Действующего главу Тукаевского района Фаила Камаева сегодня заключили под стражу до 18 июня. СКР предъявил ему обвинение в получении взятки стройматериалами в 1,3 млн рублей. В суде раскрылось имя «взяткодателя» — это бизнесмен Рамиль Тукмаков, который проводил ремонтные работы в одной из местных школ и получил за это 135 млн рублей. Он дал показания на Камаева, получив взамен более мягкую меру пресечения в виде запрета определенных действий. В суде Камаев объяснил, почему вчера не дал показания после задержания — дело связано с его семьей, а у него не было адвокатов. Сегодня его защищали сразу двое. Камаеву грозит более 10 лет лишения свободы. О том, какие обстоятельства вскрылись в суде, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
СКР: «Необходима полная изоляция Камаева»
Прошлую ночь глава Тукаевского района Фаил Камаев провел в изоляторе временного содержания. Выглядел он поникшим, впрочем, держался стойко — не скрывал своего лица за маской, не прятал глаза. Камаев — открытый для прессы человек. Но сегодня на избрании ему меры пресечения конвой запретил говорить с журналистами под угрозой удаления из зала суда.
Камаева, обвиняемого в получении взятки стройматериалами в 1,3 млн рублей, завели в зал заседаний в наручниках. Когда туда запустили прессу, он уже общался со своими договорными адвокатами — бывшим следователем СКР Станиславом Хораськиным, который и сам когда-то задерживал тукаевских глав, правда бывших, и челнинским адвокатом Евгением Котовым.
Адвокаты Камаева: Станислав Хораськин (слева) и Евгений Котов
Губы Камаева были все время сжаты от нервного напряжения. Когда федеральный судья Роман Михеев устанавливал личность обвиняемого, Камаев встал, назвал свое имя, дату рождения — он родился 3 мая 1969 года. Ровно через две недели у него юбилей — 55 лет. Камаев женат, у него двое несовершеннолетних детей — сыну 14 лет и дочери 12 лет.
— Где и кем работаете? — спросил судья.
— Главой Тукаевского муниципального района, — ответил Камаев.
Судья спросил адрес регистрации, обвиняемый ответил невнятно и дополнил: «Проживаю в поселке Новый на улице Свободная, дом 11». Это тот самый злополучный дом, стройматериалы к которому ему вменяют в виде взятки.
Старший следователь 6-го отдела по особо важным делам СУ СКР по РТ Марат Хадеев ходатайствовал перед судом об избрании в отношении Камаева меры пресечения в виде заключения под стражу. В мотивировке он напомнил, что уголовное дело было возбуждено вчера по признакам преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). Камаев был задержан в 19:40.
В этот же день он был допрошен в качестве подозреваемого. «От дачи показаний отказался», — обозначил Хадеев. Тогда же Камаеву было предъявлено обвинение. «Вину Камаев не признал», — добавил он.
Далее следователь назвал обоснования причастности Камаева к преступлению. «Подтверждается показаниями свидетелей, указанных в ходатайстве, копиями рекомендательных писем Камаева в адрес заказчика, а также иными материалами уголовного дела», — озвучил Хадеев.
Кроме того, следователь заявил, что Камаев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет. А характер преступления дает основания полагать, что Камаев может скрыться от органов предварительного следствия и суда, находясь на свободе, обладая обширными связями, способен оказать давление на свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства и уничтожить предметы, имеющие значение для уголовного дела.
Следователь сказал, что Камаев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет
«Имеются основания полагать, что Камаев причастен к совершению иных преступлений, в связи с чем необходимо провести следственные оперативно-разыскные мероприятия для выявления дополнительных эпизодов преступной деятельности», — сказал суду Хадеев. Далее он обозначил, что ни возраст, ни состояние здоровья Камаева не мешают содержанию под стражей. «Следствие полагает, что необходима полная изоляция Камаева для избежания каких-либо контактов», — добавил он.
Вскрылось в суде и еще одно обстоятельство — дома у главы Тукаевского района при обыске не нашли загранпаспорта, хотя он у него есть. Хадеев озвучил также, что супруга Камаева Гульназ Камаева «занимает высокую должность в исполнительной власти» — это тоже может помешать следствию, уверен он. К слову, она руководит общим отделом Тукаевского исполкома.
Были завышены сметы по благоустройству территории школ в части дорожных покрытий и ремонта отмосток. Общая стоимость завышения работ при капремонте составила 5 млн рублей, уверены в СКР
Кто дал взятку?
Судья Михеев зачитал материалы дела, из которых было понятно, что взятку, которую инкриминируют Камаеву, дал местный бизнесмен Рамиль Тукмаков. Между ними вчера была проведена очная ставка. Тукмакову сегодня избрали меру пресечения в виде запрета определенных действий — в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Но суд частично закрыл заседание — журналисты смогли услышать только начало и конец процесса.
Но источники «БИЗНЕС Online» раскрыли суть уголовного дела, которое вошло в основу обвинения против Камаева. Оно было возбуждено двумя днями раньше — 16 апреля. СКР по материала УБЭП установил, что 11 июля 2022 года между ГИСУ РТ и известной челнинской строительной компанией «Евростиль» Ильнара Гайсина был заключен госконтракт на проведение строительно-монтажных и прочих работ по капремонту зданий 12 школ. Общая стоимость работ — 544,1 млн рублей.
В том числе ремонт нужно было выполнить в Князевской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов. Она расположена в Тукаевском районе в поселке Совхоз «Татарстан». Общая стоимость работ была обозначена в 135,2 млн рублей.
«Евростиль» нанял для проведения работ субподрядчика — ООО «Строитель». Согласно заключению строительно-технического исследования от 30 марта 2024 года, оказалось, что вид, объем и стоимость фактически выполненных работ не соответствуют сметному отчету и акту приемки.
В частности, были завышены сметы по благоустройству территории в части дорожных покрытий и ремонта отмосток. Общая стоимость завышения стоимости работ при капремонте составила 5 млн рублей, уверены в СКР. В совершении преступления следствие подозревает неустановленных должностных лиц ГИСУ РТ и ООО «Строитель». Сотрудники ГИСУ, по данным следствия, умышленно внесли в официальные документы ложные сведения и тем самым нанесли ущерб бюджету республики. В деле поэтому есть и другая статья — ч. 2 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»). Но пока никто из числа сотрудников ГИСУ РТ по данному делу не задержан.
Директор и единственный учредитель ООО «Строитель» — Светлана Лотфуллина. Но близкие к следствию источники называют бенефициаром этой фирмы Тукмакова. Выручка на конец 2023-го — 342,9 млн рублей с ростом в 66% от прошлого года. Чистая прибыль всего 216 тыс. рублей. Заключенных муниципальных контрактов у организации только три — строительство улично-дорожной сети, укладка асфальта и зимнее содержание дорог в Столбище и деревне Новая Поляна Лаишевского района.
Интересно другое — Тукмаков связан с семьей Камаевых бизнесом. Он учредитель двух организаций. В их числе ООО «Татстройинжиниринг» — оно было зарегистрировано в Актаныше, где когда-то главой работал Камаев. В числе учредителей, кроме Тукмакова, еще трое лиц: Ленар Тукмаков, некто Раиль Фаилевич и Шамиль Наилевич Камаевы — вероятно, сын и еще один родственник главы Тукаевского района.
Камаев в последнем слове повторил ранее им сказанное — после задержания он не дал показания из-за семьи
«Смешно полагать, что глава администрации района не обладает какими-то связями!»
Камаев неторопливым голосом сказал суду, что не согласен с ходатайством следователя — он хочет более мягкую меру пресечения. «Я вчера не дал показаний. Во-первых, у меня не было адвокатов. Во-вторых, это касается членов моей семьи, поэтому было принято такое решение. А никакую угрозу, бросить куда-то, уехать куда-то я не планирую и не собираюсь», — так обосновал свою позицию глава Тукаевского района.
Его защитники назвали ходатайство следователя необоснованным. В прениях Хораськин и Котов выдвинули несколько тезисов в защиту Камаева. Они считают, что Тукмаков мог оговорить чиновника. А информация о совершенных иных преступлениях ничем не подтверждена и требует проверки. «Она голословна», — сказал адвокат Котов. Отметил он и мотив следователя поместить Камаева под стражу из-за того, что он обладает обширными связями. «Смешно полагать, что глава администрации района не обладает какими-то связями! Это никак не может являться безусловным основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу», — озвучил он.
Котов считает, что Тукмаков мог оговорить Камаева, чтобы обеспечить себе меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. А водитель Закиров, который тоже дал показания на Камаева, по его словам, лицо, «заинтересованное в исходе дела в пользу Тукмакова».
«Если ссылаться на рекомендательные письма, которые глава района якобы направлял в ГИСУ для обеспечения подряда организации Тукмакова, в материалах было видно, что эти рекомендательные письма подписи не содержат! Они распечатаны на компьютере и ничем не обеспечены, не обозначены от лица Камаева. Они обозначены только заверениями следователя, что копия верна. Больше ничего нет!» — сказал он и добавил, что даже из показаний Тукмакова следует, что и Тукмакову, и Камаеву представителем ГИСУ было указано, что рекомендательное письмо главы администрации необходимо для участия организации в осуществлении подрядных работ.
Адвокат вел к тому, что действия Камаева были частью его прямых обязанностей главы, а не преступной деятельностью.
Хораськин тоже считает, что доверять показаниям лица, который сам привлекается к уголовной ответственности, нельзя. Более того, адвокат указал на еще одну важную, по его мнению, деталь: «С ООО „Строитель“ был заключен не государственный контракт, а гражданско-правовой договор между двумя независимыми организациями». Так значит, считает Хораськин, как Камаев мог воздействовать на негосударственное юрлицо?
Камаев в последнем слове повторил ранее им сказанное — после задержания он не дал показания из-за семьи. «Я свою вину по данному уголовному делу не принимаю. Так как это может быть оговор, может, это заказное что-то. Потому что в течение 11 лет я работаю главой, из них 6 лет уже в Тукаевском районе. Я считаю, что много сделано и много было препятствий для того, чтобы не допускать нарушений в области муниципального управления. Исходя из этого, я считаю, что это является причиной», — сказал Камаев.
После 15-минутного перерыва судья Михеев постановил заключить Камаева под стражу до 18 июня с помещением его в ФКУ «СИЗО-5» города Чистополя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.