«ПРОГРАММЫ НЕТ, НО ТЕМА НЕ ЗАКРЫТА»

Информацию о возобновлении интереса УДП к Ту-334 выловил в Сети и опубликовал в своем ЖЖ блогер alexeyvvo. В соответствии с данными портала федеральной адресной инвестиционной программы России, на 2014 год запланировано финансирование в размере 2 768 млн. рублей на строительство (скорее всего, на его начало) четырех самолетов, как указано на сайте, Ан-148-100/Ту-334СУС.

Не совсем понятно, что это означает. То ли должны быть построены и антоновские, и туполевские машины, то ли между ними будет сделан выбор. Скорее – первое, поскольку Ан-148 упоминается в стандартной конфигурации, а Ту-334 - в варианте самолета-узла связи. Ведь одним из достоинств Ту-334 давно назывался идеально подходящий для размещения разной специальной аппаратуры широкий (что уникально для ближнемагистрального самолета) фюзеляж.

Напомним, что в ноябре 2007 года УДП и федеральная служба охраны провели совещание с участием Владимира Путина по закупкам ближнемагистральных самолетов для перевозки первых лиц. Было решено, что государство купит шесть Ту-334: четыре с VIP-салонами и два - для ФСО, со спецузлами и правительственной связью. Кстати, сегодня есть именно два летных экземпляра Ту-334 – один находится в ЛИИ им. Громова, в подмосковном Жуковском, второй – в Казани, в КАПО им. Горбунова. Любопытно, что в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев загадочно сказал об этой паре машин: «Как таковой программы Ту-334 нет, но тема не закрыта. А на вопрос о будущем этих двух самолетов я бы пока не хотел отвечать. Но стоять у забора они не будут».

Подробно останавливаться на тяжелой судьбе программы Ту-334 вряд ли имеет смысл – все и так известно, вот лишь несколько основных моментов. Первый полет состоялся в 1995 году. Начать серийное производство планировалось в 2004-м на мощностях РСК «МиГ» (КАПО тогда рассматривалось лишь в качестве производителя крыльев) в подмосковных Луховицах. Но в апреле 2005 года появилось постановление правительства РФ о выпуске Ту-334 в КАПО. Производство предполагалось наладить в кооперации с самарским «Авиакором», Воронежским авиационным самолетостроительным обществом, ульяновским «Авиастаром» и киевским «Авиантом». По данным туполевской фирмы, 20 российских структур были готовы приобрести на условиях финансового лизинга 151 Ту-334, еще 61 машину просили иранские авиаперевозчики и 20 – индийские. Но уже в 2006 году Рустам Минниханов, бывший тогда премьер-министром РТ, отмечал: «Мы имеем великолепную возможность поставить производство этих сверхвостребованных самолетов. Я не понимаю, почему вопрос так затянулся. Есть решение правительства РФ о строительстве Ту-334 в КАПО, есть неоднократные обращения президента Татарстана Минтимера Шаймиева... Мы еще раз хотим заострить на Ту-334 внимание общественности, федерального правительства и подтверждаем готовность Татарстана участвовать в проекте». Считается, что Ту-334 стоял на дороге у проекта SukhoiSuperJet.

В «ВЕРХАХ» АКТИВНО ОБСУЖДАЮТ ЗАКУПКУ ТУ-334

Любопытно, что в известных общественности правительственных документах Ту-334 не упоминался уже, минимум, два года. Источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме и вовсе утверждают, что руководство ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» запретило на подведомственных предприятиях даже говорить о Ту-334, а не то что предлагать какие-то решения по программе. И вдруг нынешняя информация от УДП.

Между тем, слухи о возможной реинкарнации проекта, причем именно в виде спецсамолета, появились год назад, после крушения Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» под Ярославлем. Говорилось, что в правительстве РФ решили начать финансирование программы массового строительства в КАПО Ту-334. Утверждалось, что размер финансирования составит 60 млрд. рублей. Всего завод должен будет произвести 40 самолётов, которые поступят в государственные структуры и ведомства. Часть передадут УДП, часть получит министерство обороны РФ, МЧС и ряд других ведомств. Кроме того, якобы некоторые самолёты собираются приобрести компании с госучастием - Сбербанк, ВТБ, РЖД. Также говорилось о том, что 20 самолётов приобретёт «Аэрофлот», который будет использовать их на внутренних рейсах; что программа предусматривает выделение средств на продвижение самолёта среди российских авиакомпаний и иностранным заказчикам, что власти намерены предусмотреть специальные цены для российских покупателей Ту-334. Конечно, слишком хорошо для правды. Но, выходит, сегодня можно сказать, что у слухов есть некоторые основания. «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями в УДП и правительство РТ: «Почему Ту-334 вновь заинтересовал властные структуры?»

Виктор Хреков – пресс-секретарь управления делами президента РФ:

- Во-первых, не «вновь заинтересовал» - мы всегда рассматривали Ту-334 как одно из перспективных направлений, поскольку это полностью отечественное производство. Если будет налажена программа, машину доведут до ума, мы будем ее поддерживать, приобретать эти самолеты. Нас устраивают все их заявленные параметры. Если Ту-334 появится, мы проявим к нему интерес в рамках нашей программы модернизации авиапарка специального летного отряда «Россия» и в рамках нашего общего курса на поддержку отечественного авиастроения… Нет, обнародованием наших намерений по Ту-334 мы не говорим, что у нас есть информация о состоянии программы, мы просто подтверждаем нашу позицию. Нас устраивает, что это полностью отечественный самолет, что необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности.

Назир Киреев – советник премьер-министра РТ:

- О конкретных решениях мне неизвестно, но идет очень интенсивный разговор (в том числе, в самых верхах) о том, что хотят заказать Ту-334. Но никто не говорит: «Да, начинайте». По крайней мере, мне об этом неизвестно… И потом, ситуация вот какая. В России разрушены региональные и ближнемагистральные перевозки. У региональных компаний средств на приобретение новых зарубежных машин нет, покупают б/у, которые всем уже надоели. Все больше людей хочет летать на нормальных лайнерах. Ту-334 – самолет, обладающий всеми достоинствами магистральных самолетов (вместительный фюзеляж) и имеющий ряд преимуществ в классе (например, он почти бесшумен). Это идеальная машина, новый шаг в ближнемагистральных перевозках.