На носу конец учебного года, примерно 17 тыс. юных татарстанцев ждут непростые и крайне волнительные испытания в виде ЕГЭ. Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин считает, что методику проведения единого госэкзамена нужно трансформировать в соответствии с веяниями времени. Например, разрешить сдавать ЕГЭ многократно, причем не только после 11-го класса, но и раньше. Задания нужно публиковать открыто, чтобы избежать ошибок при подготовке, а вот выпускников школ, которые решат поступать в колледжи и техникумы, можно было бы освободить от ЕГЭ. Подробнее — в блоге, написанном специально для «БИЗНЕС Online».
Алексей Лопатин считает, что методику проведения единого госэкзамена нужно трансформировать в соответствии с веяниями времени
«Великий уравнитель»: за и против
На дворе — май, а значит, самое время затронуть одну из самых злободневных тем десятилетия — единый государственный экзамен. На сегодняшний день, видимо, следуя веяниям времени и нарастающему недовольству некоторых особо разбирающихся в образовании «специалистов», градус общественного мнения начинает нагнетаться в сторону во многом необоснованного недовольства ЕГЭ.
Хочу отметить, что некоторые претензии к процедурным моментам и даже форме я даже разделяю. Тем не менее считаю, что введение единого экзамена как «великого уравнителя» позволило дать шанс многим сотням и тысячам ребят из маленьких сельских школ поступить в престижные столичные университеты.
Мир не стоит на месте, молодежь стремительно меняется, трансформируются оптимальные способы восприятия информации, таким же образом должна эволюционировать и методология единого экзамена. Несмотря на то что в содержательном смысле изменения идут постоянно, в организационно-процедурном плане ЕГЭ остается практически неизменной константой. Думаю, в этом и состоит одна из основных причин нарастающего недовольства существующей системой. Кроме того, одним из косвенных следствий изменений в отечественной образовательной системе стало ослабление школьной профильной подготовки, что опять же неизбежно сказалось на качестве вузовских абитуриентов.
Всем сомневающимся и тем, кто просто не очень разбирается в отечественной системе образования, я хотел бы сказать только одно: уберите ЕГЭ сегодня, и уже завтра ваши дети не смогут выбирать, в какой вуз им попробовать поступить. У них будет только одна возможность в одном университете и никакого шанса на ошибку. Вот что значит единый экзамен и каковы его достижения.
«Всем сомневающимся и тем, кто просто не очень разбирается в отечественной системе образования, я хотел бы сказать только одно: уберите ЕГЭ сегодня, и уже завтра ваши дети не смогут выбирать, в какой вуз им попробовать поступить»
Сделать банк заданий ЕГЭ абсолютно открытым: чтобы задания были опубликованы официально
Далее я хотел бы рассмотреть то, что можно сделать для развития и улучшения методологии единого экзамена. Если декомпозировать основные проблемы, связанные с организационно-процедурными аспектами, можно выделить три блока мероприятий, реализация которых поможет привести методологию единого экзамена в соответствие с сегодняшними реалиями.
1. За более чем 15-летнюю историю ЕГЭ накопился колоссальный банк разноуровневых контрольно-измерительных материалов (КИМ), или, если хотите, заданий. Конечно, некоторая их часть потеряла свою актуальность, т. к. не соответствует сегодняшнему уровню развития науки и техники. Но это ведь не касается таких фундаментальных дисциплин, как русский язык, математика, физика или химия. Тут все стабильно, законы Ньютона или корпускулярно-волновой дуализм неизменны ни при каких внешних условиях.
Идея единого экзамена базируется на осознанном умении применять на практике полученные в результате обучения знания. Фактически речь идет о владении предметом, или, как сейчас принято называть, компетенциях. Для того чтобы объективно проверять сформированность этих компетенций у молодежи, КИМ ежегодно модернизируют и перетасовывают. Таким образом, выпускники школ не имеют точной информации о конкретном содержании билетов на ЕГЭ. Конечно, для тренировки есть так называемый нулевой вариант экзамена, а также задания прошлых лет, но этот вопрос все равно носит вероятностный характер.
Подобный подход рождает гигантский рынок услуг «всезнающих репетиторов», которые тоже не являются универсальным средством для подготовки, т. к. при существующем вероятностном подходе всегда есть шанс ошибиться в правильности выбора заданий для подготовки. И такое уже не раз бывало за последние годы.
«При всей привлекательности ЕГЭ как универсального инструмента, позволяющего контролировать сразу и качество обучения в школе, и возможность поступления в вуз, на сегодняшний день он таковым не является»
Как же можно трансформировать единый экзамен, да так, чтобы не снизить объективность результата оценки? Решение есть. Я бы предложил сделать банк заданий ЕГЭ абсолютно открытым: чтобы задания были опубликованы официально и всякий желающий мог бы по ним заниматься.
На первый взгляд, уважаемые читатели, эта идея может показаться несколько необычной. Но я готов обосновать ее. ЕГЭ нацелен на максимально объективную оценку знаний выпускника. В классическом понимании единый госэкзамен базируется на фундаментальных знаниях конкретных дисциплин, изучаемых за 11 лет обучения в школе. Успешное усвоение школьной программы должно позволять выпускнику без проблем сдать на очень хорошие баллы ЕГЭ. Зачем же скрывать банк заданий, если каждый, кто может решить из него любую задачу, достоин отличной оценки или 100 баллов? Ведь очевидно, что лучше опубликовать эти сотни или тысячи заданий и дать возможность ребятам на протяжении обучения в старшей школе просто методично прорешивать их, обеспечивая тем самым себе в будущем абсолютно прогнозируемый результат на экзамене. Если я смог прорешать 99% заданий, значит, я точно достоин наивысшей оценки. Уверен, что такой шаг по полному открытию банка заданий ЕГЭ позволит значительно повысить как мотивацию молодежи, так и реальное овладение материалом.
Ликвидировать лазейку поступления в вузы через колледж
2. При всей привлекательности ЕГЭ как универсального инструмента, позволяющего контролировать сразу и качество обучения в школе, и возможность поступления в вуз, на сегодняшний день он таковым не является. Именно об этом говорят некоторые специалисты и со стороны общего, и со стороны высшего образования. Почему так? Дело в том, что далеко не все ребята после школы могут и хотят идти в вузы для получения высшего образования. Более того, на это не все и способны. В таком нет ничего плохого, это объективная реальность, причем во всем мире.
Совершенно очевидным решением в этой ситуации выглядит идея развязать такой гордиев узел (именно развязать, а не разрубить) с помощью разделения выхода из школы и входа в вуз. Что это означает? То, что выпускнику школы нужно дать выбор: а) сдавать единый госэкзамен и поступать в университет; б) сдавать выпускные экзамены и пойти в колледж; или даже в) пойти сначала немного поработать. Такой подход позволит разгрузить как саму систему, так и выпускников школ.
3. Думаю, будет полезно для отечественной системы образования ликвидировать возможность перехода выпускников колледжей в вузы по внутренним вступительным испытаниям, минуя процедуру сдачи ЕГЭ. Заодно мы наконец-то узнаем, чего на самом деле стоит ажиотажная конкурсная ситуация, сложившаяся в последние годы в средних профессиональных учебных заведениях нашей страны. У меня есть большие подозрения, подтвержденные статистическими данными, что, как только этот ход будет перекрыт, популярность СПО сильно убавится.
Кроме того, уверен, что этот шаг позволит во многом сбалансировать соотношение ребят, поступающих в колледж и вузы. Ведь развитие современных технологий, связанных с 5-м и 6-м технологическими укладами, подразумевает достаточно высокий начальный уровень образования у специалистов. Таким образом, с каждым годом реальному сектору экономики будет требоваться все больше и больше специалистов с хорошим высшим образованием.
«Откровенно сказать, я не вижу причин, которые бы мешали сдавать единый госэкзамен, например, в 10-м классе. После этого старшеклассник может спокойно доучиваться в своей школе»
Дать возможность сдавать ЕГЭ многократно и не только после 11-го класса
4. Еще одним предложением, способным, по моему мнению, скорректировать нашу систему контроля образования, является возможность сдавать ЕГЭ многократно в течение года в удобное для ребят время. Такой подход либерализует единый экзамен, сделает его более доступным и менее травматичным для психики молодежи. Тем более схожий опыт распространен в некоторых странах, практикующих сдачу аналога российского единого госэкзамена. Понимаю, что это создаст дополнительную нагрузку для образовательной системы, но в результате мы получим увеличение возможностей для абитуриентов (дадим шанс на ошибку) и придадим необходимую гибкость достаточно жесткой структуре перехода из школы в вуз. Думаю, что некоторые дополнительные расходы стоят того, чтобы сбить градус напряженности в обществе вокруг вполне эффективной системы ЕГЭ.
5. Еще одним направлением трансформации единого госэкзамена, которое позволит значительно расширить его возможности, может стать возможность сдавать ЕГЭ не только при завершении обучения в школе, но и, например, в 10-м или даже в 9-м классе. Например, школьникам с 8-го класса дается возможность участвовать и побеждать в предметных олимпиадах, проводимых под эгидой совета ректоров РФ, и результаты этих олимпиад действительны в течение четырех лет.
Откровенно сказать, я не вижу причин, которые бы мешали сдавать единый госэкзамен, например, в 10-м классе. После этого старшеклассник может спокойно доучиваться в своей школе. Если полученный ранее результат ЕГЭ его удовлетворяет, то сдавать экзамен еще раз в 11-м классе не имеет никакого смысла. Тем более что профильное министерство, курирующее высшее образование, не так давно начало реформу высшей школы, одной из главных целей которой является придание системе удобства и гибкости.
***
В завершение статьи хотел бы заметить, что потенциал единого госэкзамена как достаточно объективного способа оценки далеко не исчерпан. По моему мнению, его развитие лежит в плоскости совершенствования организационно-процедурных аспектов. И в этой части нам нужно не бояться делать активные шаги. Уверен, что общество ждет формирование более гибкой и молодежно ориентированной системы оценки.
Кроме того, за последние годы мы были свидетелями не одной образовательной реформы, результаты которых либо не вполне очевидны, либо просто не оценивались в публичной плоскости. При этом очень часто мы наблюдаем научно не обоснованную критику уже свершенных трансформаций с последующей попыткой перечеркнуть полученный результат и развернуть все вспять. Не думаю, что такой подход идет на пользу отечественной образовательной системе. Хочется, чтобы мы наконец-то научились ценить полученные результаты и не рубили бы сплеча, проводя реформы, а бережно достраивали и эволюционно трансформировали то, что нам досталось от предыдущих поколений.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.