Беспилотники становятся для гендиректора «Алабуги» Тимура Шагивалеева делом принципа — и в связи с украинскими атаками на ОЭЗ, и потому, что именно ему поручат сформулировать концепцию воздушной «роботизации» республики. О необходимости скорейшего создания этой стратегии заявили полгода назад, сформировали комиссию, но, по информации «БИЗНЕС Online», дело почти не продвинулось. Аналогичные проблемы и за пределами Татарстана. Экскурсия в один из федеральных профильных центров разочаровала промышленников РТ. Эксперты советуют вспомнить методы Сталина.
Олег Коробченко сообщил о том, что республиканский научно-производственный центр по беспилотным авиационным системам создадут в Елабуге
Казань? Иннополис? Елабуга?
Стратегию развития в Татарстане беспилотных авиационных систем (БАС) сформирует команда особой экономической зоны «Алабуга», сообщили источники «БИЗНЕС Online» в промышленных кругах РТ. Министерство промышленности и торговли РТ и генеральный директор ОЭЗ Тимур Шагивалеев не стали комментировать эту информацию.
Назначение «Алабуги» ответственной за основополагающий отраслевой документ — достаточно неожиданный поворот (даже учитывая то, что в начале марта стало известно о решении создать в Елабуге научно-производственный центр по БАС — об этом сообщил вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко), ведь в республике действуют четыре профильные структуры с достижениями федерального уровня. В их активе научная база, разработки (в том числе серийные) в области тяжелых и легких БПЛА самолетного типа, мультикоптеров, конвертопланов, воздушных мишеней, двигателей, оптико-электронных систем и платформ для их подвески, а также опыт по сопровождению своей продукции и обучению внешних пилотов.
Впрочем, с местом расположения научно-производственного центра (НПЦ) тоже определились не сразу. По информации «БИЗНЕС Online», еще в конце 2023 года как вариант рассматривали одну из промышленных площадок Казани, также было намерение разместить его в Иннополисе. Но, как дал понять в беседе с «БИЗНЕС Online» вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, данный город не претендовал на НПЦ. Он отметил, что еще в августе 2023 года на одном из федеральных профильных мероприятий Татарстан представил концепцию НПЦ, где Университету Иннополис отведена только научно-образовательная роль.
Наши собеседники говорят, что окончательное решение приняли по совокупности факторов. Первый из них — финансовый: в «Алабуге» потребуется меньше затрат, поскольку есть промплощадки. Второй — время. Учитывая настрой федерального центра, оно действительно поджимает. Напомним, 30 декабря 2022 года президент России Владимир Путин дал поручение по вопросам развития БАС. Уже 21 июня 2023-го утвердили стратегию развития беспилотной авиации РФ. 13 июля руководитель страны потребовал подготовить соответствующий национальный проект и дал на это беспрецедентно короткий для такого рода документов срок — менее двух месяцев. 1 сентября нацпроект утвердили, а его реализация стартовала 1 января 2024 года. Важнейший этап — создание региональных НПЦ (оно финансируется федеральным и местными бюджетами), 12 из которых, наиболее мощные, должны быть в самых продвинутых по беспилотию местах, в том числе в РТ. Субъектам РФ предписали, не мешкая, написать локальные стратегии.
Но, очевидно, выбор «Алабуги» как места расположения НПЦ и создателя стратегии продиктован и другими обстоятельствами, не совсем оптимистического характера.
С 1 января в России стартовал проект развития БАС
Почему иссяк беспилотный энтузиазм
В октябре 2023 года в Татарстане создали правительственную межведомственную комиссию по реализации нацпроекта БАС, проводились совещания, но ощутимого результата, по нашей информации, нет, в том числе стратегии. Источники констатируют, что энтузиазма уже не ощущается. Если изначально совещания проводились каждую неделю, то теперь крайне редко. Объединить разнородные силы не выходит. Один из наших собеседников дал жесткую оценку работе комиссии: «Многие ли из этих людей имеют отношения к БАС? Видя такое, некоторые беспилотчики, по сути, самоустранились от процесса. В авиации ведь жестко определенный порядок действий, в данном случае его нет, только хотелки. Если шире, то телегу поставили впереди лошади: сначала придумали нацпроект, теперь ищут, к чему его приспособить». То есть налицо концептуальный тупик.
До сих пор не было понимания того, какие задачи должен выполнять НПЦ. Конструкторское бюро? Выпуск материалов? Производство комплектующих? Сборка аппаратов? Испытательный полигон? Территория общего пользования? Или все это, вместе взятое? Насколько можно понять из российской стратегии, крупные центры должны обеспечивать полный цикл — от разработки до испытаний, сертификации и серийного производства. Остальные НПЦ — типа площадок коллективного пользования или специализированных производств, например, по двигателям.
По информации «БИЗНЕС Online», в середине февраля промышленников РТ возили перенимать опыт в «Руднево» — московский индустриальный парк, который, подчеркнем, позиционируется как федеральный центр БАС. Делясь с «БИЗНЕС Online» впечатлениями, несколько участников экскурсии не скрывали разочарования: «Производственные площадки огромные, хорошие, оборудование им выбрали отличное, вплоть до возможности изготовления двигателей. Но на этом и все. Обычный технопарк, типа приходите на нашу площадку и что-нибудь делайте. По части беспилотия — никаких особых компетенций. Группа людей собралась, что-то делает, но, как показалось, не идейно. Мы позадавали вопросы, но конкретных ответов не получили. С одной стороны, я огорчился (центр федерального масштаба все-таки), а с другой — понял, что у Татарстана все еще есть пространство для маневра».
Проблемы с идеологией БАС не только у республики. «Почитал стратегию, которую написал один соседний регион, — чисто чиновничий документ», — говорит один из источников. Ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов в беседе с «БИЗНЕС Online» указал на еще один важный момент — отрасль наводнили случайные люди: «Поддержка развития беспилотной техники артикулирована на самом высоком уровне. Очевидно, что многие уже отчетливо слышат звон монет и идут на этот звук, намереваясь сделать все возможное, чтобы он материализовался в их карманах. Да, этот хайп привел новых перспективных менеджеров и разработчиков, но вместе с ними прибилось немало случайной публики. Отсутствие понимания сферы деятельности, в которую они приходят, поверхностность и статичность знаний об отрасли и причинно-следственных связях, обусловливающих происходящие в ней события, часто приводит к невозможности адекватного формулирования политики развития».
Одна из главных задач госпроектов в сфере БАС — привлечение молодежи
Кстати, Москва изначально рассчитывала на творческий подход субъектов РФ. «Направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов, — подчеркивал в прошлом году поддержку первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов, который курирует тему беспилотия. — Мы готовы здесь оказывать поддержку, но инициатива должна быть за субъектами. Ключевой момент сейчас — разработка региональных программ развития БАС и назначение ответственных за них».
После полугодовых терзаний таковым решили сделать Шагивалеева. Как отметил один из наших собеседников, после этого некоторые члены комиссии явно вздохнули с облегчением.
Шагивалееву предстоит сформулировать идею о том, зачем вообще Татарстану беспилотники
Кто поставит задачу?
Помимо производственного потенциала ОЭЗ на выбор, наверняка повлиял ряд других факторов. «Тут вопрос не в качествах Казани или Иннополиса, а в том, почему „Алабуга“: обратите внимание — туда в последнее время буквально всё тянут», — указал один из наших источников на растущий промышленный и политический вес Шагивалеева.
Думается, здесь не последнюю роль сыграл, так скажем, технократический оптимизм гендиректора «Алабуги» с его реверансами в адрес достижений советской эпохи. Чего стоит только лозунг «Курчатов, Королев и Сталин живут в твоей ДНК!» или установка в октябре минувшего года на крыше «Алабуги Политеха» большой модели «Бурана». Кстати, весьма пророчески — данный космический челнок считается самым большим в мире беспилотником.
Можно смеяться над забросами Шагивалеева по поводу освоения спутников Юпитера, над оформлением «сталинских» переговорок или установкой билборда возле конторы Илона Маска, но, во-первых, трудно не заметить, что это прежде всего акции воспитательного характера, направленные не вовне, а на молодежь «Алабуги». Во-вторых, есть смелость на такие эскапады, как и на труднопредставимые для большинства местных руководителей выпады в адрес российской промышленной политики; стратегии и тактики импортозамещения; принципов управления рынком труда.
Нестандартность мышления должна помочь выйти из идеологического тупика в беспилотии. «Шагивалеев способен справиться с большими делами, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев. — То, чем сейчас занимается „Алабуга“, это именно его идеи и его реализация. Не каждый рискнет поднять такие проекты. И потом, если за беспилотники никто не берется, кому-то ведь надо начинать».
Шагивалееву придется непросто. По информации «БИЗНЕС Online», в Татарстане склоняются к варианту НПЦ как центра коллективного пользования а-ля «Руднево», при этом разрабатывать и производить там должны едва ли не все: материалы, бортовое радиоэлектронное оборудование, сервоприводы, модули связи, двигатели и т. д. По мнению источников, такое предприятие может заработать только при одном условии — четкой постановке задач.
«Пока не будет конкретного задания, ничего не сдвинется, — уверен один из наших собеседников. — Должен появиться заказчик на какие-то оплачиваемые услуги с БПЛА. Затем — оператор, способный их оказать, то есть приобрести беспилотный комплекс. При необходимости — банк, готовый дать кредит или лизинговая компания. И, наконец, разработчик-производитель. А дальше — продумывать механизм функционирования БПЛА в каждом конкретном сегменте. Вот когда эту цепочку выстроим, беспилотная тема и появится. Решать каждый из этих вопросов по отдельности невозможно, иначе продолжатся безумные разговоры о том, что вот в этом году запланировано сделать 500 беспилотников, а в следующем — тысячу. Кому?! Для чего?! Хочется спросить: как эту потребность определили? Видимо, не заморачиваясь, вывели из мирового спроса. Возможно, количественный подход работает в военной области, но в гражданской нельзя мыслить такими категориями. Что, штамповать беспилотники и складывать их на полку? Это история бизнесовая. Многие представляют НПЦ как путь к бюджетным деньгам (сколько средств выделили на реализацию нацпроекта, не сообщается, предварительные данные есть только на ближайшую трехлетку: 2024 год — 48 млрд рублей, 2025-й — 117 млрд, на 2026-й — 148 млрд — прим. авт.), но это не так. Бюджет будет платить лишь за реально проделанную работу. Только в таком случае государство готово финансировать и льготную ставку лизинга, и компенсацию стоимости летного часа.
НПЦ не должен быть площадкой в чистом поле, развивающей некие новые компетенции: попытка создать якобы что-то новое приведет только к переманиванию кадров уже существующих предприятий. А если решили делать центр коллективного пользования, то собрать в кучу конкурентов — сомнительная идея: все равно каждый будет пытаться тащить на себя. НПЦ может быть вывеской, управляющей компанией, союзом, в котором состоят ключевые разработчики — не только БЛА, но и двигателей, систем управления и прочего».
По данным «БИЗНЕС Online», в мае татарстанские промышленники и чиновники поедут перенимать беспилотный опыт в Китай
Беспилотный курултай
Т. е. первостепенная задача Шагивалеева вовсе не создание НПЦ, она более сложная — понять, для чего Татарстану беспилотники и выработать стратегию формирования спроса. Но дозрела ли до этого сама республика? Видимо, есть мнение, что да. Более того, по нашим данным, есть намерение обосновать в Москве необходимость создания в РТ еще одного НПЦ — нацпроект такого варианта не исключает.
А если и вовсе сделать нечто особенное, свое? Возможно, стоит подумать и над тем, что беспилотники это не только авиационные системы. По известной информации, некоторые конструкторские коллективы РТ неплохо продвинулись в теме гражданских водных/подводных беспилотников. «Перспективная область, — констатирует Федутинов. — Например, просматриваются мониторинговые задачи с оснащением оптико-электронной и гидроакустической аппаратурой». В конце концов, зеленодольские корабелы вовсю думают о строительстве беспилотных судов. Чем не заказчик?
Заслуживающий внимания совет в беседе с «БИЗНЕС Online» дал футуролог, специалист по истории техники Максим Калашников: «Да, есть нацпроект. А известно ли, как в нем участвовать? Вот я знаю одно КБ, которое делает максимально дешевые дроны, но на чистом энтузиазме, за свои деньги. Этих ребят ведь никуда не приглашают. Еще одна группа энтузиастов делает беспилотник, который несет четыре маленьких дрона-камикадзе. Их опытом кто-то интересовался? Нет. То есть, несмотря на размах, многое делается на базе порочной бюрократической замкнутости. Наверное, что-то в этих НПЦ будет, кто-то в них попадет, но не останутся ли за бортом многие талантливые разработки? Таких примеров полно. А если надо перенимать опыт, съездите в Беларусь и посмотрите, какой центр развития беспилотных систем эта республика с населением меньше, чем в Москве, сделала на базе национальной академии наук».
Кстати, по данным «БИЗНЕС Online», в мае татарстанские промышленники и чиновники поедут перенимать беспилотный опыт в Китай.
«Как начать национальную программу беспилотников? — продолжает Калашников. — Прекрасно известно, как Сталин сделал то же самое в авиапроме, отсталость которого показала война в Испании. В начале 1939 года он собрал в Овальном зале Кремля большое совещание. Пригласил и генералов ВВС, и заводы, и конструкторов, и летчиков, и, что важно, маленькие конструкторские бюро, которые работали при Осоавиахиме. Всем дал слово и при этом не позволял перебивать друг друга. Внимательно слушал и задавал уточняющие вопросы. По итогам совещания, где столкнулись разные мнения, сформировали программу. Главное, что решили, — надо брать перспективных конструкторов и формировать из них не какие-то обезличенные центры, а именные конструкторские бюро, отвечающие за самолет целиком. Так перед войной появились фирмы МиГ, ЛаГГ, Як, Ил. То же самое надо делать в беспилотии — возможно, на базе сложившихся команд, которые уже что-то сделали. Их не надо разбивать… Было у нас по беспилотникам такое совещание в Овальном зале? Нет».
Видимо, схожие мысли есть и в республике. По нашей информации, Татарстан планирует созвать у себя всероссийский координационный совет по БАС. Учитывая то, в какие проблемы уперлась нарождающаяся отрасль, сделать это надо как можно быстрее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.