В 1900 году в России было 10,7% грамотного населения, а в США эта цифра составляла 73,7%. К 1960-му уровень образованности двух стран сравнялся — СССР из малограмотного стал на 100% грамотным государством. Однако излишним количеством вузов наша страна никогда не отличалась. В 2020 году после «чистки» университетов в РФ осталось только 724 вуза, тогда как в США их насчитывалось уже более 4,1 тысячи. Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин в своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», вспоминает, как шло развитие российского высшего образования в нашей стране, и задается вопросом: а достаточно ли для России такого количества вузов?
«Локальный максимум отечественной высшей школы был достигнут к 2010 году. Тогда в нашей стране насчитывалось 1 114 университетов. После началась широко известная в узких академических кругах «чистка» минобрнауки, и к 2020-му в России осталось 724, как говорят, сильных университета»
Много ли в нашей стране университетов?
В сегодняшней статье я хотел бы затронуть вопрос массовизации высшего образования и порассуждать на тему: а нужно ли такое количество университетов в стране?
Несмотря на жесткую постановку вопроса и, возможно, читаемый подтекст, речь в блоге не пойдет о сокращении или оптимизации. На самом деле ответов на заданный вопрос может быть три: университетов достаточно, вузы нужно сокращать, количество университетов надо увеличить.
Сколько людей, столько и мнений. Очевидно, что однозначного и категоричного ответа на этот вопрос быть не может. Ведь, с одной стороны, высшее образование, как и образование вообще, является одной из наивысших ценностей, которая может быть у общества, а с другой — в последние годы мы часто слышим о девальвации образования и, как следствие, снижении его ценности как общечеловеческого блага. Вроде бы замкнутый круг?
СССР за 40 лет из малограмотной страны стал практически на 100% грамотной
Давайте начнем рассмотрение этого вопроса на примере двух стран, конкуренции которых на протяжении всего ХХ века человечество обязано значительной частью своих технологических достижений. Разумеется, речь пойдет об СССР и США. Немного о стартовых позициях. По данным исследования «Образование в СССР», стартовые позиции у Российской империи, а потом и СССР значительно отличались от американских. Ниже представлены данные по общей грамотности населения двух стран за 100 лет, начиная с 1890 по 1990 год.
Данные по общей грамотности населения СССР и США с 1890 по 1990 год
Российская империя стартовала с очень низких позиций. Фактически это была страна с малограмотным населением. К 1900 году в России процент грамотных составлял 10,7%, тогда как в США цифры были впечатляющими и достигали 73,7%. Далее в СССР ситуация стала кардинально меняться, и к 1960-м годам цифры достигли паритета. Фактически, даже несмотря на очень низкую стартовую базу, СССР смог чуть более чем за 40 лет достичь впечатляющих результатов — страна из малограмотной стала практически на 100% грамотной. Это огромный качественный скачек. Об этом я писал для «БИЗНЕС Online» в одной из предыдущих статей.
А что происходило с высшим образованием в начале ХХ века? В 1914 году в Российской империи было 105 университетов, а к 1990-му их в СССР насчитывалось уже 911. Налицо рост практически в 9 раз. При этом студентов в 1914 году — 127 тыс., а к 1990-му было уже 5 млн 162 тысячи. Таким образом, можно наблюдать колоссальный рост более чем в 40 раз!
К началу 60-х годов прошлого века, когда отечественная космонавтика сделала качественный скачек и стала первой в мире, рост в высшем образовании по сравнению с имперским периодом уже составлял более 20 раз. Таким образом, становится понятным, как СССР смог обеспечить технологическое лидерство в некоторый областях. Ведь чем больше воронка на входе, тем больше вероятность того, что в ней окажутся будущие талантливые инженеры-конструкторы и технологи.
Форсированный переход к технологичному укладу позволил огромному количеству талантливой молодежи проявить свою жажду к познаниям и получить высшее образование
Как же обстоят дела в США? К 1969 году в Америке насчитывалось 4 млн 768 тыс. студентов, которые обучались в 2 тыс. 525 вузах! Только задумайтесь над этой цифрой. Для сравнения: в то же время в СССР при сопоставимых количествах студентов (4 млн 581 тыс.) было 794 вуза. Да, конечно, в Советском Союзе была плановая экономика, а Госплан (сегодняшнее министерство финансов) занимался всем, обеспечивая планирование необходимого, по мнению его чиновников, количества специалистов, в том числе и с высшим образованием.
В то время в нашей стране, в отличие от США, просто не могло быть негосударственных вузов, а также контрактного обучения в госуниверситетах. Возможности у населения были ограничены жесткими рамками госрегулирования. Тем не менее форсированный переход от во многом архаичной по сравнению с западными соседями и в значительной степени аграрной экономики к достаточно технологичному на тот момент укладу позволил огромному количеству талантливой молодежи проявить свою жажду к познаниям и получить высшее образование.
В последующем эти же молодые ребята, воспользовавшись социальными лифтами, существовавшими тогда в СССР, оказались у руля бурно развивающейся отечественной промышленности. И именно они создавали ракетно-ядерный щит, разработали новые модели авиационной техники, запустили передовые космические системы и многое-многое другое. То было время профессионалов в своем деле.
Американцы закрыли глаза на некоторые этические моменты в прошлом Вернера фон Брауна и дали возможность бывшему члену Национал-социалистической, а по сути, фашистской, партии Германии реализовать себя (на фото с генерал-майором армии США Хольгером Н. Тофтом)
Америка — это страна эмигрантов, которые всю ее историю определяли многое в технологическом развитии
США же весь ХХ век плавно и постепенно наращивали свой человеческий потенциал. В форсированном развитии образовательной системы не было никакого смысла. Сказывался изначально существовавший эффект высокой базы. Нельзя забывать и тот факт, что Америка — это страна эмигрантов, которые всю ее историю и определяли многое в технологическом развитии.
Взять хотя бы «отца» знаменитой Лунной программы, гениального немецкого инженера-конструктора Вернера фон Брауна. Фактически американцы закрыли глаза на некоторые этические моменты в прошлом знаменитого немца и дали возможность бывшему члену Национал-социалистической, а по сути, фашистской, партии Германии реализовать себя, что называется, с чистого листа.
До сих пор компания Игоря Сикорского является одним из безусловных лидеров мирового вертолетостроения
Еще один яркий пример — родоначальник практического вертолетостроения Игорь Сикорский, иммигрировавший из России после революционных событий начала ХХ века. До сих пор компания Сикорского является одним из безусловных лидеров мирового вертолетостроения.
Роберто Бартини по идейным убеждениям приехал в молодую Советскую Республику и всю свою жизнь честно и самоотверженно работал на благо развития отечественного перспективного авиастроения
В нашей стране тоже был такой замечательный пример — знаменитый итальянский авиаконструктор Роберто Бартини по прозвищу Красный барон. Он по идейным убеждениям приехал в молодую Советскую Республику и всю свою жизнь честно и самоотверженно работал на благо развития отечественного перспективного авиастроения.
Высшую школу в СССР неформально можно было разделить на столичную и региональную
Таким образом, к началу 70-х годов США имели значительно большее количество образовательных учреждений высшего образования, чем СССР. И этот факт нельзя игнорировать. Ведь сила и мощь во многом являются следствием многообразия и реальной конкуренции. Так заведено в природе, этот же принцип имеет превалирующее влияние и в человеческих, в том числе и в социальных системах.
В СССР реальной конкуренции между вузами фактически не существовало. Высшую школу неформально можно было разделить на столичную и региональную сети. В столичных вузах даже сроки поступления были сдвинуты. Это делалось для того, чтобы молодежь, не поступившая в престижные университеты, могла успеть вернуться на малую родину и испытать удачу там. Также особняком стояли военные училища, чьи дипломы приравнивались к высшему гражданскому образованию. Туда был большой конкурс и очень серьезные требования к состоянию здоровья.
Проблемы с престижем высшего образования закладывались задолго до развала СССР и были характерны не только для нашей страны, но и для большинства стран соцлагеря
Необходимо отметить, что первые звоночки снижения востребованности высшего образования были отнюдь не в начале 90-х годов. Все началось еще намного ранее — в самом начале 80-х. Так, по статистике, в 1980 году в СССР на 1 тыс. населения приходилось 38 человек с высшим образованием, тогда как в 1990-м этот показатель стал равным 33.
При этом в США в 1980 году на 1 тыс. человек приходилось 53 с высшим образованием. Через 10 лет этот показатель вырос до 54. Вообще, если посмотреть ту же статистику, то можно заметить тенденцию: практически все развитые страны за это десятилетие резко нарастили свой интеллектуальный потенциал. Исключение наравне с СССР составили страны соцлагеря, а именно — Польша и Румыния.
Фактически проблемы с престижем высшего образования закладывались задолго до развала СССР и были характерны не только для нашей страны, но и для большинства стран соцлагеря. Развал СССР лишь усугубил и кратно усилил уже и так существовавшие проблемы в системе профессионального образования.
В 2020 году в России осталось 724 университета. В это же время в США насчитывалось уже более 4,1 тыс. вузов
Давайте посмотрим, что же происходило с количественными показателями высшего образования в РФ и США после 1990 года. Тут надо отметить, что с распадом СССР на 15 независимых государств уменьшилась не только территория, но и население. Так, по данным статистики, в 1990-м население СССР составляло 288 млн человек, а в США — 257 миллионов. Население же независимой РФ в 1991 году составило 148,3 млн человек. Таким образом, когда эксперты рассуждают о показателях, отнесенных к количеству человек (т. е. относительных показателях), мы должны понимать, что эти параметры у нас всегда будут изначально завышены по отношению к аналогичным американским.
Итак, с 1970 по 1990 год количество вузов в США выросло с 2 556 до 3 559, т. е. более чем на 39%. В то же время число вузов в СССР выросло всего лишь на 13,8% с 794 в 1970-м до 904 в 1990 году. С распадом СССР уже в современной РФ в 1992-м насчитывалось 519 вузов.
В 1992 году в РФ вышел новый закон «Об образовании», в котором было закреплено право на создание негосударственных вузов. Это стало отправной точкой роста количества вузов в нашей стране. Уже к 1999-му в РФ насчитывалось 939 высших учебных заведений. В этот момент в США было уже 4 184 вуза!
Локальный максимум отечественной высшей школы был достигнут к 2010 году. Тогда в нашей стране насчитывалось 1 114 университетов. После началась широко известная в узких академических кругах «чистка» минобрнауки, и к 2020-му в России осталось 724, как говорят, сильных университета. Напоминаю, в это же время в США насчитывалось уже более 4,1 тыс. вузов.
Разумеется, в Америке есть очень большие и мощные университеты, но также имеется огромное количество разнообразных небольших учебных заведений, готовящих по программам бакалавриата. И у выпускников школ всегда есть выбор, куда пойти учиться в зависимости от своих потребностей, таланта и финансовых возможностей. Фактически там реализован некий прообраз саморегулируемой системы, где вопросы развития учебных заведений жестко увязаны с качеством и уровнем реализуемых образовательных программ.
Общение предприятий с университетами из плоскости претензий перешло в партнерские взаимоотношения
Отечественная система высшего образования, как, впрочем, и советская до нее, реализует диаметрально противоположный подход, когда формальные процедуры (например госаккредитация или аккредитационные мониторинги) служат базой для принятия решения о качестве подготовки специалистов.
И действительно, в период форсированного роста в условиях плановой экономики такой подход в реализации образовательной политики был полностью оправдан, т. к. позволял в ручном режиме, что называется, точечно обеспечивать необходимое и, как правило, немного избыточное кадровое обеспечение, позволяющее адресно наращивать человеческий капитал в нужных отраслях. Но распределительная система ушла в прошлое вместе с СССР, а подход во многом остался прежним. В результате мы наследовали от СССР мощную сеть классических и отраслевых вузов, но сформирована она была под существовавшие тогда механизмы организации и управления образованием и наукой.
К сожалению, наши университеты в основной своей массе не привыкли продвигать себя, работать в реальной конкурентной среде, и, как следствие, значительная часть вузов даже не задумывается над вопросом, для кого же они все-таки готовят своих специалистов. А если нет понимания, для кого, то и невозможно сформировать более или менее точное видение компетентностной модели выпускника. Как гласит известная мудрость: «Для корабля, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным».
С другой стороны, нужно все же отметить и не очень активное желание предприятий, что называется, «вмешиваться» в процесс «приготовления» специалиста. Зачастую намного проще занимать позицию стороннего критика, возмущенного недостаточным, по их мнению, качеством подготовки специалистов.
В последние несколько лет позиция большинства крупных промышленных предприятий претерпела серьезную трансформацию. Их общение с университетами из плоскости претензий перешло в партнерские взаимоотношения. Значительное число работодателей стали принимать участие не только в работе государственных аттестационных комиссий (участвовать в защитах выпускных квалификационных работ), но и реально формировать содержательную часть образовательной программы. И это очень радует, т. к. дает возможность и университетам идти в ногу со временем.
Для развития образования было бы неплохо, если бы у нас в стране было значительно больше различных вузов, нежели сейчас
Какие выводы можно сделать? По моему мнению, напрашивается, по крайней мере, два вполне очевидных обобщения и одно совершенно неожиданное предложение.
Во-первых, в СССР даже с учетом форсированного развития реального сектора экономики высшее образование никогда не было массовым.
Во-вторых, в постсоветский период, в РФ, количество университетов достаточно быстро восстановилось и уже к началу нулевых достигло показателей советского периода. При этом российская высшая школа даже в период наибольшего «количественного расцвета» не шла ни в какое сравнение с американской. Таким образом, можно смело утверждать, что и сейчас в нашей стране высшее образование не является массовым явлением.
При этом речь идет именно о количественном, а не о качественном составе. Качественная же структура (направления подготовки и специальности, по которым выделяется государственное задание) в силу доминирующей позиции государственного образования в нашей стране зависит от реализации государственной политики в области высшего образования и полностью обуславливается ей.
И в завершение статьи я хотел бы высказать довольно необычную идею, которая, по моему мнению, при разумной реализации может повысить конкурентоспособность, а значит, и качество отечественной системы высшего образования. Думаю, для развития образования было бы неплохо, если бы у нас в стране было значительно больше различных вузов, нежели сейчас. Ведь люди выбирают, что называется, ногами, и реальная конкуренция в итоге сама определит достойных, которые будут жить и развиваться. А другие просто уйдут со сцены как рудимент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.