23 мая в Альметьевске отгремел концерт этномузыкального коллектива «Кадим Альмет» 23 мая в Альметьевске отгремел концерт этномузыкального коллектива «Кадим Альмет»

Новый альбом «Кадим Альмета» состоял из баитов, охвативших период первой половины XVIII века

23 мая в Альметьевске отгремел концерт этномузыкального коллектива «Кадим Альмет». Спустя год после фестиваля «Каракуз» он вновь устроил аншлаг в родном нефтеграде с масштабным сольным выступлением. Мероприятие проводили, что называется, с помпой. Под нужды группы выделили просторный концертный зал в общественном центре «Алмет», а площадку перед входом украсили под старотатарскую деревушку. Для изголодавшихся не только духовно развернули фуршет со знакомыми всем жителям республики блюдами, горячими напитками и традиционной выпечкой. В общей сложности концерт посетило больше сотни людей со всего Татарстана.

Трудно поверить, что такой аншлаг собрал относительно молодой коллектив — впервые публика услышала о «Кадим Альмете» в 2021 году. Ансамбль организовали при выставке тюркских музыкальных инструментов народов мира, финансируемой «Татнефтью». Коллектив играет на экспонатах из музея, а их песни — это результат не столько «творческого», сколько «научного» подхода. Философия «Кадим Альмета» такова: инструменты должны играть, а не годами простаивать на стендах.

Ансамбль организовали при выставке тюркских музыкальных инструментов народов мира, финансируемого «Татнефтью» Ансамбль организовали при выставке тюркских музыкальных инструментов народов мира, финансируемой «Татнефтью»

Несмотря на специфичный жанр, коллектив нашел свою аудиторию и славу. Дебютный альбом стал победителем российской премии этнической музыки Russian World Music Awards 2022* в номинации «Лучший аутентичный проект». В дальнейшем же «Кадим Альмет» выступал на KazanForum**, в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга, дал серию концертов в Турции и т. п.

На прошедшей неделе музыканты также презентовали новый альбом — «Гаярь Джанай». Материалы для 15 композиций, игравших в тот день со сцены, собирали в этнографических экспедициях по юго-востоку Татарстана. Благодаря этому альбом собран из баитов, бо́льшая часть из которых охватывает период первой половины XVIII века.

Все композиции объединены единым сюжетом — историей об отважной атаманше Гаярь Джанай Все композиции объединены единым сюжетом — историей об отважной атаманше Гаярь Джанай

Помощь «Татнефти» подарила юго-востоку Татарстана новую историческую фигуру

Все композиции объединены единым сюжетом — историей об отважной атаманше Гаярь Джанай. Некогда размеренную жизнь скромной татарской девушки нарушила война. Ее мужа, как и всех мужчин в поселении, забрали на войну, а оставшиеся жители с трудом сводили концы с концами. Но пока простой народ выживал, купцы жили в довольствии и богатстве. Несправедливость вынудила Джанай вместе с семью сыновьями собрать группу разбойников, которая на протяжении многих лет грабила купеческие обозы на Оренбургском тракте. Доходы от разбоя купцов шли на поддержку нуждающихся.

Спустя годы после гибели мужа на войне постаревшей Джанай приснился вещий сон. В тот момент женщина поняла греховную сущность своего ремесла и пришла к покаянию. Она попросила сыновей построить небольшую часовню, в которой, каясь и молясь, она и провела последние годы жизни.

Но самое удивительное: Гаярь Джанай — фигура историческая, а не сказочная! Это реальный персонаж, живший в селе Ильтень-Бута современного Альметьевского района. Впервые легенду, передаваемую из поколения в поколение в поселении, записал на пленку в далеких 80-х годах этномузыковед Геннадий Макаров, на чьих 50-летних трудах, по сути, и живет сегодня «Кадим Альмет». Но эта и многие другие истории могли бы так и остаться «в столе»: Геннадий Михайлович годами на голом энтузиазме сохранял историю и культуру тюркских народов — власти его проект не интересовал. Лишь несколько лет назад благодаря поддержке «Татнефти» и других неравнодушных труды Макарова обрели новую жизнь.

«Сюжет я изначально записал, не думая, что в будущем он станет основой столь масштабного концерта. Подобных историй в Татарстане и соседних регионах много, но их никто не записывал — они поколениями жили в устной речи в деревнях и селах», — вспоминал этномузыковед.

Сегодня в небольшом селе Ильтень-Бута, расположенном в живописной холмистой местности, все еще проживают потомки легендарной атаманши. Одна из них — глава Аппаковского сельского поселения Валентина Горбунова  лично пришла на мероприятие. «Это мечта всей жизни моего отца — чтобы слава о Джанай пошла по всему миру! — рассказывала журналистам чиновница. — Я выросла на бабушкиных сказках про Гаярь Джанай. Уже в будущем я провела для организаторов мероприятия встречу с долгожительницей нашего поселения, отправляла истории жителей деревни про атаманшу. Из всех этих материалов сложилась прекрасная концертная программа, за что я очень благодарна „Татнефти“!»

Интересный факт: изначально руководство музея и «Кадим Альмет» рассматривали другие названия для альбома — «На берегах степного Зая» и «Кичуйская крепость». Но история Джанай, признается руководитель проектов благотворительного фонда «Татнефть» Павел Корчагин, покорила его. Образ атаманши полон противоречий и неоднозначных моментов, но это и сделало его столь ярким и запоминающимся.

История Джанай, признается руководитель проектов благотворительного фонда «Татнефть» Павел Корчагин, покорила его

«Не раз слышали критику от профессионалов: неправильно стучим!»

Отдельно стоит пройтись по музыкальной составляющей «Кадим Альмета». Все композиции исполняли с использованием более чем 45 аутентичных тюркских музыкальных инструментов — лишь малая доля из огромной коллекции музея. Материал для композиций, повторимся, с 70-х годов собирался Геннадием Михайловичем по татарским деревням Татарстана, Удмуртии, Башкирии, Оренбуржья. За десятилетия, признается Макаров, он посетил свыше 500 поселений. Его труд спас от небытия культуру и музыку многих и многих поколений. «Сегодня современная татарская сценическая музыка — продукт ХХ века, советского времени или подражание европейской попсе, а вот этномузыка юго-восточных районов Татарстана — область, неизведанная для общественности. А ведь наша культура намного богаче, чем ее транслируют на данный момент», — рассуждал Макаров.

Но одно дело — сохранить песни, другое — их исполнить. Перед коллективом «Кадим Альмет» стояла задача сохранить характер построения композиции, атмосферу и дух того времени. Конечный итог стал гармоничным синтезом прошлого и настоящего: приближенный к оригиналу, но с современным звучанием. Во многом это заслуга талантливого коллектива ансамбля… у многих из которых даже нет музыкального образования. Колоссальную работу проделал художественный руководитель коллектива Эрдни Чавлинов. Прекрасный знаток этнической музыки, сумевший, не отходя от первоисточника, аранжировать имеющийся материал в совершенно оригинальной манере.

«В коллективе сегодня 31 человек, среди которых 21 непосредственно занимается музыкой. Костяк сформирован музейными гидами, а среди музыкантов есть и работник пиццерии, операторы из нефтегазовой отрасли, даже певчий из часовни. Людям с образованием сложно перестроиться, все-таки произведения имеют нечетные размеры (в отличие от прямолинейных, на четыре четверти, принятых в современной музыке). Не раз слышали критику от профессионалов: неправильно стучим! Это нестандартно по современным стандартам, но такова особенность игры того времени!» — отмечал Корчагин.

«Мы не собираемся «окукливаться», держать наш опыт под семью замками»

Предсказуемо многолетний титанический труд дал плоды. Восторженные зрители провожали артистов и музыкантов восторженными аплодисментами, а зал практически хором скандировал: «Браво!». Коллектив «Кадим Альмета» не обделили и материальным — перед сценой выстроилась огромная очередь из желающих вручить талантам пышный букет цветов. С широкой улыбкой из зала вышел и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов — музыка подопечных «генерала» не оставила равнодушным.

«Мне очень понравилось выступление. Красиво и интересно оформили выставку, голоса очень хорошие, звонкие, костюмы — все великолепно. Большое спасибо организаторам!» — рассказала Зульфия Идиятова, главный хранитель Альметьевского краеведческого музея, экспонаты которого участвовали в программе музыкантов.

Останавливаться на текущем «Кадим Альмет», отмечают организаторы, не собирается. Коллектив уже на слуху в республике и любителей этномузыки, выступал в других странах, даже получил свою славу на радиостанциях западных государств. Но не популярностью едины.

Зона роста для музыкантов — передача знаний новому поколению музыкантов. Татарстан здесь, к сожалению, отстает от других регионов страны и государств СНГ. Если Казахстан начал возрождение отрасли еще в середине прошлого века, а Башкирия при поддержке властей — в 80-х годах, то наша республика — лишь четыре года назад. «Мы не собираемся „окукливаться“, держать наш опыт под семью замками, окружать себя флером тайны. Цель „Кадим Альмета“ и выставки тюркских музыкальных инструментов — передать знания будущим поколениям, систематически проводя мастер-классы и привлекая молодежь к нашему делу», — делился видением будущего Корчагин. К слову, помимо «Кадим Альмета», нефтяники финансируют детский этномузыкальный коллектив «Карлыгач», который в 2022-м уже стал лауреатом международного фестиваля «Эра талантов».

«Я бы добавил, что для успешного развития проекта нужна поддержка министерства культуры не только Татарстана, но и России. Потому что эти инструменты надо легализовать, чтобы на них официально можно было бы играть в учебных музыкальных заведениях. Пока это идет на уровне самодеятельности, а нужна утвержденная программа по этнической музыке. Благо положительные примеры уже есть, и в институте музыки и консерватории ведутся ознакомительные уроки», — в заключение говорил о будущем проекта и этномузыки Геннадий Михайлович.