«В ЯБЛОНЮ БЕЗ ЯБЛОК КАМНЕЙ НЕ КИДАЮТ»

Розалия Нургалеева - директор госмузея изобразительных искусств РТ:

- Сегодня перед музеем стоит очень много задач: сохранить наследие, пополнять коллекцию, популяризировать ее, сохранять и приумножать зрителя.

Новое время диктует свои законы: не может художник сегодня только ждать помощи от правительства, имея уникальную профессию, необходимо понимать, что многое нужно менять внутри себя своего сообщества.

В 2009 году нам передали первое здание - выставочный зал, но в каком состоянии? Электрика - аварийная, кровля протекает, нет тепла, поломанная мебель. Извините за подробность - разбитые унитазы Все, как после бомбежки… Не говорю об элементарной чистоте. Несмотря ни на что, музей засучил рукава и начал работу: 13-ю "КАМАЗами" было вывезено только мусора из подвала, вымыто здание от первого этажа до чердака, проведена экспертиза состояния здания, работа с министерством, планы реконструкции, началась выставочная работа.

Да, на первом этаже была открыта первая в республики фотогалерея - к восторгу журналистов и фотографов: о необходимости такого зала говорили десятки лет. Фотографы с большим энтузиазмом осваивали это пространство, в отличие от художников, потому всегда были бездомными.

Но два этажа были предоставлены живописцам, графикам, прикладникам, студентам художественного училища, филиала суриковского института. При этом на художественное сообщество на сто процентов работает и "Хазинэ" - национальная художественная галерея: за год музей открывает более 100 выставок. Только за первую половину этого года - посмотрите в СМИ, какие интересные выставочные проекты на площадке музея. Нет ни одного члена союза художников, которому отказали в экспонировании. Надо сказать, что мои коллеги из музеев России особенно не балуют таким вниманием художников - 5 - 6 выставок в год.

Возвращаясь к зданию: да, как только нам передали его, стали заниматься и обеспечением безопасности. И естественно встал вопрос об отсечении перехода между зданием выставочного зала и художественным фондом, где художники обитают порой целые сутки, включая ночь. Как вы понимаете, это не наш режим работы. Был перекрыт проход, в соответствии с требованиями безопасности, которые существуют в музее.

Надо сказать, если бы здание отдали бизнесу, то решения были бы круче: правление СХ, выставка - продажа ДПИ не базировались бы на этой территории на бесплатной основе, аренда была бы весьма высока.

Что касается сегодняшней ситуации: как я уже говорила, нам передали еще два здания по объективным причинам: мы напрямую работаем с художниками, скажу конкретно: музейные работники чаще встречаются с художниками, чем правление СХ, мы с ними работаем напрямую: планируем выставки, пишем о них, издаем каталоги выставок, проводим праздник-открытие, планируем закупки, создаем базу данных о них. Мы помним об ушедших, организуя ретроспективные выставки. Ни для кого не секрет, что та система, о которой говорит председатель СХ, устарела окончательно: нужно многое менять прежде всего в себе. Раздавать медали и грамоты и присутствовать на открытиях выставок и похоронах - это не задача правления. Я была председателем правления в союзе архитекторов, через четыре года титанической работы я предложила другую кандидатуру: это большая ответственность, прежде всего. Выпады правления в сторону меня и музея напоминают мне пословицу "В яблоню без яблок камни не бросают".

Правление уже давно само ведет войну против художников: 90 членов СХ высказали недоверие нынешнему правлению; есть новые лидеры, новые веяния, новые задачи, которые созвучны времени...

Мне думается, что правление должно было дать свои предложения о взаимодействии с нами, а не бросать камни... Но, думаю, что у них кроме претензий нет предложений... Много лет идет в художественном сообществе война, и правление по инерции видит врагов там, где их нет и в помине. Было много времени разработать стратегию сохранения и развития бизнеса, имея такие здания и территории, но, к сожалению, все завершалось спором "кто в доме хозяин", а дела нет. ...

У меня нет времени воевать, - очень много интересных задач, планов не на завтра, а на будущее... Надо благодарить минкультуры РТ и государство в целом, что найдено оптимальное решение, - сохранить имущество за республикой, оставить его в сфере культуры. Будет помощь от них, но надо и самим шевелить мозгами.

Сегодня и сейчас создаются шедевры, которыми через 100 лет будут восхищаться наши потомки. Мы постараемся создать условия для этого, но нужна консолидация позитивных творческих сил, они есть в республике!!!

ПРОБЛЕМЫ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ

Рустам Хузин - художник:

- Я прочитал интервью председателя союза художников РТ Зуфара Гимаева под заголовком «Война неизбежна», где он высказал свое мнение относительно деятельности директора госмузея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой. Я с этим мнением не согласен: Розалия Миргалимовна не воюет с художниками. Дело в том, что деятельность правления союза художников РТ не удовлетворяет многих. У нас проходило внеочередное собрание, на котором собралось больше 90 человек, - и они проголосовали за досрочный съезд нашего союза, выразив недоверие нынешнему его правлению. Проблема в том, что по уставу правление должно работать три года, а они сами, произвольно, продлили этот срок до пяти лет.

Вот я - молодой художник, но больше десяти лет член союза художников России. И больше десяти лет уже в Казани. И ни одна закупочная комиссия меня не поддержала, и вопрос с мастерской у меня до сих пор не решен. А ведь Гимаев, он хорошо знает проблемы молодых художников, и мои тоже - он был заместитель прежнего председателя союза Абрека Абзгильдина. Это при Гимаеве, он тогда тоже входил в правление, произошла та скандальная история, когда прежний руководитель худфонда Рустем Гимранов взял кредит у Энергобанка на десять миллионов, заложив здание выставочного зала… А сейчас Гимаев критикует не себя, а директора госмузея Нургалееву.

Я хотел бы встать на ее защиту - потому что наконец-то появился человек, у которого есть конкретная конструктивная, внятная программа развития, использования выставочного зала и мастерских художников. И теперь есть какие-то перспективы. А со стороны правления я, как молодой художник, совершенно не вижу никаких перспектив развития нашего союза. Работают по старинке, не воспринимают критику. На том внеочередном собрании, о котором я сказал, я выступал от имени молодых художников. Название моего выступления было «Проблемы союза художников глазами молодых». И я обозначил, как основную проблему союза, отсутствие нормальной, здоровой, творческой среды. Люди недоброжелательны, отсутствует оптимизм, нет творческой атмосферы…

Сейчас наше общество больно. Для многих самой важной целью в жизни является карьерный рост, пусть даже по головам своих коллег. То есть какие-то материальные цели становятся во главу угла, что, с моей точки зрения, ненормально. А поскольку союз художников - это уменьшенная модель нашего общества, все эти проблемы, все эти болезни у нас очень сильно проявляются. Тем более, в творческой среде.

Конечно, мы, молодые, стараемся держаться подальше от этого, потому что нас такое не устраивает. Невозможно, согласитесь, в нетворческой нервной атмосфере создать что-либо хорошее, творческое, что является основной задачей художника.

Поэтому молодые художники даже в выставках союза не участвуют, да нас туда и не приглашают. И не решают наших проблем. Хотя изначально задача союза художников - поддержание элементарного профессионального уровня художников и решение их социальных проблем. Это и мастерские, и какие-то льготы, это помощь в реализации работ… Союз должен помогать художникам, а иначе для чего он существует?

А в лице Розалии Миргалимовны мы нашли поддержку своим инициативам. И сами поддерживаем то, что она собирается сделать в выставочном зале и в мастерских художников. Элементарно - привести в порядок мастерские, чтобы можно было туда людей приглашать. Сейчас туда страшно зайти даже! Переоборудовать выставочный зал… И если союз художников не может существовать за счет своей, скажем так, профессиональной деятельности - проведения выставок и тому подобного, то надо соарендаторов приглашать…

Хочу сказать еще об одной проблеме - это то, что во главе союза художников стоит художник. Ему надо картины писать, а он должен решать проблемы других художников. Так что, может быть, это хорошо, что есть человек со стороны, который не является сам художником. Хотя Розалия Миргалимовна работала главным художником Казани, но она, как менеджер, куда более эффективна.

Я не раз говорил, что члены правления должны быть открыты конструктивной критике. И нельзя ни в коем случае переходить на личности. Надо видеть больше положительного, хорошего, помогать друг другу в этом, в хорошем. И очень расстраивает, что Гимаев, к сожалению, перешел на личности.

ЭТО ЕГО ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, И НЕ БОЛЕЕ ТОГО

Ренат Насыров - художник:

- Выступление господина Зуфара Гимаева в «БИЗНЕС Online» - это его личное мнение, и не более того. Он потерял доверие многих своих коллег, которые знают его очень давно, как художника, и как организатора. Он работает уже несколько сроков в правлении союза художников РТ - сначала был первым замом, потом председателем. На сегодня более 90 художников - членов союза художников РФ - высказались против его дальнейшей работы в должности председателя татарского отделения союза художников РФ. Это зафиксировано в протоколе собрания художников, которое проходило при участии представителей правления союза художников Российской Федерации и министра культуры РТ.

Как обещали представители правления союза художников России и министр культуры Татарстана, в сентябре этого года должен состояться внеочередной съезд регионального отделения союза художников РФ в Татарстане, где художники выберут новый состав правления и его председателя.

На данный момент сменился хозяин всех зданий художественного фонда, в том числе и мастерских художников, здания перешли в ведение музея изобразительных искусств. Поэтому происходит перезаключение договоров с художниками. Руководство музея ИЗО комплексно и структурно подходит к решению основных проблем, возникших в деятельности цеха художников, в соответствии с современными требованиями. Происходит реанимация работы художественного фонда, который уже давно, лет, наверное, шесть, не работает в тех направлениях, которые нуждаются в качественной заботе профессионалов, а не дилетантов, которые сегодня много компаний организовали, вместо худфонда, и работают на своем уровне.

В проекте структуры музея ИЗО имеется и своя современная типография, есть соответствующие органы по связям с общественными организациями, так как региональное отделение союза художников РФ не будет единственным - их будет несколько. Это сейчас происходит и с партиями, и с общественными организациями.

Музей ИЗО практически стал лидером проведения выставок художников - и то, о чем говорит господин Гимаев, это неправда. Именно по инициативе самих художников-авторов, а не правления и его председателя, совместно с музеем ИЗО организовывается более ста выставок в год. А раньше проходило пять-шесть выставок в год. Ныне даже статус выставок о многом говорит: за последние годы впервые два проекта реализованы в Третьяковской галерее: это выставки Баки Урманче и Николая Фешина.

Положение с выставками очень сильно изменилось как раз благодаря тому, что музей ИЗО стал лидером в работе с художниками - музей, а не союз художников, который является небольшим отделением, в нем только около 200 художников, точнее, 180, а их в Татарстане тысячи. Гимаев пытается высказать свое мнение от имени этих 180 художников. Но это его личное мнение - не только не всех художников, но даже не членов правления.

Вообще, работа в союзе его председателя господина Гимаева ограничивается выборочным присутствием на открытии выставок художников, которые организовал музей ИЗО с авторами работ. Он просто присутствует, и не более того, он не организовывает эти выставки. За четыре года не произошло никаких изменений в конкретной работе правления и председателя, кроме распределения закупок. Наконец-то появились финансы, вот их и распределяют. Еще распределяют звания - между членами правления. Вот вся их работа.

Поэтому то, что высказал председатель, - это его личное мнение. Совсем другое - у тех 90 художников, которые выступили против него, и соответственно проголосовали…

P.S. Мы отдаем себе отчет, что никто не обладает истиной в последней инстанции. Потому «БИЗНЕС Online» готов предоставить возможность высказать свою точку зрения тем, кто не совсем согласен с тем, что высказано сегодня.