Казалось бы традиционный брифинг татарстанского МЧС сегодня оказался с сюрпризом, который вряд ли понравится любителям активного отдыха на воде и занятому в этой сфере бизнесу Казалось бы, традиционный брифинг татарстанского МЧС сегодня оказался с сюрпризом, который вряд ли понравится любителям активного отдыха на воде и занятому в этой сфере бизнесу Фото: «БИЗНЕС Online»

Сапборды на пляжах и реках — все?

Казалось бы, традиционный брифинг татарстанского МЧС сегодня оказался с сюрпризом, который вряд ли понравится любителям активного отдыха на воде и занятому в этой сфере бизнесу. Как выяснилось, в Татарстане планируется ограничить катание на надувных плавучих средствах, в том числе сапбордах и вейкбордах, водных лыжах, «бананах», досках для виндсерфинга, парусных и парашютных средствах. Им будет запрещено находиться на судовом ходу и на пляжах. А вот где в итоге будет разрешено кататься, вопрос пока открытый.

Откуда нововведения? В октябре 2023 года были приняты, а 1 мая 2024-го вступили в силу изменения в технический регламент таможенного союза «О безопасности маломерных судов». Это, судя по всему, первый документ, которые дает юридическое определение средствам для активного отдыха на воде. Согласно тексту документа, к ним относятся:

  • надувные плавучие средства, за исключением судов;
  • буксируемые средства (водные лыжи, вейкборды, «бананы», круги и т. п.);
  • парусно-парашютные средства (буера, доски для кайтбординга, виндсерфинга и т. п.);
  • другие средства указанного назначения, в том числе для подводной охоты и дайвинга.

Техрегламент предусматривает, что упомянутые выше средства не относятся к маломерным судам. Следовательно, появляться в местах для таких судов им запрещено. Теперь этот запрет хотят прописать на бумаге.

Как подчеркнул представитель МЧС, с каждым годом «всех этих досок, виндсерфингов становится все больше и больше» Как подчеркнул представитель МЧС, с каждым годом «всех этих досок, виндсерфингов становится все больше и больше» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эти плавучие суда относятся к средствам отдыха. Они не относятся к маломерным судам, и поэтому у нас уже есть основания вносить соответствующие изменения в республиканские правила охраны жизни людей на водных объектах, правила плавания и определять уже нормативным актом законодательного субъекта порядок использования судов и ответственность за неправильное использование таких судов», — заявил на сегодняшнем брифинге главный госинспектор Татарстана по маломерным судам Юрий Венедиктов. Проще говоря, планируется ввести не только законодательное ограничение, но и санкции за его нарушение.

Как подчеркнул представитель МЧС, с каждым годом «всех этих досок, виндсерфингов становится все больше и больше». «Будем вносить сейчас, изучать и вносить предложения уже и в правила плавания. Если эти доски не относятся к маломерным судам, то плавание на них на судовом ходу запрещено и человек, который их использует, может быть также привлечен к административной ответственности. Будем вносить соответствующее постановление кабинета министров республики», — пояснил спикер.

Венедиктов указал, что о полном запрете речи не идет. «Я не говорил, что на них нельзя кататься на водоемах. Данный технический регламент таможенного союза не относит их (доскиприм. ред.) к маломерным судам. Пожалуйста, используйте их для отдыха в любом месте, где разрешено купание, за исключением пляжей, конечно. Вам просто на них нельзя выходить на судовой ход», — сказал представитель чрезвычайного ведомства.

«Зачастую мы видим при патрулировании, [что] на этих досках рассекают везде практически. Ну это незаконно!» — возмущался собеседник. И подчеркнул, что «нет норм» (видимо, прописанных правил) по этим средствам для отдыха. «В прошлом году, когда был ураган, мы этих людей спасали десятками, вытаскивали. У них нет спасательных жилетов, они рискуют своей жизнью», — добавил спикер.

«Зачастую мы видим при патрулировании, [что] на этих досках рассекают везде практически. Ну это незаконно!» «Зачастую мы видим при патрулировании, [что] на этих досках рассекают везде практически. Ну это незаконно!» Фото: freepik.com

А где тогда можно будет кататься?

Вопрос, а где кататься будет можно, таким образом остается без внятного ответа. Слушаем МЧС — на пляжах и судовых ходах нельзя, а можно там, где разрешено купание. Но ведь пляж — это как раз то место, где купаться официально разрешается. Или есть еще какие-то места, помимо пляжей, где купаться можно?

«Разрешено купание там, где не запрещено. Решение о запрете купания с выставлением запрещающего аншлага принимают органы местного самоуправления», — заявили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ГУ МЧС России по РТ. Получается, кататься можно будет там, где нет аншлага? На вопросы должно ответить постановление, которое готовится. Когда оно заработает, пока неясно. Еще один лежащий на поверхности вопрос: даже если ограничения введут, кто будет контролировать их соблюдение?

«Пока это все в разработке. Проекта документа еще нет. Например, предлагается, что им нельзя выезжать на судовой ход», — сказали в МЧС.

В дирекции парков и скверов Казани в четверг заявили «БИЗНЕС Online», что поддерживают инициативу, поскольку она в первую очередь направлена на безопасность людей. «На сегодняшний день среди общественных пространств, находящихся в управлении дирекции, услуги по аренде сапбордов представлены на озере Нижний Кабан и озере Лебяжье. Согласно договору с предпринимателями, реализующими данные услуги, они обязаны обеспечивать безопасность и качество предоставляемых услуг. В будущем, при введении данного запрета, будут рассмотрены дополнительные меры безопасности: например обязательное наличие на посетителях спасательных жилетов», — пообещали в ведомстве.

В мэрии Казани поддерживают любые меры, которые направлены на обеспечение безопасности купающихся. «Вместе с тем очень важно не перегнуть палку запретов и разработать такие правила, которые при сохранении вопроса безопасности не ущемляли бы развитие предпринимательства и не стали бы препятствием для комфортного вида отдыха, популярного во многих странах мира», — ответили в исполкоме города на запрос «БИЗНЕС Online».

Ранее, напомним, сапбордистов уже «прогнали» с Голубых озер. Запрет для сапбордистов и виндсерферов впервые ввели в Татарстане на Голубых озерах в 2022 году. Это стало реакцией властей на призывы экологов. Они тогда забили тревогу из-за нашествия отдыхающих, под угрозой оказался как уникальный голубой цвет озер из-за взмучивания ила, так и сами свойства водоема. Обвинили в этом в том числе массовый прокат сапбордов, бани и машины. Госкомитет РТ по биоресурсам впервые с 2003 года внес поправки к положению об охране озер — природного заказника регионального значения.

«Настоящее несчастье для водоема»: на Голубых озерах запретят сапборды и дайвинг

«Сапбордисты на Большом Голубом озере наносят колоссальный вред растительному и животному миру. Они оказывают механическое воздействие на редкие виды водных растений озера — зеленые мхи, харовые водоросли и другие, просто уничтожая их. Кроме того, сапбордисты носятся по озеру, разгоняя водоплавающих птиц, из-за чего утки бросают гнезда и птенцов. В прошлом году на озере не было ни одного утенка! Это настоящее несчастье для водоема. В этом году на озере были отмечены лебеди, но разве останутся они на гнездах при таком отношении и использовании озера?» — говорила тогда нашему изданию эколог, профессор КФУ Нафиса Мингазова.

Летом 2023 года появились новости и о нарушителях — сотрудники госкомитета оштрафовали отдыхающих в заказнике, которые плавали по озеру на сапбордах. В отношении них составили административные протоколы по ст. 8.39 КоАП РФ («Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях»). Штраф для граждан по этой статье составляет от 3 тыс. до 4 тыс. рублей с конфискацией орудий совершения правонарушения, для юрлиц — до 500 тысяч.

Булат Закиров (Bolt): «Нельзя объединять в одну линейку винсерфинг, допустим, кайтсерфинг и сапборды. Потому что одно — это экстремальный вид спорта, где люди на ветру разгоняются до 70 километров в час — виндсерфинг, кайтсерфинг. С другой стороны сапборд, на котором просто люди валяются 90 процентов времени, как тюлени, загорают, как на надувном матрасе…» Булат Закиров (Bolt): «Нельзя объединять в одну линейку виндсерфинг, допустим, кайтсерфинг и сапборды. Потому что одно — это экстремальный вид спорта, где люди на ветру разгоняются до 70 километров в час, — виндсерфинг, кайтсерфинг. С другой стороны, сапборд, на котором просто люди валяются 90 процентов времени как тюлени, загорают как на надувном матрасе…» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Опасности ни для кого не представляет сапборд. Это полный бред вообще!»

Бизнес ожидаемо насторожился из-за сегодняшнего анонса. «Нельзя объединять в одну линейку виндсерфинг, допустим, кайтсерфинг и сапборды. Потому что одно — это экстремальный вид спорта, где люди на ветру разгоняются до 70 километров в час, — виндсерфинг, кайтсерфинг. С другой стороны, сапборд, на котором просто люди валяются 90 процентов времени как тюлени, загорают как на надувном матрасе…» — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» предприниматель и блогер Булат Закиров (Bolt).

«Либо это девочка едет для „Инстаграма“* пофоткаться, либо с детьми. Опасности ни для кого не представляет [сапборд]. Это полный бред вообще, не имеющий никакого отношения к реальности! А виндсерфинг, кайтсерфинг, да и любая техника, которая относится к экстремальному виду спорта, конечно, на ней нельзя кататься на пляжах», — сказал собеседник газеты.

«Сапборд — это тот же самый надувной матрас. Тогда запретите надувные матрасы всем, это будет честно, потому что сапборды катаются ровно с такой же скоростью. Те, кто реально гоняет, на пляжах не катаются. Я ни одного человека не знаю, кто занимается профессионально сапбордингом. Все его надувают, и на них дети плещутся бесконечно. Вы детей будете штрафовать?! К тому же у нас Казани официальных пляжей вообще нет. У нас все закрыто либо не подготовлено… У нас официальный пляж один на всю Казань», — добавил спикер.

Другой предприниматель Равиль Муслюмов (организует виндсерфинг на акватории реки Казанки) призвал сначала дождаться документа, а потом обсуждать. «Пока проекта ведь нет. Там (в МЧСприм. ред.) очень разумные люди сидят… Дальше, [возможно], будет общественное обсуждение, будет задний ход потом, и все. Смысл-то какой, для чего это надо? Дураков нет, никто подставляться просто так не будет», — сказал бизнесмен в беседе с «БИЗНЕС Online».

Разина Галиуллина, владелец компании sup_serf_116, занимающейся организацией прогулок на сапбордах, надеется, что новых ограничений все-таки не будет. «Очень жаль. Сначала Голубое озеро закрыли, теперь уж совсем сапборды мешать начали властям. Я считаю, что, если выполнять все правильно, знать инструктаж, кататься со специальным жилетом (жилет безопасностиприм. ред.), ничего плохого не случится. Мы катаемся в безопасных местах, я всегда за безопасный вид прогулок на сапбордах. Обеспечить безопасность для тех, кто катается, возможно, если человек слушает инструктаж и выполняет поручения инструктора», — добавила предпринимательница.

Предлагаемые ограничения разумные, полагает председатель правления федерации парусного спорта РТ Альберт Садыков. «У руководителей, отдыхающих, родителей самое главное — организовать безопасность. Вы бы дали своему ребенку сап и выпустили бы его на судовой ход, где ходят крупные суда? Ситуация очень простая: люди должны быть живы и здоровы. Зачем рисковать жизнями? Потому и пишутся все эти регламенты, они же кровью написаны. В первую очередь это для того, чтобы обеспечить безопасность», — отметил Садыков в комментарии для «БИЗНЕС Online».

Садыков согласен с тезисом МЧС о том, что любители катания «рассекают практически везде». «Так и есть. На данный момент ограничений никаких нет. Сапбордисты действительно оказываются на судовом ходу. Вы можете купить надувной матрас, и на нем куда вас понесет… Прав не надо, никаких ограничений, регламентирующих эту работу, нет. Не нужны права на надувной матрас, чтобы выйти на судовой ход. Сапборд — такой же надувной матрас. Купил, никаких разрешений не надо, взял весло и погреб куда глаза глядят. А волны же неожиданно возникают, куда понесет, где искать — непонятно», — подчеркнул собеседник.

«Надо понимать, что у крупных судов, которые у нас ходят, грузовых барж тормозной путь — 2–3 километра. Даже если увидят человека, ничего сделать не смогут», — предупредил Садыков.

Как тогда обезопасить катание? «Наличие прав реально может помочь. Так же, как и с лодочными станциями. Если есть место отдыха оборудованное, там есть обученный сертифицированный матрос-спасатель, руководитель этой базы, который не выпустит без жилета, подскажет, что надо намазать лицо и руки от солнца, объяснит основную технику безопасности. Тогда люди будут предупреждены, будут знать, что можно и нельзя делать. Это бы помогло», — считает руководитель федерации.

«Как еще можно обеспечить безопасность, вопрос достаточно серьезный. Знаете, нельзя просто взять и ограничить. Надо думать, смотреть, обсуждать. Наверное, имеет смысл собрать заинтересованных лиц, спросить их мнение, с ними обсуждать. Потому что просто так взять и людям запретить — самая простая, только, как правило, неработающая история», — добавил Садыков.