Силовики Татарстана заинтересовались премиями, которые сотрудники загса республики получали за цифровизацию своего архива. Все это происходило на фоне исполнения контракта на 650 млн рублей: за такую сумму перевели на русский язык документы загса с 1926 года. По данным «БИЗНЕС Online», в среду по делу о превышении полномочий задержана заведующая сектором ресурсного обеспечения и госзакупок управления загса РТ Ландыш Шарафутдинова. Еще раньше задержали начальниц загсов в Черемшанском и Бугульминском районах. К кому из подчиненных Гульшат Нигматуллиной еще наведаются силовики, а главное — в чем их претензии? Подробности — в нашем материале.
В 2016 году по указу Владимира Путина в России начали создавать единый государственный реестр (ЕГР) загса. Задумывался он как система, которая объединила бы базы данных всех загсов по России, которые на тот момент велись в каждом регионе отдельно
Как татарстанский загс получил сотни миллионов на «цифровую трансформацию»
В 2016 году по указу президента Владимира Путина в России начали создавать единый государственный реестр (ЕГР) загса. Задумывался он как система, которая объединила бы базы данных всех загсов по стране, которые на тот момент велись в каждом регионе отдельно. Другими словами — одно большое электронное хранилище документов загсов вместо разрозненных архивных бумаг.
Первыми «протестировать» систему доверили 9 регионам, в их числе — Татарстан. Задач было несколько. Во-первых, вносить новые актовые записи сразу в электронном виде. Во-вторых, и это самое главное, оцифровать старые актовые записи, аж с 1926 года. Всего в республике, по данным загса, надо было оцифровать 12,7 млн актовых записей. Это записи о рождении, смерти, заключении брака и его расторжении. В управлении шла активная работа: в структуре создали специальный центр, который занимался только переводом актовых книг с бумаги в «цифру», соответственно, наняли дополнительных сотрудников.
Оказалось, что в ряде регионов старые документы составлены не на русском языке. В Татарстане, например, 516 тыс. актов были написаны на старотатарском и татарском языках — арабскими и латинскими буквами
Оказалось, что в ряде регионов старые документы составлены не на русском языке. В РТ, например, 516 тыс. актов было написано на старотатарском и татарском языках — арабскими и латинскими буквами. «Перед оцифровкой их потребуется перевести. К работе будут привлечены профессиональные переводчики», — распорядилось правительство РФ в октябре 2020-го. Причем в срочном порядке — завершить цифровизацию надо было до конца того же года.
На эти цели правительство России выделило 1,7 млрд рублей. Тут надо сделать ремарку: изначально на «завершение» оцифровки кабмин РФ выделил субвенции на 633 млн рублей. Республике из них полагалось 5 млн рублей. Через четыре месяца в документ внесли изменения: с учетом перевода актов выделили еще дополнительно 1,1 миллиарда. Самую значительную сумму из них — 820 млн рублей — направили Татарстану. Для сравнения: следующую по объему сумму выделили Башкортостану — скромные по сравнению с РТ 102 млн рублей.
Несмотря на жесткие условия ТЗ, по нашим данным, на конкурс заявлялись и Академия наук РТ, и КФУ, и Татарское книжное издательство, но в итоге победителя нашли в Москве: компания Beorg согласилась выполнить работу всего за 649 млн рублей
Как искали подрядчика
2 ноября 2020 года госкомитет РТ по закупкам объявил о поиске подрядчика, который смог бы перевести и оцифровать эти самые записи на старотатарском и татарском языках. Изначально ему готовы были заплатить 751 млн рублей. «Столь масштабные работы с записями актов гражданского состояния, составленными на языках, отличных от русского, проводятся впервые», — объясняли тогда в управлении загса.
По условиям контракта многомиллионную сумму надо было «оприходовать» достаточно оперативно: с даты заключения договора до 21 декабря. При этом, как сказано в закупочных документах, архивные записи хранились в районах, исполнитель должен был работать с ними там. Больше всего таких документов, выполненных арабской вязью или латиницей, было в Арском, Актанышском, Апастовском и Сармановском районах — от 40 тыс. до 70 тыс. штук.
Закупка тогда стала поводом для вмешательства УФАС по РТ. Два переводческих бюро пожаловались, что заказчик зачем-то потребовал от участников аукциона лицензии ФСТЭК и ФСБ на защиту конфиденциальной информации и работу с шифровальными средствами. Более того, как указывали потенциальные исполнители, в установленные сроки выполнить такой большой объем работы технически невозможно: по их подсчетам, они должны были срочно нанять почти 600 квалифицированных сотрудников, чтобы все успеть. Управление ФАС сначала приостановило тендер, но потом отклонило жалобы.
Несмотря на жесткие условия ТЗ, по нашим данным, на конкурс заявлялись и Академия наук РТ, и КФУ, и Татарское книжное издательство, но в итоге победителя нашли в Москве: компания Beorg согласилась выполнить работу всего за 649 млн рублей. Хотя изначально стоимость контракта составляла 751 млн рублей — «сбросили» в цене 100 млн рублей. Основными конкурентами москвичей были крымчане из ООО «Международный аналитический центр безопасности компьютерных технологий-СЭЗ» (Симферополь).
Это довольно известная на рынке технологическая компания ООО «Биорг» с пропиской в Москве. Создана она была в 2016 году, записана на гендиректора Руслана Алигаджиева. Хотя по факту, судя по данным сервиса «Контур.Фокус», «Биорг» принадлежит Георгию Зуеву (20%), а также еще пятерым сотрудникам компании (их доли находятся в залоге у Зуева, в конце 2022-го фирму «раздробили»). Для Зуева сегодня это, судя по официальным данным, единственное действующее предприятие, хотя до недавнего времени он имел долю в ИА «Инфорос» — агентстве, находящемся под санкциями ЕС из-за «пропаганды в поддержку специальной военной операции на Украине». До этого «Инфорос» обвиняли в том, что он разогревал общественные настроения в западных государствах по поводу коронавирусной угрозы.
Основным профилем работы ООО «Биорг» является «деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных систем». Компания демонстрирует положительную динамику по финансам: выручка за 2022 год превысила 176,5 млн рублей, а чистая прибыль — 5 миллионов. Пик успехов был в 2020-м. Тогда выручка к концу года составила 700 млн рублей, прибыль — почти 200 миллионов.
«Биорг» — активный участник госзаказов. За все время его участия в них было выиграно контрактов на 1,3 млрд рублей, причем по всей стране. Контракт с татарстанским загсом для «Биорга» — самый крупный и удачный из заказов, учитывая, что следом за ним стоит аналогичная закупка по оцифровке актов гражданского состояния, но для Московской области. Впрочем, там такой контракт дробили и оформляли несколькими закупками. Кроме того, «Биорг» занимался оцифровкой документов для загсов Красноярского края, Воронежской, Ивановской, Саратовской, Тамбовской, Сахалинской областей.
По грубым подсчетам, оцифровка и перевод одного листа обошлись в 1,2 тыс. рублей. Работа по контракту длилась с 3 до 21 декабря (т. е. 19 дней): значит, по грязным подсчетам, компания «обрабатывала» по 27 тыс. страниц в день.
Одним из первых звеньев коррупционной цепочки, которую раскрутили татарстанские силовики, стала начальница отдела загса исполкома Бугульминского района. Эллу Демченко заподозрили в превышении должностных полномочий (п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ)
Как сотрудники районных загсов получали миллионные премии
К исполнению этого контракта у силовиков пока что прямых претензий нет, зато есть другие нарекания. По данным источников «БИЗНЕС Online», следком РФ по РТ считает, что часть денег, выделенных на оцифровку документов, могла осесть в карманах сотрудников загса — под видом премий.
Дело в том, что, как передают источники, переводом и оцифровкой документов занимались не только сотрудники нанятой компании, но и специалисты, которые были приняты на работу в отделы загса во время расширения штата. Причем оцифровкой нанятые сотрудники загса занимались с 2016 года. Так что подрядчик в 2020-м, скажем так, был нанят для ускорения процесса. А работа нанятых ранее загсом сотрудников оплачивалась управлением. Причем источник финансирования пока непонятен, собеседники его не раскрывают.
Одним из первых звеньев коррупционной цепочки, которую раскрутили татарстанские силовики, стала начальница отдела загса исполкома Бугульминского района. Эллу Демченко заподозрили в превышении должностных полномочий (п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ). С сентября прошлого года в отношении нее действует запрет определенных действий — ей нельзя общаться со свидетелями по делу. Похожая судьба через несколько месяцев постигла начальницу отдела загса по Черемшанскому району Гульназ Закирову, но с ней суд обошелся строже: чиновницу, по нашим данным, отправили под домашний арест.
Так, по версии следствия, которую рассказывают источники «БИЗНЕС Online», под конец 2020 года две сотрудницы черемшанского отдела загса, которые тоже занимались переводом и оцифровкой документов, получили премии, причем достаточно внушительные — на двоих чуть больше 1 млн рублей. Но радость длилась недолго: специалистам сообщили, что деньги начислили якобы по ошибке, надо их снять и наличкой отдать начальнице — Закировой, а та, мол, вернет их в бухгалтерию. Подчиненные так и сделали.
Похожую схему вскрыли еще в двух районах — Лениногорском и Муслюмовском. Там несколько сотрудниц в том же году получили премии в сумме аж на 4,5 млн рублей, рассказывают источники, знакомые с ходом расследования. Деньги они сняли и передали своим непосредственным начальникам.
Следствие предполагает: начальницы районных загсов были не последним звеном в этой цепочке.
В основном деле, о превышении полномочий, появился первый фигурант — заведующая сектором ресурсного обеспечения и госзакупок 61-летняя Ландыш Шарафутдинова
Куда может тянуться цепочка
По данным источников «БИЗНЕС Online», в начале марта в 6-м отделе СУ СКР по РТ возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). А в основном деле, о превышении полномочий, появился первый фигурант — заведующая сектором ресурсного обеспечения и госзакупок 61-летняя Ландыш Шарафутдинова. По данным собеседников издания, близких к расследованию дела, женщину заподозрили в том, что она вместе с «неустановленными сотрудниками» якобы эти премии перечислила, а потом дала незаконное указание вернуть их наличкой. Источники отмечают: несмотря на то что в управлении как таковой бухгалтерии не было (все расчеты проводили централизованно, через минфин), Шарафутдинова якобы заполняла документы, связанные с деньгами, а потом отправляла их выше.
В среду утром женщину допросили, а затем задержали в порядке ст. 91 УПК РФ и поместили в изолятор. По нашим данным, в скором времени следствие намерено обратиться в суд с ходатайством об избрании ей меры пресечения. Оперативно связаться с заведующей сектором ресурсного обеспечения и госзакупок не удалось; ее позиция по делу неизвестна.
Огромные премии перечислялись рядовым сотрудникам на основании приказов и распоряжений руководителя загса Гульшат Нигматуллиной
Силовики считают, что Шарафутдинова могла быть не конечным «бенефициаром» схемы. В частности, поэтому в деле наряду с ее фамилией фигурируют «неустановленные должностные лица из числа работников» управления загса Татарстана. Собеседники отмечают, что огромные премии перечислялись рядовым сотрудникам на основании приказов и распоряжений руководителя загса Гульшат Нигматуллиной. Это обычная практика. Источники указывают на еще один интересный момент: на фоне расследования — совпадение это или нет — из загса ушел замначальника управления Ренат Ахметзянов. Официально — по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию. А ведь именно он с марта 2020 года отвечал в управлении за реализацию проектов в области цифровой трансформации. Опрошен ли он в связи с уголовным делом, неизвестно.
Всего, по данным источников издания, на причастность к преступлению проверяют сотрудников 18 районных отделов загса. Часть из руководителей также допросили, их процессуальный статус неизвестен. По некоторым данным, предварительная сумма зафиксированных в деле хищений — уже более 15 млн рублей. Расследование продолжается.
На фоне расследования — совпадение это или нет — из загса ушел замначальника управления Ренат Ахметзянов
«БИЗНЕС Online» направил запрос в управление загса, на момент публикации ответ не получен. В приемной отдела загса по Черемшанскому району сообщили, что Закирова «в отпуске». Руководитель бугульминского загса Демченко в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сказала, что вину не признает. «Я к этому вообще [отношения не имею]. Тут сразу было понятно, что подобное (инициатива — прим. ред.) не от меня исходит, — сказала она. — Начисление премий было от управления загса. Конечно, [я за это не отвечала]. Мы не имеем таких полномочий давать какие-то указания, приказы своему отделу».
В пресс-службе управления загса Татарстана информацию о расследовании пока не прокомментировали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.