – рано утром после длительной и тяжелой болезни ушел из жизни известный татарстанский экономист Дамир Бикбов, сыгравший в 90-е годы очень важную роль в экономических реформах, проводившихся в Татарстане.

Дамир Мансурович родился 9 сентября 1945 года. Он прошел в своей карьере все ступени с самых низов. После окончания в 1973 году КФЭИ работал на Куйбышевском заводе в Тольятти, был председателем профкома Казанского авиационного завода им. Горбунова, прошел путь до главного бухгалтера на предприятиях Казани, в том числе в 1985 - 1987 годах на Казанском заводе точного машиностроения.

С 1991 года Бикбов работал в Госкомитете РТ по управлению госимуществом, являлся первым заместителем руководителя. В 1995 году возглавил республиканский госкомитет по приватизации. Это был очень важный период в жизни республики – тогда шла приватизация, и было очень важно, как она будет реализована в Татарстане, именно он сыграл важную роль в том, что собственность в РТ не ушла через ваучерную приватизацию к московским олигархическим группам.

В 1996-м на два года возглавил министерство экономики республики, с его участием в то время создавалась известная программа «Жизнь после нефти».

Затем работал первым заместителем, заместителем председателя правления ОАО АИКБ "Татфондбанк", управляющим казанским филиалом ЗАО «Солид Банк», гендиректором ОАО «Полимиз», исполнительным директором строительной компании ООО «Аркада», гендиректором ООО «Према». Для газеты «БИЗНЕС Online» его уход – это очень большая потеря. Дамир Мансурович был другом и экспертом нашей газеты, кроме того, его сын Альберт Бикбов возглавляет аналитический отдел нашей редакции. «БИЗНЕС Online» выражает свои соболезнования близким Дамира Мансуровича.

2.jpg
«Бикбов - легендарная фигура. Уникальность его в том, что он не только создавал татарстанскую буржуазию, но в том, что к его рукам ничего не прилипло»

ИДЕОЛОГ ПРИВАТИЗАЦИИ

Об экс-министре газете «БИЗНЕС Online» рассказали люди, хорошо знавшие Дамира Мансуровича.

Шамиль Агеев - председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

- Дамир Бикбов - это идеолог всей приватизации, которая в Татарстане прошла достаточно грамотно, в отличие от российской. А тогда, когда Дамир Мансурович был министром экономики республики, он очень много сделал для поддержки малого и среднего предпринимательства, активно поддержал создание фонда малого предпринимательства при Торгово-промышленной палате РТ. Это с его подачи мы имели право без залогов принимать решение, просто своим тайным голосованием. В то время это стало очень большим прорывом и очень большой поддержкой малым предпринимателям.

Дамир Бикбов бился за собственность Татарстана. При этом был исключительно душевным человеком и абсолютно честным. И хотя сидел на приватизации, на раздаче госсобственности, никаких акций ни от одного предприятия не взял. Он был истинным патриотом Татарстана, очень переживал за нашу республику. И кстати, был отличным футболистом, много удовольствия доставил болельщикам.

Светлая ему память!

Марат Галеев - председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- В память Дамира Бикбова я могу сказать, что это был один из очень квалифицированных экономистов-практиков, и не просто грамотный, а с очень трезвой головой - в экономике для практика трезвость особенно важна, в плане того, что планы должны быть реальными. В то же время это был человек исключительной порядочности. Он и в правительстве работал, и в бизнесе, и на предприятиях работал, и в банковской сфере… И всегда на первое место ставил интересы дела, а не личные интересы. В то же время отличался, я бы сказал так, независимостью мышления, всегда имел собственное мнение.

У меня с ним было несколько достаточно серьезных дел, связанных с экономикой. Когда он работал в госимуществе, были очень серьезные проблемы по определению собственности КАМАЗа. Предприятие тогда находился в переходной стадии, было единственным, которое акционировалось в советское время. И вопросы собственности с юридической точки зрения были весьма запутаны. Была образована специальная комиссия по КАМАЗу, где мы работали вместе с Дамиром Мансуровичем. Нам удалось тогда найти взаимоприемлемые решения, которые одновременно соблюдали интересы и КАМАЗа, и республики, и Российской Федерации.

В эпоху приватизации, когда работали с колес, когда многие нормативные документы печатались в текущей периодике, буквально в газетах, не получалось по другому, тогда нам удалось в интересах республики подготовить одно очень важное постановление кабинета министров, которое устанавливало коэффициенты оценки имущества при приватизации. Татарстан тогда имел собственное видение, и в республике коэффициенты были свои, отличные от Российской Федерации. Что это дало? Во-первых, сохранение от нашествия во время ваучерной приватизации крупных собственников, которые скупали по дешевке многие компании. И нам удалось повысить коэффициенты на нефтяную и нефтехимическую отрасль и в то же время понизить относительно российских коэффициентов для предприятий, которые не имели рыночной перспективы. Это постановление, оно сыграло существенную роль, о чем, в принципе, мало кто знает.

А когда Бикбов работал министром экономики, он первый, можно сказать, стремился удешевить госзаказную продукцию путем проведения конкурсов - еще даже в отсутствии законов о тендерах, об аукционах, о торговых площадках по госзаказам. Дамир Мансурович первым это практиковал, даже в отсутствии законов, на основе собственных решений.

Еще раз скажу, что это был человек, который работал, соблюдая интересы государства в первую очередь. Такие люди редки. Все-таки в тот период грамотные экономисты работали в несколько иной плоскости. А Бикбов - нет. Но это исключительно благодаря его высокой порядочности.

Дамир Мансурович был личностью, которая имеет очень много уровней. Мы с ним были почти ровесниками, я помню, когда в 60-е годы он был профессиональным футболистом, полузащитником, который забивал голы, часто - решающие голы. Упорство, настойчивость - вот эти определенные черты характера в спорте очень четко проявляются. И это у него было! У меня остались в памяти ликующие восклицания спортивных комментаторов: «Гол забил Дамир Бикбов!» Он был яркой личностью и в спорте тоже.

Смерть Дамира Мансуровича в какой-то мере неожиданна, ведь он спортивную форму поддерживал все годы, играл в команде ветеранов. И вообще был человеком очень разносторонним. И при этом от него никогда нельзя было ждать чего-то плохого, непорядочного - это было абсолютно исключено.

3.jpg
«Судьба Дамира Мансуровича многим будет напоминать о том, что можно жить и по-другому, а именно так, как прожил он»

МИНИСТР В ТРАМВАЕ

Рашид Галямов - директор агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций «Парадигма-консалтинг».

- У меня перед глазами до сих пор Бикбов, стоящий на трамвайной остановке на «Кольце». Это были 90-е годы, он возглавлял госкомприват. Я удивился: «Ба, Дамир Мансурович, не может быть - министр, да на трамвайчике!» А он: «Да-да, а что такого - это нормально, я часто отпускаю машину и еду домой на трамвае». И показал мне свою сумку, в ней - батон хлеба, который он купил домой… Для середины 90-х это было потрясающе. Тогда новая номенклатура только во вкус привилегий входила, но по старой обкомовской памяти уже не ездила на трамваях… А вот Дамиру Мансуровичу была органически присуща неспособность жить по-«новорусски». Это большая редкость.

Дамир Бикбов в первой половине 90-х отвечал в татарстанском правительстве за приватизацию, был заместителем первого вице-премьера Фарита Газизуллина. Они вместе создавали, по сути, современную татарстанскую буржуазию, современные татарстанские капиталы. Они тогда формировались на основе чековой приватизации и вообще приватизации наших предприятий. Газизуллин играл тогда роль политического прикрытия, а вдвоем с Бикбовым они выполняли роль нашего местного Чубайса.

Мне запомнилось, как Минтимер Шаймиев сказал в татарстанском парламенте, представляя Бикбова на должность: в Татарстане мы говорим «приватизация», слышим «Дамир Бикбов», говорим «Дамир Бикбов», слышим «приватизация»… В этом смысле Бикбов - легендарная фигура. Уникальность этого нашего Чубайса в том, что он не только создавал татарстанскую буржуазию, но и в том, что к его рукам ничего не прилипло. Будучи у воды, он не напился.

В середине 90-х в обществе была популярной тема коррупции, чиновники тогда накапливали первоначальный капитал, и граждане на это остро реагировали. Сейчас все не так, коррупция стала практически нормой жизни и способом функционирования государства. А тогда неофициально в чиновничьих кругах считали, что в Татарстане есть два безусловно честных чиновника, которые абсолютно не берут взяток, - это политический советник Шаймиева Рафаэль Хакимов и Дамир Бикбов - отец татарстанской приватизации.

Я недавно встречался с одним из олигархов, который родом из начала 90-х, он мне рассказал, что тогда взял сына Бикбова к себе на работу, чтобы получить благосклонность Дамира Мансуровича. Но был глубоко разочарован, потому что стало только хуже. Если до этого отношения были нормальные, то когда взял сына Бикбова, то наступило отчуждение - Бикбов стал избегать с ним общаться, чтобы не заподозрили ни в чем. Олигарх признался: зря взял на работу его сына, больше денег было бы сейчас.

Следующий этап работы Бикбова очень кратковременный - это во главе минэкономики Татарстана. Мало кто знает, наверное, что он входил в тот узкий круг экономистов, которые вместе с американцами написали программу «Жизнь после нефти». Над ней работали также Таркаев, Курчаков, Бахтияров, Кудрявцева. И после того как они написали программу, именно из этой группы был делегирован Бикбов на должность министра экономики, чтобы осуществлять эту программу. Он работал года два, но этот период был очень интересным, у министра было много новых идей.

Я тогда неоднократно с ним общался и помню, как Бикбов не верил в официальную статистику и ввел параллельную статистику промышленного производства республики. Говорил: по официальной статистике так, но я думаю, что на самом деле у нас вот такое падение производства. Это тоже показывало Бикбова как честного экономиста, глубокого, который искал истину, а не играл в какие-то игры. Таких людей, думаю, сейчас крайне мало. И нам очень не хватает таких профессионалов, которые одновременно честны. Именно профессионализм плюс честность дают потрясающую эффективность.

И мало кто знает (а я знаю из общения с сыном Бикбова, который такой же умница, как отец, и такой же творческий человек), что Дамир Мансурович в 60-е годы играл в «Рубине». И потом всегда интересовался этой командой, патронировал ее.

Очень жаль, что Дамир Мансурович так рано ушел от нас. Наверное, одна из причин такой ранней смерти - некая нереализованность. С конца 90-х он выпал из правительственной обоймы, такие люди были, видимо, уже не востребованы…

1.jpg
«Бикбов очень часто оказывался в ситуации, которая описывается классической фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Из-за своей принципиальной позиции он часто оказывался под огнем. Но удивительно, как он все это очень по-мужски и мужественно воспринимал»

НА РОДУ БЫЛА НАПИСАНА ГОССЛУЖБА

Рустам Курчаков - экономист:

- Дамир Мансурович от рождения принадлежал к великому, избранному кругу воинов и вождей. Об этом говорят его фамилия (БИЕК БАУ - высокий круг) и жизненный путь. По жизни он был государственник, другого такого я не встречал. У него был врожденный талант государственной службы. Но государства у нас давно уже нет - и не вина, а беда Дамира Мансуровича, что его качества оказались не востребованы. Но по-другому он не мог и оставался доблестным чиновником в то самое время, когда чиновников опускали все ниже и ниже.

Мне он дорог, как надежный товарищ, веселый, остроумный человек, футболист… Как человек, который не сгибался ни перед чем и ни перед кем. Мы познакомились, когда в конце 80-х началась работа по региональному хозрасчету. Речь шла о разработке модели экономической самостоятельности республики. Это было еще во времена союзного правительства. И тогда мы втроем, еще был министр финансов Рафаэль Мингазов, ездили в Москву, и там в очень острой форме обсуждали с представителями союзного правительства рамки экономической самостоятельности тогда автономной Татарии. Мингазов это называл - отцы регионального хозрасчета. Всякое, конечно, там было, была горячая, боевая обстановка. Переговоры шли в узком кругу. Потом уже СМИ стали кое-что доносить до широкой публики, а она тогда очень интересовалась экономическим суверенитетом, и обстановка была особая, митинги шли. Будучи в Москве, мы часто вспоминали русскую классику, стихотворение Некрасова «У парадного подъезда» например. Дамир Мансурович любил его цитировать. После очередной схватки мы хором декламировали: «И пошли они, солнцем палимые. И покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами...»

А вообще Бикбов очень часто оказывался в ситуации, которая тоже описывается классической фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Из-за своей очень принципиальной, несгибаемой позиции он очень часто оказывался под огнем. Так, его «удалили» из Госплана - за то, что подписал альтернативную концепцию экономической самостоятельности. Но удивительно, как он все это очень по-мужски и мужественно воспринимал.

Думаю, ему все-таки на роду была написана государственная служба - в том смысле, которого сейчас, наверное, большинство даже не поймет: то есть служение народу, служение своей державе… Он в 90-е был стержневой фигурой в Татарстане, но при этом свою публичность не превращал в капитал.

DSC06837.jpg
Сбор ветеранов футбольного клуба «Рубин» (Дамир Бикбов - третий справа в последнем ряду). Конец 90-х годов

Мухаммат Сабиров - экс-премьер-министр Татарстана (в 1989 - 1995 годах):

- Есть такие люди, которые, пройдя такой путь, который прошел Дамир Бикбов, оставляют в душах людей хорошие, теплые воспоминания. Потому что, не думая о себе, достойно служили своему народу. Таких людей немного, особенно в капиталистическое время. Но они есть. И Дамир - пример этому. Его судьба многим будет напоминать о том, что можно жить и по-другому, а именно так, как прожил он. Трудно переоценить ту работу, которую он проделал на благо республики, татарстанцев. Он останется в памяти тех людей, которым сделал очень много добра, и тех руководителей, которые могут, как я, поскольку был в те годы премьером, по достоинству оценить такого человека. Искренние соболезнования его семье, его друзьям и близким…

Камиль Юсупов, управляющий филиалом ВТБ в Казани:

- Человек дела и человек чести! Именно таким остался Дамир Мансурович в моей памяти. Мне довелось с ним работать в Татфондбанке и меня всегда восхищало в нем редкое сочетание государственного мышления, кристальной порядочности и скромности. А еще Дамир Мансурович был трудоголиком - будучи первым заместителем Председателя Татфондбанка Дамир Мансурович, ездил по всей республике, часами общаясь с руководителями предприятий, забывая про еду и сон. Он был интеллигент и интеллектуал, всегда ставивший интересы дела выше своих собственных. Светлая ему память!

Справка

Бикбов Дамир Мансурович

Родился 9 сентября 1945 года в Казани.
В 1973 году окончил Казанский финансово-экономический институт.
1964 - 1966 - аппаратчик Куйбышевского завода СК (Тольятти).
1968 - 1970 - председатель профкома Казанского авиационного завода им. Горбунова.
1970 - 1984 - бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер на промышленных предприятиях Казани.
1984 - 1985 - заместитель председателя плановой комиссии исполкома Казанского горсовета.
1985 - 1987 - главный бухгалтер Казанского завода точного машиностроения.
1987 - 1989 - заместитель, заведующий отделом по комплексному экономическому и социальному развитию, начальник отдела экономического анализа и совершенствования хозяйственного механизма в совмине и Госплане Татарской АССР.
1989 - 1991 - заместитель генерального директора производственного объединения вычислительных систем, Казань.
1991 - 1995 - заместитель, первый заместитель председателя Госкомитета Республики Татарстан по управлению госимуществом.
1995 - 1996 - председатель республиканского госкомитета по приватизации.
1996 - 1998 - министр экономики республики.

Позднее работал зампредом правления ОАО АИКБ "Татфондбанк", управляющим казанским филиалом ЗАО «Солид Банк», гендиректором ОАО «Полимиз», исполнительным директором строительной компании ООО «Аркада», гендиректором ООО «Према».