СПАСИТЕЛЬ ИСТОРИИ

48-летний Валиулла Якупов был одной из знаковых фигур татарстанской мусульманской общины. Он - уроженец Башкортостана и выпускник КХТИ. Многие его однокурсники помнят как комсосмольского вожака, комсорга. Тогда его все знали под именем Венер, затем в 90-е он стал Венеруллой, а уже в нулевые он окончательно стал Валиуллой.

В начале 90-х о был одним из тех, кто стоял у истоков возрождения ислама в республике. Созданная им еще в 1990 году молодёжный центр исламской культуры «Иман» стал настоящим просветительским очагом. Издательство «Иман» выпустило более 1000 наименований книг. Тогда простенькие брошюры, вышедшие из-под старого поддержанного печатного станка, были для многих единственным источником знаний об исламе. Он был редактором первых мусульманских СМИ - газеты «Иман», «Вера», журнала «Мусульманский мир», «Иман нуры» (на татарском языке), а также популярного ежегодника «Моселман календаре» (на татарском языке). Многие из его учеников вспоминают, как они жили в квартире Якупова и делали переводы религиозных текстов на русский и татарский языки.

“В мусульманской умме Татарстана Валиулла Якупов был один из самых образованных религиозных деятелей. Он одним из первых получил научную степень (кандидат исторических наук, тема диссертации «Ислам в Татарстане в 1990-е годы» (2005), - ред.). Помимо этого, наверное, никто в России не сделал столько Валиулла хазрат для пропаганды традиционного ислама. Достаточно вспомнить издательство “Иман”. Помимо этого в последнее время он запустил несколько сайтов, пропагандирующих традиционные ценности”, - поделился воспоминаниями о Якупове с «БИЗНЕС Online» Рафик Мухаметшин - ректор российского исламского университета. Многие помнят как на равных спорил погибший хазрат с тогдашним советником президента РТ Рафаэлем Хакимовым о путях развития татарского общества и обменивался с ним на страницах газет публикациями”. «Его роль была огромна для татарстанской общины. Когда еще не было духовных управлений, он создал центр «Иман», печатал книги. Тогда вообще ничего не было. Убить в начале священного Рамазана, то это… Нет слов», - сокрушается Джалиль Фазылев - главный казый (шариатский судья) РТ.

Именно благодаря усилиям Якупова в Казани был возрождена древняя Апанаевская мечеть. Он принял ее в разрушенном состоянии в 1992 году и в конце 2011 года скромно рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», как шел процесс восстановления памятника. Он был первым ректором возрожденного медресе “Мухаммадия”, которое сегодня одно из авторитетных мусульманских учебных заведений России. Правда, перед этим Якупову пришлось побороться за это историческое здание в том числе и с известными в 90-е годы предпринимателями братьями Ишкуватовыми.

“Валиуллу Якупова я знал с начала 90-х годов с момента создания им центра мусульманской культуры. Я наблюдал его эволюцию как ученого и исследователя. Якупов несмотря на свою активную общественную деятельность, очень интересовался и наукой, стал кандидатом исторических наук. Благодаря своему исследовательскому интересу не только ислама, но и прошлого Татарстана, Якупов для гуманитарной науки в целом и татарстанской исторической науки сделал очень многое, - считает Азат Ахунов - доцент кафедры регионоведения и исламоведения института востоковедения КФУ и международных отношений КФУ Он первым стал выпускать труды татарских богословов и ученых, которые за годы советской власти были забыты. Я бы даже сказал, что эти публикации побудили Якупова углубиться в изучении истории, где он стал в своей области довольно крупным специалистом. Его мнение было интересно всегда ученым, к нему прислушивались. И сейчас трудно представить, кто кроме Якупова так активно сейчас будет заниматься возвращением духовного наследия мусульман. А что будет с многочисленной литературой просветительской литературой, которая выпускалась только благодаря ему?”

ТОЛЬКО ЦВЕТОЧКИ?

Но больше всего своим сторонникам и оппонентам он запомнился как главный противник распространения в Татарстане так называемого ваххабитского, салафитского течения. Он публично и через СМИ всегда говорил о опасности проникновения этих идей, рожденных в Саудовской Аравии.

В 2004 году в интервью газете «Восточный экспресс» Якупов сделал громкое заявление. «На мой взгляд, одной из причин проникновения ваххабизма в Татарстан может быть коррумпированность чиновников. В частности, непонятно, какими принципами руководствуются чиновники, когда разрешают работу одного медресе, которое впоследствии оказывается ваххабитским, и не дают лицензию другому, которое курирует представитель традиционного мусульманского духовенства? (…), - делился с журналистом тогда заммуфтия. -Удивительно, что поддержку этим нетрадиционным группам оказывают некоторые чиновники из районных администраций. Так, к примеру, в двух сельских районах республики на средства местных администраций прошел мусульманский летний лагерь, где преподавателями выступали представители нетрадиционного ислама». Даже незадолго до гибели Якупов в интервью газете «Известия» признался, что обеспокоен возрастающим влиянием последователей радикальных течений ислама на мусульман республики.

На этой почве он даже вошел в конфликт с некоторой частью духовенства и в апреле 2008 года решением пленума ДУМ РТ (муфтиат возглавлял тогда Гусман Исхаков) был отстранен от должности первого заммуфтия РТ, которую занимал с 1998 года. Тогда неофициальной причиной его оставки стало сравнение запрещенных российскими властями некоторых религиозных книг с «Майн кампф» Гитлера. Мухаметшин подтверждает, что тогда именно его антиваххабитская риторика стала причиной опалы. Правда, позже Якупова назначили на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами.

Вскоре прогнозы Якупова о том, что чуждые идеи могут привести к радикализации части мусульманской общины, стали сбываться. Первыми признаками перехода так называемых оппозиционных течений к активным действиям стали события в Нурлатском районе, когда в ноябре 2011 года татарстанские силовики провели спецоперацию по уничтожению троих вооруженных боевиков - жителей Чистополя.

Эти события стали одной из причин ухода с поста муфтия бессменного лидера мусульман РТ Исхакова (занимал кресло председателя ДУМ РТ с 1998 года). Затем последовала спецоперация по задержке уроженца Узбекистана Рустама Юсупова, в ходе которой он был убит. Позже у него в доме в Высокогорском районе была обнаружена во время обыска самодельная бомба.

УДАВШИЕСЯ И НЕУДАВШИЕСЯ ОТСТАВКИ

В апреле 2011 года новым руководителем ДУМ РТ съезд мусульман выбрал Илдуса Файзова, который провел затем ряд отставок. В числе отставников оказались популярные имамы и влиятельные религиозные функционеры. В частности, это выплескивается в противостояние в Альметьевске. У тогдашнего имама-мухтасиба района Наиля Сахибзянова, мягко говоря, с новой команды сложились не самые радужные отношения, и для его смены пришлось даже подключиться казанскому Кремлю. В итоге, в мае прошлого года новым имам-мухтасибом района был избран Рафик Минахметов.

Покойный Валиулла хазрат часто говорил о том, что “саудиты” имеют крепкие позиции именно в Альмтьевске. В конфиденциальных беседах он утверждал, что “смотрящий” от арабов по региону сидит именно в нефтяной столице. В начале этого года УФСБ по РТ неожиданно произвела информационный слив в федеральные СМИ. В местном выпуске газеты “Коммерсантъ” в январе этого года появляется информация о конфликте руководства соборной мечети Альметьевска и прихожанами, не допускавшими нового имама. Тогда же Якупов высказал предположение, что за противостоянием могут стоять стороники отстраненного местного духовенства, в частности экс-имама Альметьевской соборной мечети Назира Аухадеева. Представители местного УФСБ рассказали журналистам, что знают Аухадеева с 2004 года, последний «осуществлял в республике пропаганду фундаменталистских идей», а также «сбор информации о ситуации в мусульманской общине региона». Впрочем, Аухадеев опроверг данную информацию в беседе с журналистами издания.

В апреле этого года совсем некстати разразился громкий скандал с попыткой отстранить популярного имама мечети "Кул Шариф" Рамиля Юнусова от должности. Тогда он, поддержанный внушительной группой прихожан, объявил о том, что не подчинится муфтию, и в ситуацию был вынужден вмешаться казанский Кремль. В итоге, на пятничной молитве в кремлевской мечети Файзов перед собравшимися сторонниками Юнусов объявил о решении оставить последнего имамом...

Якупов, обладавший даром дипломата и переговорщика, тогда попытался в СМИ сгладить конфликт вокруг мечети "Кул Шариф", заявив, что проблемы лишь в юридических нюансах... То есть в тот момент он дистанцировался от обеих сторон, что создало новую для него ситуацию.

Она заключалась в том, что с приходом новой команды в ДУМ он оказался в тени. Якубов ушел с поста зама и сосредоточился на реформе системы мусульманского образования. Собирал ректоров медресе, рассуждал о создании единого образовательного стандарта, участвовал в разработке типовых программ для мусульманскимх учебных заведений. Поговаривают, что действующий муфтий прислушивался к мнению Якупова – возможно, но из публичной жизни уммы он ушел и никак себя не проявлял. Этот факт для уммы является непреложным, что еще более поразительным и нелогичным делает вчерашнее убийство – убрали фигуру, которая не являлась активной и противостоящей кому-либо...

Тем не менее, вчера не стало человека неординарного и знакового. У мусульман принято, когда они слышат о смерти знакомых и близких, говорить молитву “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Якупову было предначертано вернуться мучеником за веру.

Справка

Валиулла Махмутович Якупов

Родился 4 сентября 1963 года в дер. Дмитриевка Уфимского района Башкирской АССР. Первый класс окончил в Дмитриевке. Далее обучался в школе №4 г. Бирска, которую окончил в 1981 году. В том же году поступает в Казанский химико-технологический институт им. Кирова, который оканчивает в 1987 году по специальности «технология электрохимических производств» с квалификацией "инженер химик-технолог". Далее работает в институте, учится в очной аспирантуре, поступает на учёбу на заочное отделение исторического факультета КГУ.

29 ноября 1990 года избирается председателем молодёжного центра исламской культуры «Иман». Окончил казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама. 6 ноября 1992 года избирается имам-хатыйбом Апанаевской мечети г. Казани. С 1993 года становится ректором казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» (до ноября 1996 года).

В январе 1995 года съездом мусульман республики избирается членом президиума ДУМ в РТ. С марта 1995 года является директором арабо-английского колледжа. В мае 1996 года избирается заместителем имам-мухтасиба г. Казани. В 1997 году назначается заместителем председателя ДУМТ.

На объединительном съезде мусульман Татарстана 14 февраля 1998 года избран первым заместителем муфтия — председателем вакуфов, повторно избирается на эту должность на съездах 2002 и 2006 годов (полномочия приостановлены в апреле 2008 года решением пленума ДУМ РТ, переведен на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами).

После смены руководства в ДУМ РТ становится начальником отдела образования ДУМ РТ.

Является директором издательства «Иман», шеф-редактор ряда религиозных изданий: газеты «Иман» (на татарском языке), зарегистрирована 28 августа 1992 года, газеты «Вера», зарегистрирована 15 октября 1993 года, журнала «Мусульманский мир», зарегистрирован 10 марта 1998 года, журнала «Иман нуры» (на татарском языке), зарегистрирован 15 октября 1993 года, ежегодника «Моселман календаре» (на татарском языке) зарегистрирован 17 мая 1995 года.

В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию «Исламский компонент государственно-конфессиональных отношений в Татарстане в 90-е годы XX века (историко-политический анализ)» по специальности «Теория политики, история и методология политической науки (по историческим наукам)».

С апреля 2009 года является заместителем председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции РФ.