«Выстраивая работу с Когогиным, я прекрасно понимаю, что имею дело не только с человеком очень интеллигентным, образованным, но еще и с мастером спорта по дзюдо, поэтому пытаюсь себя вести аккуратно», — говорил на пленарной сессии ЦИПР глава «Росатома» Сергей Лихачев. Импортозамещение на КАМАЗе неожиданно стало одной из кульминационных тем обсуждения, на которой особенно подробно остановился премьер-министр Михаил Мишустин. О том, чем еще удивил главный цифровой форум и где шеф минцифры РФ Максут Шадаев и вице-премьер РТ Шамиль Гафаров оказались в соседних креслах, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Организация одного из главных IT-форумов страны — «Цифровая индустрия промышленной России» была в этом году беспрецедентной
Татарстан в десятке лидеров по цифровой трансформации
Организация одного из главных IT-форумов страны — «Цифровая индустрия промышленной России» — была в этом году беспрецедентной. Из соображений безопасности — все же мероприятие с участием премьер-министра Михаила Мишустина и изрядной доли нового состава кабмина — в главный павильон пускали только делегатов «супер-VIP», а остальные ждали, пока высокие гости с мигалками покинут территорию Ярмарочной площади. К 15:00 на пунктах пропуска собралась внушительная толпа разноцветных беджей бизнеса, чиновников и прессы. Когда через полчаса стало ясно, что оцепление и не думают снимать, картина маслом стала невероятно выразительной. «Зря приехали, у меня в 16:00 уже встреча», — нервничал руководитель одной из крупных производственных компаний.
Стайка представителей федерального минпромторга не выдержали и ушли. Делегация из Уганды, отвечавшая за международную компоненту форума, раздраженно переговаривалась, перекрикивая летающих над выставочным комплексом многочисленных чаек. Суетился директор одного из направлений «Яндекса». Руководители «Микрона» уже отчаялись попасть внутрь и пытались добыть машину. Стремительно мрачнели журналисты, у которых срывались интервью. «Мои знания оборвались на ЦИПР в Казани: там был порядок», — ностальгировали в журналистском чате по славному прошлому. Технически, конечно, ЦИПР тогда проходил в Иннополисе, но на улице там часами никого не мариновали. «Как же быть, я на сессию опаздываю», — переживал недавно подошедший топ-менеджер. «Вряд ли она начнется вовремя, все спикеры здесь стоят», — философски заметил один из участников.
А внутри тем временем шло закрытое совещание с руководителями цифровой трансформации. Бывший отраслевой куратор Дмитрий Чернышенко, похоже, передавал эстафету новому вице-премьеру Дмитрию Григоренко, которому поручили IT-отрасль в новом составе правительства. Татарстан представлял вице-премьер РТ Шамиль Гафаров, который сидел в центре сцены по правую руку от министра цифрового развития России Максута Шадаева. На заседании подтвердили, что республика вошла в устойчивую группу лидеров цифровой трансформации. Татарстан набрал 85,63% — это 6-е место среди всех российских регионов. Впереди оказались Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа, Сахалинская, Ростовская и Тульская области.
Чернышенко подчеркнул, что благодаря работе руководителей цифровой трансформации показатель цифровой зрелости в среднем по России составил почти 75% по сравнению с 32% в 2019 году, а экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта в отраслях и госуправлении составил уже более 1 трлн рублей. «Наша задача — перевести 80 процентов российских организаций на использование отечественных решений к 2030 году», — обозначал известные приоритеты Григоренко. Собственно, о том, как их реализовывать, и шла речь на пленарной сессии.
Михаил Мишустин: «Использование только собственных продуктов способно гарантировать бесперебойную работу предприятий и защитить инфраструктуру»
Мишустин: инвестиции компаний в IT за четыре года — 4 трлн рублей, но надо еще нарастить темпы
Два года назад ведущие зарубежные поставщики IT-продуктов фактически отказались сотрудничать с Россией, было решено поддержать «максимальный» переход промышленности на отечественное ПО, напомнил предысторию Мишустин в своем выступлении. В недавнем майском указе президент России выделил как одну из национальных целей цифровую трансформацию госуправления, экономики и социальной сферы. Одна из задач — к 2030 году 80% российских предприятий должны перейти на отечественные программные продукты.
За последние четыре года инвестиции компаний в цифровые технологии выросли более чем на 80% и достигли свыше 4 трлн рублей, а объем средств на развитие IT-инфраструктуры увеличился на треть до 1,5 триллиона. Такие цифры, по словам премьер-министра, показывают, что бизнес «отлично понимает» важность внедрения инноваций. Компании в сфере энергетики, добычи полезных ископаемых, строительства наращивают инвестиции, но и в обрабатывающей промышленности результат хороший — только 6% компаний из сектора урезали финансы на IT.
Тем не менее темпы инвестиций в российские IT-решения надо увеличить еще. В 2025–2030 годах они должны быть вдвое выше темпа роста ВВП, следует из майского указа. «Использование только собственных продуктов способно гарантировать бесперебойную работу предприятий и защитить инфраструктуру», — подчеркнул Мишустин. Читалось как «лучше вообще использовать только отечественные решения». Тем более что государство всячески помогает российскому IT-сектору: ставка по налогу на прибыль льготная, тарифы страховых взносов пониженные, есть и «специальные преференции» для сотрудников.
Эффект уже есть, убеждал Мишустин. За четыре года продажи российских программных продуктов выросли более чем вдвое, а готовых пакетных решений — в 5 раз, подсчитал кабмин. Здесь немного отстают фармацевтика и судостроение, но «идет уже» положительная динамика, успокоил премьер-министр. К концу этого года 50% компаний будут работать на российском софте, хотя еще два года назад таких насчитывалось чуть больше трети.
Компании готовы переходить на российское, но остается ряд барьеров. Один из них — нехватка финансов. Такой переход может оказаться «весьма дорогостоящим». Чтобы решить проблему, государство будет компенсировать до половины затрат на внедрение «ключевых классов отечественного инженерного и промышленного обеспечения». Обсуждается идея предоставлять «дополнительные стимулы» и льготные ставки по кредитам компаниям, которые выберут российское ПО.
- Перевод критической инфраструктуры на отечественные IT-решения. Для предприятий и объектов в разных сферах установят конкретные сроки перехода, законопроект внесен в Госдуму.
- Развитие пакетных программных продуктов и господдержка при внедрении пилотных проектов у крупных заказчиков.
- Развитие «цифровых кафедр», где студенты в дополнение к основной специальности могут получить вторую, связанную с внедрением современных технологий по профилю.
- Увеличение выпуска инженеров по автоматизации и роботизации в «ближайшее время». Участие бизнеса в обучении по IT-направлениям должно стать обязательным условием получения им льгот.
- Развитие облачных сервисов и строительство новых центров обработки данных.
Импортозамещение тормозят тарифы и гособоронзаказ?
А дальше установочная сессия превратилась в экзамен по импортозамещению. Логика пленарки была предельно понятна: на одной сцене собрали всех руководителей индустриальных центров компетенций, каждый из которых вначале держал ответ перед властями и коллегами, как обстоят дела с импортонезависимостью в его отрасли, а затем пытался ответить на вопросы Мишустина. А премьер-министр вопросы задавать умеет.
«Делая эффективные решения, вы же не собираетесь делиться этим с прямыми конкурентами?» — интересовался председатель правительства масштабируемостью решений у гендиректора и предправления «Газпромнефти» Алексея Дюкова — тот признавал, что продаются не пакеты, а сервисы, которые еще много лет будут на обслуживании. В свою очередь, Андрей Рюмин, гендиректор «Россетей» и председатель ИЦК «Электроэнергетика», воспользовался моментом и попросил финансирования. Мол, есть отечественные решения для управления производственными активами, однако внедрение очень сложное. «Нам энергообъекты для этого нужно модернизировать, а очень многое из них, например, не амортизировано. И непонятно, как финансировать данные проекты. Суммарно это 12 миллиардов рублей. <…> С учетом того, что тариф ограничен, — говорил он. — Мы должны не только внедрять отечественные системы программного обеспечения, но модернизировать все вместе». «Обязательно попросим, чтобы минэнерго вместе с ФАС и минэкономразвития посмотрел ваши предложения по тарифам», — отреагировал Мишустин. Ждать нового повышения?
Андрей Рюмин, гендиректор «Россетей» и председатель ИЦК «Электроэнергетика», воспользовался моментом и попросил финансирования. Мол, есть отечественные решения для управления производственными активами, однако внедрение очень сложное
Для гендиректора ОАК Юрия Слюсаря, кстати, тоже ключевая проблема — софинансирование. «Вы знаете проблему ценообразования по гособоронзаказу, — обратился он к Мишустину. — Но мы даже 20 на 80 не тянем! Нам просто негде взять эти 20 процентов. Поэтому просим, низко кланяемся, если можно, сделать исключение для нас — 98 на 2, потому что мы, кроме государственных, других денег, к сожалению, на это не имеем». И премьер уже поручил все отработать, но подчеркнул, что решения в области авиастроения должны быть безопасными для людей.
Гендиректор РЖД Сергей Белозеров предложил переименовать ERP в СУР — систему управления ресурсами — и Мишустин это одобрил. А Владимир Потанин, президент «Норникеля», считает, что нужно создать единую цифровую платформу, на которой и вендоры, и пользователи могли бы общаться, делить роялти и формулировать запрос. А по поводу систем управления ресурсами, по его мнению, тотальное импортозамещение и не нужно: есть категория ресурсов, по которой железо закуплено, вендоры на него не влияют и компании способны безопасно поддерживать работу. «Там, где компаниям удастся доказать, что импортное оборудование функционирует безопасно и без влияния недружественного, возможно, надо дать возможность просто им спокойно амортизировать ранее имеющиеся инвестиции», — предложил Потанин.
Президент «Норникеля» Владимир Потанин считает, что нужно создать единую цифровую платформу, на которой и вендоры, и пользователи могли бы общаться, делить роялти и формулировать запрос
«Таких компаний, как КАМАЗ, слишком мало для того, чтобы был рыночный продукт»
Но самое интересное выступление с последующим обсуждением оказалось, пожалуй, у Сергея Когогина — гендиректора КАМАЗа и председателя ИЦК «Автомобилестроение».
В своем докладе он презентовал новый большой проект — цифровую платформу, которая «будет выступать связующим звеном для маршрутизации беспилотных машин и их стыковки с традиционными автомобилями», заявил он. Но в основном руководитель автогиганта сосредоточился на трудностях импортозамещения.
Когогин еще на разминочном блице заявил, что основная проблема — неготовность российских поставщиков решений, и подробно развил свою мысль в выступлении. Пока остальные бодро отчитывались о 85% импортозамещении, он честно признал, что объем проникновения отечественных IT-решений в автомобилестроении составляет всего 38%, а главный фокус — на доведении их «до приемлемого состояния».
КАМАЗ за два года в собственные разработки новых условий автоматизации вложил 1,2 млрд рублей: Когогин заверил, что новые производства также используют только отечественные решения
«Для автомобилестроения в качестве целевых программ выбрано два решения: это T-Flex от „Топ Систем“ и „Сарос“ — решение „Росатома“, — объяснял Когогин. — Переход на новую платформу может быть осуществлен только при проектировании новых изделий, в ходе самой разработки он практически невозможен. Это же подтверждает и практика зарубежных миграций, доступ к которым мы имеем благодаря бывшей команде Siemens, которая работает у нас». В качестве позитивного примера Когогин привел Группу ГАЗ, а также «Москвич», где был запущен ландшафт ERP MES (решения по оптимизации производственных процессов) от компании «1С». «Общий бюджет проекта — 200 миллионов. Французы отключили их полностью, поэтому выбора не было», — говорил гендиректор.
Сам КАМАЗ за два года в собственные разработки новых условий автоматизации вложил 1,2 млрд рублей: Когогин заверил, что новые производства также используют только отечественные решения. А по сравнению с 2021 годом объем заказа для сторонних IT-компаний вырос почти в 6 раз, в отрасли сегодня, по его словам, работает 61 разработчик. «Мы много говорили о том, что нужно поддерживать рынок независимых IT-игроков. Тем не менее многие ПО в нашей отрасли создаются ими во внутренних компаниях. Так поступаем мы, КАМАЗ, так поступают и другие крупнейшие компании — „АвтоВАЗ“, „ГАЗ“. Рыночные компании редко являются носителем прикладной экспертизы. Само написание кода не представляет сложности, а вот проектирование самих систем зачастую может сделать только профессионал», — рассуждал Когогин и предложил создать единые отраслевые инсорсинговые компании, что снизит риски зависимости от одного заказчика.
«Мы работаем в очень конкурентной отрасли и не можем уступать восточным партнерам по скорости и качеству этих решений. Поэтому любой переход в систему, ухудшающий пользовательский опыт, невозможен. Внедрение западных продуктов обошлось нашей отрасли также не в один десяток миллиардов рублей. И занимались мы этим на протяжении двух десятков лет. Слишком долго это все было», — заключил Когогин. А дальше дело в свои руки взял премьер-министр.
— Вы так тонко рассказали про «Москвич», куда КАМАЗ как консультант был приглашен, и вы очень много сделали. Там 1С поставил соответствующую замену ERP-системам. А почему вы не договорились, КАМАЗ?! Ведь у вас до сих пор SAP стоит, правильно? Извините за эти вопросы, но ERP-система у самого Сергея Анатольевича до сих пор осталась саповская, — выразительно оглянулся Мишустин куда-то в зал, где сидел гендиректор 1С Борис Нуралиев.
— Михаил Владимирович, пока тот функционал для очень сложных процессов… не готов 1С к этой работе, — заявил Когогин. Тогда Мишустин поднял самого Нуралиева.
— Я считаю, что 1С довольно много в автомобилестроении делает, и не только в отечественном. Действительно, КАМАЗ относительно других, относительно УАЗа, «Соллерса», там очень много переделов. Это сложное производство, литейка… — ответил Нуралиев.
— Интересно. Я не понимаю, кто из нас чиновник! — усмехнулся Мишустин. — Борис, вы готовы решение предоставить? Я пытаюсь подводить к решениям, надо как‑то по срокам устанавливать. Подталкивать друг друга. Правда, Сергей Анатольевич?
— Михаил Владимирович, ответ простой. Борис — это коммерческая организация. Таких компаний, как КАМАЗ, слишком мало для того, чтобы был рыночный продукт, — поставил точку Когогин.
Но Мишустин решил пойти до конца и после выступления руководителя ИЦК «Общее машиностроение» и главы «Росатома» Алексея Лихачева поинтересовался у него, как дела с «Сарусом».
— Вы сами сказали, что не совсем довольны. Сергей Анатольевич Когогин, из чувства внутренней интеллигентности и хороших отношений с компанией, наверное, не все расскажет на панели публичной по поводу вопросов к программному обеспечению — к «Сарусу», в который в том числе и государство вложило средства, — тонко намекнул премьер. — Вот Сергей Анатольевич пообещал, если продукт будет готов, то вторую версию «Атома» он будет готов в PLM «Сарус» делать. Готовность будет или нет?
— Выстраивая работу с Сергеем Анатольевичем Когогиным, я прекрасно понимаю, что имею дело не только с человеком очень интеллигентным, образованным, но еще и с мастером спорта по дзюдо! Поэтому я в общем пытаюсь себя вести аккуратно и сделать все, чтобы мы удовлетворили запрос КАМАЗа в целом, в частности проекта под названием «Атом». Для нас будет большая честь, если действительно «Атом» станет не только российским автомобильным супергаджетом, но еще и полностью импортозамещенным.
— Здорово, что вы сказали, что Сергей Анатольевич — мастер спорта по дзюдо. Я знаю несколько мастеров спорта по дзюдо, которые внутренне очень сильные, но могут и достаточно интеллигентно, мягко общаться, — под смех зала зафиксировал Мишустин и в заключительном слове призвал «больших начальников» правильно привести инвестиции: — Такое время настало для страны, что надо для всех делать решения, иногда, наверное, в ущерб конкуренции для вашей компании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.