Угроза кибербезопасности в банковской сфере будет только нарастать, предрекла вчера глава Центробанка Эльвира Набиуллина на уральском форуме «Кибербезопасность в финансах». Банки вместе с регулятором находятся в состоянии догоняющих. На смену DDoS-атакам приходят дипфейки, специалистов в сфере кибербезопасности не хватает, а в новых регионах «расцвет мошеннических схем». За обсуждением темы следил корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Угроза кибербезопасности будет только нарастать», — таким не слишком позитивным прогнозом глава Банка России Эльвира Набиуллина открыла вчера в Екатеринбурге уральский форум «Кибербезопасность в финансах»
Предотвращено хищений на 5,8 трлн рублей, но…
«Угроза кибербезопасности будет только нарастать», — таким не слишком позитивным прогнозом глава Банка России Эльвира Набиуллина открыла вчера в Екатеринбурге уральский форум «Кибербезопасность в финансах». В сфере борьбы с кибермошенниками делается многое, однако они «очень изобретательны» и перелома в борьбе с ними не произошло, продолжила Набиуллина. Нечто подобное она говорила и в прошлом году. В 2023-м доля возмещения средств людям, которые пострадали от кибермошенничества, хотя и выросла, все равно осталась ниже 10%. «Было 4,4 процента, стало 8,7 процента, — констатировала она. — Да, увеличилось количество успешно отраженных атак, но также и число успешных атак — почти 1,2 миллиона операций без согласия клиентов».
В преддверии форума ЦБ опубликовал обзор операций, совершенных без согласия клиентов. Согласно данным регулятора, в 2023 году злоумышленники смогли провести 1,17 млн успешных операций, а это на 33% больше, чем в 2022-м, и украсть 15,8 млрд рублей. В результате атак потери клиентов банков увеличились на 11,5%. В то же время банки предотвратили мошеннические хищения на 5,8 трлн рублей. Многие, конечно, научились защищать свои интересы и уменьшать потери, однако их клиенты до сих пор уязвимы, подчеркнула Набиуллина.
Какие же задачи ставит глава ЦБ? Необходимость включить во все ключевые бизнес-процессы финансовых институтов учет вопросов информационной безопасности, переход на российский софт, просвещение граждан, а также решение проблемы дефицита кадров. Позже она отметит, что для этого в сфере информационной безопасности необходимо ежегодно обучать минимум 7 тыс. специалистов.
Сегодня создаются барьеры для борьбы с мошенничеством при переводах. Так, с июля этого года заработает закон, по которому банки будут на два дня приостанавливать подозрительные переводы, чтобы клиент смог отказаться от транзакции, напомнила Набиуллина
…И сами по непонятным причинам перевели деньги
После вступительного слова глава Центрального банка пригласила на сцену докладчиков панельной сессии. Все они (кроме одного) уже участвовали в аналогичном мероприятии в 2023-м. Об актуальности темы форума говорит то, что нынешняя дискуссия как бы продолжает прошлогоднюю, взял слово модератор — глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он рассказал, что, как депутат, продолжает довольно часто получать обращения от людей (причем «образованных и занимающих высокие позиции во властной иерархии») о том, что у них украли деньги или они сами по непонятным причинам перевели их. Одна из самых главных задач на этот год — борьба с кредитным мошенничеством, подхватила Набиуллина.
Анатолий Аксаков поделился, что получает обращения от людей (причем «образованных и занимающих высокие позиции во властной иерархии») о том, что у них украли деньги или что они сами по непонятным причинам перевели их
Сегодня создаются барьеры для борьбы с мошенничеством при переводах. Так, с июля этого года заработает закон, по которому банки будут на два дня приостанавливать подозрительные переводы, чтобы клиент смог отказаться от транзакции, напомнила Набиуллина. Однако в кредитном фроде системных барьеров нет — люди все чаще и чаще берут миллионные кредиты, которые потом отдают мошенникам. Так, каждый четвертый рубль, похищенный из банков, заемный. Получается, граждане не просто теряют деньги, но и получают большой долг на всю жизнь.
Набиуллина выразила надежду на скорое принятие еще одного закона — о самозапрете на выдачу потребкредитов. Но он, конечно, решит только часть проблем. Позже она предложила установить период охлаждения и для выдачи крупных кредитов на сумму от 1 млн рублей, а также лимит на внесение наличных средств в банкоматах. «Берут кредит в одном банке наличными, потом приходят в банкомат и переводят на так называемый безопасный счет в другом банке — на счет преступника», — пояснила она.
В Сбере треть мошеннических звонков переводится в кредитное мошенничество, согласился зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. «Из 270 миллиардов рублей, которые спас Сбербанк, около 100 миллиардов — кредитные ресурсы», — добавил он. При этом эффективность периода охлаждения, который банк применяет на 24 часа для подозрительных кредитов, достигает 100%.
SIM-боксы, дипфейки и изощренные DDoS-атаки
Начал свое выступление Кузнецов с благодарности в адрес ЦБ. Уральский форум, по его словам, точно стал главным событием для отрасли кибербезопасности. В числе достижений он заметил, что сегодня инфраструктура всех кредитных организаций надежно защищена, значительным образом улучшена нормативная база, появились стандарты в области управления рисками, банки и телефонные операторы научились защищать клиентов от подмены номеров.
Станислав Кузнецов: «Мы закрываем одну дыру — появляются другие дырочки. Есть ощущение, что мы все время [находимся] в состоянии догоняющих»
Тем не менее ущерб продолжает расти, отметил он. Примерно каждый год фиксируется плюс 2 млрд ущерба гражданам РФ. «Мы закрываем одну дыру — появляются другие дырочки. Есть ощущение, что мы все время [находимся] в состоянии догоняющих», — сказал Кузнецов и перечислил угрозы, к которым банки оказались не готовы. В их числе SIM-боксы, которые маскируют международные звонки, превращая в локальные, виртуальные АТС — технология позволяет установить в качестве исходящих абсолютно любые номера — и мессенджеры.
«Это новый вызов, и мы пока не научились фиксировать статистику по таким инцидентам. По экспертным подсчетам, совершается до 8 миллионов телефонных звонов в сутки гражданам России. Но с учетом мессенджеров эта цифра значительным образом увеличилась. Мы сегодня допускаем, что до 15 миллионов попыток телефонных звонков происходит ежедневно с учетом трех новых направлений», — рассказал Кузнецов.
Вадим Кулик: «Уже есть кейсы, когда банковская видеоконсультация приводила к тому, что деньги уплыли»
Другой новый инструмент в руках мошенников назвал заместитель президента – председателя правления ВТБ Вадим Кулик. По его словам, банки еще не готовы к атакам с использованием биометрии и технологии дипфейка, а успешность таких схем для злоумышленников пока стопроцентна. «Уже есть кейсы, когда банковская видеоконсультация приводила к тому, что деньги уплыли, — сказал он. — К этому виду фрода мы пока не готовы от слова „совсем“».
Говоря о банковской инфраструктуре, Кулик заметил, что с DDoS-атаками банки научились бороться, ущерба от них почти нет. При этом за 2023 год злоумышленники перестали нацеливать их «на просто пиар-эффект». Теперь они, что называется, втихаря пытаются через подрядчиков, которые имеют доступ к системам, проникнуть в инфраструктуру, похитить учетные записи и данные клиентов. «Мы пока даже не понимаем, зачем [они это делают] и как станут в будущем использовать», — указал представитель ВТБ.
Кузнецов вместе с тем заметил, что эту страницу банки еще не перелистнули — DDoS-атак стало меньше, но их изощренность и сложность «точно меняется». «С 24 по 28 января мы выдержали впервые очень длительную четырехсуточную атаку, — рассказал он. — Она была с точки зрения инструментов весьма сложной и видоизменялась десятки раз в течение этих четырех суток. Были одновременно атакованы все 1,1 тысячи сервисов Сбера».
«Должно быть страшно стать дроппером. Есть норма «незаконное обогащение и конфискация имущества»
Что делать с дропперами?
Промсвязьбанк видит «расцвет мошеннических схем» в новых регионах России. Как объяснил старший вице-президент ПСБ Константин Басманов, у граждан там нет кредитных историй, многие больше 8 лет вообще не имели никакого кредитного опыта. Поэтому осенью прошлого года банк закрыл там все возможности получения кредитов онлайн — только при личном присутствии заемщика.
Для решения проблемы с ростом атак, по мнению Басманова, необходимо улучшать взаимодействие между банками и увеличивать скорость информационного обмена. «По факту сегодня скорость нашего ответа и взаимодействия с ФинЦЕРТом (центр взаимодействия и реагирования департамента информационной безопасности ЦБ — прим. ред.), коллегами —порядка двух часов. Притом что время, которое нужно мошенникам, чтобы деньги исчезли из финансовой системы, — ну до 40 минут», — отметил банкир.
Константин Басманов: «Время, которое нужно мошенникам, чтобы деньги исчезли из финансовой системы, — ну до 40 минут»
Вспомнили и о дропперах. Чтобы ликвидировать их как «мошеннический класс», действовать нужно жестко, вплоть до уголовных дел. В этом сошлись все эксперты. «Должно быть страшно стать дроппером. Есть норма „незаконное обогащение и конфискация имущества“. Прошли деньги через счет — продавай дом. Это очень понятно человеку. Пара таких кейсов через СМИ пройдет, что побыл дроппером и квартирой рассчитался, и все», — посоветовал Кулик. Кузнецов предложил использовать опыт Беларуси, где проблема с дропперами решилась введением штрафов и лишением свободы на срок до 10 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.