Депутат Госдумы России (прошел по татарстанскому списку «ЕР») Александр Сидякин на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» откровенно ответил на вопрос о том, как он попал в список от Татарстана. Депутат рассказал, что республика относится к так называемым электоральным донорам, здесь достаточно плотное население и высокая явка избирателей, а законодательство о выборах устроено таким образом, что федеральная часть списка может состоять только из 10 фамилий. Остальной «центральный» список делится на региональные группы, куда включаются кандидаты от партий:

«В Москве живут многие депутаты и эксперты с которыми «Единая Россия» работает, и которых хотелось бы включить. Они живут в Москве, но московский список не резиновый, там есть свои кандидаты, которых предлагают московские городские власти, чтобы они представляли город в парламенте. И поэтому совершенно очевидно, что такие требования законодательства подвигают партию на то, чтобы она московских депутатов и тех, кто работает в Москве, в партии, распределила по электоральным донорам» - рассказал Александр Сидякин.

Отвечая на вопрос, почему всё-таки выдвижение было не от Башкортостана, депутат напомнил о своей достаточно насыщенной общественной и политической жизни в соседней республике. Александр Геннадьевич возглавлял там отделение «Партии пенсионеров» (кстати, в возрасте всего 26 лет), а после объединения её с «Родиной» и «Партией жизни» в «Справедливую Россию», стал руководителем регионального отделения «СР» в Башкортостане. И даже возглавил региональный список эсеров на выборах в Государственную думу в 2007 году – но не прошёл. Впоследствии Сидякин перешёл в "Единую Россию".

«Было бы не совсем корректно, в том числе, когда выбирали территорию, от которой я буду баллотироваться, предлагать Башкортостан, - сказал Сидякин. - Потому что я там возглавлял региональное отделение «Справедливой России», это было бы не корректно по отношению к избирателю»…

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ОППОЗИЦИОННА НА СТОЛЬКО, НА СКОЛЬКО ЭТО УСТРАИВАЕТ ПУТИНА»

Комментирую причины ухода из «Справедливой России», Сидякин рассказал, как эта партия создавалась и какие задачи перед ней стоят. По словам депутата, партию можно охарактеризовать как оппозицию «Его Величества»:

«Предполагалась, что это будет партия, которая где-то сможет оппонировать «Единой России», но не во всём, а, как выражался идеолог внутренней политики Владислав Сурков, она будет подменять «затёкшую ногу» в тех вопросах, когда, такая поддержка будет нужна. У меня лично начался когнитивный диссонанс, по тому, что происходило в «Справедливой России»: с одной стороны, Миронов поддерживал во всём Путина, с другой стороны, нам с федерального руководства спускались указания критиковать «Единую Россию». В моей голове это не укладывалось, как это можно критиковать «Единую Россию» и при этом во всём поддерживать её лидера».

Сидякин полагает, что «Справедливая Россия» на своей оппозиционности зарабатывает голоса избирателей. С этим была связана, по его мнению, и отставка Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации. При этом «СР» оппозиционна ровно на столько, на сколько это устраивает Путина. В частности, по всем принципиальным вопросам фракция «СР» голосует консолидировано «за», как было, например, с конституционным законом о статусе судей, сообщил парламентарий.

ЗАКОН ОБ НКО ПРОЙДЁТ ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ

Развёрнутый комментарий Сидякин дал по нашумевшему закону об НКО, одним из инициаторов которого он является. По словам парламентария, главная суть документа сводится отнюдь не к ограничению деятельности неправительственных организаций, которые финансируются из-за рубежа:

«Граждане нашей страны вправе знать, когда какие-то оценки, или суждения, или экспертные мнения о политических процессах, происходящих в нашей стране, исходят от нашего гражданского общества, а когда извне. Никаких дополнительных ограничений деятельности НКО в этом законопроекте не предлагается, всем, чем они занимаются на сегодняшний момент, тем они вправе будут заниматься и в дальнейшем. Но вопрос в том, что вся их деятельность будет сопровождаться информацией о том, что это суждение организации, исполняющей функцию иностранного агента » - рассказал Александр Геннадьевич.

При этом Сидякин отметил опыт США, где действует, по его словам, гораздо более жесткий аналог данного закона, причём, ещё с 1938 года. При этом документ в США постоянно совершенствуется, и, как рассказал Сидякин, недавно по этому закону на год тюремного заключения был осужден один из сенаторов этой страны. Что же касается России, то депутат отметил, что попадание в реестр иностранных агентов возможно двумя путями – самостоятельно, в уведомительном порядке, либо же через суд.

В разговоре с депутатом прозвучали названия некоторых организаций, которые с наибольшей вероятностью окажутся в «черном списке» «иностранных агентов»: это Transparency International (международная организация, которая борется с коррупцией), Ассоциация «Голос» (наблюдение за выборами), Московская Хельсинская Группа (старейшая правозащитная организация) и Мемориал (правозащитная организация). В целом же Сидякин отметил, что закон не направлен против кого-то конкретно, а применением его будет заниматься министерство юстиции РФ.

Также парламентарий сообщил, что в результате обсуждений проекта в стране из-под действия этого закона будут выведены религиозные, образовательные и ряд других НКО, которые не занимаются политической деятельностью.

Законопроект планируется принять – сразу во втором и третьем чтениях – завтра, в пятницу, 13 июля.

СИГНАЛ БЫЛ УСЛЫШАН

Рассказал «БИЗНЕС Online» Сидякин и о своём отношении к протестному движению, а также инициированных им поправках к закону о митингах – первоначально штрафы предлагались до полутора миллионов рублей.

По мнению парламентария, протесты не были спровоцированы извне, но это и не «театр Суркова». Главной их причиной стала стагнация в политическом пространстве России. При этом Сидякин считает, что властью сигнал был услышан. Депутат напомнил про опыт арабских стран, где власть, «как штукатурка, отвалились, потому что не чувствовали свой народ». В России, считает Сидякин, сегодня ситуация другая:

«Та реформа, которую мы провели по итогам предложений нынешнего лидера партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, - это большой шаг к диалогу со всем гражданским обществом. Но не все хотелки, которые есть в обществе, должны быть реализованы». Кроме того, он отметил, что даже если на протесты в Москве вышли 100 тысяч человек, как заявляют организаторы митингов, – это меньше одного процента в масштабах города, и меньше десятой доли процента в масштабах страны.

Перспектив в протестном движении Сидякин не видит, полагает, что к осени оно заглохнет. Переломным моментом и главной ошибкой оппозиции парламентарий назвал 6 мая, когда протест перестал быть мирным. Именно вид избитых полицейских и заставил депутата написать скандальный законопроект про гигантские штрафы митингующим. После разгона митинга 6 мая Александр Геннадьевич сравнил российское законодательство с западным, результатом чего и стали поправки в закон. Отвечая на критику, он заметил, что штраф – это не налог, и его цель - не допустить правонарушений. Радикализации и более жестких столкновений с полицией, по мнению депутата не будет, поскольку это уже уголовное дело, а большинство граждан всё-таки законопослушны.

Готов Сидякин и следить за практикой применения закона. О чем говорил, в частности, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о задержанных в Казани 10 декабря прошлого года молодых людях, которые просто стояли на остановке рядом с несанкционированным митингом. Тем не менее их задержали. Депутат сказал, что готов подключаться и реагировать.

СВОЙ ДЕПУТАТ

Сидякин считает, что нужно плотно интегрироваться в регион. По крайней мере, говоря о Татарстане, он употребляет слово «у нас». Он посещает районы РТ, встречается с избирателями, общается с руководством республики:

«Я считаю, что так должен вести себя каждый депутат, за которого отдали голоса жители республики. Считаю, что такая модель поведения и есть модель поведения депутата, просто я её реализую, и не считаю, что это что-то выдающееся».

Рассказал Сидякин и о смене неформального лидера татарстанских депутатов: если раньше это был Олег Морозов, который теперь возглавил управление внутренней политики администрации президента, то с его уходом депутаты избрали себе нового куратора:

«Координатором мы избрали Ришата Абубакирова, вы знаете его прекрасно, экс-мэр Альметьевска, человек, который пользуется безусловным авторитетом и у жителей Альметьевска, и мы его уважаем и работаем с ним».

…Во время интернет-конференции гость редакции отвечал на вопросы по фальсификации выборов, по сбору подписей в Казани против закона о митингах с его новыми штрафами, о повышении тарифах ЖКХ, о российских миллиардах, которые хранятся на американских счетах, о декларациях чиновников и депутатов о доходах… А также сказал, что не видит ничего страшного, если у видных россиян есть счета за границей…

Полную стенограмму интернет-конференции читайте в «БИЗНЕС Online».