«Ни для кого не секрет, что одним из проблемных вопросов, осложняющих динамичное и устойчивое развитие, является растущий средний возраст научных работников», — отмечали сегодня на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам. Здесь солировал с докладом об итогах 2023 года и дальнейших планах президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. В первом за время «президентства» подобном отчете он указал и на слабые места. О том, какую «мегазадачу» ставит перед собой АН РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Со слов Рифката Минниханова, все ключевые показатели госзадания Академией РТ и основными структурными подразделениями выполнены в полном объеме, а по ряду существенно перевыполнены
«Ни для кого не секрет, что одной из проблем является растущий средний возраст научных работников»
«Сегодня поистине судьбоносный день. Впервые за все время существования Академии РТ и Госсовета республики мы вместе с профильным депутатским корпусом собрались для обсуждения актуальных проблем научно-технологической повестки», — высоко поднял планку мероприятию президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. В среду он выступил с докладом о деятельности АН за 2023 год на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Для Минниханова, избранного президентом АН РТ в июле 2023-го, это был первый такой отчет.
Как отметил спикер, все ключевые показатели госзадания академия и ее основные структурные подразделения выполнили полностью, а по ряду есть и существенное перевыполнение. Например, по плану должно было быть 126 экспертных заключений (отчеты, социологические иследования), а по факту оказалось 543. Отреставрировали и законсервировали 46,3 тыс. предметов вместо 43,5 тысячи.
Как отметил руководитель АН РТ, одна из задач — сделать «проектный подход сквозным». Для этого в конце прошлого года прошла «инвентаризация» проектов, подготовленных отделениями, их оценивали по «уровню технологической готовности». Результаты оказались неутешительными. «Поступило всего 34 проекта. К сожалению, пока недостаточно подготовленных проектов для запуска ключевых трансформаций, — признал Минниханов и заверил: — Но мы в этом направлении работаем».
Далее доклад Рифката Нургалиевича был скорее не про итоги 2023-го, а о далеко идущих планах. Какие же задачи ставит перед собой АН РТ? Первая — сформировать эффективную систему взаимодействия в области науки, технологий, инноваций между научным сообществом и реальным сектором. Для этого серьезно изменился «внутренний контур управления». К примеру, в президиум приглашены руководители ключевых министерств, предприятий, вузов, а на должность вице-президентов привлечены известные ученые и специалисты, подчеркнул автор доклада. Напомним, у Минниханова пока три вице-президента — Айнур Тимерханов, проректор КФУ и экс-министр экономики РТ Марат Сафиуллин и бывший заместитель гендиректора АО «Татнефтехиминвест-холдинга» Лейсан Абзалилова. Последние двое были назначены в феврале, кресло четвертого вице-президента остается вакантным.
«Ни для кого не секрет, что одним из проблемных вопросов, осложняющих динамичное и устойчивое развитие, является растущий средний возраст научных работников, — признал Минниханов. — Для того чтобы, не оптимизируя мэтров, привлечь молодежь и сбалансировать, гармонизировать структуру кадров, разработан новый инструмент. Это открытый конкурс на новую позицию профессоров АН РТ. Профессора академии — это активные, молодые (до 50 лет) доктора наук, имеющие признанные научные достижения. Таким образом, прежде чем стать полноправным членом АН, кандидат должен проявить себя на должности профессора академии».
Еще среди мер — перезапуск фонда АН РТ и выделение 100 млн рублей на развитие региональных передовых инженерных школ, которые должны заработать к 2025 году. Деньги выделит кабмин РТ, но по инициативе академии.
Вторая задача академии — создать долгосрочную систему финансирования перспективных исследований, которая будет опираться на программу научно-технологического развития РТ на 2024–2026 годы. В его рамках будет создано бизнес-пространство для вузов, предприятий, промпарков и др. Третья — создание системы популяризации науки. Здесь Минниханов упомянул KazanForum и новый российско-китайский форум «Ростки» как площадки для продвижения собственных разработок. Запланирован запуск профессиональной студии, где будут записывать научно-популярный видеоконтент для программы «Белемсар».
Четвертое — работа на национальный рейтинг научно-технологического развития. В 2022 году Татарстан в этом рейтинге с 5-го места поднялся на 2-е, опередив Санкт-Петербург и Томскую область. Но останавливаться республика не намерена. Чтобы стать первым, Татарстану нужно подтянуться по следующим показателям (их привел Минниханов):
- удельный вес лиц, имеющих ученую степень кандидата/доктора наук;
- доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП;
- обеспеченность объектами научно-исследовательской инфраструктуры на 10 исследователей;
- удельный вес объема финансирования научных, научно-технических и инновационных проектов, привлеченного со стороны институтов развития, в ВРП;
- соотношение экспорта и импорта технологий и услуг технологического характера (включая права на результаты интеллектуальной деятельности).
Работу по «преломлению негативных трендов и расшивке узких мест», как выразился Минниханов, АН РТ ведет вместе с профильными министерствами и вузами.
«Мегазадача академии и всего научно-образовательного сообщества — обеспечить органичное „встраивание“ экономики республики, университетов, научно-образовательных центров и предприятий республики в новую федеральную повестку», — заключил он.
Роза Ахмадиева: «У нас раис республики — доктор наук, Фарид Мухаметшин — доктор политических наук, Андрей Поминов — кандидат физико-математических наук, Айрат Зарипов — кандидат филологических наук, Рифкат Минниханов — доктор технических наук. Не у каждого региона такое есть, это наше достояние»
АН РТ просит у депутатов детские уголки во дворах и музей науки и технологий
Коллектив АН РТ даже в выходные ведет с университетами работу по научной деятельности, благодарила академию ректор Казанского института культуры Роза Ахмадиева. Выступала она в том числе как зампред совета ректоров вузов РТ (председателя — ректора КФУ Ленара Сафина — на встрече не было).
«У нас раис республики — доктор наук, [спикер Госсовета РТ] Фарид Мухаметшин — доктор политических наук, [замминистра образования и науки РТ] Андрей Поминов — кандидат физико-математических наук, [председатель комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам] Айрат Зарипов — кандидат филологических наук, Рифкат Минниханов — доктор технических наук. Не у каждого региона такое есть, это наше достояние», — не скромничала участница.
Обласканные люди науки воспользовались встречей, чтобы передать депутатам свои вопросы. К примеру, парламентариев просили предусмотреть обучение учителей в институте развития образования РТ за счет бюджета. Другая просьба была более нетривиальной — создавать научные детские уголки в парках и скверах и дворах, которые благоустраивают по программе «Наш двор».
Нияз Гафиятуллин предложил на следующем заседании обсудить вопрос с приемной кампанией в детские сады, школы, колледжи и вузы. Он отметил, что проблема с очередями полностью не решена и периодически возникает
Директор международной школы Казани Нияз Гафиятуллин, как депутат ГС РТ, на следующем заседании предложил обсудить вопрос с приемной кампанией в детские сады, школы, колледжи и вузы. Как отметил он, проблема с очередями полностью не решена и периодически возникает. Другое предложение депутата — проанализировать эффективность целевого обучения.
Новоиспеченный вице-президент АН РТ Абзалилова заметила, что в республике не один год обсуждается идея открыть музей науки и технологий. На разных уровнях идея находит одобрение, но пока только на словах — проект до сих пор не реализован, посетовала участница заседания. По ее мнению, создание такого музея напрашивается в рамках объявленного в республике Года научно-технологического развития.
«Как бы нам вместе с комитетом при ГС попробовать этот проект реализовать?» — обратилась она к народным избранникам. Зарипов на это сухо ответил: «Понятно, спасибо».
В конце заседания замечания к докладу неожиданно возникли у экс-президента АН РТ и депутата Госсовета Мякзюма Салахова. По его мнению, доклад Минниханова выглядит достойно, однако смущает его название. Оно, по словам Салахова, не должно содержать слово «отчет»
Рифкат Минниханов: «То, что я хотел сказать, я не могу сказать — СМИ тут»
Депутат Госсовета РТ Раиль Шамсутдинов заметил, что в системе воспитания и подготовки кадров отсутствует важное звено среднего профессионального образования (СПО). «Любой человек, который посмотрит эту систему, увидит и задаст вопрос: „Где же здесь система СПО, то есть техникумы и колледжи?“ — отмечал он. — Мы все хорошо знаем, что цепочка „школа – ссуз – вуз“ дает очень хороший результат. Я 17 лет преподаю в Казанском энергетическом колледже, работаю учителем информатики. Дети, пришедшие сейчас в техникум, совсем другие, чем были 10 лет назад. Они и с технологической и научной точки зрения, и по мышлению совсем другие. В утвержденной системе это почему-то выпадает».
В Татарстане ведется работа вузов и ссузов, в каждом университете есть поступившие именно из колледжей, возразила Ахмадиева. Система СПО никак не выпадает из поля зрения, заверил первый замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов.
«Во-первых, у нас система СПО включена в программу развития образования. Во-вторых, у нас на уровне постановления кабинета министров созданы кластеры научно-образовательные, во главе которых стоят вузы и предприятия и которые включают в себя несколько ссузов», — резюмировал спикер.
«То, что я хотел сказать, я не могу сказать — СМИ тут», — осмотрелся по сторонам Минниханов, прежде чем прокомментировать. Как отметил президент АН РТ, в процессе образования «должна быть интеграция» и тогда ситуация становится намного проще. «Везде я считаю, что, если государство не решает этот вопрос, то надо решать теми ресурсами, которые есть. Я на коллегии минпромторга заявлял: с этим вопросом мы немного затормозились, команда еще до конца не сформирована. Сегодня в любом случае напрашивается создание концепции по формированию научной компетентности личности, начиная с детских садов, школ, ссузов, вузов», — добавил академик. Гендиректор АО «Департамент продовольствия и социального питания Казани» Римма Мухамедшина попросила внести в программу и вопросы воспитания среди детей здорового образа жизни. Ведь через них можно воздействовать на родителей, и в качестве примера она привела то, как дети, садясь в машину, просят родителей пристегнуться, поскольку этому их учили в школе.
Вице-президент АН РТ Айнур Тимерханов поднял проблему нехватки национальных кадров. «Не секрет, что в регионах, где на протяжении 20 лет шла подготовка по татарской филологии и истории, сейчас эти направления закрываются. Подпитка для нас в виде поставки молодых студентов сначала через вузы по отделениям татарской филологии и истории, через них в аспирантуру заканчивается. Привлечение молодых людей в аспирантуру на эти направления подготовки становится серьезной проблемой. Через 5–8 лет в гуманитарной науке не остается лиц среднего поколения, которые смогут заменить тех, кто работает сейчас в пенсионном возрасте», — обратил внимание ученый. Как заверил Минниханов, данный вопрос на рассмотрении.
В конце заседания замечания к докладу неожиданно возникли у экс-президента АН РТ и депутата Госсовета Мякзюма Салахова. По его мнению, доклад Минниханова выглядит достойно, однако смущает его название. Оно, по словам Салахова, не должно содержать слово «отчет».
«Надо исправить, не отчет написать, а „о перспективах развития академии“. Второе замечание — никто не даст 25–30 минут. Очень нехорошо, когда микрофон отключают, а потом просить. Я бы минут на 5–10 сократил доклад», — звучали нотки ревности в словах Салахова, которого Минниханов заменил на посту руководителя АН РТ в прошлом году. Впрочем, Рифкат Нургалиевич в ответ заметил, что выступал столько, сколько попросили.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.