«Десятая звезда» Finiko — Лилия Нуриева, заключившая досудебное соглашение, получила 4 года и 6 месяцев колонии общего режима «Десятая звезда» Finiko — Лилия Нуриева, заключившая досудебное соглашение, — получила 4 года 6 месяцев колонии общего режима Фото: Анастасия Гусева

Просилась на свободы, чтобы покрыть долг перед потерпевшими

Чтобы вынести приговор единственной «досудебщице» по делу Finiko, судье Динару Хабибуллину понадобилось 1 час 20 минут — столько он провел в совещательной комнате после того, как Лилия Нуриева выступила с последним словом. В судебных прениях выступать она не стала, анонсировав свое заявление в последнем слове. Однако и в нем была максимально лаконична.

«Уважаемый суд, уважаемые пострадавшие, — обратилась Нуриева в зал, который заполнили одни лишь журналисты, а на задней скамье сидела ее родственница. — Я понимаю уровень своей ответственности, понимаю уровень своих деяний…» В этот момент Нуриева тяжело вздохнула, будто набиралась сил.

1 тысяча отделений и всего 161 потерпевший: в Казани начали судить первую «звезду» Finiko

«Прошу не назначать по возможности наказание, связанное с лишением свободы моей, не разлучать с моей семьей, позволить — у меня опыт работы в бизнес-предпринимательстве есть, в сфере недвижимости — выплачивать свой долг, работать. Сфера влияния вся осталась. Я думаю, в ближайшее время смогу рассчитаться с долгом», — продолжала Нуриева, в прошлом — известный казанский риелтор. Она основатель и директор известного в Казани агентства «Недвижимость и Закон». Судя по открытым данным, оно не работает с 2023 года. Было видно, что Нуриева волнуется и одновременно пытается держать себя в руках.

«Понимаю, что у человеческой глупости и жадности нет предела, но… — в этот момент Нуриева сняла очки — наверное, чтобы были видны ее глаза. — Все, что делается, делается к лучшему!»


Суд признал: Finiko — ОПС

Вообще, Нуриева была морально готова к реальному сроку. В суд она пришла с кожаным рюкзачком, большой сумкой с вещами и небольшим пакетом. На голове у нее, как обычно, был повязан платок, на этот раз — зеленого цвета. Такого же цвета кофта была сегодня на ее адвокате Марине Белоусовой: женщины будто сговорились одеться в тон, да еще и с символичным подтекстом (зеленый цвет ассоциируется с новой жизнью, возрождением). Что ж, новая жизнь теперь действительно ждет Нуриеву — правда, «возрождением» отсидку в колонии вряд ли назовешь. Скорее перерождением.

Судья Хабибуллин, вернувшись из совещательной комнаты, напомнил присутствующим, что подсудимая Нуриева родом из башкирского Салавата, у нее два высших образования и двое детей — малолетний и несовершеннолетний. Подсудимая разведена, официальной работы у нее нет.

Уголовное дело «досудебщицы» рассмотрели за пять месяцев — столько времени прошло с момента поступления дела в суд в начале января до сегодняшнего дня. Два заседания представитель прокуратуры оглашал обвинительное заключение, бо́льшая часть которого — фамилии и имена 161 потерпевшего и обстоятельства, при которых они вложили деньги в пирамиду: кто-то передавал наличкой, кто-то отправлял деньги на карты, причем не Нуриевой, а другим людям. Затем прокуратура оглашала материалы дела. В частности, в суде были озвучены очные ставки Нуриевой с другими фигурантами дела и ее показания. Например, о вице-президента Finiko Андрее Галущенко она говорила, что тот играл роль серого кардинала и все важные решения основатель Finiko Кирилл Доронин принимал совместно с ним. Галущенко, по словам Нуриевой, также организовывал сбор денег с топ-лидеров Finiko для развития нового проекта и «для защиты Доронина» после его задержания в июле 2021 года.

В показаниях Нуриева также подчеркивала, что почему-то из 530 человек в статусе «звезды» Finiko 10-го уровня задержали только ее. При этом, согласно ее словам, каждый пятый «лидер» был причастен к хищениям. Нуриева заявляла, что Доронина лично не знала, но видела его на конференциях и платном обучении.

По словам Нуриевой, сама она вложила в пирамиду 47 млн рублей и якобы только после этого стала полноценным партнером компании. При этом при «скаме» пирамиды, когда произошла блокировка выплат, ей якобы предлагали вывести деньги с кошелька, но со значительными потерями — на руки вернулось бы 50% от вложенной суммы.

Далее судья огласил резолютивную часть приговора. «Признать Нуриеву виновной», — зачитал председательствующий. Суд согласился с вмененной ей статьей об участии в ОПС (ч. 2 ст. 210 УК РФ), таким образом, признав, что Finiko по своей структуре была преступным сообществом. По данной статье суд приговорил Нуриеву к 3 годам лишения свободы. По ч. 4 ст. 159 УК РФ Нуриева также была признана виновной и приговорена к 3 годам лишения свободы.

«По совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Нуриевой наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима», — огласил судья.

Для сравнения: гособвинение попросило наказать Нуриеву за ее действия реальным сроком в 6 лет 6 месяцев лишения свободы. С учетом «досудебки» это почти максимально возможный срок (суд не может назначить ей больше 7 лет колонии с учетом сотрудничества со следствием).

Также суд изменил ей меру пресечения — с запрета определенных действий на заключение под стражу. «Взять под стражу в зале суда», — огласил судья. В этот момент, не дожидаясь конвоиров, Нуриева начала снимать с себя часы и браслеты, принимая все происходящее. Под стражу ей идти не впервой.

Судью она, кажется, уже не слушала, а он в эту секунду зачитал, что принял решение оставить гражданские иски потерпевших без рассмотрения. Суд также постановил сохранить арест, наложенный на имущество Нуриевой: «Земельные участки, жилое здание, денежные средства». У Нуриевой и ее адвоката есть 15 суток, чтобы обжаловать приговор.

«Судебное заседание закрыто», — сообщил судья. «Спасибо», — дрожащим голосом сказала Нуриева и присела на скамейку.

Адвокат Нуриевой: «Приговор неплохой»

«Недовольна [приговором]», — заявила Нуриева в ответ на соответствующий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», снимая с шеи золотую цепочку, запутавшуюся в платке.

На вопрос о том, какой у нее долг и перед кем, звезда Finiko заявила: «Пока не знаю! Как судья [скажет], сколько в приговоре будет написано, кому сколько должна…» — говорила Нуриева, продолжая снимать с себя вещи, с которыми не положено находиться в СИЗО. «Кызым, забери, пожалуйста», — отдала она цепочку своей родственнице, которую еще на первом заседании называла сестренкой.

«Она лишилась счастья»: первой подсудимой по делу Finiko запросили реальный срок

«Добрый день!» — подошел к Нуриевой в это время конвоир. Она отчиталась, что запрещенных вещей у нее при себе нет, телефон выложила, с собой возьмет две сумки. «Не волнуйся, все хорошо будет! — обернулась она к родственнице после того, как на ней застегнулись наручники, и послала ей воздушный поцелуй. — Люблю вас. Все, что делается, — к лучшему. Не волнуйся, поняла?» После этого конвоиры увели осужденную.

Адвокат Белоусова заявила, что они будут обжаловать приговор, хотя и считают его адекватным. «Конечно, приговор неплохой, скажем так, учитывая масштабы деятельности этой финансовой пирамиды, количество привлеченных, потерпевших, суммы, которые были внесены потерпевшими. Приговор, скажем так, адекватный», — сказала защитник. К слову, что касается масштабов: в обвинительном заключении, зачитанном на процессе по Нуриевой, указано, что в деле 161 потерпевший и 206 млн рублей ущерба. Впрочем, на старте расследования дела число вкладчиков переваливало за 10 тыс. человек, а сумма потерянных ими денег — за 5 млрд рублей. Такие данные официально приводило МВД России.

При этом адвокат подчеркнула, что Нуриева — единственная из всех фигурантов дела, кто полностью признал вину, кто содействовал следствию, а теперь Нуриева возвращается в СИЗО. «Год мы провели в следственном изоляторе [во время следствия]. Это было очень тяжелое время. Тяжело, и морально, и физически. И все-таки мы все прекрасно понимаем, что осужденным людям, которые заключили досудебное соглашение, особенно тяжело придется на зоне».

Доронин — единственный из предполагаемых основателей пирамиды, кого следствию удалось задержать. Его коллеги — Эдвард и Марат Сабировы, а также Зыгмунт Зыгмунтовичь — подались в бега и объявлены в международный розыск. В прошлом году стало известно, что Зыгмунта и Эдварда обнаружили в Эмиратах. Запрос об их экстрадиции направлен, однако сооснователи Finiko даже после этого выходили на связь в соцсетях и рассказывали, что планируют начать возврат денег потерпевшим.

По словам Белоусовой, она готовила Нуриеву именно к такому исходу. «Понимание было, что произойдет именно так, потому что я ее готовила, мы разговаривали, общались, но всегда надежда умирает последней, человек всегда надеется на лучшее», — заключила адвокат.

Кстати, о СИЗО: год, проведенный в изоляторе, с 7 сентября 2021-го по 2 сентября 2022-го, суд постановил зачесть в срок отбывания наказания из расчета день за 1,5 в колонии. Значит, что из 4,5 года Нуриева отсидела уже 1,5. Осталось 3.

В общем, у фигурантов основного дела Finiko во главе с Кириллом Дорониным тревожное предчувствие. Их процесс стартует 24 июня.