Наследие татарского мусульманского богослова и просветителя Шигабутдина Марджани содержит существенный, социальный, духовно-нравственный, мобилизационный и интегрирующий потенциал для развития мусульманской уммы в условиях, когда Россия находится в эпицентре глобальных геополитических преобразований. Об этом заявил президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов на открытии пленарного заседания IX всероссийской научно-практической конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани».

Шигабутдин МарджаниФото: «БИЗНЕС Online»

«Сегодня (россияне — прим. ред.) вновь оказались на переломном этапе своего развития, вызванного глобальными социокультурными трансформациями. В условиях возрождения ислама как никогда востребованным оказалось не только богословское наследие, но и изучение образа жизни, поступков, мыслей татарских мусульманских деятелей», — отметил Минниханов.

Президент Академии наук также добавил, что каждое поколение находит в наследии идеолога формирования татарской нации и мусульманского духовного лидера Марджани ответы на вызовы времени.

Равиль ГайнутдинФото: «БИЗНЕС Online»

О важности духовного наследия ученых прошлого рассказал и почетный гость мероприятия, председатель духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин. В качестве примера он привел ученика Марджани, татарского теолога Хусаина Фаизханова.

«Имя этого ученого было утрачено, не знали мы даже его имени, не говоря уже о его трудах. Эти труды мы сегодня находим и тем самым возвращаем нашему народу духовное наследие тех личностей, которыми мы должны гордиться», — отметил Гайнутдин.

Говоря о самом Марджани, он отметил, что его идеи сыграли важную роль в становлении новых форм развития татарского сообщества.

В заседании также принял участие заместитель премьер-министра Республики Татарстан, председатель национального совета всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев.

Темой конференции была заявлена «Актуальность богословских доктрин, научных концепций и организационных форм российских мусульман-татар в современных условиях». Ученые из разных регионов России рассказали об основных структурах татарского мусульманского сообщества в XIX — начале XX века, общественном движении татар-мусульманок в начале ХХ века, опыте изучения татарского письменного наследия и о других вопросах, связанных с духовно-культурным наследием прошлого.