Первые сообщения о том, что вертолет президента Ирана Ибрагима Раиси произвел «жесткую посадку» начали появляться в СМИ накануне в районе 16:00 по мск Первые сообщения о том, что вертолет президента Ирана Ибрагима Раиси произвел жесткую посадку, начали появляться в СМИ накануне около 16:00 мск Фото: AZIN HAGHIGHI / EPA / ТАСС

Что произошло с вертолетом президента Ирана

Первые сообщения о том, что вертолет президента Ирана Ибрагима Раиси произвел жесткую посадку, начали появляться в СМИ накануне около 16:00 мск. Известно, что инцидент произошел примерно в 600 км к северо-западу от Тегерана. Делегация Раиси возвращалась в столицу из провинции Восточный Азербайджан. Ранее там на пограничном пункте между двумя странами на берегу реки Аракс он и президент Азербайджана Ильхам Алиев открывали плотину.

В составе президентской колонны было три вертолета. Два из них благополучно добрались до пункта назначения, они перевозили иранских министра энергетики и министра дорог и городского развития. В третьем вместе с президентом на борту также находились глава МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян и несколько других чиновников. Сначала иранское агентство Mehr сообщало, что Раиси не пострадал и направляется в автомобильном кортеже в ближайший город Тебриз. Спустя некоторое время эту информацию удалили с сайта агентства.

Властями республики были сформированы, по разным данным, от 20 до 40 поисково-спасательных отрядов из армии, полиции и членов иранского общества Красного Полумесяца. Они пешком исследовали возможный район аварии, также были задействованы беспилотники. Из-за сильного тумана, дождя и горной местности поиски велись с трудом, долгое время обнаружить вертолет не удавалось. На первых кадрах, которые поступали от участников спасательных групп, виден густой туман. Видимость, по данным агентства IRNA, составляла менее 10 метров. С наступлением темноты количество отрядов было увеличено до 65.

Делегация Раиси возвращалась в столицу из провинции Восточный Азербайджан. Ранее там на пограничном пункте между двумя странами на берегу реки Аракс он и президент Азербайджана Ильхам Алиев открывали плотину Делегация Раиси возвращалась в столицу из провинции Восточный Азербайджан. Ранее там на пограничном пункте между двумя странами на берегу реки Аракс он и президент Азербайджана Ильхам Алиев открывали плотину Фото: © Iranian Presidency / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Позже появилась информация, что руководитель и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи провел экстренное заседание высшего совета национальной безопасности. Она также была опровергнута. К месту аварии отправилась делегация правительства во главе с вице-президентом республики Мохсеном Мансури. В мечетях Ирана начали проводить народные молитвы о здоровье президента, их транслировали телеканалы страны. «Мы призываем всех соотечественников помолиться за президента и сопровождающую его делегацию», — такой призыв появился в официальном аккаунте Раиси в «Инстаграме»**.

Как сообщило сегодня утром Mehr, все находившиеся на борту вертолета погибли. А агентство Tasnim уточнило, что начался процесс опознавания тел.

Ибрагима Раиси Ибрагим Раиси победил на выборах президента в 2021 году, набрав свыше 60% голосов избирателей. Является сторонником жесткой линии в отношениях с Западом, принадлежит к ультраконсервативному политическому крылу Фото: dpa/picture-alliance / ТАСС

Покушение или случайность?

Представитель госдепа США и глава Евросовета Шарль Мишель заявили, что внимательно следят за ситуацией. Власти Ирака, Азербайджана, Армении и ряда других стран выразили готовность помочь в поисках пострадавших. Израильский телеканал со ссылкой на чиновников сообщил, что Израиль не имеет отношения к крушению вертолета. Представители ХАМАС и «Талибана»*** выразили поддержку иранскому народу.

Москва готова оказать всю необходимую помощь по поиску пропавшего вертолета, заявила ТАСС официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Россия готова оказать всю необходимую помощь по поиску пропавшего вертолета и расследованию причин произошедшего», — сказала она.

Ибрагим Раиси родился в 1960 году в Мешхеде в семье священнослужителя. Изучал международное частное право в Университете им. Мотахари в Тегеране. В студенческие годы поддерживал идеи свержения монархии. В 1978–1979-х принимал участие в Исламской революции.

С 1980-го работал в судебной канцелярии в пригороде Тегерана. Впоследствии стал прокурором Кереджа, с 1982 по 1984 год был прокурором Хамадана, уже в 1985-м стал заместителем прокурора Тегерана, а с 1989-го по 1994-й являлся прокурором иранской столицы.

В 1994–2004-х возглавлял генеральную инспекцию страны, осуществлял общий контроль за деятельностью исполнительных органов власти. С 2004 по 2014 год был заместителем председателя Верховного суда. С 2014-го по 2016-й — генеральный прокурор Ирана.

В 2016 году возглавил крупнейший в стране мусульманский религиозный фонд «Астан Кодс Разави». В 2017-м баллотировался в президенты, однако проиграл Хасану Роухани, переизбранному на второй срок. С 2019 года был верховным судьей страны. Тогда же его включили в санкционные списки США и Евросоюза за нарушения прав человека.

Раиси победил на выборах президента в 2021 году, набрав свыше 60% голосов избирателей. Является сторонником жесткой линии в отношениях с Западом, принадлежит к ультраконсервативному политическому крылу. При этом не возражает против восстановления иранского ядерного соглашения, предполагавшего постепенную отмену санкций в обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность.

В январе 2022-го совершил первый визит в Россию, провел переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. В феврале этого года Раиси в Тегеране встречался с главой Татарстана Рустамом Миннихановым. Тогда он подтвердил планы принять участие в саммите БРИКС.

В случае смерти президента Ирана страну с одобрения аятоллы должен возглавить первый вице-президент Мохаммад Махбар. Согласно Конституции, в течение 50 дней будут организованы новые выборы главы государства. «Власть в Иране держится на нескольких столпах, и президент всего лишь один из них. В случае его гибели (что на данный момент наиболее вероятно) в течение ближайших двух месяцев обязанности президента будет временно исполнять первый вице-президент — 70-летний финансист и глава администрации Мохаммад Махбар», — писал телеграм-канал «МИГ России».

Пока преобладают три версии случившегося — влияние погодных условий, техническая неисправность вертолета и покушение. «По моим данным, спецслужбы Ирана всерьез рассматривают версию покушения на президента страны Раиси», — приводит телеграм-канал Brief слова журналиста-международника Аббаса Джума.


Крушение вертолета произошло «в деликатный момент для международных отношений», всего через несколько дней после непрямых переговоров американских и иранских официальных лиц по поводу снижения угрозы большого конфликта на Ближнем Востоке, отмечает The New York Times. Авторы статьи также вспоминают слова представителя Белого дома Джейка Салливана, который на прошлой неделе сказал, что «угроза, которую Иран и его ставленники представляют для Израиля, региональной стабильности и американских интересов, очевидна».

«В течение многих лет Иран и Израиль были вовлечены в теневую войну с атаками на суше, море, в воздухе и киберпространстве, многие из них тайные или осуществляются доверенными лицами по всему Ближнему Востоку. Но риски более широкого конфликта резко возросли с тех пор, как ХАМАС атаковало Израиль 7 октября, положив начало войне в Газе и каскаду ударов и контрударов по всему региону», — пишет американское издание.

Иран. Тегеран. Верующие молятся за президента Ирана Эбрахима Раиси Верующие молятся за президента страны Ибрагима Раиси Фото: Vahid Salemi / AP/TASS

«Всегда есть угроза теракта со стороны трех главных террористических организаций мира»

Версия о покушении в российском политическом «Телеграме» распространяется в контексте недавнего нападения на премьера Словакии Роберта Фицо. «И вертолет Раиси упал случайно, из-за тумана, и в Фицо стрелял полоумный дед, и в Улофа Пальме, и в Кеннеди. Дерьмо случается. Но надежнее всего оно случается при тщательной профессиональной подготовке, осуществленной повелителями дерьма», — написала в своем канале главный редактор RT Маргарита Симоньян.

Вертолет Ми-171 (как выяснится позже, это был американский вертолет Bell 212, — прим. ред.), на котором летел Раиси, — один из самых надежных вертолетов в мире, пишет также депутат Госдумы и журналист Евгений Попов. «За почти 30 лет эксплуатации не больше дюжины инцидентов. Совсем не удивлюсь, если крушение — результат атаки на президента Ирана. Врагов у Раиси много», — отмечает он.

«Это сделали более «высокие» люди, чем украинцы»: кто заказал Роберта Фицо?

Похожую точку зрения в своем телеграм-канале «Логика Маркова» также высказывает политолог Сергей Марков. «Президент Ирана летел на российском вертолете Ми-171 (как выяснится позже, президент Ирана летел на американском вертолете Bell 212, — прим. ред.). Это один из самых надежных вертолетов в мире. Возможность его технической аварии почти исключена. Главная версия аварии — погода, густой туман. Вторая версия — теракт. Это может быть Израиль или радикальные исламские суннитские группировки. И конечно, всегда есть угроза теракта со стороны трех главных террористических организаций мира: ДАИШ*, СБУ, ГУР МО Украины. Для всех них Иран — враг», — пишет он.

Марков напоминает, что и премьер Словакии, и президент Ирана пытались не соглашаться с Западом, именно поэтому «абсолютное большинство людей подозревает, что это не случайность». «Что это заговор глобалистов. Что глобалисты-либералы переходят к политическому террору против лидеров, — отмечает Марков. — Таков имидж лидеров стран Запада в мире, что их подозревают в соучастии в терактах. Конспирология? Да это не конспирология, а трезвый рассудок. Ведь в терактах подозревают тех, кто абсолютно точно поддерживает теракт на газопроводе „Северный поток“ и ядерный терроризм — обстрелы ЗАЭС. Так что это уже давно не конспирология».

А вот политолог Борис Межуев менее критичен. «Что касается Раиси, вполне может быть и техническая катастрофа. Логика тех, кто обвиняет Израиль, понятна — Иран наносит ответный удар, начинается большая война на Ближнем Востоке, в которую вмешиваются и США. Разумеется, в первую очередь будут нанесены удары по всем возможным ядерным объектам. Но все-таки слишком рискованно», — пишет он в канале «Русская идея».

В Иране, безусловно, диктатура, но не деспотия, а его политическая система полицентрична, поэтому гибель даже высшего лица совершенно никак не отражается на общей устойчивости власти, отмечает в свою очередь политолог и блогер Анатолий Несмиян. «В Иране убивали президентов, внезапно умирал рахбар (высший руководитель Иранаприм. ред.), но даже при таких форс-мажорах коллапса управления не происходило. Замена находилась буквально мгновенно, — пишет он и отмечает: — Поэтому вряд ли речь идет о покушении и убийстве Раиси — хотя бы по причине непрактичности такого мероприятия. Иногда плохая погода или техническая неисправность, а то и ошибка пилота — это они и есть. Хотя всегда соблазнительно найти вражеский след».