Растет поколение, которое не умеет и не хочет готовить, сокрушались вчера на Неделе российского ретейла в Москве. Участники форума порассуждали об успехах «брендозамещения», выразили уверенность, что IKEA здорово пожалеет об уходе с российского рынка, обсудили законопроект о маркетплейсах и обеспокоились дефицитом на рынке стройматериалов. О том, как магазины пытаются угнаться за растущими потребностями покупателей и что делать, чтобы ярмарки в регионах не превращались в условный Шанхай, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Виктор Евтухов: «Мы, конечно, не ставим задачу производить все и вся. Но все-таки политику здорового, разумного протекционизма продвигать будем»
«Мы, конечно, не ставим задачу производить все и вся»
Пленарная сессия Недели российского ретейла вызвала такой ажиотаж, что зал московского международного центра торговли не смог вместить всех — многим пришлось стоять в проходах. Темный зал и едва подсвеченная красными фонарями сцена создавали ощущение, будто это не деловое, а увеселительное мероприятие. Словно для нагнетания интриги, одно кресло на сцене пустовало, старт сессии откладывался. Через 10 минут после запланированного начала на сцене появился замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, занял свое место и только тогда свет упал на остальных докладчиков. Модератор Кирилл Токарев поспешил передать Евтухову микрофон, предлагая выступить в «режиме стендапа». «До стендапа я еще не дорос — только с друзьями на вечеринке, а тут люди уважаемые собрались», — улыбнулся замминистра, который явно был в приподнятом настроении.
«Все больше красивых женщин», — сказал он, окинув взглядом зал, но речь была не об этом. Евтухов рассказал, что оборот розничной торговли по итогам 2023 года составил 48,2 млрд рублей. Отрасль выросла на 8%, и это «не может не радовать». Основной сегмент — продовольственный, где рост составил 4,4%. Стало больше магазинов (плюс 2,2%), все расширяются торговые сети, за судьбу которых еще в 2013–2015-х «многие переживали», но «это уже далеко в прошлом». «Именно наличие такой системной отрасли позволило нам весьма качественно и эффективно пережить самые сложные годы для нашей страны, что не удалось представителям различных отраслей экономики, в том числе торговым отраслям в других странах», — заверил замминистра. На 14% вырос общепит.
Евтухов рассказал, что оборот розничной торговли по итогам 2023 года составил 48,2 млрд рублей, в основном сегменте — продовольственном — рост на 4,4%
Все это, по мнению Евтухова, говорит о восстановлении экономики, ее переходе в «хороший плавный рост» и адаптации к «вызовам, которые пришли извне». Но все это «произошло не на ровном месте», сначала все были в тревожном непонимании, что будет происходить с торговлей в России, когда начали уходить зарубежные бренды. «Было напряжение, оно касалось того, как сможем обеспечить запросы потребителей. С другой стороны, все переживали, какова будет наполняемость наших торговых объектов», — напоминал Евтухов.
Он подчеркнул, что в 2022–2023 годы минпромторг вел переговоры с компаниями, которые собирались уходить с российского рынка. «Многих уговаривали не делать такой необдуманный шаг. Но не все нас послушали», — добавил Евтухов. Поэтому сначала торговые ряды «поредели», но проблему удалось быстро решить: незаполняемость торговых центров с 20% упала до 5–8%. Также активизировавшийся параллельный импорт «стал снижать обороты» по мере появления отечественных аналогов и других брендов. «Креативно придумали для себя термин „брендозамещение“, когда товары и услуги замещаются нашими товарами и товарами из дружественных стран. Наши отечественные компании не только заполнили освободившиеся площади, но в целом демонстрируют рост и развитие», — подчеркнул Евтухов.
Однако он огорчился, что некоторые компании тем не менее продолжают ориентироваться на импорт. «Мы, конечно, не ставим задачу производить все и вся. Об этом и президент Владимир Путин говорил, что не надо все замещать. Но все-таки политику здорового, разумного протекционизма продвигать будем, чтобы помогать нашим компаниям представлять достойные товары». Евтухов напомнил, что в министерстве разрабатывали законопроект о «русской полке» — минимуме, до которого российские сети могут снизить долю российских товаров. Напомним, минэкономразвития РФ сочло эту задумку «нереализуемой».
Незаполняемость торговых центров с 20% упала до 5–8%
«Если бы ты тогда была директором, склад бы не сгорел!»
Евтухов поддержал законопроект о маркетплейсах, который внесли в Госдуму в марте этого года глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета ГД по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Замминистра уточнил, что уже подготовлен положительный отзыв правительства. «Бурный рост, который демонстрирует интернет-торговля, требует регулирования», — уверен он.
Еще одна тема, которая тревожит Евтухова, — сокращение объектов нестационарной торговли в регионах: «Нам отказали в регулировании этой сферы… Было принято решение, что мы закон отзываем. Посчитали, что у субъектов достаточно возможностей для того, чтобы развивать эту торговую нишу. Но в ряде субъектов она растет и расширяется, а где-то сокращается». Не спасли их даже рекомендации министерства о том, как надо развивать ярмарки, мобильную, стационарную торговлю. «Мы не призываем делать условный Шанхай (сейчас уже Шанхай — это другой Шанхай). Но 10 лет назад было примерно так. Мы говорим о том, что должно быть красиво, стильно, комфортно», — добавил Евтухов.
«В прошлый раз вы прошлись по маркетплейсам поострее. Значит ли это, что нащупан какой-то баланс?» — уточнил модератор. «Каждый год, прежде чем прийти на торговую сессию, я понимаю, что будут присутствовать владельцы российских маркетплейсов, я смотрю российский Forbes, где там Татьяна Бакальчук, — ответил Евтухов. — Смотрю, не случилось ли чего-то плохого. По ней я смотрю — все хорошо, маркетплейсы развиваются».
Замминистра снова вспомнил, что «пришлось приложить максимум усилий», чтобы прийти к пониманию того, что законопроект о маркетплейсах нужен. Тут он посмотрел на исполнительного директора Wildberries Ольгу Наумову и добавил: «Зайдя на Wildberries, ты поняла, сколько проблем! Если бы ты тогда была директором, то склад бы не сгорел! Ольга поддерживает законопроект». Зал смеялся. А Евтухов добавил, что управляющий директор Ozon Сергей Беляков, который ранее был замминистра, тоже согласится, что «отрасль нужно отрегулировать».
Растет формат хард-дискаунтеров, таких как «Чижик» и «Да!»
«Кормите своих мужей домашней пищей, как это делает моя жена, никакого фастфуда!»
Управляющий директор торговой сети «Пятерочка» Владислав Курбатов отметил, что главный фактор в отрасли — стабилизация покупательского спроса и даже его рост по итогам I квартала 2024 года. Кроме того, растут хард-дискаунтеры, такие как «Чижик» и «Да!», которые не просто акцентируются на низких ценах, но и дают «определенное качество». Поэтому другие сети, чтобы дистанцироваться от магазинов такого формата, будут двигаться в сторону СТМ (собственная торговая марка). Параллельно рост доходов позволяет расти онлайн, и покупатели «становятся многоканальными». «У нас активно развивается диджитал. Мы выросли на 120–130 процентов выручки», — отметил Курбатов.
Вызов для отрасли — персонал, когда его стоимость «растет гораздо быстрее инфляции, которая есть на рынке». «Я думаю, что в ближайшее время многие будут пытаться двигаться в плане автоматизации процессов, улучшения своих бизнес-процессов, работать с эффективностью», — считает управляющий директор торговой сети «Пятерочка».
Также он выделил еще один тренд — на готовую еду, т. к. «растет поколение, которое готовить не умеет и не хочет, скорость жизни возрастает». Поэтому сети предлагают готовую еду, чтобы быстро перекусить. «Или будем жить быстро и коротко», — пошутил Евтухов. Курбатов улыбнулся, но серьезно заметил, что «Пятерочка» сталкивается с дефицитом производств готовой еды в регионах. «Если и есть какие-то производители, то там еще сомнительного качества процессы организованы», — добавил он.
Директор розничной сети «Магнит» Руслан Исмаилов заявил, что люди перестали готовить, т. к. 40% семей состоят из одного человека
«Товарищи женщины, не слушайте Владислава! Кормите своих мужей домашней пищей, как это делает моя жена, никакого фастфуда!» — под аплодисменты зала заявил Евтухов. На это модератор заметил, что в его окружении больше мужчин, которые готовят. «Девушки, по-моему, вообще перестали готовить», — прокомментировал кто-то из сидящих на сцене. «Товарищи мужчины, готовьте домашнюю пищу для своих жен!» — внес поправку Евтухов. А Курбатов продолжил, что скоро уже и хард-дискаунтерам придется последовать тренду на готовую еду. «У нас жены умеют готовить, мы сами умеем готовить, а вот, например, моя дочь думает, что еда в холодильнике сама появляется. Поэтому многие вещи на рынке будут менять наши привычки», — сказал управляющий директор «Пятерочки» и призвал инвестировать в сферу готовой еды.
Директор розничной сети «Магнит» Руслан Исмаилов заявил, что люди перестали готовить, т. к. 40% семей состоят из одного человека.
— Это проблема социальная. Если я бы жил один, то, наверное скатился бы к нездоровому питанию, — заметил он.
— Ну не знаю… Я не скатился. Готовлю иногда даже, — вмешался Токарев.
— А вы один? — пошутил Евтухов. — Мы вас специально приглашаем на такие форумы, а вы…
Исмаилов продолжил, что готовая еда и перекус стали более доступны, чем раньше. И уже даже таким компаниям, как «Магнит», не хватает производственных мощностей.
Также среди трендов розницы он выделил развитие e-com и доставки. Исмаилов напомнил, что компания приобрела KazanExpress, на базе которого создали «Магнит Маркет». Кроме того, директор розничной сети «Магнит» рассказал, что они открыли магазин в зоне прилета в Пулково. Проект признали успешным и планируют выходить в другие аэропорты.
Что касается персонала, то Исмаилов признал, что «тема сложная». Компания индексирует зарплаты, но только ей «сотрудников уже не удержать, особенно если хотим, чтобы люди работали дольше». «Нужно смотреть вглубь, внутрь операционных процессов, делать работу сотрудников проще, легче и даже, может быть, меньше», — предложил Исмаилов, добавляя, что торговля «очень тяжелый труд», который должен стать «не только простым, но и уважаемым».
Сергей Беляков одним из трендов назвал рост продаж в «некрупных городах» с населением меньше 1 млн человек, поселках, деревнях
«Риски злоупотребления доминирующим положением среди игроков существуют»
Рынок маркетплейсов не против регулирования, это миф, убеждал в своем выступлении управляющий директор Ozon Беляков. Масштаб рынка и крупнейших игроков таков, что действительно требует специального регулирования. «Как бы мы себя ответственно и добросовестно ни вели (а мы в состоянии конкуренции стараемся это делать), <…> риски злоупотребления доминирующим положением среди игроков существуют», — признал Беляков.
Как оказалось, к будущему регулированию у маркетплейсов два главных требования — чтобы оно не мешало «технологическому росту и прогрессу» и не вредило потребителям, которым нужен выбор товара по комфортной цене. «Хотелось бы, чтобы если оно (регулирование — прим. ред.) вдруг будет неидеальным, некорректным, не потерять вот эти эффекты быстро растущего, но очень качественного сегмента», — казалось, заранее переживал Беляков, что государство преподнесет неприятные сюрпризы.
Одним из трендов руководитель Ozon назвал рост продаж в «некрупных городах» с населением меньше 1 млн человек, поселках, деревнях. Еще одна тенденция — так называемое брендозамещение, когда маркетплейсы предлагают товары в категории «Сделано в России» с локальными брендами. Всего их больше 1,5 тыс., а товарных позиций — более 1,5 млн, обозначил спикер. Еще одна тенденция и «фактор успеха» для маркетплейса — это сопутствующие услуги, отметил Беляков и упомянул Ozon Банк. Наконец, управляющий директор компании пообещал, что цена на товары всегда будет «конкурентной».
«Если мы говорим о потребительском рынке в России, то это просто большое количество покупателей, и все маленькие и большие, офлайновые и онлайновые игроки конкурируют за их сердце и кошелек», — продолжила дискуссию Наумова. Вместе с тем в конкурентной борьбе важно понимать потребности потребителя, потому что за последнее время его поведение сильно изменилось. Покупатель поменял свои критерии к стандартам. «Та эволюция, которая произошла в торговле за последние годы, задала супервысокие требования ко всему: и к ассортименту, и к цене, и к предложениям, и к скорости, которая сегодня номер один по важности и ценности, — считает эксперт. Подчеркнула она и основное различие между традиционной торговлей и продажей товаров через интернет: — Офлайновая торговая сеть со своей ценовой политикой и ассортиментом — это отдельная форма коммуникации с потребителями, а онлайн — это все же цифровая платформа, которая прежде всего обеспечивает логистические и коммуникационные сервисы. С бесконечным количеством потребителей».
Как отметил Евгений Мовчан, специалисты компании в последнее время фиксируют позитивную тенденцию, когда рост продаж в регионах становится существенно больше, чем в Москве и Петербурге
«Зримое подтверждение, почему Центробанк держит ставку высокую уже месяцев 10»
Генеральный директор СТД «Петрович» Евгений Мовчан рассказал о проблемах спроса и предложения на рынке стройматериалов. Во многих товарных категориях спрос намного опережает предложение. «Отрасль является зримым подтверждением, почему Центробанк держит ставку высокую уже месяцев 10», — начал он и отметил, что специалисты компании в последнее время фиксируют позитивную тенденцию, когда рост продаж в регионах становится существенно больше, чем в Москве и Петербурге. «Тем не менее тревожный сигнал по спросу есть. Мы отмечаем, потому что связаны с рынком недвижимости. Покупка недвижимости всегда старт для ремонта, — заметил выступающий. — С другой стороны, это закономерная ситуация, потому что есть дефицит, а когда он есть, то растут цены, и данный процесс достаточно безостановочный».
Сейчас же перед компанией стоит задача погасить спрос и дождаться, когда он сравняется с предложением, которое должно начать расти. В ситуации с предложением проблематика делится на две части. Первая — это развитие производства, а вторая — импортозамещение. Так, в ряде категорий давно назрело строительство новых мощностей, однако последние мировые события отодвинули эту перспективу. «Оно имелось у компании в планах, но сначала ковид, потом 2022 год пришел. Очень турбулентные были моменты», — пояснил Мовчан.
Многие иностранные бренды ушли с российского рынка. Их замещение требует времени, специальных технологий и кадров. Тем не менее процесс идет. «У нас есть знаменитый шведский бренд, о нем все наслышаны, вот он ушел, и я знаю, что коллеги уже сделали продукт, который даже лучше по качеству. Я уверен, через какое-то время о нем все забудут и рынок он уже безвозвратно потеряет», — сказал Мовчан.
Отметил он и взаимодействие с минпромторгом по вопросам поддержки бизнеса: «У нас потребитель сам выберет, кто лучше. Не станет одного, будут другие. Поддерживать нужно, конечно, промышленность, потому что это очень сложный механизм».
«За 27 лет мы прошли путь от пятой компании в Калининградской области до второй. Думаю, так навсегда и останется: X5 будет номером один, мы же — номером два. Нам так комфортно», — заявил основатель и совладелец торговой сети Spar Олег Пономарев. Также он отметил, что компания живет не только за счет ретейла, но и благодаря собственным производствам колбасы, хлеба, молока и т. д.
«Мы доказали и самим себе, и критикам, и скептикам, что идем правильным путем», — подвел итог пленарной сессии Евтухов. Сегодня на стратегической сессии, посвященной ретейлу нового времени, ждут Бакальчук и нового министра промышленности и торговли Антона Алиханова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.