Марат Файзрахманов: «Для одного заказчика собрали аккумулятор для большого буя-маяка, который подсвечивает путь судам» Марат Файзрахманов: «Для одного заказчика собрали аккумулятор для большого буя-маяка, который подсвечивает путь судам» Фото: Андрей Титов

«Мы быстро выросли до небольшого офиса и первых наемных сотрудников. Дальше — как в тумане!»

— Марат Фаридович, компания «Источники питания» работает с 2011 года. С чего начиналось предприятие, как вы пришли к этой отрасли и почему?

— Шел 2011 год, мы с партнером работали в найме, но хотелось что-то свое. В какой-то момент у нас появился доступ к китайскому рынку (тогда, если помните, он был достаточно закрытым), нашли качественных поставщиков электроники. Заработали как «купи-продай». Клиентов искали сами, «пылесосили» рынок: приходил к нам, скажем, заказчик, который продает электрооборудование, нужны ему аккумуляторы. Мы находили производителя под его нужды, поставляли товар, а потом зондировали рынок, смотрели, кто еще мог быть заинтересован в такой продукции в смежных отраслях. Выезжали на встречи, в том числе в другие города, все на личном авто. На первоначальном этапе «побегать» пришлось немало.

В таком режиме просуществовали несколько лет, совмещали торговлю с работой в найме. «Перелом» произошел в 2015–2016 годах, мы быстро выросли до небольшого офиса и первых наемных сотрудников. Дальше — как в тумане! С двух человек резко расширились до сотни наемных сотрудников.

— Получается, рост был органическим, обошлись без кредитных средств? Какие активы у предприятия сегодня?

— Закупки у китайских поставщиков мы оплачивали из собственных зарплат, пока работали в найме, и авансов заказчиков. Что оставалось, копили и пускали в оборот снова. С накоплений оплатили аренду первого офиса, покупку компьютеров. Со временем мы перепрофилировались на производство литийионных аккумуляторных батарей под нужды клиентов. Сами ячейки (так называются компоненты для производства батарей) мы пока завозим из-за рубежа, но электроника, инженерия, сборка — наши разработки. Текущее производство у нас в «Химграде» на участке в 1,3 тысячи «квадратов». Земля в аренде, производство строили и оборудовали сами. Кредитов не брали и, в принципе, до сих пор не берем. Кстати, строим сейчас новое производство в индустриальном парке «Лаишево», на территории ОЭЗ «Иннополис», тоже на свои средства.

«Основное направление работы останется прежним — производство аккумуляторов под нужды клиентов» «Основное направление работы останется прежним — производство аккумуляторов под нужды клиентов» Фото предоставлено Маратом Файзрахмановым

— Насколько знаю, новый завод станет предприятием полного цикла?

— Да, будем производить аккумуляторные батареи под ключ — от комплектующих (ячеек) до готовых сборок, не придется возить ячейки из Китая. Основное направление работы останется прежним — производство аккумуляторов под нужды клиентов. Общая площадь объекта — более 5,5 тысячи «квадратов», на вырост.

— На какой стадии строительство? Когда введете завод в эксплуатацию, получите первые батареи?

— Летом прошлого года вышли на землю. Участок был пустой, ни колышков, ничего, обнесли забором, начали стройку. Рядом находится завод ICL, они недавно запустили свое производство материнских плат. Сейчас мы здание уже построили, оно состоит из производственной части, зон для персонала и офисных сотрудников. Скоро начнем внутренние отделочные работы.

Завершим стройку через несколько месяцев, после сделаем тестовый запуск с отработкой технологии. К концу года надеемся собрать первые аккумуляторы на собственных литийионных ячейках. Возможно, пока для себя, для обкатки технологии, затем будем выводить продукт на рынок.

— Почему вы пошли в свое производство? У вас же рабочая схема, пул клиентов, а теперь добавятся вопросы обслуживания оборудования, помещения…

— Скучно было (смеется). На самом деле хочется свое, как и много лет назад. Мы же могли продолжать возить из Китая комплектующие и перепродавать здесь, но это путь в никуда, никаких перспектив. Мы же хотим работать вдолгую, как мировые компании, которым по 100–200 лет. На «купи-продай» далеко не уедешь. Хочется поддержать российскую промышленность, особенно в текущих условиях.

«Разрабатывали решение и для буя-маяка, и для подводного дрона»

— Поговорим о рынке. Кто ваши клиенты? С какими самыми интересными запросами к вам обращались?

— За 13 лет работы мы сделали 4,5 тысячи проектов аккумуляторов для разных объектов — от подводных дронов до ледозаливочных машин для ледовых дворцов и даже гоночных болидов. Много запросов от бизнеса на клининговую и складскую технику.

Для одного из заказчиков мы собрали аккумулятор для большого буя-маяка, который подсвечивает путь судам. Задача была собрать аккумулятор на долгий срок службы (быстро его не поменять) с усиленной изоляцией, устойчивостью к тряскам. Также мы разработали аккумуляторную батарею для подводного дрона. Его используют в рыбном хозяйстве, прибор следит за популяцией рыб, анализирует качество воды. Не буду называть предприятие, скажу только, что это федеральная компания, акции которой торгуются на бирже. Мы делали аккумуляторы для техники, работающей в условиях Крайнего Севера. Есть кейс производства аккумуляторов для дефектоскопов: это такие приборы, которые опускают в газо- и нефтепроводы, чтобы проверять качество сварных швов, в том числе на севере.

«За 13 лет работы мы сделали 4,5 тысяч проектов аккумуляторов для разных объектов — от подводных дронов до ледозаливочных машин для ледовых дворцов и даже гоночных болидов» «За 13 лет работы мы сделали 4,5 тысячи проектов аккумуляторов для разных объектов — от подводных дронов до ледозаливочных машин для ледовых дворцов и даже гоночных болидов» Фото предоставлено Маратом Файзрахмановым

— Вы упоминали о решении для спортивного болида — расскажите об этой истории подробнее, пожалуйста.

— Интересный кейс. Задача была произвести аккумулятор, соответствующий требованиям международных соревнований FSAE. Наш научно-технический отдел спроектировал аккумуляторные модули в оригинальном корпусе с температурными датчиками (термисторами), чтобы оценивать состояние каждого элемента отдельно. Технически модули каскадируются в единую систему питания болида суммарной мощностью до 80 киловатт.

— Можете ли вы собрать батареи для электрокаров, электробусов?

— Да, делали аккумуляторы для гольфкаров, электромобилей, троллейбусов, тракторов и другого транспорта. Это не совсем наш профиль, но такие кейсы есть в активе.

«Ежемесячно мы выполняем более сотни крупных заказов на десятки и сотни миллионов рублей» «Ежемесячно мы выполняем более сотни крупных заказов на десятки и сотни миллионов рублей» Фото предоставлено Маратом Файзрахмановым

— У вас есть еще одно направление работы — поставка комплектующих для гражданских беспилотников. Почему вы к нему пришли, это же не совсем ваш профиль?

— Мы запустили такое направление относительно недавно для удобства клиентов: компании обращаются к нам за аккумуляторными сборками и, что называется, заодно покупают все необходимое для дронов. Они знают, как мы относимся к делу и что работаем только с проверенными компонентами. Это направление молодое и занимает значительно меньшую долю, чем основные направления. Но, судя по активности запросов, скоро будет догонять ядро бизнеса. Ассортимент постоянно расширяется, дополняется новыми позициями.

— Расскажите об экономике предприятия: сколько заказов вы выполняете в месяц, какова маржинальность продукта, основные расходы?

— Ежемесячно мы выполняем более сотни крупных заказов на десятки и сотни миллионов рублей. Данные по маржинальности — коммерческая тайна, но она не выше средней по рынку среди производственных предприятий В2В-сегмента. Что касается расходов, то тут как у всех: закупка качественных комплектующих, ФОТ и в целом расходы на персонал (соцгарантии, например). Сейчас бо́льшую часть расходов занимают инвестиции в строительство нового завода и современное оборудование. Новый проект — задача номер один сегодня.

«Сейчас большую часть расходов занимают инвестиции в строительство нового завода и современное оборудование. Новый проект — задача номер один сейчас» «Сейчас бо́льшую часть расходов занимают инвестиции в строительство нового завода и современное оборудование. Новый проект — задача номер один сегодня» Фото предоставлено Маратом Файзрахмановым

«Сказали, что у нас почти ничего менять не нужно. Мы и расстроились, и порадовались одновременно»

— Вашему предприятию уже 13 лет. Какие планы на будущее?

— Пока, конечно, запустить новое производство, в планах — расширить его мощности. Земля позволяет достроить еще один корпус рядом, но это перспектива 2030 года. Интересно выйти на новые рынки сбыта, смотрим на арабские страны, страны африканского континента. Интерес к нашей продукции есть. Недавно ездили в Дубай на выставку: пообщались с рядом компаний, узнали, как ведут бизнес в Дубае и арабских странах. Будем вести переговоры.

— Вы упомянули, что новое производство строите на территории ОЭЗ. Место выбирали из соображений льгот?

— Мы смотрели много индустриальных парков. В частных парках земля стоит очень уж дорого. Другие муниципальные парки проигрывали в расположении. Индустриальный парк в Лаишево удобен с точки зрения логистики. Ну и кадровый вопрос в данном районе решается попроще.

В итоге мы стали резидентами «Иннополиса», и это дает льготы: и налоги меньше, и арендная ставка низкая. Основное преимущество — земля, участок нам дали в долгосрочную аренду по льготной ставке с правом выкупа, тоже по льготной цене. Да, есть условие для выкупа — запущенное производство, но это в наших же интересах. Мы, например, планируем выкупить землю, как только запустим производство.

Помимо льгот индустриального парка, подали заявку на промышленную ипотеку — с проектом завода, который строим сейчас, собираем и досылаем все необходимые документы. В прошлом году участвовали в программе «Производительность труда» по линии минпромторга. Мы, правда, надеялись, что сейчас придут специалисты и скажут нам, где и почему у нас «провисы», мы устраним их и «полетим». А нам сказали, что у нас почти ничего менять не нужно, все и так отлично работает. Мы и расстроились, и порадовались одновременно (улыбается).

«У нас работает порядка ста человек. За прошлый год численность компании увеличилась в два раза, в этом году планируется прирост еще на 40%» «У нас работают порядка 100 человек. За прошлый год численность компании увеличилась в 2 раза, в 2024-м планируется прирост еще на 40 процентов» Фото: Андрей Титов

— Пара вопросов о кадрах. Сколько сотрудников трудится на предприятии, какова средняя зарплата?

— У нас работают порядка 100 человек. За прошлый год численность компании увеличилась в 2 раза, в 2024-м планируется прирост еще на 40 процентов. Уровень зарплаты может отличаться в зависимости от участка работы, категории и прочих факторов. Регулярно делаем срезы актуальности зарплат по рынку. Зарплаты у нас как минимум в рынке, мы за этим четко следим и стараемся создавать хорошие условия для работников: белая зарплата, премии и бонусы по результатам, безопасные и комфортные офисы и производственные площади, ДМС, «плюшки» в виде аренды зала для игр в футбол для парней и йоги для девушек. Кстати, по итогам 2023 года мы стали финалистами рейтинга лучших работодателей по версии НeadНunter.

— К кому из производственников ни придем, всегда слышим жалобы на кадровый голод. У вас как?

— Тоже непросто, но у нас классная HR-команда, она буквально «грызет» рынок в поисках лучших специалистов. Кого-то мы привозим из других районов Татарстана, других регионов России, помогаем с жильем, оплачиваем съем, если нужно. Одно время инженерный отдел страдал от нехватки кадров, мы им привезли классного специалиста из Перми, финансовый директор переехал к нам из Уфы. Сейчас с персоналом офисным и управленческим попроще, с производственным посложнее, но тоже находим, обучаем, повышаем зарплату.

«С 2019 года рынок литий-ионных аккумуляторов в России в количественном выражении вырос на 65%» «С 2019 года рынок литийионных аккумуляторов в России в количественном выражении вырос на 65 процентов» Фото предоставлено Маратом Файзрахмановым

«В плане качества Китай подтягивается, но часто заказ у них — лотерея»

— Вы строите завод для производства батарей. Вообще, много ли таких предприятий в России? Как с ними конкурировать?

— Есть подобные производства, но они работают в узком сегменте, и пересечений между российскими производителями немного. Одни, например, делают литийионные батареи для космоса, другие — для другой отрасли. У нас свои фишечки, наша сильная сторона — компактность, легкость, мобильность аккумуляторов, их высокие технические характеристики. Это востребовано у компаний, которые заняты в приборостроении, производят или активно используют в своем бизнесе мобильную медтехнику, складскую, поломоечную технику. На таких заказах мы сосредотачиваемся.

Надо понимать, что спрос растет. С 2019 года рынок литийионных аккумуляторов в России в количественном выражении вырос на 65 процентов — с 10,2 миллиона штук в 2019-м до 16,9 миллиона в 2023-м, в денежном выражении — на 170 процентов, с 8,6 миллиарда в 2019-м до 23,2 миллиарда рублей в 2023-м. Только за два последних года (2022–2023) рост в количественном выражении — 31 процент (с 12,9 миллиона до 16,9 миллиона штук), в стоимостном выражении — 202 процента (с 11,5 миллиарда до 23,2 миллиарда рублей).

— При этом топ мировых производителей литийионных батарей — в Китае. Как отстраиваться от них?

— Китай — это все же шаблонные решения. Мы же заточены на конкретные задачи клиента, его запросы, это первое. Второе — все-таки качество. В этом плане Китай подтягивается, конечно, но часто заказ у них — лотерея: что придет, какого качества и с каким процентом брака, неясно. Мы же четко следим за качеством продукции.

Ну и сроки, сервис. Китай далеко, если что-то пойдет не так, то комплектующие придется отправлять назад в Поднебесную. Это трата времени и денег. Мы же под боком, с полным сервисным обслуживанием, сделаем и шефмонтаж и обеспечим сопровождение на всех этапах эксплуатации.

«Наша продукция защищена от перегрева и взрыва этого за счет двойного контроля качества (входной и выходной) и установки плат BMS-собственной разработки» «Наша продукция защищена от перегрева и взрыва этого за счет двойного контроля качества (входной и выходной) и установки плат BMS собственной разработки» Фото предоставлено Маратом Файзрахмановым

— Как история с СВО и санкциями повлияла на рынок литиевых аккумуляторов, на вашу компанию?

— Были, конечно, некоторые «подножки» с начала СВО, и сейчас ходят слухи, что ряд банков в Китае перестали принимать платежи. Но мы до сих пор работаем, оплачиваем поставки. Правительство, думаю, на своем уровне тоже договаривается, чтобы все работало.

Если по рынку в целом, то да, ряд зарубежных брендов, например по складской технике, просто ушли из России, забрали с собой цепочки поставок запчастей. Компании, которые пользовались какими-то французскими, немецкими аккумуляторами, пришли к нам. Возить эти аккумуляторы по параллельному импорту можно, но, как правило, дороже получается. И всегда остается риск — придет не придет. Мы их успешно замещаем.

В сети периодически появляются ролики, на которых демонстрируется взрыв аккумулятора (мобильного телефона, например). Почему это происходит? Ваша продукция защищена от таких историй?

— Причины разные: неправильная эксплуатация (например, какое-то физическое воздействие), неправильный заряд-разряд, ошибки при производстве. Когда собирается аккумулятор, требуется почти стерильная среда с определенной температурой, влажностью, чистотой воздуха. Понятно, что, если аккумулятор начал плохо держать заряд, если он вздулся, появился химический запах, его нужно менять. Но выявить неисправности заранее, без наличия внешних признаков, невозможно. Решит только репутация производителя. Наша продукция защищена от перегрева и взрыва этого за счет двойного контроля качества (входной и выходной) и установки плат BMS собственной разработки.

«Сейчас у нас классная команда, и появилось больше свободного времени, возможность вовремя с работы уходить, а не поздно вечером, ездить в отпуска» «Сейчас у нас классная команда и появилось больше свободного времени, возможность вовремя с работы уходить, а не поздно вечером, ездить в отпуска» Фото: Андрей Титов

«На старте мои родители очень переживали»

Расскажите о себе. Откуда вы родом, где учились, как пришли в бизнес?

— Я родился в Казани, окончил КГФЭИ («рынок ценных бумаг и биржевое дело»). По специальности работал очень мало, быстро ушел в коммерцию — работал менеджером по продажам. Но всегда смотрел в сторону своего дела, бизнеса. Работе в найме остался благодарен, навыки работы с клиентами, общения с ними весьма помогли.

Семья вас поддерживает?

— А куда деваться? (смеется). На самом деле на старте мои родители очень переживали. Я тогда уже был женат, содержал молодую супругу и помогал пожилым родителям. Понятно, что им хотелось для меня стабильности, работы в найме например. Но мне такая стабильность не подходила. Сейчас у меня надежный тыл: жена, дети, мои родители полностью меня поддерживают, создают условия для комфорта. Я им очень благодарен.

— Чем занимаетесь в свободное время, есть ли оно у вас вообще?

— Сейчас у нас классная команда и появилось больше свободного времени, возможность вовремя с работы уходить, а не поздно вечером, ездить в отпуска. Так что хожу в зал, играю с коллегами в футбол, в сезон катаюсь на сноуборде.

— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса в вашей отрасли.

— Бизнес мы основали вдвоем с товарищем, теперь — партнером. Вместе с первого курса вуза, прошли много испытаний. Партнерство, эффект синергии — это мощная поддержка, ее можно отнести к первому секрету. Второй — это команда. Найти людей, у которых глаза горят больше, чем у тебя, которые зарядят тебя своей энергией, когда ты сам немного выдохся, — это важно. Третье — отсутствие страха. Предпринимательство — определенный риск, и вместе с тем ответственность за тебя, за семью с предпринимателя никто не снимает. Поэтому смелость идти вперед, принимать решения, ошибаться и исправлять эти ошибки — это тоже важно.