«Если у вас офис в собственности, его всегда можно сдать в аренду или продать, компенсируя затраты. Деньги же, потраченные на арендные платежи, уходят безвозвратно и никак не позволяют капитализировать бизнес», — убежден учредитель «Доступного офисного фонда» Вячеслав Пимурзин. Сколько стоит купить офис в столице РТ, какие преференции есть у казанских предпринимателей, желающих приобрести коммерческое помещение и как воспользоваться поддержкой Гарантийного фонда, он рассказывает в своем блоге.
Учредитель «Доступного офисного фонда» Вячеслав Пимурзин
В чужом помещении нужно согласовывать каждый «чих»
Стоимость аренды и недвижимости сильно выросла за последние годы, поэтому все больше предпринимателей задается резонным вопросом — что выгоднее: снимать офис или купить помещение? Чтобы быть объективным и найти ответ на этот вопрос, нужно взвесить все за и против. Начну с аренды.
Преимущества:
- Низкий порог входа. Если у вас молодой бизнес, который только встает на ноги, и вы не знаете, сможете ли закрепиться в своей конкурентной среде, аренда становится наиболее привлекательным вариантом, ведь нет необходимости в моменте выводить из оборота компании крупную сумму денег. Затраты на аренду прогнозируемы: вы закладываете в бюджет соответствующую статью расходов.
- Нет налога и трат на содержание имущества.
- Мобильность. Например, у вас ИТ-компания, которая вначале имела в штате 5 человек, но спустя год их количество выросло до 20 и вам потребовалось другое помещение. Вы безболезненно можете решить этот вопрос с помощью переезда.
Недостатки аренды:
- Зависимость от арендодателя. Находясь в чужом помещении, вам придется согласовывать каждый «чих». Вы не можете даже сделать перестановку, если арендодатель не даст добро.
- Ваш ремонт останется арендодателю. Если вы проведете ремонт и замените, например, освещение, окна, — все, что нельзя потом забрать с собой из арендного помещения, останется арендодателю в качестве бонуса.
- Повышение арендной ставки. Это случится неминуемо и предусмотрено договором.
- Срочное выселение. Если вы снимаете помещение, бывает, что собственник решит переиграть условия аренды или вовсе продать помещение. И вы останетесь ни с чем.
Представьте, что вы только «раскачали» бизнес — переезд вынудит все делать с нуля, ведь придется «перевезти» не только сотрудников, но и клиентов.
Если у вас офис в собственности, то его всегда можно сдать в аренду или продать, компенсируя затраты. Деньги, же потраченные на арендные платежи, уходят безвозвратно и никак не позволяют капитализировать бизнес. Это важный аспект, учитывая, насколько динамично дорожает коммерческая недвижимость. Например, в Казани в период с 2021-го по 2023-й стоимость «квадрата» в коммерческой недвижимости выросла почти в два раза.
Переходим к покупке офиса.
Преимущества:
- Свобода действий. В своем помещении вы вольны делать все, как вам вздумается. Любые планировки, отделка и дизайн.
- Репутация. Наличие собственного офиса существенно повышает уровень доверия к вашему бизнесу и помогает выстраивать долгосрочные отношения как с партнерами, так и с клиентами. Более того, при необходимости кредита на развитие деятельности банк охотно выдаст заем компании, у которой есть имущество, которое может пойти в качестве залога.
- Финансовая выгода. Ежегодно ваша коммерческая недвижимость будет прибавлять в цене. И даже если помещение вы берете в кредит, то это вложение в собственный актив.
На фоне перегревшегося жилого сектора именно коммерческая недвижимость сейчас является одним из главных трендов среди «бетонных» инвестиций.
Об этом говорят исторически высокие продажи офисов в Москве.
По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, 2023 год для коммерческой недвижимости стал историческим: объем купленных и арендованных офисных площадей в Москве составила 2 млн кв. м, что на 81% выше значения на конец 2022 года. Это ошеломляющий результат, формирующий новый тренд, который катится вглубь страны. Его уже можно наблюдать в Санкт-Петербурге и Казани.
«Сейчас отличное время для покупки офиса: стоимость лотов постоянно растет, а лучшие из них быстро раскупают»
Свой офис без капитала: в Казани есть легальная схема покупки помещения без «первоначалки»
У большинства предпринимателей, читающих этот материал, скорее всего, возникнет резонный вопрос: зачем покупать сейчас, когда такие ставки? Вопрос понимаю, но опасений не разделяю. На это есть несколько веских причин:
Во-первых, не купив сегодня, вы заплатите на 20–30%, а может, и больше, приобретая ровно то же помещение, но через год, когда ставки будут ниже.
Готовы ли вы переплатить четверть или треть стоимости объекта, но купить его на год позже?
Во-вторых, приобрести офисную недвижимость в Казани сейчас можно по коммерческой ипотеке с господдержкой под 13% годовых. Однако такую возможность предоставляют не все игроки на рынке — основное предложение варьируется в диапазоне 18–20% годовых. Среди тех, у кого на вооружении есть ипотека с господдержкой, — «Доступный офисный фонд». Учитывая сегодняшние реалии и ставки по классическим продуктам, 13% — это рабочий инструмент.
Более того, покупая сейчас, никто не мешает в будущем рефинансироваться. А вероятность того, что уже к концу года ставка будет снижена, высока. Об этом открыто говорят ведущие банкиры страны. В частности, глава ВТБ Андрей Костин отметил, что ключевая ставка в России может снизиться до 13% к концу года. Ранее прогноз по ключевой ставке до конца года дал главный исполнительный директор, президент Сбербанка Герман Греф, сообщив, что, по прогнозам банка, на конец года мы увидим 11−12 процентов годовых.
В-третьих, еще одно подспорье для покупки офиса прямо сейчас — возможность приобрести коммерческую недвижимость без какого-либо капитала. Соответствующую программу предлагает Гарантийный фонд РТ, выступая поручителем.
При этом комиссия за услугу составляет всего 0,5–1% от суммы. Например, вы берете 2 млн рублей в качестве «первоначалки» и заплатите за это комиссию всего в 10–20 тысяч рублей. На мой взгляд, это едва ли не идеальный инструмент в текущих реалиях.
Чтобы окончательно убедиться в том, что в Казани некоторые офисы выгоднее покупать, чем снимать, приведу расчет на примере лотов в свежем БЦ на Кулагина, 3.
Возьмем помещение в 40 квадратных метров. Стоимость «квадрата» — 154 тыс. рублей с небольшим. Такое помещение обойдется покупателю в 6 млн 166 тыс. рублей.
Если у вас есть 20% на первоначальный взнос (в данном случае это немногим более 1,2 млн рублей), то есть возможность взять коммерческую ипотеку под 13% сроком на 15 лет. В таком случае ежемесячный платеж составит 62,4 тыс. рублей.
Если первоначального взноса нет и вы воспользуетесь программой от Гарантийного фонда РТ, то за саму услугу вы разово заплатите 0,5% от суммы? или 6,16 тыс. рублей, а ваш ежемесячный платеж составит 78 тыс. рублей.
Арендная ставка в БЦ на Кулагина — 1,5 тыс. рублей, за 40 «квадратов» получается 60 тысяч ежемесячно, что практически равноценно платежу по ипотеке. Но, как я уже писал выше, эти средства вы инвестируете в свою недвижимость, капитализация которой ежегодно растет.
Из этого можно сделать один вывод: сейчас отличное время для покупки офиса — стоимость лотов постоянно растет, а лучшие из них быстро раскупают.
Вячеслав Пимурзин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.