В ГБКЗ им. Сайдашева, прошел камерный вечер с поэтичным названием «Между небом и землей» В ГБКЗ им. Сайдашева прошел камерный вечер с поэтичным названием «Между небом и землей»

Лицом к лицу

Камерные вечера — мощный тренд современной концертно-театральной жизни и почти обязательная часть передовых оперных афиш и фестивалей. Вот и в Казани последние годы такие музыкальные вечера с переменным успехом встраивают в программу Шаляпинского фестиваля. Так, в 2023-м местная этуаль Гульнора Гатина исполняла здесь же, в ГБКЗ им. Сайдашева, романсы Рахманинова в честь 150-летия композитора. В этом году первый камерный концерт смотра приурочен к юбилеям Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова (220, 185 и 180 лет со дня рождения авторов).

Впрочем, для руководства театра им. Джалиля такие концерты существуют пока на правах «падчерицы». Никакого тебе искусственного дефицита билетов, которые можно купить только у всесильных распространителей Казанской оперы, забитых чиновниками лож и общего ощущения запредельного пафоса мероприятия. Кстати, в такой ложе ГБКЗ сидел один из заместителей Рауфаля Мухаметзянова, однако пропал оттуда уже минут через 20 после начала, пропустив в итоге концерт, который, возможно, стал творческой вершиной Шаляпин-феста-2024.

Польза таких вечеров в Казани не только в чествовании классиков отечественного романса. Это еще и возможность повнимательнее присмотреться к артистам из Татарстана — выпускникам Казанской консерватории, которых, даже штатных членов труппы ТГАТОиБ, на оперных спектаклях Шаляпинского за редким исключением вытесняют приглашенные солисты. А здесь есть возможность увидеть их в самом интимном и одухотворенном жанре, так сказать, лицом к лицу.

В поисках интимности: казанская этуаль Гульнора Гатина и ее платье на сцене ГБКЗ

Каждый из певцов справляется с этим испытанием в меру своих вокальных способностей, чувства стиля и т. д. И если Гатина год назад превратила свою лирическую исповедь в парадный бенефис, то участники нынешнего вечера — солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, солист ТАГТОиБ Артур Исламов и заслуженная артистка РТ Эльза Исламова — показали гораздо более глубокое чувство романса и русского мелоса. Благодаря этому меломаны, как и побуждает название концерта, два часа с лишним парили в духовном экстазе «Между небом и землей».

Солист ТАГТОиБ Артур Исламов Солист ТАГТОиБ Артур Исламов

Певец-актер

Начало концерта отдали музыкальным картинам природы и любовным излияниям, захватившим гостей за счет ювелирной передачи текста, мимики и актерской игры. Первым их с энтузиазмом продемонстрировал Исламов. В романсах Глинки звучный баритон театра им. Джалиля отработал образы порывистого романтика («В крови горит огонь желания»), покорного страдальца («Не говори, что сердцу больно»), ревнивого любовника («Болеро») и влюбленного паладина («Рыцарский романс»). Между регистрами и темпами, тягучей кантиленой и игривым скерцо солист переключался с непринужденной улыбкой, взбудоражив дам импозантными позами и пристальными взорами. А стихи Пушкина, Павлова и Кукольника — высветлял выразительной агогикой и четкой дикцией.

Блок романсов Римского-Корсакова показал, насколько Исламов чувствует гибкий, пластичный орнамент русского мелоса. Здесь солист отбросил внешние эффекты, сконцентрировавшись на «чистом звуке». Его «Октава» и «Не ветер вея с высоты» прозвучали как чувственный гимн искусству и всепобеждающей любви.

Солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина Солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина

Женственность и культура

Заслуженно тепло в Казани встретили уроженку Набережных Челнов Хисматуллину. Некогда выпускница Казанской консерватории не заинтересовала руководство театра им. Джалиля, стала солисткой Приморской сцены Мариинского театра, затем переехала в Санкт-Петербург, а сегодня, работая в Мариинке, делает серьезную международную карьеру. Более того, пожалуй, среди участниц Шаляпинского фестиваля – 2024 нет более громкого имени, если мы говорим о сегодняшнем положении вещей в оперном мире. В 2019 году певица стала лауреатом конкурса им. Чайковского, а теперь поет Царицу ночи в Ковент-Гарден и Лючию в берлинской Дойче опера. Минувшим вечером артистка была носительницей женственности и певческой культуры (а также внешней — на сцену она вышла в элегантном кремовом платье в пол).

Несмотря на это, в ГБКЗ солистка Мариинки приглушила свое объемное сопрано, оставив лишь его небесную, хрустальную грань; сосредоточилась на передаче эмоций и вдумчивом диалоге с роялем (в этом ей помогла концертмейстер Алсу Барышникова, чьи руки «досказывали» или опровергали фразы голоса). «Жаворонка» Глинки певица овеяла мечтательной меланхолией, вслушиваясь в изобразительные трели фортепиано. «Адель» — беспечным задором за счет легких пассажей, «Финский залив» — щемящей ностальгией благодаря взволновано-патетическому тону исповеди. Одной из кульминаций первого отделения стала миниатюра Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», где солистка с помощью экспрессивных фиоритур раскрыла томный колорит Востока.

К сожалению, интимную, доверительную атмосферу вечера периодически нарушал Эдуард Трескин. Штатный конферансье Шаляпинского фестиваля даже на чужой территории не изменил своей традиции рассказывать длинные истории и, что самое ужасное, регулярно декламировать стихи с пафосом актера провинциального ТЮЗа.

В какой-то момент случилось и вовсе странное происшествие. Хисматуллина готовилась петь «Я помню чудное мгновенье» Глинки, как вдруг ведущий вторгся на сцену с длинным спичем об Анне Керн (музе Пушкина, для которой был написан романс). Совпадение или нет, но в итоге певица в середине номера перепутала текст, остановилась и очень мило извинилась. Впрочем, на общее впечатление от выступления это не повлияло: звездную солистку поддержали аплодисментами, а после исполнения одна из зрительниц вручила ей изящную коробочку с цветами.

Солистка Эльза Исламова Солистка Эльза Исламова

Песни ребенка и пляски смерти

Второе отделение концерта посвятили юмористическим вокальным зарисовкам и (по контрасту) торжеству смерти. В обеих сферах себя ярко проявил Исламов. В характерных романсах Мусоргского он разыграл театр одного актера, прикинувшись и вероломной девицей, и горбатым мужем, и даже Спесью, а округлые ноты заменил на броский, открытый звук.

Апофеозом вечера стали две миниатюры из цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти», заставившие публику вжаться в кресла. В них Исламов добавил оперного драматизма: «Колыбельная» прозвучала как мощный дуэт-поединок матери и смерти с неожиданными контрастами динамики и темпа. «Полководец» — как безжалостный монолог смерти на поле боя, особенно актуальный в нынешних реалиях. После обеих песен солист не сдерживал слез под крики «браво!».

В финале программы его сменила супруга Эльза Исламова с вокальным циклом Мусоргского «Детская». Заслуженная артистка РТ давно зарекомендовала себя как тонкий интерпретатор слова, в частности, это помогло ей завоевать республиканскую премию «Тантана» за роль Сарвар в опере Миляуши Хайруллиной «Кави – Сарвар» (10 февраля исполнится год с концертной премьеры этой оперы). В «Детской», показывая мир глазами ребенка, певица, сама молодая мать, сделала упор на острую, характерную интонацию. Та, в свою очередь, вступила в контрапункт с большим голосом и камерные сценки «С няней», «С куклой», «В углу» обрели рельефный объем, а сама исполнительница удостоилась овации.