«В комплексе это, безусловно, памятник!» — говорит соратник знаменитого художника Константина Васильева Геннадий Пронин о лишении охранного статуса музея в Васильево. Объект попал под большую инвентаризацию комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Экспертиза не нашла в деревянном домике исторической ценности. Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», музей-квартиру выдающегося художника хотят реконструировать — на концепцию уже выделили деньги по поручению президента РТ Рустама Минниханова. О том, так ли важен статус ОКН и как может преобразиться музей, — в материале «БИЗНЕС Online».
Одноэтажный барак, в котором располагается музей художника Константина Васильева под Зеленодольском, оказался под ударом комитета по охране объектов культурного наследия РТ
Деревянный барак утратил «историко-культурное значение»
Тревожные новости пришли из комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Ведомство Ивана Гущина хочет исключить одноэтажный барак, в котором располагается музей художника Константина Васильева, под Зеленодольском из списка выявленных памятников. Экспертиза, проведенная в феврале этого года, показала, что дом почти с 100-летней историей имеет мемориальную, но не архитектурно-художественную ценность. Документу предстоит пройти общественную экспертизу, но вероятность лишения дома Васильева статуса памятника высока.
Дом художника, построенный в 1926 году, решили не включать в реестр объектов культурного наследия из-за утраты «историко-культурного значения». Здание внесли в перечень выявленных объектов культурного наследия еще в 2016-м. До этого музей как учреждение культуры передали в ведение муниципалитета и лишили статуса филиала Нацмузея РТ. С 2011 года мемориальный музей входит в состав музейного объединения Зеленодольского района.
Почему дом не достоин статуса памятника? Дело в том, что одноэтажный деревянный барак — распространенная постройка 2-й половины 1920-х — начале 1930-х годов, следует из текста документа.
Почему дом недостоин статуса памятника? Дело в том, что одноэтажный деревянный барак — распространенная постройка второй половины 1920-х – начала 1930-х, следует из текста документа. Состояние стен и крыш сейчас оценивается как ограниченно работоспособное. В этом доме художник прожил 20 лет — с 1956 по 1976 год. После трагической гибели Васильева дом опустел, ему грозило полное разрушение. Прошло время, потребовалось много усилий, чтобы этого не произошло. Друзья и поклонники стали искать средства для восстановления здания: работы шли с 1992-го с небольшими перерывами. В 1996 году здесь открылся музей, фонд которого насчитывает более 120 работ художника.
До 2002-го он находился только в мемориальной квартире Васильевых — одной из четырех квартир барака. Коллекция постоянно пополнялась, возникла необходимость в расширении площадей. Сотрудники музея обратились к местным властям с просьбой помочь в этом. Так, работы живописца расположились еще и в соседней квартире, а жильцов расселили. С 2002 года экспозиционное пространство музея в результате реконструкции состоит из двух частей: мемориальной и биографической. Две последние квартиры, находящиеся в том же бараке, расселили в 2023-м.
Коллекция постоянно пополнялась, и возникла необходимость в расширении площадей. Сотрудники музея обратились к местным властям с просьбой помочь в этом. Так, работы живописца расположились еще и в соседней квартире — жильцов расселили
Дом Васильева рискует стать оказаться не единственной «жертвой» большой инвентаризации, которую проводят сейчас хранители памятников в РТ, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель комитета Гущин.
«В Татарстане сейчас более 800 объектов со статусом выявленных объектов культурного наследия. Это такой промежуточный статус, и будет проведена экспертиза. Не все из них включат в реестр памятников с учетом их исторической и архитектурной ценности», — предупредил он.
В Татарстане в настоящее время есть два музея Константина Васильева. Один из них — на улице Баумана в Казани
«Зимой, конечно, мы не так востребованы, потому что это не туристический сезон»
Что из себя представляет музей-квартира? По прибытии в поселок Васильево взору корреспондента «БИЗНЕС Online» представился внешне вполне крепкий и утопающий в снегу дом. Дверь в музей была закрыта на замок, но, после того как журналист нажал на кнопку звонка, его впустили в помещение.
По словам заведующей мемориальным музеем Васильева Марины Антоновой, если музей и закроют, то только на капитальный ремонт
Заведующая мемориальным музеем Васильева Марина Антонова рассказала, что новости из госкомитета РТ по охране памятников ее не беспокоят, учреждение продолжает работать. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», если музей и закроют, то только на капитальный ремонт. А пока здесь идет работа по расширению площадей после того, как из двух жилых квартир, которые занимали половину дома, съехали жильцы.
«Идет работа над проектно-сметной документацией, созданием дизайн-проекта. Все это делается при непосредственном участии и комитета по охране объектов культурного наследия, и министерства культуры», — говорит Антонова.
За время нашего посещения других гостей в музее не было, но он работает со вторника по субботу с 9:00 до 17:00
Она провела небольшую экскурсию по музею, который занимает все четыре бывшие жилые квартиры, находившиеся в доме. Теперь здесь хранятся личные вещи Васильева. Сохранена скромная обстановка маленькой квартиры с кухней и спаленкой, а также комната – мастерская художника.
За время нашего посещения других гостей в музее не было, но он работает со вторника по субботу с 9:00 до 17:00.
Всего в год музей посещают порядка 4 тыс. человек. Входной билет — всего 35 рублей
«Зимой, конечно, мы не так востребованы, потому что это не туристический сезон, — продолжает заведующая. — Летом у нас не столько группы организованные, сколько индивидуальные туристы, причем приезжают и из Москвы, и из-за границы. Посетителей хватает». Кроме того, сюда любят приходить отдыхающие из двух недалеко расположенных санаториев — «Васильевский» и «Сосновый бор».
Всего в год музей посещают порядка 4 тыс. человек. Входной билет — всего 35 рублей. Иногда сотрудники выезжают с лекциями и мастер-классами в учебные заведения. Сегодня после обеда сотрудники собирались идти в школу на лекцию, потом в санаторий.
Председатель совета фонда Васильева, друг художника Геннадий Пронин предположил, что статус памятника могли «снять» временно — для проведения ремонта
«Я верю, что через год домик Васильева в Васильево будет радостно принимать гостей»
Председатель совета фонда Васильева, друг художника Геннадий Пронин в беседе с «БИЗНЕС Online» предположил, что статус памятника могли «снять» временно — для проведения ремонта.
«Дело в том, что, действительно, сам дом чисто внешне не имеет архитектурной ценности, но разве памятник культуры — это только внешний вид дома? А внутреннее содержание? А обстановка вокруг? Там же и территория прилегающая есть… Надо же в комплексе рассматривать! А в комплексе это, безусловно, памятник. Я не могу точно сказать, но мне кажется, это временное снятие статуса „памятника“, чтобы провести ремонт. Тем более вчера Владимир Путин как раз об этом и говорил — слишком строгие требования к памятникам не позволяют иногда делать ремонт. Но, может быть, это не очень относится к данному случаю», — рассуждает Пронин.
Помощник президента РТ Олеся Балтусова, которая занимается этим домом много лет, рассказала нашему изданию, что уже заручилась поддержкой президента РТ Рустама Минниханова по ремонту дома, находящегося сейчас в плачевном состоянии.
«Рустам Нургалиевич уже выделил средства на обновленную концепцию музея, ею занимается казанский дизайнер Сергей Насекин, помогает и фонд художника Васильева. Все подключились, регулярно проводим совещания в управлении культуры в кабмине. Техническое задание уже готово. Когда будет готов и дизайн-проект, и проект капремонта здания, начнутся работы в этом маленьком домике. Я верю, что через год дом Васильева в Васильево будет радостно принимать гостей», — сказала собеседница издания. Статус ОКН, по ее словам, здесь не имеет значения — музей художника остается музеем. Из внебюджетных источников уже выделено 1,8 млн рублей на научную концепцию и дизайн-проект музея.
Олеся Балтусова, которая занимается этим домом много лет, рассказала, что уже заручилась поддержкой президента РТ Рустама Минниханова по ремонту дома, находящегося сейчас в плачевном состоянии
По словам Насекина, пока рассказывать о том, что будет в обновленном пространстве, рано: все еще на стадии подписания договора. «Мемориальная часть неплохо сохранилась с тех времен. Главное там — все это деликатно сохранить, в чем-то аккуратно поправить. Оставшиеся помещения в доме переданы музею. Здесь стоит задача, каким образом их грамотно использовать. Возможно, там будут технические, административные помещения, появится возможность расширения выставочного зала», — пояснил дизайнер.
Пронин отметил, что в доме необходимо сделать «серьезные дела» и перед освоением четырех квартир отремонтировать здание, сменить крышу. «Из новых квартир может, сделать зал, для чего нужно ломать перегородки, а это не разрешается — как выйти из этого положения? Другое дело, что там были и дурные мысли. Ну, например, сделать пристрой, для того чтобы гостей принимать, чуть ли не гостиницу! Вот тут, да, возражаю, никаких посторонних вещей не должно быть, это опасно! Чужие люди могут и пожар устроить. Это уже не ремонт, а реконструкция. А сделать из двух посторонних по отношению к Васильеву квартир один большой зал — что ж тут плохого?! По моим сведениям, наполнение будет таким», — рассказал председатель совета фонда Васильева. Он подчеркнул, что окончательные решения принимает минкульт, поэтому не всегда известно, какая концепция точно утверждена.
Сейчас в России существует два музея художника — этот, что в поселке Васильево, а также картинная галерея Васильева на улице Баумана в Казани. По словам Пронина, отбоя от посетителей нет. Так что и обновленное пространство в доме, где жил и творил художник, точно будет пользоваться спросом у поклонников его творчества и туристов.
Константин Васильев — художник не своего времени, но своего голоса
В прошлом году исполнилось 80 лет со дня рождения художника Васильева. Именитый казанский гений еще при жизни обрел признание благодаря элитарному воспеванию русской действительности, а серьезная известность к нему пришла, как это часто бывает с деятелями культуры, уже после смерти.
Именитый казанский художник Константин Васильев еще при жизни обрел признание благодаря элитарному воспеванию русской действительности, а серьезная известность к нему пришла, как это часто бывает с деятелями культуры, уже после смерти
Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе, во время немецкой оккупации города. Его отец был главным инженером одного из заводов, а во время ВОВ — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в поселок Васильево под Казанью. Воспитанием детей (Константина и его двух сестер) занималась мать, Клавдия Парменовна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.
С 1949 года семья жила в поселке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошел конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте им. Сурикова. Затем перевелся в Казанское художественное училище, которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.
Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х годов отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. В конце 1960-х художник отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере. Васильев обращался также к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, эддической поэзии. Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпоса, о Великой Отечественной войне. Работал также в жанре пейзажа и портрета, автор графической серии портретов композиторов и музыкантов.
Персональные выставки Васильева состоялись во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. В 1988-м он получил премию комсомола Татарии им. Мусы Джалиля за цикл картин о ВОВ.
Погиб художник 29 октября 1976-го — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Похоронен в поселке Васильево. Внезапная гибель Васильева в 34 года породила множество слухов и поразила художников и искусствоведов. «БИЗНЕС Online» подробно описывал загадочную смерть, детально восстановив последний день жизни художника, — согласно предположению, трагическую роль в истории сыграл сын офицера КГБ, увлеченный философией Гегеля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.