«Так случилось, что на ваши плечи упала ответственность разрешить судьбу и вынести вердикт в отношении сзади меня сидящих дедушек», — говорил накануне в суде один из адвокатов по делу так называемой бригады Феди. Во вторник Верховный суд РТ приступил к очередному рассмотрению дела «Перваков», которое за 14 лет стартует уже в четвертый раз. За это время подсудимые один раз услышали оправдательный приговор, еще дважды суд был вынужден распустить состав присяжных заседателей. Гособвинение и сторона защиты выступили с вступительными заявлениями. Самим подсудимым слова пока не дали. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online» из зала суда.
Судебный процесс над так называемой бригадой Феди, которую обвинение считает веткой ОПГ «Перваки», стартовал сегодня в четвертый раз
Двое новых присяжных уже выбыли
Судебный процесс над так называемой бригадой Феди, которую обвинение считает веткой ОПГ «Перваки», стартовал сегодня в четвертый раз. Последнее судебное заседание было прекращено из-за отсутствия нужного числа присяжных заседателей. За полтора года рассмотрения дела они выбывали по разным причинам, например по болезни. Последние два заседателя и вовсе «выскочили» из дела по внезапным обстоятельствам: сначала гособвинение усмотрело связь одной из присяжных с ОПГ «Перваки», а после еще одна заявила об отсутствии объективности на процессе и отказалась от участия в нем.
В основной состав заседателей входят 12 присяжных плюс несколько резервных лиц. Но к концу рассмотрения дела по существу их число сократилось до 7 при минимально допустимом количестве 8. В итоге состав присяжных расформировали в январе, а в феврале была набрана новая «команда».
С резервными их стало более 20. Однако уже на первом процессе два основных присяжных выбыли. Их сняли с процесса ввиду неявки. Суд при этом определил, что причины выхода у обеих были уважительными.
Таким образом, четвертый «сезон» дела ОПГ «Перваки» начался с убыванием числа присяжных заседателей. Их заменили резервистами, после чего стороны выступили с вступительными заявлениями.
Единственный, кто находится под стражей, — Мухин. Этой весной будет ровно четыре года, как он находится в СИЗО
В чем обвиняют
Первым к трибуне вышел многолетний гособвинитель в деле «Перваков» Сергей Якунин. Обвинительное заключение в деле, само собой, не отличается от предыдущего. Якунин кратко изложил суть инкриминируемых «бригаде Феди» преступлений. Все выступление у него заняло 10 минут при 800 с лишним листах обвинительного заключения. На скамье подсудимых — Фирдинат Юсупов, Сергей Сардаев, Леонид Андреев и Владислав Мухин. Еще двое фигурантов до суда не дожили: Александр Ерусалимский убит в далеком 2002-м, а Валентин Лукоянов скончался от коронавируса в 2021-м. В суде их интересы представляют адвокаты. Единственный, кто находится под стражей, — Мухин. Этой весной будет ровно четыре года, как он находится в СИЗО.
«Подсудимые создали и участвовали в вооруженной банде и при этом убивали людей», — смело, с интонацией заявлял Якунин. Он напомнил, что ОПГ «Перваки», или «Первогоровские», была создана в 80-е в Приволжском районе Казани. «К 90-м годам она контролировала свою территорию и ряд коммерческих объектов. Юсупов по кличке Федя, Лукоянов по кличке Валек, Батров по кличке Бибик стали ее руководителями. В августе 1997-го в Казани убили троих из „Перваков“, и в этом подозревали участников группировки „Хади Такташ“. Батров предлагал отомстить, но Юсупов отказался», — рассказывал гособвинитель присяжным.
По его словам, этот конфликт привел в 1997 году к разделению группировки на две банды — «бригаду Феди» и «бригаду Бибика». Первую, по словам Якунина, возглавили Юсупов и Лукоянов, собрав активных участников ОПГ и вооружив их. «В состав бригады вошли Андреев по кличке Кисман, Сардаев по кличке Сардай, Мухин по кличке Муха, Ерусалимский и другие», — зачитывал прокурор.
Далее Якунин перечислил преступления, в которых обвиняют вышеупомянутых. 25 ноября 1997 года неизвестный по указанию Лукоянова застрелил Николаева, 16 октября 1998-го Ерусалимский и Мухин по указанию Лукоянова убили лидера ОПГ «Калуга» Вячеслава Татарова, продолжал Якунин. В июне 1999-го, заявил прокурор, ОПГ решила расправиться с конкурентом — Бибиком. Для этого Лукоянов, сказано в обвинении, привлек участника ОПГ Рената Шагвалиева (Шини) и предложил тому $50 тысяч. Но Шагвалиев не хотел убивать лидера бригады, поэтому он лишь имитировал подготовку к покушению, заявил гособвинитель. Ныне Шини отбывает пожизненное заключение за ряд других убийств.
Следующий эпизод дела датирован 7 августа 1999-го. Тогда в подъезде дома №10 на улице Вишневского было совершено самое резонансное убийство из инкриминируемых. Был застрелен Тимур Атнагулов — гендиректор ООО «Агентство радиокоммуникаций — RCA». Он якобы отказался платить «бригаде Феди» деньги за крышу, за что и получил 9-миллиметровую пулю. Прокурор заявил: смертельный приговор Атнагулову вынесли Юсупов и Лукоянов, а исполнил его Ерусалим.
Другой труп в уголовном деле появился 31 декабря: в самый канун Нового года убили участника ОПГ «Перваки» Гусева, который решил присоединиться к «бригаде Бибика». В этом убийстве также обвиняют Ерусалимского, который, по версии обвинения, действовал по указанию Феди. 2 августа 2000 года был убит директор автостоянки «Улица Камая» Васин. Исполнителя также не установили, но следствие уверено, что тот действовал по указанию Лукоянова и Ерусалимского.
Следом в суде выступил потерпевший Руслан Атнагулов, брат директора RCA. Он заявил присяжным, что на протяжении всего процесса также будет предоставлять доказательства вины подсудимых. «Совершенные деяния подсудимыми уголовно наказуемы, и обвинение считает, что содеянное должно повлечь заслуженное наказание», — говорил он.
Фирдинат Юсупов
Позиция адвокатов: «Это манипуляция!»
Со вступительным словом выступили и защитники подсудимых. Первой к трибуне вышла адвокат Лукоянова Вера Грохова. «Мы с вами начинаем исследовать объемное, сложное, но интересное уголовное дело. Я прошу вас обратить внимание на особенность этого дела… В зале моего доверителя Лукоянова нет и не будет. Вы не сможете выслушать его отношение к предъявленному обвинению либо задать вопросы. Вместе с тем это не значит, что по отношению к умершему не работает принцип презумпции невиновности. Родственники Лукоянова настаивали на продолжении расследования уголовного дела с целью защиты его чести, достоинства и доброго имени», — говорила она.
Примерно то же прозвучало из уст защитников Ерусалимского, который, к слову, умер в 2002 году, задолго до возбуждения уголовного дела. Он даже не был допрошен в качестве подозреваемого, говорили адвокаты.
Вскоре к трибуне вышел адвокат Юсупова Артур Акмаев. Он заявил, что в ходе процесса участники столкнутся с повторением показаний от разных людей. «Они будут повторяться слово в слово, как будто были составлены одним автором — следователем. Излагая позицию, я хочу сказать, что почти 14 лет мы с Юсуповым боремся с этим обвинением. Все эти 14 лет мы говорим и говорили, что Юсупов никого не убивал. Ни один из предыдущих трех составов присяжных не пришел к вердикту. Теперь, видимо, уже с вашей помощью прокурор хочет добиться этой цели», — говорил он.
По его словам, доказательства в деле якобы безупречны, но он призвал не верить этому, т. к. они могли быть даны под давлением. Акмаев рекомендовал смотреть на живые показания свидетелей. К концу выступления адвокат попросил не считать обвиняемых и их защитников «врагами» потерпевших. «Мы так же сочувствуем потерям и хотим добиться правды. Единственное, нам непонятно, почему у них (потерпевших — прим. ред.) возникла такая неприязнь к адвокатам и подсудимым», — заявил он.
В этот момент в зале резко встала дочь Татарова: «Да потому что вы „Первогоровские“! Весь город был поделен!» В этот момент судья Александр Шемуранов прервал ее, сказав, что все понимает, но вынужден ее удалить. «Нет! Вы не понимаете!» — с такими словами в слезах из зала выбежала дочь, как утверждает обвинение, лидера ОПГ «Калуга».
Адвокат Николай Иванов, защищающий Сардаева, призывал присяжных выслушать все возражения в суде: «Любое ваше решение мы назовем обдуманным и взвешенным». Адвокат Мухина Кирилл Горовадский просил отметить, что в обвинении фигурирует слово «банда», однако все преступления, по его словам, «бандой» не совершались, т. к. все предполагаемые соучастники были в разных местах. «Бандой» он назвал персонажей фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «11 друзей Оушена». «Это манипуляция! Обвинением раскрыта терминология „банды“: это сообщество людей, которые договорились и существуют для того, чтобы нападать на граждан».
«Так случилось, что на ваши плечи упала ответственность разрешить судьбу и вынести вердикт в отношении сзади меня сидящих дедушек, — сказал еще один адвокат Сардаева Азат Усманов. — Прокурор, поддерживающий обвинение, стал судьей; следователь, расследовавший дело, — адвокатом. Свидетелей осталось уже немного. Умер подсудимый Лукоянов. А статус наших подсудимых не меняется 14 лет, и они живут с этим грузом!»
А вот самим подсудимым выступить пока было не суждено. Судья Шемуранов лишь спросил у них, признают ли они вину. Все кратко ответили, что не признают. Слово им дадут в конце судебного следствия во время допросов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.