«Много жалоб по качеству работы, в 1,5 раза выросло количество обращений челнинцев по работе медицинских учреждений. Это не очень хорошо», — раскритиковал работу челнинской медицины президент РТ Рустам Минниханов на отчетной сессии автограда. На ежегодном мероприятии власти города хвастались экономическим ростом, а КАМАЗ строил наполеоновские планы на годы вперед. На фоне этого волонтеры жаловались на нехватку финансирования, а глава республики заметил проблемы: ЖКХ, зарплаты ниже МРОТ и исход детей на домашнее обучение. Кроме того, он рекомендовал Челнам и Тукаевскому району совместное развитие. О чем еще говорили на сессии — в материале «БИЗНЕС Online».
Очередь проводить отчетную сессию дошла и до Набережных Челнов, и автоград решил устроить мероприятие с помпой
Минниханов подарил городу автобусы, а Гатин накормил чиновников кашей
Очередь проводить отчетную сессию дошла и до Набережных Челнов, и автоград решил устроить мероприятие с помпой. Для этого власти нагнали на парковку русского драмтеатра «Мастеровые» автопарк экзотической техники, вокруг которой ходили деловитые чиновники и предприниматели. Они с интересом прогуливались от одной диковинной машины к другой, слушали высокопарные речи представителей бизнеса. Из необычного — две новые машины автогиганта: тягач «КАМАЗ-65659» с колесной формулой 6×2 и самосвал «КАМАЗ-65951» с формулой 8×4. С конвейера на рынок машины сойдут уже в 2024-м — этот же год станет для машин обкаточным.
Заметную часть выставки посвятили СВО. Например, сюда привезли два MRAP (колесные броневые машины с усиленной противоминной защитой) от «Ремдизеля» — З-СТС «Ахмат» и «Астейс-70202» на базе «Патруля». Обе машины впервые сошли с конвейера в 2022 году. Как рассказал гендиректор предприятия Александр Захаров, броневики уже прошли боевое крещение и получили положительные отзывы: машины уверенно держат винтовочные калибры, защищают от осколков.
Из необычного — две новые машины автогиганта: тягач «КАМАЗ-65659» с колесной формулой 6×2 и самосвал «КАМАЗ-65951» с формулой 8×4
Гуманитарное направление СВО представляло сразу три стенда. Первый — от депутата Госсовета РТ и гендиректора ГК «Далини» Руслана Нигматулина. Он отправил уже 20 фур в зону СВО, всего при его поддержке туда в 2023-м доехало более 700 т гуманитарной помощи.
Заметную часть выставки посвятили СВО. Например, сюда привезли два MRAP от «Ремдизеля» — З-СТС «Ахмат» и «Астейс-70202» на базе «Патруля»
Внутри театра расположились несколько видных челнинских гуманитарных штабов — «Полевая почта Герат», «Своих не бросаем 16». Волонтеры пришли на сессию с FPV-дронами, сбросами, хвостовиками для ВОГов, бронежилетами — все собственного производства. «Дрон проходит испытания, ждем большого заказа, но из-за бюрократии затягивается. Главная проблема — не хватает финансирования, площадок для тестирования, — сетовал волонтер Сергей. — У них (украинцев — прим. ред.) на это осознанно выделяется финансирование, а у нас все на частные деньги меценатов. От государства финансирования нет, и его не хватает».
В центре внимания был предприниматель и волонтер Рустам Гатин со своей полевой кухней. Он ненадолго приехал из Лисичанска, раздавал желающим стаканы с горячим чаем и обещал покормить солдатской кашей. «Слава богу, что мы не в той ситуации, как там (в Лисичанске — прим. ред.). Я больше переживаю, что много останется. Вот там мы, наоборот, готовим и переживаем, чтобы всем хватило. Там проблемы с горячим питанием, из-за перебоев с электричеством, нет газа, воды, канализации», — вспоминал Гатин.
В центре внимания был предприниматель и волонтер Рустам Гатин со своей полевой кухней
Президент РТ Рустам Минниханов приехал к «Мастеровым» в 10:30. Глава республики торжественно передал автограду 10 новых автобусов марки «НЕФАЗ». «Общественный транспорт — это настроение людей. К сожалению, в последние годы в республике есть вопросы по обеспечению транспортом, по подвижным составам и качеству обслуживания. Программа с поддержкой федерального бюджета позволила серьезно изменить ситуацию с автобусами. Наиль Гамбарович, в данном вопросе нужна система: разработать маршруты, нанять профессиональных сотрудников. Эти вопросы необходимо будет решить», — сказал Минниханов, не став вдаваться в детали по финансированию.
В свою очередь, мэр Челнов Наиль Магдеев отметил, что эти 10 «НЕФАЗов» — первая партия из 46 автобусов, которые они намерены получить в начале марта. В 2024-м же автопарк автограда пополнится 90 новыми транспортными средствами.
Президент РТ Рустам Минниханов приехал к «Мастеровым» в 10:30. Глава республики торжественно передал автограду 10 новых автобусов марки «НЕФАЗ»
Магдеев хвалился экономикой города, но новых школ в этом году можно не ждать
Отчитаться о том, как Челны провели 2023 год, вышел мэр автограда. Магдеев предпочел рассказать представителям Татарстана об успехах города, почти обходя острые углы. Весь доклад занял около получаса. Впрочем, за это время градоначальник успел затронуть все сферы жизни.
СВО. Набережные Челны активно содействуют бойцам из автограда и подшефному Лисичанску, отметил Магдеев. Так, объем гуманитарной помощи превысил 700 тонн. Кроме того, полевая кухня челнинца Гатина больше 1,5 года кормит нуждающихся в Лисичанске. За этот период направлено около 400 т продуктов на сумму более 85 млн рублей.
Наиль Магдеев отметил, что эти 10 «НЕФАЗов» — первая партия из 46 автобусов, которые они намерены получить в начале марта. В 2024-м же автопарк автограда пополнится 90 новыми транспортными средствами
Дети военнослужащих челнинцев обеспечены различными льготами: транспортные услуги, бесплатное питание, организация досуга и др. Кроме того, по решению Магдеева, на каждого новорожденного ребенка бойца его семья единовременно получает по 100 тыс. рублей.
«Специальная военная операция сплотила жителей нашего города, еще раз подтвердила, что Набережные Челны — это город неравнодушных и активных людей с особой энергетикой. Помощь обязательно будет продолжена. Челны своих не бросают!» — заявил градоначальник.
Экономика. В сфере экономики Магдееву было чем похвалиться. Он охотно оперировал цифрами, а доклад по соответствующей теме занял львиную долю всего выступления. Всего в 2023 году Челны отгрузили продукцию на 737 млрд рублей, индекс промышленного производства составил 119,5%. В целом год сложился для экономики города положительно, отметил градоначальник.
«Челнинским компаниям удалось выйти на новые рынки и выстроить цепочки взаимодействия с предприятиями из дружественных стран, занять освободившиеся ниши», — гордо заявил Магдеев. Помимо лидирующего КАМАЗа, большой вклад в экономику города внесли Haier, «Домкор», «Камский Бекон», «ТЭМПО», «Ремдизель» и другие предприятия.
В сфере экономике Магдееву было чем похвалиться. Он охотно оперировал цифрами, а доклад по соответствующей теме занял львиную долю всего выступления
Особенно Магдеев выделил резидентов ТОРа (территории опережающего развития) — в 2023 году Челнам удалось привлечь еще пять новых предприятий. «Налоговые отчисления резидентов ТОРа во все уровни бюджета составили 23 миллиарда 600 миллионов рублей, что более чем в 2 раза превышает объем предоставленных преференций», — поделился он. Кроме того, строятся новые промпарки — имеющиеся 13 заполнены на 90%. В производство инвестировано 77 млрд рублей.
Рост наблюдается и в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) — его оборот достиг 506 млрд рублей (в 2022 году было 484,8 млрд рублей). «Это треть оборота всех предприятий города», — подчеркнул градоначальник. Всего в этой сфере трудятся 130 тыс. челнинцев, 40 тыс. из них зарегистрированы как самозанятые.
Строительство. В 2023 году Челны выполнили план по вводу жилья и построили более 318 тыс. «квадратов». Кроме того, в 102 многоквартирных домах проведен капитальный ремонт, в этом году планируется обновить еще 108 домов.
«Ежегодно растет количество выданных разрешений на строительство, почти каждое второе из них — на промышленные объекты. Это говорит о хорошем градостроительном потенциале города», — сказал Магдеев.
Образование. По мнению Магдеева, система образования города занимает лидирующие позиции в республике по качеству, воспитательной работе и олимпиадному движению. Каждый четвертый выпускник города получил за ЕГЭ от 80 до 100 баллов, высший результат показали 27 учащихся.
Особенно Магдеев выделил резидентов ТОРа (территории опережающего развития) — в 2023 году Челнам удалось привлечь еще пять новых предприятий
В 2023 году в городе отремонтировали 8 школ, 7 пищеблоков, два ресурсных центра, построили две новые школы и один детский сад. «Несмотря на большую проделанную работу, проблема износа зданий остается острой. Капитального ремонта ждут еще 16 школ и 59 садиков. Многие из них были построены в 70–80-х годах. Мы надеемся на поддержку правительства республики в решении актуального для нашего города вопроса», — обратился к собравшимся градоначальник. В планах на этот год ремонт еще 6 школ, 7 пищеблоков и одного ресурсного центра. О строительстве новых образовательных учреждений речи не идет.
Медицина. Средняя продолжительность жизни в автограде осталась на прежнем уровне — 76,8 года. После капитального ремонта стоимостью 800 млн рублей запущен блок Г инфекционной больницы, приступили к работам в блоке Д. Также отремонтировали здание госпиталя ветеранов войн и оснастили его новым оборудованием.
«Актуальным для жителей города и всего Закамья остается вопрос строительства нового здания горбольницы №5. В настоящее время разработано техническое задание на проектирование. Мы надеемся, что строительство начнется в ближайшее время», — поделился градоначальник.
Традиционно на сессии выступал представитель КАМАЗа — сегодня это был финансовый директор Андрей Максимов, который представил итоги деятельности компании и ее партнеров
КАМАЗ делает упор на санкционно устойчивые автомобили и запускает производство троллейбусов
Традиционно на сессии выступал представитель КАМАЗа — сегодня это был финансовый директор Андрей Максимов, который представил итоги деятельности компании и ее партнеров. Генеральный директор Сергей Когогин, как позже объяснил президент Татарстана Минниханов, в это время участвовал в стратегической сессии правительства РФ.
В 2023 году автогигант получил выручку в размере 355 млрд рублей — рост к аналогичному периоду прошлого года составил 33%. Реализовано 40,7 тыс. грузовых автомобилей — в том числе более 36 тыс. грузовых автомобилей на внутреннем рынке и 4,5 тыс. на внешних рынках. Осуществлены инвестиции на сумму более 19 млрд рублей.
Максимов отметил, что КАМАЗ платит налоги в различные бюджетные и внебюджетные фонды в размере бюджета города. В 2023 году в РФ поступило более 10 млрд рублей налогов. В бюджет республики — порядка 3,7 млрд рублей. В городской бюджет из них ушло 900 млн рублей, сообщил финдиректор автогиганта. Дочерние предприятия и совместные предприятия КАМАЗа заплатили в бюджет РТ более 480 млн рублей. Из них в бюджет города ушло более 100 млн рублей. Партнеры КАМАЗа — заводы – изготовители спецтехники в Челнах — заплатили в бюджет РТ налоги суммой более 876 млн рублей, из них 215 млн вернулось в город.
Доложил Максимов и о результатах КИП «Мастер». На занятых площадях парка работает 290 предприятий, трудоустроены 12,5 тыс. человек. Суммарный оборот всех предприятий за 2023 год составил 180 млрд рублей. Общий объем налоговых платежей во все уровни — порядка 19 млрд рублей.
Отдельное внимание уделено строящемуся промышленному технопарку «Олимп». Проект предполагает завершение строительства административно-бытового корпуса общей площадью более 13 тыс. кв. м и строительство корпуса с размещением комплекса лабораторий площадью 1 634 кв. метра. Источником финансирования для проекта КАМАЗ рассматривает субсидии в течение трех лет на 1,5 млрд рублей. На выходе ожидаются пять резидентов, 900 рабочих мест, 10 млрд рублей инвестиций от резидентов и выручка в год более 5 млрд рублей. Налоговые платежи во все уровни бюджета — более 400 миллионов. В 2024 году предполагается завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию, размещение в нем центра электроники и элементов питания ПАО «КАМАЗ».
Что с социалкой? Средняя зарплата на автогиганте уже 75 тыс. рублей — это больше на 22%, чем в 2022 году. Размер соцпакета — 1,8 млрд рублей — больше на 28%. На доставку персонала компания тратит 163 млн рублей (плюс 5%). На благотворительность — 177 млн рублей (плюс 17%).
Основным достижением года Максимов назвал восстановление всего ряда моделей К5 на санкционно устойчивой компонентной базе. Кроме того, введен в продуктовую линейку автобус среднего класса «КАМАЗ-4290», а также стартовало серийное производство малотоннажных грузовиков «Компас 5» и «Компас 6» и других.
Назвал Максимов и цели КАМАЗа — в 2024 году автогигант намерен расширить модельный ряд автомобилей К5 на санкционно устойчивой компонентной базе. Кроме того, запланирован рестарт санкционно устойчивых автомобилей тяжелого модельного ряда «КАМАЗ-6595», «КАМАЗ-65951», транспортных автомобилей «КАМАЗ-65657» и «КАМАЗ-65658».
В будущем КАМАЗ хочет запустить производство газовой версии «КАМАЗ-54901» и расширить линейку газовых двигателей на новой компонентной базе. В планах у компании запустить производство автомобилей транспортного семейства К5 «КАМАЗ-65658» и начать выпускать пригородные газовые автобусы «КАМАЗ-5222» для ПАО «Газпром». Также завод планирует начать производство троллейбусов, электробусов особо большого класса и самосвалов «КАМАЗ-65951».
«Планируется запуск серийного производства карьерной внедорожной техники — карьерных самосвалов „Атлант“, шарнирно-сочлененных самосвалов „Геркулес“. Особое внимание будет направлено на развитие бизнеса по транспортно-логистическим перевозкам, направлению и расширение охвата территории до 89 регионов и роста парка тягачей, полуприцепов до 600 единиц в год», — сказал Максимов. Кроме того, КАМАЗ намерен вывести на рынок модель «Компас-3».
В 2030 году выручка «КАМАЗ-Компаса» достигнет, по оценкам автогиганта, 63 млрд рублей, а производства карьерной и лесозаготовительной техники — 85 млрд рублей. Такую же выручку приблизительно, считают в компании, получит проект «Магистральные перевозки» — 85 млрд рублей.
Минниханов предложил пересмотреть отношение к работе пассажирских перевозок во всей республике
За что Минниханов критиковал Челны
Первые 10 минут своей речи Минниханов посвятил общереспубликанским тезисам — поддержке военнослужащих, импортозамещению, строительству, адаптации к санкциям, кадровому дефициту. Постепенно глава дошел до так называемых «зон, на которые надо обратить внимание» в Челнах. Простым языком — критиковал наболевшие проблемы города.
ЖКХ. По коммунальной инфраструктуре автограда поступает очень много обращений, отмечал президент РТ. За год в городе случилось 622 аварии. Конечно, где-то это касается работы управляющих компаний, но и тут властям нужно наводить порядок. «Город построился, и вроде бы вся его инфраструктура одновременно износилась. Все гордились, что город новый, а оказывается, новый город имеет свойство стать не совсем новым», — говорил президент.
Как же быть дальше? Глава республики планирует использовать средства федеральных программ для ремонта инженерных сетей, а заодно рекомендует энергоснабжающим компаниям активнее работать с этим в своих инвестпрограммах.
В ходе выступления президент поднял с мест директора Института пространственного развития РТ Олега Григорьева (на фото) и главу Тукаевского района Фаила Камаева
Общественный транспорт. В целом Минниханов предложил пересмотреть отношение к работе пассажирских перевозок во всей республике. Конкретно автограду же нужно полагаться не только на новые автобусы, но и подумать над «структурированием системы».
Совместное развитие Камской агломерации. В ходе выступления президент поднял с мест директора Института пространственного развития РТ Олега Григорьева и главу Тукаевского района Фаила Камаева. Челны и Тукаевский район, заявил Минниханов, — часть одной агломерации и их развитие должно быть совместным. Поэтому он поручил Камаеву, Магдееву и Григорьеву работать сообща, без самодеятельности: «Никаких решений без утверждения мастер-плана!»
Фаил Камаев
«Развитие этих двух территорий надо объединить. Я считаю, что, с одной стороны, мы делаем добро — строим жилье. С другой — инфраструктура транспортная, социальная, инженерная не соответствует, и люди правильно нас критикуют. У нас должна быть программа — мастер-план Камской агломерации, — говорил он. — У нас много узких мест. Жилье ушло вперед, а ни школ, ни садиков, ни подъездных путей. Немножко мы оказались в сложной ситуации, поэтому эту тему надо взять на контроль».
Зарплаты. Неожиданно: в Челнах 51 предприятие платит сотрудникам зарплату ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Около 25 тыс. жителей автограда получают ниже прожиточного минимума. Фантасмагоричная картина для города со средней зарплатой в 68 тыс. рублей, что и отметил Минниханов.
«В республике получают около 60 тысяч, в Челнах зарплата в среднем [составляет] 68 тысяч, но есть и такая статистика: около 25 тысяч челнинцев имеют месячный доход ниже прожиточного минимума. Наверное, есть какие-то конвертные или другие инструменты. По итогам третьего квартала 51 предприятие города начисляет зарплаты ниже МРОТ. Ниже МРОТ платить никто не имеет права», — сказал Минниханов, наказав налоговой и прокуратуре присмотреться к явно нечестным на руку работодателям.
Медицина. В Набережных Челнах в 1,5 раза выросло количество негативных обращений на работу медицинских учреждений. Удивленный цифрой, Минниханов поднял с места первого замминистра здравоохранения республики Альмира Абашева и велел внимательно рассмотреть проблему. «Много жалоб по качеству работы, в 1,5 раза выросло количество обращений челнинцев по работе медицинских учреждений. Это не очень хорошо. Минздрав здесь? Челны никогда в зону критики по здравоохранению не попадали. Видимо, какие-то проблемы возникли: не могут записаться, по качеству услуг тоже есть вопросы», — наказал президент.
Образование. Несмотря на то что Челны всегда были образцом качества и нововведений в отрасли, даже у них нашлась проблема. Минниханова беспокоит внушительная цифра учеников на «домашке» — 700 детей. Да, домашнее образование не запрещено законом, но оно не должно быть системным. Все-таки детям нужно общение со сверстниками.
«Я понимаю, какое-то количество может быть. Но 700 детей — это ненормально. Ребенок должен быть в обществе. Социализация должна быть. Он же дальше не дома будет, а в обществе. Эта тема ваша, Поминов, — сказал, обращаясь к первому заместителю министра образования и науки РТ Андрею Поминову. — Я обращаюсь к прокурору города. Очень внимательно, с ними надо разобраться. Что там с этими детьми творится? Какое воспитание получают? Мы не знаем». Минниханов напомнил, что в прошлом году 54 ребенка в Челнах были возвращены в школы, и подчеркнул, что такую работу необходимо продолжить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.